4. Принципы оптимальности принимаемых решений
Недостаточное представление о социально-экономических характеристиках и объективных закономерностях развития сервисных организаций при разработке и реализации решений порождает дополнительные трудности в управлении, снижает его эффективность.
Необходимость обоснованных управленческих решений обусловливается появлением новых проблем Своевременное выявление этих проблем и правильная их формулировка - необходимые предпосылки эффективности решения.
Опираясь на анализ имеющихся условий, сложившегося положения и познание закономерностей развития процессов, управленческое решение должно ответить на вопросы: "что и как сделать" (содержательный аспект решения) и "как оно принимается и реализуется" (организационный аспект).
Принятие решения всегда связано с выбором одного варианта, являющегося оптимальным.Варианты могут отличаться друг от друга технической характеристикой, экономическими результатами и социальными последствиями. Как правило, различные варианты решения проблемы непосредственно не сопоставимы. Использование объективных социологических, экономических законов при обосновании эффективности варианта имеет свою специфику.
Методики, инструкции, положения, подготовленные специалистами или соответствующими научными организациями, создаются на базе изучения этих законов, отражают их требования, в частности в виде формализованных положений.
Утвержденные руководством отрасли или сервисной системы, они позволяют менеджеру рассматривать конкретные ситуации через призму этих методик - их положений, принципов, формул и т.д., чем обеспечивается учет требований объективных законов при принятии решений в конкретной хозяйственной ситуации. Хорошее нормативное хозяйство во всех звеньях отраслей непроизводственной сферы или сервисной системы - существенная предпосылка научного использования системы объективных законов развития сервисной экономики.
Качество управленческого решения в сервисе измеряется, таким образом, совокупностью трех критериев - технического, экономического и социального, при ведущей роли критерия социального.
Принцип оптимальности принимаемых решений сводится к учету конкретно-исторических границ требований общественных законов, выражающих объективно необходимые и объективно возможные пределы преобразований.
Менеджер не может произвольно ставить те или другие задачи и решать их любыми средствами. Не может он произвольно устанавливать сроки и темпы решения задач. Все это имеет объективно обусловленные пределы.
Задачи, разрабатываемые на основе требований законов и закономерностей общественного развития, ограничены их рамками как вширь, так и в глубь.
При этом они носят как абсолютный, так и относительный характер: абсолютный - в смысле необходимости обязательного осуществления требований законов, относительный - в смысле возможной реализации "этих требований в данный конкретный период развития общества, его непроизводственной сферы или сервисных систем.
Оптимальное управленческое решение - это такое решение, последствия которого приближаются к желаемым результатам. В различных источниках управленческие решения классифицируются по типам и механизму их принятия. При этом используется различная терминология для определения близких, по существу, понятий. Схема, предоставленная на рис. 19.1, позволяет обобщить различные мнения относительно классификации решений по их типу и механизму принятия.
Для большинства управленческих задач существуют тысячи решений - большинство из них негодны. Обязанность менеджера - то есть того, кто определяет границы пространства решений - отбросить плохие решения, те, что находятся вне границ этого пространства.
Суть идеи пространства решений заключается в том, что внутри его границ "оптимум" - оптимальные решения - могут предложить только работники, которым предстоит эти решения выполнять. То, что работники предлагают внутри пространства решений, и то, что им нравится - это ближе всего к оптимуму. Более того, это и есть проверка на оптимум.
Как только менеджер ограничил пространство множеством хороших намерений (решений), лучшую из альтернатив способны выявить лишь те работники, которые будут проводить решение в жизнь. Есть схожее с понятием "пространство решений" понятие "вспомогательность": не принимайте на более высоком уровне решения, которые можно принять на более низком уровне (или не принимайте решение в "центре", если оно может быть принято на "периферии"). Решение, принятое на более высоком уровне, это усредняющее решение, и оно не обязательно является самым подходящим.
В качестве иллюстрации можно привести пример с двумя соседними городами. В одном городе жители молоды, здесь нужны две школы. В другом преобладают пожилые люди, городу нужно две больницы. Итого четыре объекта на два города. Когда региональные плановики собрались, они обобщили среднестатистические данные относительно обоих городов и пришли к выводу, что каждому городу требуется по школе и больнице - решение это нельзя признать оптимальным для каждого города, но "средние" данные на бумаге его оправдывают (те же четыре, а не пять объектов социального назначения).
Рис. 15.1. Решения по типу и механизму принятия
Сказанное не означает, что границы определить легко. Это лишь один способ принятия решения о том, что следует делать, путем передачи некоторых решений на более низкие уровни сервисной организации. Как мы уже отмечали ранее, А.К.Гастев называл рабочего "директором станка", с полным основанием, учитывая специфику сервиса, можно назвать контактный персонал "директором услуги". А директор, как раз, и принимает окончательные решения. Поэтому в непроизводственной сфере, как нигде, необходимы установление пространства решения, передача многих решений на более низкие уровни, вплоть до "директора услуги".
Думать о реализации решения надо в тот самый момент, когда решение возникает в качестве проблемы. В реальной действительности решение и возможность его осуществления идут рука об руку. Важен лишь результат. Думать в начале об удачной стратегии, затем о принятии решения, а затем уж об его осуществлении можно "теоретически". Такой подход хорош на бумаге, на деле он порождает беспорядок.
Специалисты в области управления прекрасно осознают практическую важность четкой "алгоритмизации" процесса принятия и реализации управленческого решения. Подобные "алгоритмы" помогают решать различные проблемы, в самых разных областях, на разных уровнях, тем более решений принимается миллионы. Поэтому ни один серьезный труд в области менеджмента не обходит этот вопрос.
- Зачетный модуль 1. Экономическая природа непроизводственной сферы и ее роль в современной экономике см 1. Непроизводственная сфера сегодня
- 4. Сервис как услуга. Классификация видов услуг.
- См 2. Эволюция непроизводственной сферы
- 1. Теоретическое объяснение роста услуг.
- 3. Тенденции развития информационного общества.
- 4. Интернет-сервис в современном обществе.
- 5. Глобальная сетевая экономика.
- См 3. Рынок услуг и его структуризация
- 2. Структура и состав сферы услуг.
- 3. Классификация сферы услуг.
- 4. Структуризация рынка услуг.
- См 4. Роль государства в поддержке развития рынка услуг в Украине
- 1. Государственного регулирования как экономическая категория.
- 2. Развитие малого предпринимательства в экономике Украины.
- 3. Формы и методы влияния государства на сферу услуг.
- 4. Место и роль сферы услуг в условиях рыночной экономики.
- Зачетный модуль 2. Внутренняя среда непроизводственной сферы см 5. Непроизводственная сфера как система
- Рис 5.1. Основные элементы принципа «черный ящик» системного подхода
- 5. Сервисные организации как кибернетические системы.
- См 6. Миссия непроизводственной сферы.
- 2. Взаимосвязь внутренних переменных.
- 3.Миссия – основная общая цель непроизводственной сферы.
- Ценностные ориентации
- 4. Факторы, влияющие на выбор миссии.
- См 7. Технология и ее влияние на управление услугами
- 1. Технология процессов и информационные технологии.
- 2. Причины, по которым фирмы услуг инвестируют в технологии.
- 3. Технология как конкурентное преимущество.
- 4.Области применения технологий в сфере услуг
- 5. Информационные системы.
- 6. Технологии и будущее услуг.
- См 8. Персонал организации сферы услуг
- 2. Контактирующий персонал сервисной организации.
- 3. Связь отличительных характеристик услуг со степенью покупательского риска.
- 4. Цели, на которые направлен имидж сервисной организации.
- Зачетный модуль 3. Регулирование процессом предоставления услуг см 9. Клиент: ядро менеджмента услуг
- 1.Особенности отношений управления в сервисных системах.
- 2. Потребители сферы услуг.
- Понятие клиента л. Л. Бина
- 3. Поведение потребителей и модель принятия решения потребителем
- 4. Специфические аспекты покупки услуг.
- См 10. Разработка и создание услуг
- 1. Причины, побуждающие к разработке и созданию новых услуг
- См 11. Управление трудовыми ресурсами в сфере услуг
- 2. Новые задачи (изменения в сфере управления трудовыми ресурсами).
- 3. Типы сотрудников в сфере услуг
- 4.Организационная структура, необходимая для сервисных фирм
- Зачетный модуль 4. Процессы управления в непроизводственной сфере см 12. Место процесса управления в хозяйственном механизме
- 1. Элементы хозяйственного механизма
- Сфера услуг
- 2. Функции и свойства процесса управления
- 3. Типы процесса управления.
- 4. Технология процесса управления
- 5. Особенности отношений управления в сервисных системах.
- См 13. Системы управления в непроизводственной сфере
- 1. Функциональные признаки отношений управления.
- Цели и уровни структуры корпорации
- См 14. Инструменты управления непроизводственной сферой
- См 15. Организационное развитие на предприятиях сферы услуг
- 2. Теоретические основы принятия управленческих решений.
- 3. Технология принятия и реализации управленческих решений.
- 4. Принципы оптимальности принимаемых решений
- 5. Процесс выработки и реализации решений.
- Зачетный модуль 5. Функции управления в непроизводственной сфере см 16. Прогнозирование и планирование в сервисных организациях
- 2. Факторы, влияющие на выбор метода прогнозирования
- 3. Система внутрифирменного планирования
- 4. Стратегическое планирование
- См 17. Координация и мотивация в сервисных организациях
- 1. Этапы и стадии жизненного цикла сервисной организации.
- 5. Поведение потребителей и модель принятия решения потребителем.
- 6. Специфические аспекты покупки услуг.
- См 18. Контроль и корректирование в сервисных организациях
- 4. Отличия контроля традиционного от контроля благожелательного.
- Зачетный модуль 6. Менеджмент сервисной фирмы см 19. Эффективность управления сервисной фирмы
- 3. Социально-экономическая эффективность управления.
- 4.Факторы, снижающие эффективность работы сервисных организаций.
- 5. Эффективность труда руководителя.
- См 20. Конкурентоспособность сервисной фирмы
- 2. Стратегические ресурсы сервисной фирмы.
- 3. Стратегический курс сервисной фирмы.
- 4. Определение конкуретноспобности фирмы.
- См 21. Глобализация услуг: менеджмент услуг на международной арене
- 1.Международная торговля в области услуг.
- 2. Причины глобализации сервисных компаний.
- 3. Глобальная окружающая среда в сфере бизнеса услуг.
- 4.Формы глобализации.