4. Стратегическое планирование
Все сервисные компании и фирмы в условиях жестокой конкурентной борьбы и быстро меняющихся факторов внешней среды должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел в компании, но и вырабатывать долгосрочную стратегию, которая позволяла бы им успевать за быстро меняющейся ситуацией. Современный ритм жизни динамичен, и лишь стратегическое планирование может обеспечить руководству устойчивое прогнозирование будущих проблем и возможностей для их решения. Но задумайтесь над соображением П.Друкера: "Стратегическое планирование имеет дело не с будущими решениями, а с будущим настоящих решений. Ускорение изменений в окружающей среде, появление новых запросов и изменение позиции потребителя, возрастание конкуренции за ресурсы, интернационализация и глобализация бизнеса, появление новых неожиданных возможностей для бизнеса, открываемых достижениями науки и техники, развитие информационных сетей, делающих возможным молниеносное распространение и получение информации, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, а также ряд других причин привели к резкому возрастанию значения стратегического планирования и управления.
По Хиггинсу, "стратегическое управление - это процесс управления с целью осуществления миссии организации посредством управления взаимодействием организации с её окружением" (рис.16.2).
Рис. 16.2. Процесс стратегического планирования
Стратегическое планирование затрагивает интересы всех работников сервисной организации. Так, если ее глава пожелает в перспективе иметь в личном пользовании несколько роскошных особняков на морском побережье и соответствующим образом будет направлять деятельность предприятия, то такое решение будет противоречить как интересам дела, так и интересам персонала в целом. Стратегическое планирование направлено на то, чтобы обеспечить успех фирмы, закрепить завоеванные ею позиции на рынке сбыта, определить перспективы для дальнейшего роста.
Вместе с тем стратегический план, с одной стороны, сориентирован на отдаленную перспективу, а с другой - должен быть достаточно гибким, чтобы при необходимости можно было внести в него изменения. Практически это программа деятельности фирмы в течении длительного времени; ее необходимо приспосабливать к постоянно меняющейся деловой и социальной обстановке.
Перспективное планирование меняет взгляды на ключевые характеристики управления сервисными организациями.
"Организация существует для "производства" услуг с целью получения дохода от их реализации" или "Выживание организации в долгосрочной перспективе посредством установления динамичного баланса с окружением" - это разные миссии, не так ли?
А вот как по-разному можно посмотреть на основные факторы системы управления: функции, организационные структуры, процедуры, техника и технология - один подход; люди, системы информационного обеспечения, рынок – другой.
Взгляд на работников как на ресурс организации, как на исполнителей отдельных работ и функций - это подход к управлению персоналом. А вот другой взгляд на работников - как на основу организации, ее основную ценность и источник ее благополучия.
Не следует, однако, обольщать себя, что стратегическое планирование, прогнозы, долгосрочный план, как точно составленный график движения поездов, "привезет" вас в желаемый пункт в желаемое время.
Правильный стратегический курс компании слегка напоминает порхание бабочки (полет пчелы или шмеля) на залитом солнцем лугу. Он может показаться и чем-то странным, неэффективным, иррациональным. Внешне сумасбродное, рискованное поведение компаний объясняется обманчивой природой благоприятных возможностей, которые нередко появляются в маске и, как правило, неожиданно. Более того, и ложный случай часто выступает в наряде удачи, соблазняя даже рассудительных стратегов.
Чаще всего крупные решения, принимаемые корпорациями или их отделениями, бывают сюрпризом не для их конкурентов или деловой печати, а для них самих.
Между прогнозированием будущего и определением вероятности конкретного события есть существенные различия, но связь между вероятностями и предсказаниями часто понимают неправильно. Верный шаг к выработке правильного стратегического плана состоит в том, чтобы научиться лучше обращаться с вероятностями, со стохастическими толчками (аналитические, программные, детерминистские методы, теория игр - вот что понадобится менеджеру для этого).
Доверие к научным методам вовсе не исключает предчувствий и интуиции. Большинство руководителей, полагающихся на интуицию, отличаются также высоким уровнем знаний и пониманием своих действий. Эффективное сочетание науки и интуиции - основа стратегического планирования.
И короткая, обзорная характеристика планов. По уровням качества разработки в практике можно встретиться с такими видами планов (бизнес-планов):
1. Некритически эмпирический. Чаще всего "помещается" в голове, но не на бумаге, или другом носителе информации. Такие планы механически повторяют предыдущие планы сервисной организации. В структуре таких планов отсутствуют цели и задачи по отдельным направлениям работы, критерии эффективности. Такой план не гарантирует достижения задуманных целей потому, что эти цели даже не оговариваются, а просто подразумеваются. Вся надежда здесь на удачно найденную форму организации работы, что очень редко случается в реальной жизни.
2. Эмпирический. Базой таких планов служат прежние собственные планы со всеми упоминающимися выше недостатками. Но, разрабатывая такой план, составители дополняют его мероприятиями, которые, по их мнению, хорошо зарекомендовали себя в прошедшем периоде в своей или других организациях. Опыт, конечно, играет полезную роль. Но не сверенный с теорией, не проверенный экспериментом или моделированием, тем более опыт, родившийся в иных условиях, может подвести...
3. Предсистемный. Здесь мероприятия, вносимые в план, связываются с целями и задачами сервисной организации. Однако эта связь лишь подразумевается, такие планы обычно составляются без учета мнения исполнителей, которым непонятны замыслы тех, кто эти планы разрабатывал.
4. Формально-системный. Эти планы содержат все признаки научного обоснования: наличие целей и задач, связанных с ними конкретных средств их решения, наличие критериев и показателей эффективности, учет качественного состава персонала, четкое распределение обязанностей и т.п. Однако составляются такие планы на субъективной основе, без предварительного исследования состояния и результатов работы в предшествующий период.
5. Системный. Основан на использовании системного и комплексного подходов. На основе составления "идеальной модели" целей и задач сервисной организации, изучается состояние дел в ней, проводится диагностирование и анализ работы к началу составления плана и синтезируется на основе моделирования окончательный вариант плана, предусматривающий его корректировку под воздействием факторов внутренней и внешней среды организации.
Предвидеть все будущие отклонения, сбои при составлении плана невозможно, поскольку на стадии планирования человек находится в условиях неполноты информации. А если это так, то вероятность, приписываемая плану, меньше единицы. Значит, директивой с единственным значением он быть не может.
Вероятность выполнения заданий, вытекающих из плана, если они будут содержать дозу энтропии тем выше, чем ближе будет по размеру энтропия плана к энтропии реальных условий. Производственная маневренность обеспечивается резервом производственных мощностей, а пластичный характер плана будет обеспечен заданием его значений в пределах «от» и «до».
Планирование включает в себя коммуникацию, элементы контроля, методы удержания организаций и людей от неверных шагов, методы выявления благоприятных возможностей, методы выработки данных, схемы для ответов на вопросы "что, если?", средства для укрепления культурных ценностей и много еще чего. Последняя задача планирования - это, видимо, найти план, который всеми бы воспринимался серьезно. Перечисленные задачи планирования не вполне согласуются друг с другом. Зачастую они даже противоречат друг другу.
Планирование в том виде, в каком его применяют обновляющиеся компании, является комплексным. Один из подходов к сложному объекту - разделить его на куски, управлять которыми вроде бы легче, чем целым. Может быть, это самообман, но он кажется, работает. Исходя из этого, мы можем построить схему планирования (рис. 16.3).
Рис. 16.3. Схема планирования
В центр этой схемы поставлено слово "способность". Это такая же зависимая переменная, как и "сумма навыков". Целью планирования, равно как целью организации и большей части работы по управлению, является создание созидательной способности. Создавайте умения и навыки. Создавайте способность организации. Творите то, что теоретики называют особой компетенцией или доказанным преимуществом в конкуренции. Как минимум, побеждайте организационную энтропию и разложение. "Способность" окружена на схеме шестью кружочками, представляющими многоцелевую деятельность, которую Р. Уотерман назвал планированием или стратегией. Вся жизнь организации сводится к вычленению заданий - помните разделение труда у Адама Смита? - и их последующему укрупнению. Планирование как коммуникация есть мощный фактор интеграции. Люди могут использовать планы для того, чтобы дать друг другу возможность узнать о своих намерениях. Планирование как коммуникация позволяет крупной организации решать сложные вопросы интеграции, не обращаясь к таким кошмарным средствам, как матричная структура.
Шанс и информация. Понимание того, что значительная часть деятельности строится на случайности, заставит руководителя осторожно относиться к прогнозам, не позволит ему ослепить себя собственными планами, сделает его более готовым к тому, чтобы уцепиться в результате новой информации за новую возможность (шанс), если она появится в пределах досягаемости.
Мотивы и приверженность. Планирование может быть бесплодным участком с множеством пустых скважин, если оно не подкреплено системой, которая регулярно выявляет крупные проблемы, ранжирует их и трансформирует их в мотивы, привязывающие людей к работе. Оформленный, но подвижный перечень проблем становится источником для одного из основных средств обновления - мотивов и приверженности, которые преобразуют компанию. Люди, отвечающие за планирование, должны действовать, как "брокеры проблем". Их роль - обеспечить уверенность в том, что важные проблемы будут извлечены на поверхность и кто-то ими займется.
Кризисные точки. Планирование помогает обрести уверенность в будущем экономическом здоровье компании. Однако оно может больше помочь перенести кризис или использовать благоприятную возможность, разработав сценарий типа "что, если". Возьмите существующие тенденции в отрасли, заложите их в компьютер и экстраполируйте на три, пять, десять лет вперед. Так можно выявить кризисные точки. Это позволяет компании менять курс до того, как разражается кризис.
Контроль. Как и в составлении бюджета, элементом долгосрочного планирования является процесс контроля. Умеющие мыслить по-новому руководители просят менеджеров устанавливать, например, пятилетние задания, чтобы по результатам контроля ежегодно их пересматривать или менять все. Такой подход к планированию и есть форма подходящего контроля.
Культура. Многие компании используют планирование как средство укрепления тех аспектов своей культуры, которыми они хотят активно управлять. Ежегодный обряд составления долгосрочных планов - прекрасное средство для нового определения разделяемых ценностей.
Процесс планирования включает в себя многое и для многих он важнее, чем сами планы. Добродушно посмеиваясь над некоторыми из своих неосуществленных планов, преуспевающие менеджеры, по-видимому, знают, насколько важен сам процесс планирования для выработки информации, выявления проблем, налаживания отношений, подъема культуры, поддерживания финансового контроля и выявления возможных кризисных точек.
Вопросы для самоконтроля
1. Прогнозирование спроса как основа планирования действий.
2. Виды услуг, которые поддаются прогнозу.
3. Методы прогнозирования: экспертные, расчетные, часовых строк (“будет скользить среднее значение, взвешенное будет скользить среднее, экспоненциальное сглаживание, экстраполяция почасового ряда и сезонная регуляция, ассоциативные или каузальные”).
4. Стратегическое управление.
5. Процесс стратегического планирования.
6. Виды планов по уровням качества их разработки.
7. Прогноз, план, программа - в чем разница?
8. Схема планирования.
9. Опишите некоторые проблемы и недостатки модели прогнозирования скользящего среднего значения.
10. Что такое среднее абсолютное отклонение (САО) и почему оно важно при отборе и использовании моделей прогнозирования?
11. Почему точность прогноза в организациях сферы услуг настолько важна?
- Зачетный модуль 1. Экономическая природа непроизводственной сферы и ее роль в современной экономике см 1. Непроизводственная сфера сегодня
- 4. Сервис как услуга. Классификация видов услуг.
- См 2. Эволюция непроизводственной сферы
- 1. Теоретическое объяснение роста услуг.
- 3. Тенденции развития информационного общества.
- 4. Интернет-сервис в современном обществе.
- 5. Глобальная сетевая экономика.
- См 3. Рынок услуг и его структуризация
- 2. Структура и состав сферы услуг.
- 3. Классификация сферы услуг.
- 4. Структуризация рынка услуг.
- См 4. Роль государства в поддержке развития рынка услуг в Украине
- 1. Государственного регулирования как экономическая категория.
- 2. Развитие малого предпринимательства в экономике Украины.
- 3. Формы и методы влияния государства на сферу услуг.
- 4. Место и роль сферы услуг в условиях рыночной экономики.
- Зачетный модуль 2. Внутренняя среда непроизводственной сферы см 5. Непроизводственная сфера как система
- Рис 5.1. Основные элементы принципа «черный ящик» системного подхода
- 5. Сервисные организации как кибернетические системы.
- См 6. Миссия непроизводственной сферы.
- 2. Взаимосвязь внутренних переменных.
- 3.Миссия – основная общая цель непроизводственной сферы.
- Ценностные ориентации
- 4. Факторы, влияющие на выбор миссии.
- См 7. Технология и ее влияние на управление услугами
- 1. Технология процессов и информационные технологии.
- 2. Причины, по которым фирмы услуг инвестируют в технологии.
- 3. Технология как конкурентное преимущество.
- 4.Области применения технологий в сфере услуг
- 5. Информационные системы.
- 6. Технологии и будущее услуг.
- См 8. Персонал организации сферы услуг
- 2. Контактирующий персонал сервисной организации.
- 3. Связь отличительных характеристик услуг со степенью покупательского риска.
- 4. Цели, на которые направлен имидж сервисной организации.
- Зачетный модуль 3. Регулирование процессом предоставления услуг см 9. Клиент: ядро менеджмента услуг
- 1.Особенности отношений управления в сервисных системах.
- 2. Потребители сферы услуг.
- Понятие клиента л. Л. Бина
- 3. Поведение потребителей и модель принятия решения потребителем
- 4. Специфические аспекты покупки услуг.
- См 10. Разработка и создание услуг
- 1. Причины, побуждающие к разработке и созданию новых услуг
- См 11. Управление трудовыми ресурсами в сфере услуг
- 2. Новые задачи (изменения в сфере управления трудовыми ресурсами).
- 3. Типы сотрудников в сфере услуг
- 4.Организационная структура, необходимая для сервисных фирм
- Зачетный модуль 4. Процессы управления в непроизводственной сфере см 12. Место процесса управления в хозяйственном механизме
- 1. Элементы хозяйственного механизма
- Сфера услуг
- 2. Функции и свойства процесса управления
- 3. Типы процесса управления.
- 4. Технология процесса управления
- 5. Особенности отношений управления в сервисных системах.
- См 13. Системы управления в непроизводственной сфере
- 1. Функциональные признаки отношений управления.
- Цели и уровни структуры корпорации
- См 14. Инструменты управления непроизводственной сферой
- См 15. Организационное развитие на предприятиях сферы услуг
- 2. Теоретические основы принятия управленческих решений.
- 3. Технология принятия и реализации управленческих решений.
- 4. Принципы оптимальности принимаемых решений
- 5. Процесс выработки и реализации решений.
- Зачетный модуль 5. Функции управления в непроизводственной сфере см 16. Прогнозирование и планирование в сервисных организациях
- 2. Факторы, влияющие на выбор метода прогнозирования
- 3. Система внутрифирменного планирования
- 4. Стратегическое планирование
- См 17. Координация и мотивация в сервисных организациях
- 1. Этапы и стадии жизненного цикла сервисной организации.
- 5. Поведение потребителей и модель принятия решения потребителем.
- 6. Специфические аспекты покупки услуг.
- См 18. Контроль и корректирование в сервисных организациях
- 4. Отличия контроля традиционного от контроля благожелательного.
- Зачетный модуль 6. Менеджмент сервисной фирмы см 19. Эффективность управления сервисной фирмы
- 3. Социально-экономическая эффективность управления.
- 4.Факторы, снижающие эффективность работы сервисных организаций.
- 5. Эффективность труда руководителя.
- См 20. Конкурентоспособность сервисной фирмы
- 2. Стратегические ресурсы сервисной фирмы.
- 3. Стратегический курс сервисной фирмы.
- 4. Определение конкуретноспобности фирмы.
- См 21. Глобализация услуг: менеджмент услуг на международной арене
- 1.Международная торговля в области услуг.
- 2. Причины глобализации сервисных компаний.
- 3. Глобальная окружающая среда в сфере бизнеса услуг.
- 4.Формы глобализации.