logo search
4к-2сесия / МНС Учебное пособие

См 3. Рынок услуг и его структуризация

1. Критерии классификации услуг.

2. Структура и состав сферы услуг.

3. Классификация сферы услуг.

4. Структуризация рынка услуг.

Минилексикон: единичная услуга, платная услуга, бесплатная услуга, компактный рынок услуг.

1. Критерии классификации услуг.

В экономической литературе отсутствуют специальные теоретические исследования комплекса проблем функционирования сферы услуг и в частности вопросов структуризации рынка услуг в трансформационной экономике. Еще недавно сфера услуг рассматривалась в отечественной экономической науке как наука второстепенная, поэтому и не удивительно, что само развитие сферы услуг намного отставало от развития сферы материального производства. Известно, что услуги охватывают всю нематериальную сферу экономики.

Для развития сферы услуг важное значение имеют разработка теоретических и методических вопросов определения ее структуры, выделение критериев, на основе которых можно четко регламентировать отнесение тех или других видов деятельности к указанной сфере. Кроме того, структуризация сферы услуг предусматривает разработку, в первую очередь, критериев классификации услуг, которые дают возможность проследить динамику разных видов услуг и их соотношения, как в рамках всей экономики, так и в пределах самой сферы услуг.

В настоящее время в экономической литературе рассматриваются разные точки зрения относительно критериев классификации сферы услуг. Одна из них предложена украинским экономистом В.Юхименко, который разделяет сферу услуг согласно социально-экономического характера на две основные группы: социально-культурные и коммунально-бытовые, с точки зрения покрытия расходов при получение услуг – на: бесплатные и платные. Такая классификация позволяет расширить диапазон понимания взаимосвязи развития сферы услуг с развитием самого человека.

В сферу рыночных отношений включаются все новые и новые услуги, социальная значимость которых в обществе особенно важна, это медицина, образование, наука, культура, информатизация.

Итак, по социально-экономическому характеру и значению потребности, услуги разделяются на две основные группы: социально-культурные и коммунально-бытовые.

Социально-культурные включают отрасли сферы услуг, которые удовлетворяют разнообразные социальные потребности духовного характера. Эти услуги предоставляются учреждениями народного образования, культуры и искусства, охраны здоровья, физкультуры и социального обеспечения. Ко второй группе относят услуги, связанные с удовлетворением разного рода потребностей бытового характера, – это потребность человека в передвижение (услуги пассажирского транспорта), потребности, возникающие при ведении домашнего хозяйства (бытовое обслуживание, жилищно-коммунальное хозяйство, торговля) и др.

По мере участия населения в покрытии расходов, связанных с функционированием данной сферы, услуги разделяются на бесплатные для населения (покрывающиеся за счет общественных фондов потребления) и платные (оплачивающиеся полностью или частично за счет денежных доходов населения).

В настоящее время соотношения социально-культурных и коммунально-бытовых услуг составляет приблизительно 60 к 40 % всего объема общественно организованного обслуживания. Что касается платности услуг, то большая часть социально-культурных услуг (около 9/10) для населения предоставляется бесплатно, в то время как коммунально-бытовые – преимущественно платные. Тем самым подчеркивается социальная значимость первой группы услуг, а отсюда вытекает и обеспечение большей социальной справедливости в их использовании.

В группе социально-культурных услуг более 50 % приходится на образование. Услугами всевозможных образовательных учреждений (школ, вузов, техникумов, профтехучилищ, разнообразных курсов и т. п.) в Украине пользуются ежегодно более 18 млн. человек. Так, в настоящее время функционирует более 24 тыс. детских дошкольных заведений, в которых воспитывается около 2,5 млн. детей дошкольного возраста, 21,8 тыс. общеобразовательных школ (более 7 млн. учеников).

Украина имеет широкую сеть профессионально-технических училищ, в которых учится около 700 тыс. учеников. Почти в 160 высших учебных заведениях учится около 900 тыс. студентов, приблизительно столько же учеников в средних специальных учебных заведениях. Платные услуги образования включают плату родителей за содержание детей в детских дошкольных заведениях, школах-интернатах, детских лагерях, за обучение в музыкальных и художественных школах, разнообразных курсах. Однако, в общих затратах на образование они незначительны и составляют 4 %.

Наиболее близкими к образованию по социальным функциям являются услуги заведений культуры. Их главная цель заключается в формирование гармоничного развития личности. Услуги большинства заведений культуры, в отличие от услуг образования, преимущественно платные. Если общий объем услуг заведений культуры принять за единицу, то плата населения в нем составит около 1/3.

Большая роль в формирование человека как определяющего фактора экономического роста отводится услугам здравоохранения, социальная значимость которых в последнее время значительно выросла. Как известно, здравоохранение у нас в стране для населения в основном бесплатное (согласно Конституции). Однако в последние годы в связи с развитием кооперативной деятельности наблюдается рост платного обслуживания и в услугах здравоохранения. Так, только за 2000-2005 гг. их объем вырос в 2 раза. К услугам, которые прямо или косвенно влияют на состояние здоровья человека, можно отнести также услуги санаторно-курортных заведений, туристических баз, домов отдыха, а также организаций физкультуры и спорта. Поэтому они могут быть включены в отрасль предоставления услуг здравоохранения. Платная часть услуг в этой отрасли в настоящее время составляет более 13 %, то есть сравнительно с 2005 г. увеличилась на 5 %.

Туризм является одной из ведущих в Европе отраслей по темпам роста. Это один из основных видов экономической деятельности, где создаются рабочие места в сфере услуг – то есть той сфере, на которую в Европейском содружестве приходится в настоящее время 65 % рабочих мест и 50 % ВНП.

Благодаря туристической деятельности предприятия промышленности, сельского хозяйства, транспорта, сферы услуг – произвели продукции и предоставили услуг на 24,9 млрд. грн. В бюджеты всех уровней поступило 9,5 млрд. грн. в виде налогов и обязательных платежей. Привлечение иностранных туристов позволило отечественным производителям активно экспортировать товары и услуги на территории нашей страны.

Итак, спрос и предложение формируют свою структуру соотношения между разными видами услуг, их динамику и поле деятельности. Поэтому исследование структуризации услуг нуждается в анализе новых требований к их классификации.