logo search
Экономика фирмы УМК

Ценовая политика фирмы. Стратегии ценообразования

Цена - денежное выражение стоимости продукции. Она может быть оптовой и розничной (рис.11).

Рис.12. Формирование цены продукции

В условиях рыночной экономики значение цены огромно. Она определяет структуру и объем производства, движение материальных потоков, распределение товарной массы. Цена, кроме того, оказывает влияние на величину прибыли, рентабельность продукции и ее производство.

Ценовая политика - важнейшая составная часть маркетинговой политики фирмы. Ее основные цели следующие:

1) обеспечение выживаемости фирмы (компоненты данной политики - объем сбыта продукции и доля на рынке). С этой целью цены могут занижаться, особенно при наличии многочисленных конкурентов;

2) максимизация прибыли (с этой целью фирма делает оценку спроса и издержек применительно к разным уровням цен и останавливается на тех из них, которые обеспечивают реализацию выбранной политики).

Стратегии ценообразования - их три (рис.13). Стратегия дифференцированного ценообразования основана на неоднородности покупателей и возможности продажи одного и того же товара по разным ценам. Стратегия конкурентного ценообразования строится на основе использования экономики за счет роста масштабов производства, приобретаемого опыта или доверия покупателей. Стратегия ассортиментного ценообразования применима когда у фирмы имеется набор аналогичных, сопряженных или взаимозаменяемых товаров и услуг.

Рис.14. Система стратегий ценообразования фирмы