4. Цели, на которые направлен имидж сервисной организации.
Именно в сфере услуг, выдвигается на первое место репутация, имидж фирмы. К примеру, исследования рынка банковских услуг показали, что репутация банка является главным критерием, важным для всех сегментов рынка. Скажем, довольно емкий сегмент рынка банковских услуг - малые фирмы численностью до 50 человек, так определяют свои критерии выбора банка (%):
прочная репутация банка - 81;
широкий спектр услуг и их гибкость - 31;
быстрота проведения банковских операций - 30;
качество операционных услуг - 25;
стоимость банковских услуг - 20.
Какова же роль имиджа во внутренней среде непроизводственной сферы?
Учеными определен имидж, как умственное представление реальности в сознании отдельных индивидуумов или групп. Другими словами, имидж есть модель, выражающая наше мнение и наше понимание какой-то ситуации. Эта модель, поддержанная определенным лицом или группой, «может стать хорошим или плохим представлением реальности, но она всегда значительна, так как управляет поведением людей.
Поэтому имидж может стать могучим орудием, с помощью которого оказывается влияние. Менеджмент кроме всего прочего, искусство формировать имидж в сознании людей, влияние на восприятие и постижение реальности людьми. Еще одна интересная особенность имиджа, "социальной реальности", на которую надеются и полагаются руководители (по той же причине политики и пропагандисты) - это тенденция к самоусилению и самоосуществлению.
Имидж генерирует целенаправленное поведение, которое, если оно ведет к успеху, склонно усиливать имидж (эффект "снежного кома" - Бергер и Лакман, 1967).
Естественно, что менеджмент имиджа, управление им, очень важен в сервисном секторе. Сервис не так хорошо определен, как физический товар, его гораздо труднее ощутить. Чтобы вызвать соответствующую реакцию в клиенте и нацелить его на желаемый выбор, необходимо влиять на него более изощренными способами, чем простой показ товаров и услуг.
Более того, из-за жизненной важности человеческого фактора (его мотиваций и действий) в деятельности сервисной фирмы, умение управлять восприятием мира своим собственным персоналом, это умение менеджера может оказаться решающим.
Нет сомнения, что самый важный, определяющий имидж или "социальную реальность" есть сама реальность. В связи с тем, что познавательный и другой умственный процесс протекает с разумной точностью, люди стараются формировать полезные ментальные модели реальности: модели, которые стимулируют действия, и которые в свою очередь усиливаются благодаря обратной связи.
Имидж, который создает сервисная компания в сознании своего персонала, будет определяться характером ее услуг, культурой ее организации, сегментом рынка (пользователями услуг), что показано на рис.8.2:
Error: Reference source not found
Рис.8.2. Имидж сервисной организации.
Менеджмент может усилить имидж, предпринимая специфические действия, тем самым, влияя на поведение людей. Однако в определенных ситуациях менеджмент предпочитает создавать нормальное "состязание" между реальностью и имиджем в надежде, что мощный имидж создает такой вид поведения, который сможет повлиять и изменить реальность.
Граница между хорошим менеджментом и тем, что может быть просто мошенничеством очень четкая. Многие организации непроизводственной сферы проводят специальные компании по убеждению клиентов в исключительных качествах своего персонала и своих услуг, хотя, фактически, они не лучше, чем другие компании в этом отношении и не сделали ничего, чтобы стать такими, как они себя представляют. Фальшивые имиджи подобного сорта вызывают негативную реакцию и среди служащих, и среди клиентов.
Цели, для которых может быть использован имидж, показаны на рис.8.3:
Error: Reference source not found
Рис. 8.3.Цели, на которые может быть направлен имидж.
Имидж используется для более эффективного проникновения на рынок, для увеличения мотивации и производительности персонала, для обеспечения доступа к различным ресурсам, средствам или снижения стоимости такого доступа, на рынке труда.
В искусстве создания имиджа, один из прекрасных вариантов – заставить ваших конкурентов работать на вас! Развязывая "войну" против нового имиджа сервисной компании, ее конкуренты тем самым делают ей бесплатную рекламу.
Следует подчеркнуть идею использования имиджа в воздействии на своих служащих. По сути, это «внутренний маркетинг», мощно воздействующий как на персонал в целом, так и на каждую личность.
Внутренний маркетинг означает, что организация сферы услуг должна обращать особое внимание на качество работы персонала. Она должна эффективно обучать и побуждать служащих, работающих с клиентами, а также весь обслуживающий персонал к работе в команде и обеспечению удовлетворения потребителя. Если фирма намеревается предоставить услугу наивысшего качества, то каждый сотрудник должен быть ориентирован на покупателя. Недостаточно иметь специализированный отдел, который занимается традиционным маркетингом, в то время как остальная часть компании существует сама по себе. Маркетологи также должны поощрять всех остальных членов организации к внедрению маркетинга.
Фактически, внутренний маркетинг должен предшествовать внешнему маркетингу. Нет смысла рекламировать превосходное качество услуги до тех пор, пока персонал не сможет его обеспечить.
Целью внутреннего маркетинга является:
1. Установление стандарта качества в обеспечении сервиса;
2.Достижение эффективности затрат путем высокой производительности;
3. Повышение профессионализма и мотивированности персонала;
4. Облегчить, таким образом, наем.
Внутренний маркетинг должен стать частью жизни сервисной организации. Особенно, когда нужно выйти из так называемого летаргического состояния или при необходимых организационных изменениях.
Маркетинг, как уже отмечалось, фактически сливается с менеджментом в непроизводственной сфере.
И последнее замечание о значении (предназначении) персонала. В развитых странах бытует мнение о том, что можно потерять свой бизнес, деньги, но если сохранить персонал, кадровый потенциал, то можно быстро восстановить свое дело. Создание сплоченного коллектива (команды) – самая трудная задача из всех, стоящих перед менеджером.
Вопросы для самоконтроля
1. Особенности персонала непроизводственной сферы, которые необходимо учитывать руководителям в управлении коллективом.
2. Место персонала и клиента в системе доставки сервиса.
3. Рассмотрите три основных аспекта человеческой переменной в ситуационном подходе к управлению.
4. Контактирующий персонал как ключевой элемент в системе доставки услуг.
5. Два аспекта поведения контактирующего персонала.
6. В каких функциях и в каком режиме участвует клиент?
7. Проанализируйте связь отличительных характеристик услуг со степенью покупательского риска.
8. Типы рисков и методы их уменьшения.
9. Какова роль имиджа во внутренней среде непроизводственной сфере?
10. Раскройте цели внутреннего маркетинга организации сферы услуг.
- Зачетный модуль 1. Экономическая природа непроизводственной сферы и ее роль в современной экономике см 1. Непроизводственная сфера сегодня
- 4. Сервис как услуга. Классификация видов услуг.
- См 2. Эволюция непроизводственной сферы
- 1. Теоретическое объяснение роста услуг.
- 3. Тенденции развития информационного общества.
- 4. Интернет-сервис в современном обществе.
- 5. Глобальная сетевая экономика.
- См 3. Рынок услуг и его структуризация
- 2. Структура и состав сферы услуг.
- 3. Классификация сферы услуг.
- 4. Структуризация рынка услуг.
- См 4. Роль государства в поддержке развития рынка услуг в Украине
- 1. Государственного регулирования как экономическая категория.
- 2. Развитие малого предпринимательства в экономике Украины.
- 3. Формы и методы влияния государства на сферу услуг.
- 4. Место и роль сферы услуг в условиях рыночной экономики.
- Зачетный модуль 2. Внутренняя среда непроизводственной сферы см 5. Непроизводственная сфера как система
- Рис 5.1. Основные элементы принципа «черный ящик» системного подхода
- 5. Сервисные организации как кибернетические системы.
- См 6. Миссия непроизводственной сферы.
- 2. Взаимосвязь внутренних переменных.
- 3.Миссия – основная общая цель непроизводственной сферы.
- Ценностные ориентации
- 4. Факторы, влияющие на выбор миссии.
- См 7. Технология и ее влияние на управление услугами
- 1. Технология процессов и информационные технологии.
- 2. Причины, по которым фирмы услуг инвестируют в технологии.
- 3. Технология как конкурентное преимущество.
- 4.Области применения технологий в сфере услуг
- 5. Информационные системы.
- 6. Технологии и будущее услуг.
- См 8. Персонал организации сферы услуг
- 2. Контактирующий персонал сервисной организации.
- 3. Связь отличительных характеристик услуг со степенью покупательского риска.
- 4. Цели, на которые направлен имидж сервисной организации.
- Зачетный модуль 3. Регулирование процессом предоставления услуг см 9. Клиент: ядро менеджмента услуг
- 1.Особенности отношений управления в сервисных системах.
- 2. Потребители сферы услуг.
- Понятие клиента л. Л. Бина
- 3. Поведение потребителей и модель принятия решения потребителем
- 4. Специфические аспекты покупки услуг.
- См 10. Разработка и создание услуг
- 1. Причины, побуждающие к разработке и созданию новых услуг
- См 11. Управление трудовыми ресурсами в сфере услуг
- 2. Новые задачи (изменения в сфере управления трудовыми ресурсами).
- 3. Типы сотрудников в сфере услуг
- 4.Организационная структура, необходимая для сервисных фирм
- Зачетный модуль 4. Процессы управления в непроизводственной сфере см 12. Место процесса управления в хозяйственном механизме
- 1. Элементы хозяйственного механизма
- Сфера услуг
- 2. Функции и свойства процесса управления
- 3. Типы процесса управления.
- 4. Технология процесса управления
- 5. Особенности отношений управления в сервисных системах.
- См 13. Системы управления в непроизводственной сфере
- 1. Функциональные признаки отношений управления.
- Цели и уровни структуры корпорации
- См 14. Инструменты управления непроизводственной сферой
- См 15. Организационное развитие на предприятиях сферы услуг
- 2. Теоретические основы принятия управленческих решений.
- 3. Технология принятия и реализации управленческих решений.
- 4. Принципы оптимальности принимаемых решений
- 5. Процесс выработки и реализации решений.
- Зачетный модуль 5. Функции управления в непроизводственной сфере см 16. Прогнозирование и планирование в сервисных организациях
- 2. Факторы, влияющие на выбор метода прогнозирования
- 3. Система внутрифирменного планирования
- 4. Стратегическое планирование
- См 17. Координация и мотивация в сервисных организациях
- 1. Этапы и стадии жизненного цикла сервисной организации.
- 5. Поведение потребителей и модель принятия решения потребителем.
- 6. Специфические аспекты покупки услуг.
- См 18. Контроль и корректирование в сервисных организациях
- 4. Отличия контроля традиционного от контроля благожелательного.
- Зачетный модуль 6. Менеджмент сервисной фирмы см 19. Эффективность управления сервисной фирмы
- 3. Социально-экономическая эффективность управления.
- 4.Факторы, снижающие эффективность работы сервисных организаций.
- 5. Эффективность труда руководителя.
- См 20. Конкурентоспособность сервисной фирмы
- 2. Стратегические ресурсы сервисной фирмы.
- 3. Стратегический курс сервисной фирмы.
- 4. Определение конкуретноспобности фирмы.
- См 21. Глобализация услуг: менеджмент услуг на международной арене
- 1.Международная торговля в области услуг.
- 2. Причины глобализации сервисных компаний.
- 3. Глобальная окружающая среда в сфере бизнеса услуг.
- 4.Формы глобализации.