logo search
4к-2сесия / МНС Учебное пособие

2. Факторы, влияющие на выбор метода прогнозирования

Как и большинство оперативных решений, выбор метода прогнозирования — это экономическое решение. Поэтому каждый метод требует рассмотрения с финан­совой точки зрения. Факторами, которые надо принять во внимание при прогно­зировании, являются:

1. Время – а) временной промежуток прогноза, б) необходимая срочность прогноза, в) необходимая частота обновления.

2. Требования к ресурсам - а) математическая сложность, доступная компании, б) компьютерные ресурсы, в) финансовые ресурсы.

3. Входные характеристики - а) доступность предшествующих данных, б) частота изменчивости и диапазон колебания, в) внешняя стабильность.

4. Требуемые выходные характеристики – а) детальность или степень разукрупнения, б) точность.

Выбор метода прогнозирования. Колебания спроса на услуги во многих случаях соотносятся со временем дня, днем недели, неделей месяца и месяцем года. Другими факторами, вызывающими коле­бания спроса на услуги, являются погода, различные новости, изделия в продаже, экономика, какая-либо известная личность, результаты медицинского исследова­ния или изменения в интерпретациях закона, как, например, услуги по налогово­му учету. Праздники, предпраздничные дни и дни после праздника также препод­носят многочисленные сюрпризы.

Во многих случаях прогнозирование, услуг подразумевает не только совокуп­ное прогнозирование, но и прогнозирование деятельности на каждый час и на каждый день, в то время как прогнозирование деятельности производственной фирмы подразумевает кроме совокупных прогнозов еженедельные и ежемесячные, т.е. по более крупным временным интервалам. Это значит, что услуги должны про­гнозироваться в расчете на более мелкие временные интервалы.

В общем, все методы прогнозирования можно разделить на четыре группы:

экспертные;

расчетные;

составление временных рядов;

ассоциативные или каузальные.

Прогнозируя экспертным методом, менеджер использует опыт, субъективную оценку рынка, интуицию, личную, систему ценностей, предположения и мнение эксперта.

Использование расчетных методов означает только подсчет количества лю­дей, которые будут покупать или скажут, что будут покупать. Генеральная сово­купность — это совокупность потребителей или субъектов, являющихся объекта­ми исследования. Выборка - это часть потребителей, которые будут представлять интересы и вкусы всех потребителей генеральной совокупности.

Временные ряды — это количественные модели, которые предсказывают, ос­новываясь на условии, что будущее ряда данных является функцией прошлого этих же данных. Другими словами, в этих моделях рассматривается то, что про­изошло за определенный период времени, и используется ряд прошлых данных, чтобы сделать прогноз.

Ассоциативные, или каузальные, методы, такие как линейная регрессия, так­же являются математическими моделями. Они объединяют переменные или фак­торы, которые могли бы влиять на спрос. Например, модель для продажи газоно­косилок могла бы включать такие факторы, как строительство жилья, расходы на рекламу и цены конкурентов.

Хотя многие количественные или математические прогнозы несколько субъек­тивны, некоторые исследователи считают, что следует в большей степени полагать­ся на результат количественного прогноза, чем на собственное суждение.

В то время как каждая техника прогнозирования имеет сильные и слабые сто­роны, каждая прогнозируемая ситуация имеет такие ограничения, как время, деньги, компетенции или данные. Выравнивание преимуществ и недостатков тех­ник в соответствии с ситуативными ограничениями и требованиями — трудная, но очень важная задача менеджера.