Зачетный модуль 5. Функции управления в непроизводственной сфере см 16. Прогнозирование и планирование в сервисных организациях
Прогнозирование спроса как основа для планирования действий.
Факторы, влияющие на выбор метода прогнозирования.
Система внутрифирменного планирования.
Стратегическое планирование.
Минилексикон: прогноз, план, программа, методы прогнозирования: модели временных рядов, ассоциативные (каузальные) методы, стратегия, стратегическое планирование, стратегическое управление
Прогнозирование спроса как основа для планирования действий.
Содержание процесса управления раскрывается в его функциях. В литературе по управлению встречаются разные подходы к классификации этих функций, иногда даже противоречащие друг другу. Объясняется это тем, что в условиях постоянно усложняющегося общественного хозяйства трудно выделить универсальный классификационный признак, на основании которого сгруппированные функции могли бы наиболее полно и всесторонне характеризовать управленческую деятельность.
Рассмотрим проявление в непроизводственной сфере общих функций менеджмента, являющихся обязательными для любой системы управления и признанные большинством практиков и исследователей.
Функции менеджмента – это обособленные виды управленческой деятельности, использование которых дает возможность достижения целей организаций.
Выделение отдельных функций представляет собой объективный процесс, порождаемый разделением и специализацией управленческого труда. Поэтому эволюцию управления можно рассматривать как процесс его дифференциации на относительно самостоятельные функции, вызванный, в первую очередь, потребностями хозяйствования. Совокупность всех функций отражает содержание как деятельности по управлению объектом в целом, так и управленческого труда по выполнению конкретных задач.
Функция планирования предполагает решение двух глобальных вопросов: какими должны быть цели организации и что должны делать члены организации, чтобы их достичь. При помощи планирования можно перевести фирму, как систему, с исходного, базового, уровня развития путем маневрирования и сосредоточения сил и средств на приоритетных направлениях своей деятельности, а также определять перспективы развития и будущее состояние фирмы. Планирование как целенаправленная специализированная управленческая деятельность осуществляется на принципах объективности, реалистичности, системности, комплексности, оптимальности; единства интересов фирмы, ее персонала и потребителей; сбалансированности; обоснованности планов, программ, проектов, моделей развития; познавательности путей социально-экономического развития.
Предпосылкой планирования является прогнозирование. Последнее представляет собой выявление объективных (реальных) тенденций, состояний развития бизнеса в будущем, а также альтернативных путей развития и сроков их осуществления. Прогноз должен дать бизнесмену представление о направлении развития, о способах достижения цели, о результате его действий. Успех будущего определяет не только настоящее, но и прошлое. Прогноз не отделим от планирования, он его органическая часть. Это положение относится не только к народнохозяйственной структуре в целом, но и к каждому хозяйствующему субъекту, в том числе и к фирме.
Планирование является главной функцией управления, от которой определенным образом зависят все другие. Занимаясь управлением, менеджер формулирует цель и стремится определить наилучшие способы ее достижения. Он анализирует бюджеты; расписания; информацию о состоянии отрасли и экономики в целом; ресурсы, которые находятся в распоряжении предприятия, и ресурсы, которые оно способно приобрести. Важным аспектом планирования является верность оценки исходных данных. Поскольку предприятие развивается в значительной мере под влиянием сложившихся ранее обстоятельств, то изменение их предполагает необходимость новых методов деятельности предприятия. Эта функция требует от менеджера владения аналитическими навыками.
Ежедневно менеджерам приходится принимать решения, не зная, что произойдет в будущем. Точная оценка будущего — главная цель прогнозирования. Почему прогнозирование очень важно для сервисных операций, какие типы продукции поддаются прогнозу и, почему мы выбираем те или иные методы прогнозирования.
Прежде чем начать что-либо делать, необходимо получить квалифицированный прогноз, на основе которого можно планировать свою деятельность. Сфера услуг очень разнообразна, без тщательного прогнозирования спроса в ней был бы полный хаос. Рассмотрим несколько ситуаций, с которыми сталкиваются фирмы сферы услуг и которые во многом отличаются от ситуаций, встречающихся в работе производственных компаний.
1. Фиксированная мощность с широким колебанием спроса. Если мощность организаций ограничена, а спрос на ее услуги сильно колеблется, то надо подумать, как сделать так, чтобы в период низкого спроса средства обслуживания не простаивали, а в период, когда спрос превышает возможности фирмы, можно было найти дополнительные средства его удовлетворения (пример: гостиницы в Крыму).
2. Системы услуг, в которых невозможно создать запасы. Одна из характерных особенностей производственных фирм, позволяющая сгладить колебания спроса на товары, — способность создавать материальные запасы на долгое время. Хотя многие услуги «встроены» в товары, такие как видеокассеты, книги, карты или кровь для переливания, и могут храниться в товарно-материальных запасах, большинство услуг неосязаемы, и потребляются во время их производства. Для неосязаемых услуг производительность должна быть очень тесно согласована со спросом. Задержки предложения услуг могут привести к потере продаж или отказу от данной услуги в будущем.
3. Разделение мощности. Недавним новшеством в индустрии услуг - стало разделение мощностей. Такая практика используется в энергетической системе, предприятия которой объединены в крупные сети (пример: сеть крупных магазинов).
Прогнозирование спроса является отправной точкой всего процесса планирования. Если фирма собирается выйти на рынок с новым товаром или услугой, прежде всего надо оценить, насколько востребован такой продукт. Для этого необязательно его разрабатывать. Сначала надо определить, есть ли скрытый спрос на новый продукт или какую долю на существующем рынке реально завоевать. Поэтому для прогнозирования нужна только концепция продукта. Когда товар или услуга будут детально разработаны, прогноз спроса можно будет пересмотреть на основании того, какие преимущества имеет новый товар перед аналогичным, предлагаемым конкурентами.
Прогнозирование спроса оценивает количество услуг, которое могла бы продать организация с учетом спроса на услуги и потенциальной мощности организации. Для количества, которое, согласно прогнозу, должно быть продано, надо определить приблизительную цену, поэтому годовой доход зависит от прогнозируемого спроса. Прогнозирование дохода важно, чтобы принять решение — выводить услугу на рынок или нет. Это позволяет провести анализ годового бюджета и безубыточности.
Предварительный ежегодный бюджет, базируется на маркетинговом, и производственном планах. На рис. 16.1 доходы и расходы показаны как компоненты планов прибыли для (а) производственной компании и (б) фирмы сферы услуг — авиалинии.
Когда производится товар, обычно бывает понятно, в каких единицах его измерять. Для производства полуфабрикатов прогноз спроса может быть в тоннах (сталь), граммах (химические вещества), квадратных метрах (текстиль, штукатурка) или других физических единицах, а также в единицах изделия (моторы, механизмы и т. д.). Все эти товары четко определены как «исчисляемые».
А как быть с услугами? Больница может считать срочные операции, сделанные жертвам аварий, но они могут быть различны по своей сути и продолжительности. Консалтинговая фирма может попытаться спрогнозировать спрос на услуги, но ее проекты могут сильно различаться по времени и сложности. Менеджер может достаточно точно прогнозировать число клиентов, но набор и виды услуг могут значительно варьироваться. Поэтому прогнозируемые услуги измеряются:
числом клиентов;
количеством часов поставляемых услуг;
разнообразием услуг и количеством каждой (пища, хирургические операции, пошив, сделки по недвижимости, банковские услуги, финансовые проекты, ремонтные работы и т. д.);
единицами поставляемого продукта (галлоны бензина, количество проданных газет).
Рис. 16.1. Прогнозирование продаж как основа для планирования действий
Между производственным и сервисным прогнозированием есть интересное различие. Чистый спрос в производстве представляет собой продажи за вычетом возвращенных товаров. В большинстве услуг (кроме розничной и оптовой торговли) услуга исчезает или полностью используется, так что единственная «двусторонняя» сделка — это когда клиент отказывается платить за неудовлетворительные услуги.
- Зачетный модуль 1. Экономическая природа непроизводственной сферы и ее роль в современной экономике см 1. Непроизводственная сфера сегодня
- 4. Сервис как услуга. Классификация видов услуг.
- См 2. Эволюция непроизводственной сферы
- 1. Теоретическое объяснение роста услуг.
- 3. Тенденции развития информационного общества.
- 4. Интернет-сервис в современном обществе.
- 5. Глобальная сетевая экономика.
- См 3. Рынок услуг и его структуризация
- 2. Структура и состав сферы услуг.
- 3. Классификация сферы услуг.
- 4. Структуризация рынка услуг.
- См 4. Роль государства в поддержке развития рынка услуг в Украине
- 1. Государственного регулирования как экономическая категория.
- 2. Развитие малого предпринимательства в экономике Украины.
- 3. Формы и методы влияния государства на сферу услуг.
- 4. Место и роль сферы услуг в условиях рыночной экономики.
- Зачетный модуль 2. Внутренняя среда непроизводственной сферы см 5. Непроизводственная сфера как система
- Рис 5.1. Основные элементы принципа «черный ящик» системного подхода
- 5. Сервисные организации как кибернетические системы.
- См 6. Миссия непроизводственной сферы.
- 2. Взаимосвязь внутренних переменных.
- 3.Миссия – основная общая цель непроизводственной сферы.
- Ценностные ориентации
- 4. Факторы, влияющие на выбор миссии.
- См 7. Технология и ее влияние на управление услугами
- 1. Технология процессов и информационные технологии.
- 2. Причины, по которым фирмы услуг инвестируют в технологии.
- 3. Технология как конкурентное преимущество.
- 4.Области применения технологий в сфере услуг
- 5. Информационные системы.
- 6. Технологии и будущее услуг.
- См 8. Персонал организации сферы услуг
- 2. Контактирующий персонал сервисной организации.
- 3. Связь отличительных характеристик услуг со степенью покупательского риска.
- 4. Цели, на которые направлен имидж сервисной организации.
- Зачетный модуль 3. Регулирование процессом предоставления услуг см 9. Клиент: ядро менеджмента услуг
- 1.Особенности отношений управления в сервисных системах.
- 2. Потребители сферы услуг.
- Понятие клиента л. Л. Бина
- 3. Поведение потребителей и модель принятия решения потребителем
- 4. Специфические аспекты покупки услуг.
- См 10. Разработка и создание услуг
- 1. Причины, побуждающие к разработке и созданию новых услуг
- См 11. Управление трудовыми ресурсами в сфере услуг
- 2. Новые задачи (изменения в сфере управления трудовыми ресурсами).
- 3. Типы сотрудников в сфере услуг
- 4.Организационная структура, необходимая для сервисных фирм
- Зачетный модуль 4. Процессы управления в непроизводственной сфере см 12. Место процесса управления в хозяйственном механизме
- 1. Элементы хозяйственного механизма
- Сфера услуг
- 2. Функции и свойства процесса управления
- 3. Типы процесса управления.
- 4. Технология процесса управления
- 5. Особенности отношений управления в сервисных системах.
- См 13. Системы управления в непроизводственной сфере
- 1. Функциональные признаки отношений управления.
- Цели и уровни структуры корпорации
- См 14. Инструменты управления непроизводственной сферой
- См 15. Организационное развитие на предприятиях сферы услуг
- 2. Теоретические основы принятия управленческих решений.
- 3. Технология принятия и реализации управленческих решений.
- 4. Принципы оптимальности принимаемых решений
- 5. Процесс выработки и реализации решений.
- Зачетный модуль 5. Функции управления в непроизводственной сфере см 16. Прогнозирование и планирование в сервисных организациях
- 2. Факторы, влияющие на выбор метода прогнозирования
- 3. Система внутрифирменного планирования
- 4. Стратегическое планирование
- См 17. Координация и мотивация в сервисных организациях
- 1. Этапы и стадии жизненного цикла сервисной организации.
- 5. Поведение потребителей и модель принятия решения потребителем.
- 6. Специфические аспекты покупки услуг.
- См 18. Контроль и корректирование в сервисных организациях
- 4. Отличия контроля традиционного от контроля благожелательного.
- Зачетный модуль 6. Менеджмент сервисной фирмы см 19. Эффективность управления сервисной фирмы
- 3. Социально-экономическая эффективность управления.
- 4.Факторы, снижающие эффективность работы сервисных организаций.
- 5. Эффективность труда руководителя.
- См 20. Конкурентоспособность сервисной фирмы
- 2. Стратегические ресурсы сервисной фирмы.
- 3. Стратегический курс сервисной фирмы.
- 4. Определение конкуретноспобности фирмы.
- См 21. Глобализация услуг: менеджмент услуг на международной арене
- 1.Международная торговля в области услуг.
- 2. Причины глобализации сервисных компаний.
- 3. Глобальная окружающая среда в сфере бизнеса услуг.
- 4.Формы глобализации.