См 3. Рынок услуг и его структуризация
1. Критерии классификации услуг.
2. Структура и состав сферы услуг.
3. Классификация сферы услуг.
4. Структуризация рынка услуг.
Минилексикон: единичная услуга, платная услуга, бесплатная услуга, компактный рынок услуг.
1. Критерии классификации услуг.
В экономической литературе отсутствуют специальные теоретические исследования комплекса проблем функционирования сферы услуг и в частности вопросов структуризации рынка услуг в трансформационной экономике. Еще недавно сфера услуг рассматривалась в отечественной экономической науке как наука второстепенная, поэтому и не удивительно, что само развитие сферы услуг намного отставало от развития сферы материального производства. Известно, что услуги охватывают всю нематериальную сферу экономики.
Для развития сферы услуг важное значение имеют разработка теоретических и методических вопросов определения ее структуры, выделение критериев, на основе которых можно четко регламентировать отнесение тех или других видов деятельности к указанной сфере. Кроме того, структуризация сферы услуг предусматривает разработку, в первую очередь, критериев классификации услуг, которые дают возможность проследить динамику разных видов услуг и их соотношения, как в рамках всей экономики, так и в пределах самой сферы услуг.
В настоящее время в экономической литературе рассматриваются разные точки зрения относительно критериев классификации сферы услуг. Одна из них предложена украинским экономистом В.Юхименко, который разделяет сферу услуг согласно социально-экономического характера на две основные группы: социально-культурные и коммунально-бытовые, с точки зрения покрытия расходов при получение услуг – на: бесплатные и платные. Такая классификация позволяет расширить диапазон понимания взаимосвязи развития сферы услуг с развитием самого человека.
В сферу рыночных отношений включаются все новые и новые услуги, социальная значимость которых в обществе особенно важна, это медицина, образование, наука, культура, информатизация.
Итак, по социально-экономическому характеру и значению потребности, услуги разделяются на две основные группы: социально-культурные и коммунально-бытовые.
Социально-культурные включают отрасли сферы услуг, которые удовлетворяют разнообразные социальные потребности духовного характера. Эти услуги предоставляются учреждениями народного образования, культуры и искусства, охраны здоровья, физкультуры и социального обеспечения. Ко второй группе относят услуги, связанные с удовлетворением разного рода потребностей бытового характера, – это потребность человека в передвижение (услуги пассажирского транспорта), потребности, возникающие при ведении домашнего хозяйства (бытовое обслуживание, жилищно-коммунальное хозяйство, торговля) и др.
По мере участия населения в покрытии расходов, связанных с функционированием данной сферы, услуги разделяются на бесплатные для населения (покрывающиеся за счет общественных фондов потребления) и платные (оплачивающиеся полностью или частично за счет денежных доходов населения).
В настоящее время соотношения социально-культурных и коммунально-бытовых услуг составляет приблизительно 60 к 40 % всего объема общественно организованного обслуживания. Что касается платности услуг, то большая часть социально-культурных услуг (около 9/10) для населения предоставляется бесплатно, в то время как коммунально-бытовые – преимущественно платные. Тем самым подчеркивается социальная значимость первой группы услуг, а отсюда вытекает и обеспечение большей социальной справедливости в их использовании.
В группе социально-культурных услуг более 50 % приходится на образование. Услугами всевозможных образовательных учреждений (школ, вузов, техникумов, профтехучилищ, разнообразных курсов и т. п.) в Украине пользуются ежегодно более 18 млн. человек. Так, в настоящее время функционирует более 24 тыс. детских дошкольных заведений, в которых воспитывается около 2,5 млн. детей дошкольного возраста, 21,8 тыс. общеобразовательных школ (более 7 млн. учеников).
Украина имеет широкую сеть профессионально-технических училищ, в которых учится около 700 тыс. учеников. Почти в 160 высших учебных заведениях учится около 900 тыс. студентов, приблизительно столько же учеников в средних специальных учебных заведениях. Платные услуги образования включают плату родителей за содержание детей в детских дошкольных заведениях, школах-интернатах, детских лагерях, за обучение в музыкальных и художественных школах, разнообразных курсах. Однако, в общих затратах на образование они незначительны и составляют 4 %.
Наиболее близкими к образованию по социальным функциям являются услуги заведений культуры. Их главная цель заключается в формирование гармоничного развития личности. Услуги большинства заведений культуры, в отличие от услуг образования, преимущественно платные. Если общий объем услуг заведений культуры принять за единицу, то плата населения в нем составит около 1/3.
Большая роль в формирование человека как определяющего фактора экономического роста отводится услугам здравоохранения, социальная значимость которых в последнее время значительно выросла. Как известно, здравоохранение у нас в стране для населения в основном бесплатное (согласно Конституции). Однако в последние годы в связи с развитием кооперативной деятельности наблюдается рост платного обслуживания и в услугах здравоохранения. Так, только за 2000-2005 гг. их объем вырос в 2 раза. К услугам, которые прямо или косвенно влияют на состояние здоровья человека, можно отнести также услуги санаторно-курортных заведений, туристических баз, домов отдыха, а также организаций физкультуры и спорта. Поэтому они могут быть включены в отрасль предоставления услуг здравоохранения. Платная часть услуг в этой отрасли в настоящее время составляет более 13 %, то есть сравнительно с 2005 г. увеличилась на 5 %.
Туризм является одной из ведущих в Европе отраслей по темпам роста. Это один из основных видов экономической деятельности, где создаются рабочие места в сфере услуг – то есть той сфере, на которую в Европейском содружестве приходится в настоящее время 65 % рабочих мест и 50 % ВНП.
Благодаря туристической деятельности предприятия промышленности, сельского хозяйства, транспорта, сферы услуг – произвели продукции и предоставили услуг на 24,9 млрд. грн. В бюджеты всех уровней поступило 9,5 млрд. грн. в виде налогов и обязательных платежей. Привлечение иностранных туристов позволило отечественным производителям активно экспортировать товары и услуги на территории нашей страны.
Итак, спрос и предложение формируют свою структуру соотношения между разными видами услуг, их динамику и поле деятельности. Поэтому исследование структуризации услуг нуждается в анализе новых требований к их классификации.
- Зачетный модуль 1. Экономическая природа непроизводственной сферы и ее роль в современной экономике см 1. Непроизводственная сфера сегодня
- 4. Сервис как услуга. Классификация видов услуг.
- См 2. Эволюция непроизводственной сферы
- 1. Теоретическое объяснение роста услуг.
- 3. Тенденции развития информационного общества.
- 4. Интернет-сервис в современном обществе.
- 5. Глобальная сетевая экономика.
- См 3. Рынок услуг и его структуризация
- 2. Структура и состав сферы услуг.
- 3. Классификация сферы услуг.
- 4. Структуризация рынка услуг.
- См 4. Роль государства в поддержке развития рынка услуг в Украине
- 1. Государственного регулирования как экономическая категория.
- 2. Развитие малого предпринимательства в экономике Украины.
- 3. Формы и методы влияния государства на сферу услуг.
- 4. Место и роль сферы услуг в условиях рыночной экономики.
- Зачетный модуль 2. Внутренняя среда непроизводственной сферы см 5. Непроизводственная сфера как система
- Рис 5.1. Основные элементы принципа «черный ящик» системного подхода
- 5. Сервисные организации как кибернетические системы.
- См 6. Миссия непроизводственной сферы.
- 2. Взаимосвязь внутренних переменных.
- 3.Миссия – основная общая цель непроизводственной сферы.
- Ценностные ориентации
- 4. Факторы, влияющие на выбор миссии.
- См 7. Технология и ее влияние на управление услугами
- 1. Технология процессов и информационные технологии.
- 2. Причины, по которым фирмы услуг инвестируют в технологии.
- 3. Технология как конкурентное преимущество.
- 4.Области применения технологий в сфере услуг
- 5. Информационные системы.
- 6. Технологии и будущее услуг.
- См 8. Персонал организации сферы услуг
- 2. Контактирующий персонал сервисной организации.
- 3. Связь отличительных характеристик услуг со степенью покупательского риска.
- 4. Цели, на которые направлен имидж сервисной организации.
- Зачетный модуль 3. Регулирование процессом предоставления услуг см 9. Клиент: ядро менеджмента услуг
- 1.Особенности отношений управления в сервисных системах.
- 2. Потребители сферы услуг.
- Понятие клиента л. Л. Бина
- 3. Поведение потребителей и модель принятия решения потребителем
- 4. Специфические аспекты покупки услуг.
- См 10. Разработка и создание услуг
- 1. Причины, побуждающие к разработке и созданию новых услуг
- См 11. Управление трудовыми ресурсами в сфере услуг
- 2. Новые задачи (изменения в сфере управления трудовыми ресурсами).
- 3. Типы сотрудников в сфере услуг
- 4.Организационная структура, необходимая для сервисных фирм
- Зачетный модуль 4. Процессы управления в непроизводственной сфере см 12. Место процесса управления в хозяйственном механизме
- 1. Элементы хозяйственного механизма
- Сфера услуг
- 2. Функции и свойства процесса управления
- 3. Типы процесса управления.
- 4. Технология процесса управления
- 5. Особенности отношений управления в сервисных системах.
- См 13. Системы управления в непроизводственной сфере
- 1. Функциональные признаки отношений управления.
- Цели и уровни структуры корпорации
- См 14. Инструменты управления непроизводственной сферой
- См 15. Организационное развитие на предприятиях сферы услуг
- 2. Теоретические основы принятия управленческих решений.
- 3. Технология принятия и реализации управленческих решений.
- 4. Принципы оптимальности принимаемых решений
- 5. Процесс выработки и реализации решений.
- Зачетный модуль 5. Функции управления в непроизводственной сфере см 16. Прогнозирование и планирование в сервисных организациях
- 2. Факторы, влияющие на выбор метода прогнозирования
- 3. Система внутрифирменного планирования
- 4. Стратегическое планирование
- См 17. Координация и мотивация в сервисных организациях
- 1. Этапы и стадии жизненного цикла сервисной организации.
- 5. Поведение потребителей и модель принятия решения потребителем.
- 6. Специфические аспекты покупки услуг.
- См 18. Контроль и корректирование в сервисных организациях
- 4. Отличия контроля традиционного от контроля благожелательного.
- Зачетный модуль 6. Менеджмент сервисной фирмы см 19. Эффективность управления сервисной фирмы
- 3. Социально-экономическая эффективность управления.
- 4.Факторы, снижающие эффективность работы сервисных организаций.
- 5. Эффективность труда руководителя.
- См 20. Конкурентоспособность сервисной фирмы
- 2. Стратегические ресурсы сервисной фирмы.
- 3. Стратегический курс сервисной фирмы.
- 4. Определение конкуретноспобности фирмы.
- См 21. Глобализация услуг: менеджмент услуг на международной арене
- 1.Международная торговля в области услуг.
- 2. Причины глобализации сервисных компаний.
- 3. Глобальная окружающая среда в сфере бизнеса услуг.
- 4.Формы глобализации.