logo search
4к-2сесия / МНС Учебное пособие

2. Структура и состав сферы услуг.

В процессе разгосударствления происходит диверсификация предприятий непроизводственной сферы, предоставляющих услуги. Изменяется и структура их предоставления, переориентация на определенные группы населения. Рыночная экономика, как свидетельствует мировой и отечественный опыт, характеризуется имущественной дифференциацией населения, которая сопровождается ростом разграничения между бедными и богатыми. Структура предоставления услуг учитывает платежеспособность потребителя услуг. С точки зрения доходности населения, услуги можно разделить на единичные, коллективные и массового потребления. Единичная услуга – это индивидуальная разовая услуга, которая радикально отличается от других услуг. Так, для членов клуба миллиардных доходов могут предоставляться индивидуальные услуги стоимостью свыше одного миллиона долларов США, тогда как другой член общества не сможет в течение всей жизни получить аналогичную услугу.

Рассматривая структуру и состав сферы услуг, давайте более детально остановимся на соотношение платности и бесплатности услуг. Следует отметить, что большая часть так называемых социальных услуг у нас в стране предоставляется бесплатно. Этот принцип в свое время рассматривался как один из основных достижений социализма. Идея бесплатности наиболее социально значимых услуг имеет элементы равных возможностей удовлетворения потребностей в них независимо от уровня доходов. Таким образом, она более справедлива, чем распределение их на основе товарно-денежных отношений. Однако на практике мы часто сталкиваемся с противоположным явлением. Прежде всего, можно ли действительно обеспечить равные условия для всех в удовлетворение тех или иных потребностей, включая потребности в услугах? В силу объективных причин, конечно, нельзя. В настоящее время очевидна неравномерность социально-экономического развития, проявляющаяся во всех сферах общественной жизни, в первую очередь – социальной. Это реальный факт. Кроме того, существующая практика финансирования социальной сферы не стимулирует эффективное использование средств. Принцип выделения, а не зарабатывание средств, отсутствие зависимости между результатами труда, рациональным и эффективным использованием материальных и финансовых ресурсов и оплатой труда рабочих в социальной сфере не стимулирует их к более эффективной работе. Например, численность медицинского персонала и все текущие затраты на содержание лечебных заведений определяются в расчете на больничную кровать. Поэтому результирующий показатель лечения – численность вылеченных пациентов, или показатель состояния здоровья населения, при таком способе определения величины нужных средств не учитывается.

Разделение услуг на платные и бесплатные, то есть за счет государственного бюджета, в современных условиях не совсем обоснованы. Такая классификация получила широкое распространение в советский период, когда были внедрены две модели хозрасчета, это переход на самоокупаемость и полное самофинансирование отраслей экономики. На самом деле все услуги платные, только речь идет о том, кто оплачивает предоставление услуг: индивидуально потребитель или государство (рис.1.). Характеризуя изменения, которые происходят в настоящее время в структуре производителей услуг по формам собственности, можно сделать следующие выводы.

Рис 3.1. Структура платных услуг по формам собственности.

Во-первых, снижается определенная часть услуг предприятиями коллективной собственности, которая в 2004 г. составляла 77,3%, а в 2006р. – 66,4%. Это вызвано неэффективным функционированием этих предприятий, которые были приватизированы во время осуществления малой приватизации.

Во-вторых, сегодня происходит трансформация коллективных предприятий в частные, часть которых во всем объеме услуг увеличивается с 0,4% в 2004 г. до 0,9% в 2006р.

Платежеспособный спрос на услуги организаций и заведений социальной сферы определяется, во-первых, абсолютной величиной денежных доходов населения и той частью, что остается у него после удовлетворения их материальных потребностей насущного характера. Вполне понятно, что эта величина будет очень разной у разных за своим материальным положением групп населения.

Во-вторых, платежеспособный спрос на услуги предприятий и учреждений социально-культурной сферы зависит от объема и структуры централизованных фондов общественного потребления. Так, в бюджете государства как было раньше, так и сегодня очень мало выделяется на развитие социально-культурной сферы.

В-третьих, этот спрос зависит от ассигнований местных органов власти на проведение социально-культурных мероприятий среди населения.

В-четвертых, платежеспособный спрос на услуги социально-культурного характера определяется и той частью фондов социального развития, что образуются на предприятиях за счет части прибыли и используются для удовлетворения культурных потребностей коллектива (оплата аренды залов, концертов, вечеров отдыха, содержание творческих коллективов и т.п.).

Учет спроса за объемом и структурой имеет особое значение в деле культурного обслуживания населения, политике цен в этой сфере. Недовольство этого спроса приводит не только к негативным явлениям экономического порядка, но и к определенным моральным потерям.

Новым структурным элементом рынка сферы услуг, удельный вес которого постоянно растет, является информационные услуги. В рамках теории индустриального развития цивилизации уже даже выделяется «информационное общество». Это означает, что фактор информации признается решающим фактором в последующем прогрессе общества, а рынок информационных услуг становится наиболее привлекательным и доходным. Экспансия экономики знаний сокращает потребности в природных ресурсах и дешевом труде, тем самым радикально изменяя систему ценностей и потребностей, а значит и саму структуру рынка услуг.

Информационная революция радикальным образом изменяет структуру технологической базы общественного производства, а значит и структуру производства товаров и услуг.

В структуре сферы услуг ведущую роль займут знание и информация, которые выполняют в обществе все более производительную функцию.

Социальное и имущественное расслоение Украины также влияет на структуризацию сферы услуг. В результате формирования отдельной богатой части населения, которая нуждается в целом комплексе индивидуальных и дорогих услуг, начиная от туристических поездок и заканчивая наймом прислуги и охраны, выделяется отдельный сектор сферы услуг, который специализируется на обслуживание лишь отдельной категории населения. Качество, стоимость и структура такого сектора радикальным образом отличается от всей сферы услуг. Отсутствие среднего класса в Украине еще не создает объективных предпосылок по формированию стандартизованных, относительно развитых стран, элементам сферы услуг.

Трансформация экономики сопровождается формированием рыночной инфраструктуры, что соответственно и предусматривает развитие новых видов услуг. Анализ статистических данных, характеризующих место и роль сферы услуг в экономике Украины за последние годы свидетельствует о радикальном изменение ее значимости и структуры.