4. Интернет-сервис в современном обществе.
Информационная революция ускорилась в связи с образованием Всемирной сети Интернет.
Всемирная сеть Интернет, помимо координации уже имеющихся коммуникаций и средств ведения бизнеса, предоставила широкий спектр новых инструментов для эффективной работы всех предприятий, всех видов производства и услуг, что позволяет сделать вывод о зарождении новой экономики — интернет-экономики.
Под интернет-экономикой понимают среду, в которой любая компания, находящаяся в любой точке экономической системы, может контактировать легко и с минимальными затратами с любой компанией с целью совместной работы: торговли, обмена идеями и «ноу-хау».
Ядром информационной экономики является информационное производство, а одним из важнейших способов распространения информации выступает Интернет — «кровеносная система» передачи данных. Интернет-экономика может рассматриваться как новый тип производства, в котором информация выступает основным связующим звеном между стадиями материального и нематериального производства, производством и потреблением, главным фактором повышения производительности труда и экономического роста.
Развивается электронная коммерция — такая форма бизнес-процесса, в которой взаимодействие между субъектами происходит с использованием интернет-технологий.
Информационные технологии — это компьютеризированные способы выработки, хранения, передачи и использования информации в виде научных знаний и методов их применения.
Материальным воплощением информационных технологий являются, прежде всего, системы обработки информации (экономической, научно-технической, производственной, правовой, управленческой и т. п.), что и предопределяет развитие информационного сервиса.
Использование новых технологий приводит к большей эффективности использования ресурсов и повышению производительности, а, следовательно, к увеличению прибыльности фирмы. Интернет-экономика дает возможность более своевременно реагировать на изменения в конъюнктуре рынка и поведении партнеров и конкурентов. Предприятие способно обслуживать клиентов круглосуточно и в любой, даже самой удаленной от офиса фирмы, точке мира. Новые возможности снижают время с момента заказа до момента отправки продукции заказчику. Новые технологии позволяют до начала производственного процесса ответить на основные вопросы: что, как, для кого, когда производить — и сокращать трансакционные издержки.
Глобальная сеть Интернет является средством получения справочной и сравнительной информации для оптимизации работы предприятия и минимизации издержек, а для потребителей является источником полного перечня характеристик интересующего их товара или услуги.
Не менее важен поиск через Интернет наиболее выгодных поставщиков, заказчиков, заключение контрактов и контроль над их исполнением, создание виртуальных (не зарегистрированных в качестве юридического лица) компаний по производству конечного продукта на основе кооперирования и специализации.
С помощью Сети передаются и контролируются инженерные спецификации, конвертируются валюты, снижаются командировочные и другие трансакционные расходы, создается система широкополосного доступа в Интернет в Европе. Снижение местных телефонных тарифов позволит сделать ее самой дешевой в мире. Для поддержания режима конкуренции каждый участник формирует особый пакет заявок, при этом он не может проникнуть в чужие пакеты, чтобы узнать о ценах, условиях контрактов и т. д.
Безусловным преимуществом использования сети Интернет является возможность устранения числа посредников на пути товара к потребителю.
Удовлетворение потребностей человека, начиная с определенного исторического периода, потребовало совместного труда индивидов сообщества, что определило необходимость становления общинного образа экономической жизнедеятельности. Обмен информацией при такой экономической модели производился непосредственно между ее членами, без каких-либо переносчиков информации. Задачи, встававшие в те времена, не требовали сложного взаимодействия между различными звеньями (агентами) производственной цепи, а ойкумена (от греч. оі коитепе — территория земли, постоянно заселенная человеком), обжитая данной общиной, была небольшой. Основным положительным моментом такой структуры было существование длительных связей между ее агентами, а отрицательным — тот факт, что новые технологии производственного процесса требовали большей разобщенности производственных звеньев, а общинная форма взаимодействия не способна обеспечить эффективное обслуживание системы разделения труда.
Более совершенной системой управления возрастающим потоком информации между агентами экономической формации стала иерархическая модель, которая позволила управлять процессом производства на больших территориях с вовлечением в него большего числа индивидов. В ее структуре заложен приоритет выборочного и зачастую одностороннего механизма коммуникаций, что исключает большое число взаимно пересекающихся связей, необходимых в общинной формации для качественного обмена информацией. Иерархическая цепочка включает в себя информационный поток сверху вниз, что позволяет разгрузить информационные каналы, так как обратный, восходящий поток информации не нужен. Скромные требования к объему информации и цепная система ее передачи позволяют регулировать деятельность большего количества человек на более крупных территориях. В ситуации, когда обжитая для человеческой деятельности ойкумена включена в рамки одной структуры (государства, предприятия), эта модель является наиболее эффективной. Постепенно территории, вовлеченные в производственный процесс, становятся соразмерными с планетарными, а значит, иерархическая система перестает быть экономически эффективной. Линейный характер передачи информации и отсутствие методов обратной связи на больших расстояниях приводит к устареванию информации к моменту ее доставки до конечного потребителя. Эту проблему помогает решить индустриальная форма взаимодействия, где информация между агентами распространяется в виде ценовых сигналов, а рыночная система обеспечивает почти прямую передачу ее от одного участника структуры к другому. Таким образом, радиус экономического пространства увеличивается, но возникает проблема отыскания нужной информации, а, следовательно, снижается эффективность взаимодействия агентов экономической формации и возникает неизбежная зависимость ее участников от каналов коммуникационных контактов.
Итак, экономическое взаимодействие агентов формаций можно структурировать по классификатору «объем информации — расстояние передачи»:
- общинный образ хозяйствования характеризуется большим объемом информации и тесным взаимодействием ее составляющих при минимальном радиусе пространства проницаемости информации;
- иерархический образ хозяйствования характеризуется небольшим объемом информации и слабыми средними показателями интенсивности связей, но большими расстояниями информационного охвата;
- индустриальный образ хозяйствования — минимумом возможного количества информации и максимальной (планетарной) зоной информационного взаимодействия.
С развитием средств обмена информации происходит расширение границ зон, где могут применяться общинные и/или иерархические формы управления экономическим процессом. Сейчас технологии передачи информации уже достигли критической точки, когда зоны информационного охвата индустриальной, иерархической и общинной формаций становятся равными и главенствует уже не принцип количества привлеченных агентов и быстрота их координации (она стала близкой к мгновенной), а эффективность их взаимодействия.
- Зачетный модуль 1. Экономическая природа непроизводственной сферы и ее роль в современной экономике см 1. Непроизводственная сфера сегодня
- 4. Сервис как услуга. Классификация видов услуг.
- См 2. Эволюция непроизводственной сферы
- 1. Теоретическое объяснение роста услуг.
- 3. Тенденции развития информационного общества.
- 4. Интернет-сервис в современном обществе.
- 5. Глобальная сетевая экономика.
- См 3. Рынок услуг и его структуризация
- 2. Структура и состав сферы услуг.
- 3. Классификация сферы услуг.
- 4. Структуризация рынка услуг.
- См 4. Роль государства в поддержке развития рынка услуг в Украине
- 1. Государственного регулирования как экономическая категория.
- 2. Развитие малого предпринимательства в экономике Украины.
- 3. Формы и методы влияния государства на сферу услуг.
- 4. Место и роль сферы услуг в условиях рыночной экономики.
- Зачетный модуль 2. Внутренняя среда непроизводственной сферы см 5. Непроизводственная сфера как система
- Рис 5.1. Основные элементы принципа «черный ящик» системного подхода
- 5. Сервисные организации как кибернетические системы.
- См 6. Миссия непроизводственной сферы.
- 2. Взаимосвязь внутренних переменных.
- 3.Миссия – основная общая цель непроизводственной сферы.
- Ценностные ориентации
- 4. Факторы, влияющие на выбор миссии.
- См 7. Технология и ее влияние на управление услугами
- 1. Технология процессов и информационные технологии.
- 2. Причины, по которым фирмы услуг инвестируют в технологии.
- 3. Технология как конкурентное преимущество.
- 4.Области применения технологий в сфере услуг
- 5. Информационные системы.
- 6. Технологии и будущее услуг.
- См 8. Персонал организации сферы услуг
- 2. Контактирующий персонал сервисной организации.
- 3. Связь отличительных характеристик услуг со степенью покупательского риска.
- 4. Цели, на которые направлен имидж сервисной организации.
- Зачетный модуль 3. Регулирование процессом предоставления услуг см 9. Клиент: ядро менеджмента услуг
- 1.Особенности отношений управления в сервисных системах.
- 2. Потребители сферы услуг.
- Понятие клиента л. Л. Бина
- 3. Поведение потребителей и модель принятия решения потребителем
- 4. Специфические аспекты покупки услуг.
- См 10. Разработка и создание услуг
- 1. Причины, побуждающие к разработке и созданию новых услуг
- См 11. Управление трудовыми ресурсами в сфере услуг
- 2. Новые задачи (изменения в сфере управления трудовыми ресурсами).
- 3. Типы сотрудников в сфере услуг
- 4.Организационная структура, необходимая для сервисных фирм
- Зачетный модуль 4. Процессы управления в непроизводственной сфере см 12. Место процесса управления в хозяйственном механизме
- 1. Элементы хозяйственного механизма
- Сфера услуг
- 2. Функции и свойства процесса управления
- 3. Типы процесса управления.
- 4. Технология процесса управления
- 5. Особенности отношений управления в сервисных системах.
- См 13. Системы управления в непроизводственной сфере
- 1. Функциональные признаки отношений управления.
- Цели и уровни структуры корпорации
- См 14. Инструменты управления непроизводственной сферой
- См 15. Организационное развитие на предприятиях сферы услуг
- 2. Теоретические основы принятия управленческих решений.
- 3. Технология принятия и реализации управленческих решений.
- 4. Принципы оптимальности принимаемых решений
- 5. Процесс выработки и реализации решений.
- Зачетный модуль 5. Функции управления в непроизводственной сфере см 16. Прогнозирование и планирование в сервисных организациях
- 2. Факторы, влияющие на выбор метода прогнозирования
- 3. Система внутрифирменного планирования
- 4. Стратегическое планирование
- См 17. Координация и мотивация в сервисных организациях
- 1. Этапы и стадии жизненного цикла сервисной организации.
- 5. Поведение потребителей и модель принятия решения потребителем.
- 6. Специфические аспекты покупки услуг.
- См 18. Контроль и корректирование в сервисных организациях
- 4. Отличия контроля традиционного от контроля благожелательного.
- Зачетный модуль 6. Менеджмент сервисной фирмы см 19. Эффективность управления сервисной фирмы
- 3. Социально-экономическая эффективность управления.
- 4.Факторы, снижающие эффективность работы сервисных организаций.
- 5. Эффективность труда руководителя.
- См 20. Конкурентоспособность сервисной фирмы
- 2. Стратегические ресурсы сервисной фирмы.
- 3. Стратегический курс сервисной фирмы.
- 4. Определение конкуретноспобности фирмы.
- См 21. Глобализация услуг: менеджмент услуг на международной арене
- 1.Международная торговля в области услуг.
- 2. Причины глобализации сервисных компаний.
- 3. Глобальная окружающая среда в сфере бизнеса услуг.
- 4.Формы глобализации.