5. Информационные системы.
В одной из статей журнала «Fortune» сообщается, что «корпоративная Америка сейчас больше строится из интеллектуального капитала, чем из кирпичей и раствора, - и это все меняет». Многие исследователи и наблюдатели делового мира соглашаются с этим и даже идут дальше, определяя сегодняшнюю экономику Соединенных Штатов и других развитых государств как «экономику услуг, основанных на знаниях и информации». Большинство экономических видов деятельности требует такого вводимого ресурса, как информация. В сфере услуг она играет жизненно важную роль. Почти для всех услуг информация необходима как вводимый ресурс, и почти все услуги создают ее как часть оказания услуги, для некоторых видов услуг она – результат процесса. Обслуживание невозможно без информации. Она генерируется информационной системой.
Информационная система определяется как система «взаимосвязанных компонентов, функционирующих вместе для сбора, обработки, хранения и распространения информации, необходимой организации для принятия решений, координации, контроля, анализа и визуализации». Информационные системы выполняют три основные функции: ввод, обработку и выход. Факты, числа, слова, последовательности знаков и символов или непрерывные наблюдения называются данными. Данные – это входящий поток или сырье для информационной системы. Информация – это выходящий поток систем; это данные, которые преобразованы в полезные и значимые для человека формы. Преобразование данных в информацию – это функция обработки.
Еще до того, как были созданы компьютеры и средства телекоммуникации, во всех организациях существовали информационные системы. Однако сегодня без этих компонентов информационные системы редки и даже немыслимы, особенно в развитых странах. Следовательно, становится очевидным, что система в фирмах услуг – это информационные системы, основанные на компьютерных технологиях.
В большинстве сервисных фирм существуют различные системы, которые разрабатывались в различное время для различных целей по мере того, как в них возникала необходимость. Следовательно, для своих операционных, маркетинговых, финансовых, бухгалтерских и кадровых функций сервисная фирма может иметь отдельные информационные системы. Также системы могут быть различными в зависимости от организационного уровня: операционного уровня, уровня знаний и управления и стратегического уровня системы. На рис. 7.1 показаны системы различных уровней фирмы.
Рис. 7.1. Виды информационных систем и группы, которые они обслуживают
Системы операционного уровня разрабатываются для поддержки оперативных менеджеров, обеспечивая их информацией о ежедневных операциях и ведении дел, например, о продажах, о необходимых квитанциях, о депозитах, внесенных наличностью, и о платежной ведомости. Эти системы называются системами обработки операций. Они собирают необходимые данные и генерируют информацию, необходимую оперативным менеджерам для ведения ежедневной деятельности. Бизнес – процессы на этом уровне высокоструктурированы и четко определены. Например, решение об увеличении лимита кредитования кредитной карточки клиента принимается просто исходя из того, удовлетворяет ли он заранее определяемым критериям или нет.
Системы на уровне знаний. Эти системы разрабатываются для поддержки работников, владеющих данными и знаниями. Работниками умственного труда называют тех, кто вносит вклад в работу организации, применяя свои знания к решению организационных проблем или созданию новых знаний. Они обычно имеют ученую степень бакалавра или более высокую степень и являются представителями таких признанных профессий, как ученые в исследовательских лабораториях, преподавательский состав университета, доктора, инженеры и экономисты.
Информационные системы, которые обслуживают работники умственного труда, известны как системы обработки знаний.
Работники, оперирующие данными, как правило, имеют менее высокий уровень образованности. Они вносят вклад в организацию, собирая, записывая и обрабатывая соответствующие данные. Секретари, бухгалтеры, регистрирующие клерки и счетоводы – представители этой сферы. Среди примеров системы офисной автоматизации (СОА) можно назвать такие, как электронная обработка данных, электронные таблицы, настольное издательство и электронное отображение данных. Эти системы также используются работниками умственного труда.
Системы уровня управления. Эти системы обслуживают менеджеров среднего звена при планировании, контроле и принятии решений. В основном для поддержки менеджеров используются два вида информационных систем: системы научной информации для руководства и системы принятия решения. Системы научной информации для руководства (СНИР) обеспечивает менеджеров еженедельными, ежемесячными или ежегодными итоговыми отчетами о функционировании важных индикаторов. СНИР обычно предлагает ответы на структурированные вопросы, которые известны заранее. Системы принятия решения (СПР) также обслуживают менеджеров среднего звена. Однако они более продвинуты, чем СНИР, помогая принять решение, а, не только обеспечивая информацией. Это интерактивная, легкая в использовании машинная система, использующая как данные, так и математические модели для решения неструктурированных или слабоструктурированных проблем. Возможности пользователя делать запросы системе СПР, касающиеся влияния различных потенциальных сценариев решения (называемых также анализом «а что, если»), - это важное свойство системы принятия решения.
Стратегический уровень системы разрабатывается для менеджеров высшего звена. Они решают проблемы, касающиеся благосостояния компании в долгосрочном периоде. Они решают проблемы, относящиеся как к внутренней, так и внешней среде организации. Информационные системы, применяемые руководством для этих целей, называются системы поддержки руководящих работников (СПРР). СПРР относятся к неструктурированным решениям и предоставляют как внутреннюю, так и внешнюю информацию. Эти системы используют продвинутую графику и программное обеспечение средств связи, а также очень просты в использовании.
- Зачетный модуль 1. Экономическая природа непроизводственной сферы и ее роль в современной экономике см 1. Непроизводственная сфера сегодня
- 4. Сервис как услуга. Классификация видов услуг.
- См 2. Эволюция непроизводственной сферы
- 1. Теоретическое объяснение роста услуг.
- 3. Тенденции развития информационного общества.
- 4. Интернет-сервис в современном обществе.
- 5. Глобальная сетевая экономика.
- См 3. Рынок услуг и его структуризация
- 2. Структура и состав сферы услуг.
- 3. Классификация сферы услуг.
- 4. Структуризация рынка услуг.
- См 4. Роль государства в поддержке развития рынка услуг в Украине
- 1. Государственного регулирования как экономическая категория.
- 2. Развитие малого предпринимательства в экономике Украины.
- 3. Формы и методы влияния государства на сферу услуг.
- 4. Место и роль сферы услуг в условиях рыночной экономики.
- Зачетный модуль 2. Внутренняя среда непроизводственной сферы см 5. Непроизводственная сфера как система
- Рис 5.1. Основные элементы принципа «черный ящик» системного подхода
- 5. Сервисные организации как кибернетические системы.
- См 6. Миссия непроизводственной сферы.
- 2. Взаимосвязь внутренних переменных.
- 3.Миссия – основная общая цель непроизводственной сферы.
- Ценностные ориентации
- 4. Факторы, влияющие на выбор миссии.
- См 7. Технология и ее влияние на управление услугами
- 1. Технология процессов и информационные технологии.
- 2. Причины, по которым фирмы услуг инвестируют в технологии.
- 3. Технология как конкурентное преимущество.
- 4.Области применения технологий в сфере услуг
- 5. Информационные системы.
- 6. Технологии и будущее услуг.
- См 8. Персонал организации сферы услуг
- 2. Контактирующий персонал сервисной организации.
- 3. Связь отличительных характеристик услуг со степенью покупательского риска.
- 4. Цели, на которые направлен имидж сервисной организации.
- Зачетный модуль 3. Регулирование процессом предоставления услуг см 9. Клиент: ядро менеджмента услуг
- 1.Особенности отношений управления в сервисных системах.
- 2. Потребители сферы услуг.
- Понятие клиента л. Л. Бина
- 3. Поведение потребителей и модель принятия решения потребителем
- 4. Специфические аспекты покупки услуг.
- См 10. Разработка и создание услуг
- 1. Причины, побуждающие к разработке и созданию новых услуг
- См 11. Управление трудовыми ресурсами в сфере услуг
- 2. Новые задачи (изменения в сфере управления трудовыми ресурсами).
- 3. Типы сотрудников в сфере услуг
- 4.Организационная структура, необходимая для сервисных фирм
- Зачетный модуль 4. Процессы управления в непроизводственной сфере см 12. Место процесса управления в хозяйственном механизме
- 1. Элементы хозяйственного механизма
- Сфера услуг
- 2. Функции и свойства процесса управления
- 3. Типы процесса управления.
- 4. Технология процесса управления
- 5. Особенности отношений управления в сервисных системах.
- См 13. Системы управления в непроизводственной сфере
- 1. Функциональные признаки отношений управления.
- Цели и уровни структуры корпорации
- См 14. Инструменты управления непроизводственной сферой
- См 15. Организационное развитие на предприятиях сферы услуг
- 2. Теоретические основы принятия управленческих решений.
- 3. Технология принятия и реализации управленческих решений.
- 4. Принципы оптимальности принимаемых решений
- 5. Процесс выработки и реализации решений.
- Зачетный модуль 5. Функции управления в непроизводственной сфере см 16. Прогнозирование и планирование в сервисных организациях
- 2. Факторы, влияющие на выбор метода прогнозирования
- 3. Система внутрифирменного планирования
- 4. Стратегическое планирование
- См 17. Координация и мотивация в сервисных организациях
- 1. Этапы и стадии жизненного цикла сервисной организации.
- 5. Поведение потребителей и модель принятия решения потребителем.
- 6. Специфические аспекты покупки услуг.
- См 18. Контроль и корректирование в сервисных организациях
- 4. Отличия контроля традиционного от контроля благожелательного.
- Зачетный модуль 6. Менеджмент сервисной фирмы см 19. Эффективность управления сервисной фирмы
- 3. Социально-экономическая эффективность управления.
- 4.Факторы, снижающие эффективность работы сервисных организаций.
- 5. Эффективность труда руководителя.
- См 20. Конкурентоспособность сервисной фирмы
- 2. Стратегические ресурсы сервисной фирмы.
- 3. Стратегический курс сервисной фирмы.
- 4. Определение конкуретноспобности фирмы.
- См 21. Глобализация услуг: менеджмент услуг на международной арене
- 1.Международная торговля в области услуг.
- 2. Причины глобализации сервисных компаний.
- 3. Глобальная окружающая среда в сфере бизнеса услуг.
- 4.Формы глобализации.