logo search
2015 SAE International

Глава 6: общие требования к шасси

T6.1 Подвеска

T6.1.1 Автомобиль должен быть оборудован полностью рабочей подвеской с амортизаторами спереди и сзади, обеспечивающей ход подвески как минимум на 50.8 мм (2 дюйма), 25.4 мм (1 дюйм) вверх и 25.4мм (1 дюйм) вниз при наличии пилота в автомобиле. Судьи оставляют за собой право дисквалифицировать автомобиль, команда которого не представит серьезных доказательств работоспособности подвески или который покажет неудовлетворительное управление во время автокросса.

T6.1.2 Все точки крепления подвески должны быть видны технической комиссии либо непосредственно, либо после снятия соответствующего кожуха.

T6.2 Дорожный просвет

Дорожный просвет должен быть таким, чтобы предотвращать касание какой-либо части автомобиля кроме колес с землей при езде. Касание или контакт какой-либо части автомобиля с землей (за исключением колес) приведет к тому, что попытка, либо все динамическое испытание, в которой он участвует, будет признано неудачным.

Комментарий: любые элементы автомобиля, которые в силу конструкции или сборки при движении контактируют с поверхностью трека, запрещены, а любое касание с покрытием, повреждающее или, по мнению организаторов дисциплины, могущее повредить поверхность дорожного полотна, приводит к тому, что попытка будет считаться неудачной либо к дисквалификации автомобиля во всем динамическом испытании в целом.

T6.3 Колеса

T6.3.1 Автомобиль должен иметь колеса диаметром 203.2 мм (8 дюймов) или больше.

T6.3.2 Все системы крепления колес одной гайкой должны иметь устройство, удерживающее гайку и

колесо в случае ослабления гайки. Ко второй гайке (контргайке) это требование не применяется.

T6.3.3 Стандартные колесные болты рассматриваются как сконструированный крепеж и в любой модификации являются объектом пристального осмотра на технической комиссии. От команд, использующих модифицированные колесные болты или болты собственной конструкции, требуется представить доказательства, что их конструкция учитывает надлежащую инженерную практику.

T6.3.4 Разрешается использовать алюминиевые болты, но они должны иметь твердое анодированное

покрытие и быть в идеальном состоянии.

T6.4 Шины

T6.4.1 Автомобиль должен иметь два типа покрышек, описанные ниже:

a. Шины для сухого дорожного покрытия – Шины, которые должны быть установлены на автомобиле, представленном на тех. инспекции, определяются как “сухие шины”. Сухие шины могут быть любого размера и типа. Это могут быть как слики, так и шины с протектором.

b. Дождевые шины – Дождевые шины могут быть любого размера и типа с канавками или протектором обеспечивающим:

i. Рисунок протектора, сформированный производителем при изготовлении шины или нарезанный производителем шины или его представителями. Любые нарезанные канавки должны иметь документальное подтверждение того, что они были нарезаны с соблюдением данного правила.

ii. Минимальная глубина канавок должна быть 2.4мм (3/32 дюйма).

ПРИМЕЧАНИЕ: Ручное нарезание канавок или изменение шины командами строго запрещено.

T6.4.2 После начала оценки автомобиля на статических испытаниях комплекты резины, структура

шин или их размер, тип колес или размер не подлежат изменению. Не допускаются использование нагревательных устройств для шин. После начала оценки на статических испытаниях нельзя применять вещества, усиливающие сцепные свойства, или или в любое время на сайте конкурса.

ПРИМЕЧАНИЕ: Из-за опасной природы (значительные последствия для здоровья) некоторых компонентов состава модификатора, командам рекомендуется внимательно следить за информацией производителей, рекомендуемые процедуры для безопасного обращения и использования тяговых модификаторов, если используется перед соревнованиями.

T6.5 Рулевое управление

T6.5.1 Рулевое колесо должно иметь механическую связь с передними колесами автомобиля, то есть

“управление по проводам” или рулевое колесо с электроприводом передних колес запрещено.

T6.5.2 Рулевое управление должно иметь принудительное ограничение угла поворота для предохранения механизмов рулевого управления от заклинивания (замена четырехзвенных механизмов (шарнирного четырехзвенника) одним поворотным шкворнем (шарниром). Ограничитель может быть размещен на рулевой стойке или рулевой рейке и должен предохранять шины от контактов с частями подвески, кузова или рамы на протяжении всего соревнования.

T6.5.3 Допустимый люфт на рулевом колесе может составлять до 7° в обе стороны.

T6.5.4 Рулевое колесо должно крепиться на рулевой стойке с помощью механизма быстрого отсоединения. Пилот должен иметь возможность управлять механизмом, находясь в нормальной позиции и с перчатками на руках.

T6.5.5 Управление задними колесами, которое может быть осуществлено электрическим приводом, разрешен, но только если механические упоры ограничивают угловое перемещение задних колес максимум на шесть градусов (6°). Это должно быть продемонстрировано с пилотом в машине и команда должна предоставить оборудование для проверки диапазона угла поворота руля, чтобы быть проверенным Технической инспекцией.

T6.5.6 Рулевое колесо должно иметь непрерывный замкнутый периметр, близкий по форме к кругу или к овалу, то есть форма внешнего периметра рулевого колеса может иметь прямые секции, но не вогнутые внутрь. Не допускается использование “H”-образных рулевых колес, в форме восьмерки или разрезных.

T6.5.7 При любом повернутом положении рулевого колеса, его верхняя точка не должна быть выше,

чем верхняя поверхность передней дуги. Смотри Рисунок 3.

T6.5.8 Пункт T6.5.1 не запрещает использование систем управления, использующих кабели для приведения их в движение, однако в этом случае необходимо предоставить соответствующую документацию. Команда должна составить Анализ типов и последствий отказов (FMEA) с подробным описанием конструкции предлагаемой ими системы и приложить его к Свидетельству конструктивного соответствия (SES) или к Форме соответствия технических требований (SRCF). В отчете должен быть дан анализ работы, проведенной для того, чтобы доказать, что рулевое управление функционирует исправно, анализ типов и последствий отказов, а также способы устранения и предотвращения неисправностей. Организационный комитет проверит этот документ и сообщит команде, одобрен ли их проект. Если проект не будет одобрен, то необходимо воспользоваться бескабельной системой рулевого управления.

T6.5.9 Рулевой механизм должен быть механически прикреплен к раме; если крепежные детали используются, они должны быть совместимы с правилом Т11.2

T6.5.10 Стыки между всеми элементами крепления рулевого колеса должны быть механическими и быть видимимыми для Технической Инспекции. Клеевые швы без механического резервирования не допускаются.

T6.6 Место для упора домкрата

T6.6.1 Место для упора домкрата, способное выдержать вес автомобиля и предоставить возможность

использования организаторами быстрого домкрата (“quickjacks”), должно быть предусмотрено в самой задней части автомобиля.

T6.6.2 Место для упора домкрата должно быть:

a. хорошо видно человеку, стоящему позади автомобиля с расстояния в 1м (3 фута).

b. окрашено в оранжевый цвет

c. ориентировано горизонтально и перпендикулярно осевой линии автомобиля

d. сделано из круглой алюминиевой или стальной трубы с внешним диаметром 25 – 29 мм (1 – 1 1/8 дюйма).

e. длиной как минимум 300 мм.

f. отрыто для доступа в нижней части на 180° и минимальной длине 280 мм (11 дюймов)

g. расположено по высоте так, чтобы:

i. расстояние от нижней поверхности трубы до земли составляло как минимум 75 мм

(3 дюйма);

ii. при поднятии нижней поверхности трубы на высоту 200 мм (7,9 дюйма) над уровнем земли, полностью вывешенные колеса не касались земли

h. Доступ к трубе сзади должен быть свободен как минимум на 300 мм ее длины

Примечание относительно неисправных автомобилей – Организаторы и Комитет по Регламентам напоминает командам, что неисправные автомобили на дистанции должны убираться с нее как можно быстрее. Для удаления неисправных автомобилей могут применяться различные приспособления, включая быстрый домкрат “quickjack”, подкатные тележки различных типов, буксиры, а иногда даже доски. Мы надеемся, что автомобили будут достаточно прочными, чтобы легко передвигаться без повреждений. Очень важна скорость, с которой автомобиль будет убран с трассы, и хотя судьи на трассе постараются сделать это с должной осторожностью, части автомобиля могут получить повреждения в процессе передвижения. Организаторы не несут никакой ответственности за повреждения, которые неисправные автомобили получат в процессе эвакуации с трассы. Работники, осуществляющие эвакуацию, могут буксировать и перемещать автомобиль методом частичной или полной погрузки в любое место, которое, по их мнению, подходит для этого. В соответствии с этим мы советуем командам предусматривать положение и прочность всех основных точек для поддомкрачивания, подъема и закрепления буксировочных приспособлений заранее на этапе проектирования.

T6.7 Устойчивость при перевороте

T6.7.1 Точки опоры (колеса) и расположение центра тяжести должны обеспечивать достаточную

устойчивость при перевороте.

T6.7.2 Устойчивость при перевороте оценивается на наклонной платформе в процессе теста по системе выполнено – не выполнено. Автомобиль не должен переворачиваться, когда платформа наклонена под углом 60° к горизонтали в любом направлении, соответствующем 1.7G. Тест на управляемость должен проводиться, когда в автомобиле находиться самый высокий пилот в нормальной соответствующей позиции.