2. Факторы, влияющие на выбор метода прогнозирования
Как и большинство оперативных решений, выбор метода прогнозирования — это экономическое решение. Поэтому каждый метод требует рассмотрения с финансовой точки зрения. Факторами, которые надо принять во внимание при прогнозировании, являются:
1. Время – а) временной промежуток прогноза, б) необходимая срочность прогноза, в) необходимая частота обновления.
2. Требования к ресурсам - а) математическая сложность, доступная компании, б) компьютерные ресурсы, в) финансовые ресурсы.
3. Входные характеристики - а) доступность предшествующих данных, б) частота изменчивости и диапазон колебания, в) внешняя стабильность.
4. Требуемые выходные характеристики – а) детальность или степень разукрупнения, б) точность.
Выбор метода прогнозирования. Колебания спроса на услуги во многих случаях соотносятся со временем дня, днем недели, неделей месяца и месяцем года. Другими факторами, вызывающими колебания спроса на услуги, являются погода, различные новости, изделия в продаже, экономика, какая-либо известная личность, результаты медицинского исследования или изменения в интерпретациях закона, как, например, услуги по налоговому учету. Праздники, предпраздничные дни и дни после праздника также преподносят многочисленные сюрпризы.
Во многих случаях прогнозирование, услуг подразумевает не только совокупное прогнозирование, но и прогнозирование деятельности на каждый час и на каждый день, в то время как прогнозирование деятельности производственной фирмы подразумевает кроме совокупных прогнозов еженедельные и ежемесячные, т.е. по более крупным временным интервалам. Это значит, что услуги должны прогнозироваться в расчете на более мелкие временные интервалы.
В общем, все методы прогнозирования можно разделить на четыре группы:
экспертные;
расчетные;
составление временных рядов;
ассоциативные или каузальные.
Прогнозируя экспертным методом, менеджер использует опыт, субъективную оценку рынка, интуицию, личную, систему ценностей, предположения и мнение эксперта.
Использование расчетных методов означает только подсчет количества людей, которые будут покупать или скажут, что будут покупать. Генеральная совокупность — это совокупность потребителей или субъектов, являющихся объектами исследования. Выборка - это часть потребителей, которые будут представлять интересы и вкусы всех потребителей генеральной совокупности.
Временные ряды — это количественные модели, которые предсказывают, основываясь на условии, что будущее ряда данных является функцией прошлого этих же данных. Другими словами, в этих моделях рассматривается то, что произошло за определенный период времени, и используется ряд прошлых данных, чтобы сделать прогноз.
Ассоциативные, или каузальные, методы, такие как линейная регрессия, также являются математическими моделями. Они объединяют переменные или факторы, которые могли бы влиять на спрос. Например, модель для продажи газонокосилок могла бы включать такие факторы, как строительство жилья, расходы на рекламу и цены конкурентов.
Хотя многие количественные или математические прогнозы несколько субъективны, некоторые исследователи считают, что следует в большей степени полагаться на результат количественного прогноза, чем на собственное суждение.
В то время как каждая техника прогнозирования имеет сильные и слабые стороны, каждая прогнозируемая ситуация имеет такие ограничения, как время, деньги, компетенции или данные. Выравнивание преимуществ и недостатков техник в соответствии с ситуативными ограничениями и требованиями — трудная, но очень важная задача менеджера.
- Зачетный модуль 1. Экономическая природа непроизводственной сферы и ее роль в современной экономике см 1. Непроизводственная сфера сегодня
- 4. Сервис как услуга. Классификация видов услуг.
- См 2. Эволюция непроизводственной сферы
- 1. Теоретическое объяснение роста услуг.
- 3. Тенденции развития информационного общества.
- 4. Интернет-сервис в современном обществе.
- 5. Глобальная сетевая экономика.
- См 3. Рынок услуг и его структуризация
- 2. Структура и состав сферы услуг.
- 3. Классификация сферы услуг.
- 4. Структуризация рынка услуг.
- См 4. Роль государства в поддержке развития рынка услуг в Украине
- 1. Государственного регулирования как экономическая категория.
- 2. Развитие малого предпринимательства в экономике Украины.
- 3. Формы и методы влияния государства на сферу услуг.
- 4. Место и роль сферы услуг в условиях рыночной экономики.
- Зачетный модуль 2. Внутренняя среда непроизводственной сферы см 5. Непроизводственная сфера как система
- Рис 5.1. Основные элементы принципа «черный ящик» системного подхода
- 5. Сервисные организации как кибернетические системы.
- См 6. Миссия непроизводственной сферы.
- 2. Взаимосвязь внутренних переменных.
- 3.Миссия – основная общая цель непроизводственной сферы.
- Ценностные ориентации
- 4. Факторы, влияющие на выбор миссии.
- См 7. Технология и ее влияние на управление услугами
- 1. Технология процессов и информационные технологии.
- 2. Причины, по которым фирмы услуг инвестируют в технологии.
- 3. Технология как конкурентное преимущество.
- 4.Области применения технологий в сфере услуг
- 5. Информационные системы.
- 6. Технологии и будущее услуг.
- См 8. Персонал организации сферы услуг
- 2. Контактирующий персонал сервисной организации.
- 3. Связь отличительных характеристик услуг со степенью покупательского риска.
- 4. Цели, на которые направлен имидж сервисной организации.
- Зачетный модуль 3. Регулирование процессом предоставления услуг см 9. Клиент: ядро менеджмента услуг
- 1.Особенности отношений управления в сервисных системах.
- 2. Потребители сферы услуг.
- Понятие клиента л. Л. Бина
- 3. Поведение потребителей и модель принятия решения потребителем
- 4. Специфические аспекты покупки услуг.
- См 10. Разработка и создание услуг
- 1. Причины, побуждающие к разработке и созданию новых услуг
- См 11. Управление трудовыми ресурсами в сфере услуг
- 2. Новые задачи (изменения в сфере управления трудовыми ресурсами).
- 3. Типы сотрудников в сфере услуг
- 4.Организационная структура, необходимая для сервисных фирм
- Зачетный модуль 4. Процессы управления в непроизводственной сфере см 12. Место процесса управления в хозяйственном механизме
- 1. Элементы хозяйственного механизма
- Сфера услуг
- 2. Функции и свойства процесса управления
- 3. Типы процесса управления.
- 4. Технология процесса управления
- 5. Особенности отношений управления в сервисных системах.
- См 13. Системы управления в непроизводственной сфере
- 1. Функциональные признаки отношений управления.
- Цели и уровни структуры корпорации
- См 14. Инструменты управления непроизводственной сферой
- См 15. Организационное развитие на предприятиях сферы услуг
- 2. Теоретические основы принятия управленческих решений.
- 3. Технология принятия и реализации управленческих решений.
- 4. Принципы оптимальности принимаемых решений
- 5. Процесс выработки и реализации решений.
- Зачетный модуль 5. Функции управления в непроизводственной сфере см 16. Прогнозирование и планирование в сервисных организациях
- 2. Факторы, влияющие на выбор метода прогнозирования
- 3. Система внутрифирменного планирования
- 4. Стратегическое планирование
- См 17. Координация и мотивация в сервисных организациях
- 1. Этапы и стадии жизненного цикла сервисной организации.
- 5. Поведение потребителей и модель принятия решения потребителем.
- 6. Специфические аспекты покупки услуг.
- См 18. Контроль и корректирование в сервисных организациях
- 4. Отличия контроля традиционного от контроля благожелательного.
- Зачетный модуль 6. Менеджмент сервисной фирмы см 19. Эффективность управления сервисной фирмы
- 3. Социально-экономическая эффективность управления.
- 4.Факторы, снижающие эффективность работы сервисных организаций.
- 5. Эффективность труда руководителя.
- См 20. Конкурентоспособность сервисной фирмы
- 2. Стратегические ресурсы сервисной фирмы.
- 3. Стратегический курс сервисной фирмы.
- 4. Определение конкуретноспобности фирмы.
- См 21. Глобализация услуг: менеджмент услуг на международной арене
- 1.Международная торговля в области услуг.
- 2. Причины глобализации сервисных компаний.
- 3. Глобальная окружающая среда в сфере бизнеса услуг.
- 4.Формы глобализации.