5. Процесс выработки и реализации решений.
Разные авторы дают в основном схожие, но во многом и различные трактовки процесса выработки и реализации управленческого решения. Знакомство с разными взглядами на один и тот же вопрос лишь способствует лучшему его пониманию. Трактовка данного вопроса различными авторитетными специалистами представлена в таблице 15.1.
Процесс выработки и реализации решения является пятишаговым (табл. 15.1). Название пяти основных шагов процесса (отмечены звездочками) в своих "ключевых" словах совпадают. И хотя сам процесс у различных авторов называется по-разному, по существу, они придерживаются схожих мнений о его содержании.
1) Постановка цели решения (диагноз проблемы) - первый шаг. Киллен К. отмечает, что часто управляющие видят проблемы там, где их нет. Они принимают за проблему лишь внешние признаки, симптомы - причем, возможно, совсем другой проблемы. Он дает ценнейшие рекомендации, как правильно увидеть и глубоко понять проблему: 1) изложите проблему письменно, в конкретных формулировках; если вы не можете этого сделать, значит, вы проблемы не понимаете; 2) то, что вы видите, считается не проблемой, а симптомом, и задавайте себе вопрос: "Чем вызван этот симптом?" - до тех пор, пока не доберетесь до истинной проблемы.
2) Выработка альтернативы - второй шаг. Если на первом шаге вы по-настоящему вникли в проблему, то на втором шаге у вас уже имеется ясное представление о ее возможных решениях.
3) Выбор лучшей альтернативы - третий шаг. Для этого разработаны достаточно точные методы количественной оценки (системы балльных оценок желательности, серьезности, риска).
4) Реализация решения - четвертый шаг. Не спешите, подумайте, какие последствия ваше решение может иметь для других. Если подчиненные принимали участие в его выработке, убедить их в его правильности будет легче.
5) Проверка результата -пятый шаг. Если ваше решение оказалось удачным, вы приобретаете ценный опыт, вы будете знать, что делать в подобной ситуации в следующий раз; если наоборот - вы будете знать, чего не делать.
Таблица 15.1.
Варианты процесса выработки и реализации решений
| Этапы рационального решения проблемы (Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф.) | Процесс подготовки решения (Киллен К.) | Стандартный процесс принятия решений (План-кетт П., Хейл Г.) |
* Диагноз проблемы. Формулировка ограничений и критериев для принятия решения | * Постановка проблемы | * Постановка цели решения. Установление критериев решения. Разделение критериев (на ограничения и желательные характеристики). | |
* Выявление альтернатив. Оценка альтернатив. | * Выявление альтернатив. | * Выработка альтернатив. Сравнение альтернатив. Определение риска. Оценка риска (вероятности и серьезности). | |
* Окончательный выбор. Сообщение о решении. | * Выбор лучшей альтернативы или альтернатив. | * Принятие решения. | |
* Реализация решения. Установление обратной связи. | * Внедрение решения в практику. |
| |
* Оценка результатов. | * Проверка результатов. |
|
Принимая сотни, тысячи решений менеджер рано или поздно сталкивается с необходимостью организационного порядка.
Необходимость постановки вопроса об организационном порядке вызвана так называемой "текучкой", определяемой отдельными авторами «патологией управления».
Менеджер должен знать о симптомах этой "болезни" и не допускать ее. "Текучку" не надо путать с оперативным управлением. Это скорее определенный тип управления сервисной организацией безотносительно к масштабности, срочности решаемых проблем, и рангу, который занимает тот или иной руководитель.
Точнее этот тип управления назвать аварийным управлением (в режиме хронической "аварийности"). Аварийному управлению присущи смешение ранга значимости и первоочередности (приоритетности) проблем. В первую очередь решаются не самые основные, стержневые задачи функционирования и развития сервиса, а те, которые "не терпят отлагательства", "горят".
При аварийном управлении не руководитель воздействует на неблагоприятные обстоятельства, а они на него, определяя выбор и линию поведения. Оно характеризуется хроническими сбоями в ритме деятельности сервисной организации, обусловленными "непредвиденными" ситуациями, которые на самом деле можно и нужно предвидеть.
Для аварийного управления характерно пренебрежение к организационному порядку, то есть к постоянно действующим решениям, регулирующим деятельность, как всей организации, так и отдельных ее частей и работников. Основной сферой деятельности руководителя становится дублирование организационного порядка, то есть указание исполнителям на то, что они и так должны делать без всякого вмешательства со стороны руководителя.
Выход из аварийного управления связан с переносом акцента в деятельности руководителей с сиюминутности, "текучки", на создание и поддержание организационного порядка, то есть на управление процессами управления.
Тогда главной сферой деятельности руководителей и основным продуктом их труда становится создание и расширения зоны действия организационного порядка, выражаемого (проявляемого) в различных нормах, управленческих стандартах, правилах и т.д. Это вполне реально сегодня, так как немало проблем, возникающих в повседневном функционировании сервисной организации, являются стандартными и хорошо поддаются алгоритмизации.
Организационный порядок представляет собой сумму постоянно действующих решений, принятых ранее. Он вносит в функционирование организации определенный автоматизм, снижая потребность в прямом управляющем воздействии.
Каждое принимаемое решение поступает в организационную среду, уже наполненную решениями, принятыми ранее. Новое вступает с ними в определенные отношения: оно может дополнять, развивать предыдущие, дублировать их, противоречить им. Однако во вновь принимаемых решениях эта взаимозависимость учитывается сравнительно редко.
В распорядительной деятельности руководителей организаций нередко так называемое дублирование организационного порядка, то есть принятие таких решений, которые предписывают исполнителям делать то, что они должны делать без всякого напоминания в силу своих прямых должностных обязанностей.
Этим самым создаются условия, разрушающие организационный порядок. Исполнители приучаются действовать только после прямого указания. Руководителю приходится без конца вмешиваться, чтобы решались текущие, рутинные проблемы.
Организационный порядок обеспечивает известный автоматизм (самоуправление) в деятельности сервисной организации, ибо исполнителям нет необходимости обращаться каждый раз к руководителю при возникновении стандартной проблемы.
Руководителю также не нужно детально вникать в уже встречавшуюся ранее задачу. У него высвобождается время для стратегических проблем развития своей организации, для реорганизации устаревших и формирования новых элементов организационного порядка.
Управленческое решение - это проект действия в виде плана, приказа, распоряжения, задания и т.д. Хороший проект исполнитель может выполнить либо хорошо, либо плохо. Можно ли выполнить хорошо плохой проект? Можно. Но тогда это будет не более чем хорошо воплощенный в жизнь плохой проект.
Обычно считается, что решения не выполняются по вине исполнителей, из-за недостаточно высокого уровня исполнительности. Поэтому основной упор делается на контроль за исполнением решений. Конечно, здесь есть немалые резервы. Однако не менее существенно повышение качества самих управленческих решений. А это порождает проблему выявления "управленческого брака" и устранения его причин.
Исследования показывают, что так называемый порок решения, то есть низкое его качество, занимает серьезное место среди других причин неисполнения. А.И.Пригожин эти причины распределяет следующим образом: непредвиденные обстоятельства - 39%; порок решения - 33%; вина исполнителей - 28%.
Некоторые причины, приводящие к низкому качеству управленческих решений, систематизированы в ходе социологических исследований практики подготовки, принятия и управления процессом их реализации. Вот они:
1. Большой объем принимаемых решений. Трудно назвать какую-то определенную цифру: сколько же решений нужно принимать за тот или иной промежуток времени. Эта величина будет разной для разных сервисных организаций. Но и исследователи проблем управления, и практики - управленцы единодушны во мнении, что решений чрезмерно много.
Возникает эффект "перенасыщенного раствора", когда какая-то часть решений как бы "выпадает в осадок", то есть, фактически не выполняется. В такой ситуации у исполнителей появляется мнение, что не все решения предназначены для исполнения. Тем самым девальвируется авторитет управленческих решений.
2. Трансформация цели решения в процессе его движения по иерархическим уровням. Каждый уровень иерархии, через который проходит решение, не просто передаточное звено: решения претерпевают определенные изменения, расчленяются на задания, операции, детализируются, расписываются по исполнителям и т.д. Но сумма заданий, которую получат исполнители, может быть не равна целому - первоначальному замыслу решения. Такая ситуация - следствие расхождения интересов различных иерархических уровней.
3. Принятие псевдорешений. Псевдорешения не несут конкретного содержания. Они содержат неконкретные, размытые, а, следовательно, непроверяемые задания, отражают общую установку, пожелания, призыв: "обратить внимание", "принять необходимые меры", "усилить требования" и т.п. Имитируя реальные управляющие воздействия, псевдорешения приводят к псевдоуправлению.
4. Несбалансированность управляющего воздействия на различные подсистемы сервисной организации, на различные проблемы. Нормальной считается ситуация, когда "объем внимания" соответствует значимости решаемой проблемы, месту подсистемы в сервисной организации. Однако нередки случаи, когда непропорционально большая доля "объема внимания" со стороны руководителя уделяется узкому кругу проблем текущего функционирования организации, тем или иным ее подсистемам в ущерб интересам всей организации.
5. Отсутствие процедуры согласования решений с их исполнителями. Эта процедура требует времени. Но затраты времени компенсируются в ходе выполнения решений, так как люди быстрей и охотнее выполняют те задания, в выработке которых они принимали участие. Это один из способов к привлечению персонала в управление сервисным бизнесом.
6. Недостаточная эффективность механизма оценки решений. Нередко механизм оценки выполнения решений ориентирован на фиксацию "внешних" параметров исполнения, преимущественно сроков, а не на оценку достигнутого результата.
Как же повысить качество управленческих решений? Один из путей - эксперт или экспертная группа, непосредственно подчиненная руководителю играют роль своеобразных "управленческих ОТК" (эту роль могут играть и внешние консультанты).
Они проверяют соответствие подготовленного решения правилам и требованиям, предъявляемым к составлению распорядительных документов. Затем проводят экспертную оценку необходимости данного решения и отдельных заданий, включенных в его состав, а также возможностей реализации как всего решения целиком, так и отдельных его заданий.
Проект решения передается руководителю организации вместе и листком экспертных оценок этого проекта и с заключением экспертов по проекту решения.
Таким образом, высвобождается рабочее время руководителей от оценки качества подготовленных управленческих решений; оценивается роль и значение функциональных служб аппарата управления через качество основного продукта их деятельности - управленческих решений, связывается эта оценка с результативностью реализации решений; "фильтруются" плохо подготовленные решения и решения, не имеющие четкой целевой или проблемной направленности; службы и отделы аппарата управления концентрируются на ключевых проблемам функционирования и развития сервисной организации.
Важнейшими решениями, определяющими миссию и судьбу организации, являются решения об организационных изменениях, об изменениях в организации, об изменениях сервисной организации в связи с меняющимися факторами внешней и внутренней среды.
Представляется очевидным, что энергию обновления питают действия индивидов. Источник энергии и лидерства мы обычно ищем в верхнем эшелоне организации. Конечно, лидерство по-прежнему должно исходить оттуда, но речь идет о таком лидерстве, которое создает климат для обновления. Это такой тип лидерства, который стимулирует, побуждает, поддерживает, подталкивает и вдохновляет работников во всей сервисной организации. Это лидерство, которое указывает направление, но не претендует на знание всех ответов. В каком-то важном смысле оно исходит из того, что в своей совокупности индивидуальная инициатива намного действеннее.
В программном обращении к руководящим работникам главный управляющий компании "Форд" отметил: "подлинным результатом нашей деятельности является чувство гордости и личного удовлетворения, которым проникаются люди, сознающие, что они проделали хорошую работу. Мы ввели Программу участия работников, с тем, чтобы все наши люди - в «белых воротничках», «синих воротничках» и раскрашенных майках - смогли проявить свою изобретательность, свой опыт и знания, свою увлеченность работой. Люди были и остаются ключом ко всему, чего мы стремимся достичь".
Вопросы для самоконтроля
1. Решение как форма осуществления управленческой деятельности.
2. Классификация управленческих решений.
3. Разновидности и способы принятия управленческих решений.
4. Разработка и принятие управленческих решений в ситуациях определенности, риска и неопределенности.
5. Проверка эффективности решения.
6. Риск в управленческих решениях.
7. Организационный порядок. Организационное развитие.
- Зачетный модуль 1. Экономическая природа непроизводственной сферы и ее роль в современной экономике см 1. Непроизводственная сфера сегодня
- 4. Сервис как услуга. Классификация видов услуг.
- См 2. Эволюция непроизводственной сферы
- 1. Теоретическое объяснение роста услуг.
- 3. Тенденции развития информационного общества.
- 4. Интернет-сервис в современном обществе.
- 5. Глобальная сетевая экономика.
- См 3. Рынок услуг и его структуризация
- 2. Структура и состав сферы услуг.
- 3. Классификация сферы услуг.
- 4. Структуризация рынка услуг.
- См 4. Роль государства в поддержке развития рынка услуг в Украине
- 1. Государственного регулирования как экономическая категория.
- 2. Развитие малого предпринимательства в экономике Украины.
- 3. Формы и методы влияния государства на сферу услуг.
- 4. Место и роль сферы услуг в условиях рыночной экономики.
- Зачетный модуль 2. Внутренняя среда непроизводственной сферы см 5. Непроизводственная сфера как система
- Рис 5.1. Основные элементы принципа «черный ящик» системного подхода
- 5. Сервисные организации как кибернетические системы.
- См 6. Миссия непроизводственной сферы.
- 2. Взаимосвязь внутренних переменных.
- 3.Миссия – основная общая цель непроизводственной сферы.
- Ценностные ориентации
- 4. Факторы, влияющие на выбор миссии.
- См 7. Технология и ее влияние на управление услугами
- 1. Технология процессов и информационные технологии.
- 2. Причины, по которым фирмы услуг инвестируют в технологии.
- 3. Технология как конкурентное преимущество.
- 4.Области применения технологий в сфере услуг
- 5. Информационные системы.
- 6. Технологии и будущее услуг.
- См 8. Персонал организации сферы услуг
- 2. Контактирующий персонал сервисной организации.
- 3. Связь отличительных характеристик услуг со степенью покупательского риска.
- 4. Цели, на которые направлен имидж сервисной организации.
- Зачетный модуль 3. Регулирование процессом предоставления услуг см 9. Клиент: ядро менеджмента услуг
- 1.Особенности отношений управления в сервисных системах.
- 2. Потребители сферы услуг.
- Понятие клиента л. Л. Бина
- 3. Поведение потребителей и модель принятия решения потребителем
- 4. Специфические аспекты покупки услуг.
- См 10. Разработка и создание услуг
- 1. Причины, побуждающие к разработке и созданию новых услуг
- См 11. Управление трудовыми ресурсами в сфере услуг
- 2. Новые задачи (изменения в сфере управления трудовыми ресурсами).
- 3. Типы сотрудников в сфере услуг
- 4.Организационная структура, необходимая для сервисных фирм
- Зачетный модуль 4. Процессы управления в непроизводственной сфере см 12. Место процесса управления в хозяйственном механизме
- 1. Элементы хозяйственного механизма
- Сфера услуг
- 2. Функции и свойства процесса управления
- 3. Типы процесса управления.
- 4. Технология процесса управления
- 5. Особенности отношений управления в сервисных системах.
- См 13. Системы управления в непроизводственной сфере
- 1. Функциональные признаки отношений управления.
- Цели и уровни структуры корпорации
- См 14. Инструменты управления непроизводственной сферой
- См 15. Организационное развитие на предприятиях сферы услуг
- 2. Теоретические основы принятия управленческих решений.
- 3. Технология принятия и реализации управленческих решений.
- 4. Принципы оптимальности принимаемых решений
- 5. Процесс выработки и реализации решений.
- Зачетный модуль 5. Функции управления в непроизводственной сфере см 16. Прогнозирование и планирование в сервисных организациях
- 2. Факторы, влияющие на выбор метода прогнозирования
- 3. Система внутрифирменного планирования
- 4. Стратегическое планирование
- См 17. Координация и мотивация в сервисных организациях
- 1. Этапы и стадии жизненного цикла сервисной организации.
- 5. Поведение потребителей и модель принятия решения потребителем.
- 6. Специфические аспекты покупки услуг.
- См 18. Контроль и корректирование в сервисных организациях
- 4. Отличия контроля традиционного от контроля благожелательного.
- Зачетный модуль 6. Менеджмент сервисной фирмы см 19. Эффективность управления сервисной фирмы
- 3. Социально-экономическая эффективность управления.
- 4.Факторы, снижающие эффективность работы сервисных организаций.
- 5. Эффективность труда руководителя.
- См 20. Конкурентоспособность сервисной фирмы
- 2. Стратегические ресурсы сервисной фирмы.
- 3. Стратегический курс сервисной фирмы.
- 4. Определение конкуретноспобности фирмы.
- См 21. Глобализация услуг: менеджмент услуг на международной арене
- 1.Международная торговля в области услуг.
- 2. Причины глобализации сервисных компаний.
- 3. Глобальная окружающая среда в сфере бизнеса услуг.
- 4.Формы глобализации.