logo search
4к-2сесия / МНС Учебное пособие

2. Теоретические основы принятия управленческих решений.

Организационный порядок (регламент) не должен подавлять свободу, а свобода не должна разрушать регламент. Порядок не должен вырождаться в окостенение, а инициатива - в хаос.

Эти ситуации требуют от руководителя принятия необходимых решений. Решение - это основная форма управленческой деятельности. Оно предопределяет направленность остальных функций управления.

Проблемы принятия решений, как и управление в целом, естественно привле­кают большое внимание как исследователей, которые работают в разных науч­ных направлениях, так и практиков-организаторов. Теория и методология принятия решений является важнейшей составляющей современной науки об управлении — менеджмента. Главным назначением методологии приня­тия решений является разработка подходов, рекомендаций, дающих возмож­ность обосновать выбор наиболее верного решения в сложных и неопреде­ленных конкретных ситуациях.

Традиционно задача выбора наилучших решений осуществлялась с помо­щью единой числовой функции — критерия оптимальности. Лучшим счи­талось решение, которое обеспечивает максимум (или минимум) избранного критерия. Сегодня в большинстве случаев качество решений, направленных на решение практических задач, характеризуется не одним, а многими не­сравнимыми критериями. Поэтому сегодня приходится принимать решение, основываясь не на одном, а на многих критериях. А для этого руководителю необходимо овладеть общетеоретическими и общеметодологическими вопро­сами анализа ситуаций и самостоятельного принятия решений.

Существует целая система выбора управленческих решений: системный анализ, теория массового обслуживания, линейное программирование, дина­мическое программирование, теория управления запасами, сетевое моделиро­вание, экспертные оценки, изучение и обобщение опыта, метод индукции и т. п. Использование руководителем тех или иных методов выбора альтерна­тивных решений зависит, прежде всего, от его профессиональной компетент­ности, опыта работы и социально-психологических особенностей и т. п.

В комплексе мероприятий по усовершенствованию системы управления предприятием большое значение имеет развитие теории принятия решений. Управленческие решения принимаются на всех уровнях руководства в соот­ветствии с функциями, обязанностями и правилами, установленными в органи­зации. Процесс принятия решений связаны с необходимостью выбора наилуч­шего из большого числа возможных вариантов - управленческие решения — это наилучший способ достижения любой цели управления, выбранный в процессе анализа нескольких вариантов.

Характерной особенностью любой ситуации, связанной с принятием ре­шения, является наличие большого количества вариантов действий, из кото­рых необходимо выбрать наилучший. Решение — это выбор соответствую­щего курса действий из возможных вариантов. Под решением понимается и определенность действий относительно объекта управления (план, ин­струкция, приказ и т. п.). Выбор наилучшего варианта — и есть принятие решения. Процесс, включающий разработку альтернатив, является процес­сом принятия решений.

Научная подготовка и принятие оптимального управленческого решения — это комплексная проблема, которая включает технику, технологию, математи­ческие, экономико-математические методы, теорию информации, логику, социо­логию, экономику, психологию поведения людей.

Назначение менеджмента и состоит в принятии решений. Решения необ­ходимы везде и являются составной частью любой деятельности нашей жиз­ни. Некоторые исследователи представляют себе принятие решений как ра­циональный, логический и полностью систематизированный процесс. Другие склонны рассматривать принятие решений как категорию науки поведения. Но большинство исследователей едины в том, что принятие решений являет­ся родовым видом деятельности в профессии менеджера, в частности лауре­ат Нобелевской премии Г. Саймон называет их "сутью управленческой дея­тельности".

Многолетние дискуссии по поводу принятия решений в менеджменте ста­вят более конкретный вопрос о том, как происходит выбор альтернативы в условиях неопределенности современного предпринимательства. Джек Дункан отмечает: "Менеджеры — это люди, которые зарабатывают себе на жизнь в напряженной, постоянно меняющейся среде, которая ничего не прощает". Зачастую результатом этого является невозможность заняться тщательными расчетами и хорошо структурированным календарным планированием. Ло­гически возникает вопрос, каким образом человек может принимать эффек­тивные решения в подобных непредсказуемых условиях?

Рассматривая проблему природы управленческого труда, выяснилось, что абсолютно логическая, построенная на рациональности, деятельность ме­неджера невозможна. Если бы это было иначе, то использование общепри­знанных научных методов почти во всех сферах менеджмента было бы значительно упрощено. Принятие решений всегда рассматривалось как логи­ческий процесс, и именно здесь менеджмент больше всего приближается к настоящей науке. Хотя сама идея логического, рационального выбора челове­ка, как известно, была выдвинута философией, экономикой и социологией еще задолго до появления менеджмента как науки.

Одним из наиболее влиятельных сторонников идеи рациональности в при­нятии решений был Макс Вебер. Его работы были настолько комплексными, что на них ссылаются и социологи, и философы, и экономисты. Нас, прежде всего, интересуют его идеи о рациональной природе человека и организацион­ных структур и те следствия, которые они имеют для принятия решений.

Рационально действующий менеджер — это руководитель, который хоро­шо осведомлен. Нерационально действующему менеджеру не хватает зна­ний. Первый имеет намерения, цель. Второй — нет. Рациональность высту­пает средством дифференциации разных поступков. Рациональное поведе­ние ориентировано на однозначную цель, а средства для достижения этой цели выбираются на основе оптимально доступной информации.

Если М. Вебер обосновал важную роль рационализма, то Г. Саймон использовал это понятие для исследования поведения администраторов. Саймон изучал вопросы и способы принятия решений на протяжении 30 лет. Идеи о принятие решений в менеджменте начал разрабатывать в своей книге "Административное поведение", опубликованной еще в 1946 г. Ориентиро­ванность книги на принятие решений оказалась в самом методологическом подходе, согласно которому любая практическая деятельность состоит из ре­шений и действий. Управление и администрирование необходимо рассмат­ривать и как процессы принятия решений, и как процессы, в состав которых входит действие.

Решение рассматривается как понятие иерархического характера. Каж­дое решение на низшем уровне связанно с реализацией цели, заданной в решениях, которые принимаются выше. Таким образом, менеджеры (или чело­век, принимающий решения) концентрируют свое внимание на получении удов­летворительной прибыли, и их (его) не интересует объективная реальность. Саймон делает вывод: "...то, что, по убеждению менеджеров, необходимо делать, ... довольно часто отличается от того, что они делают на самом деле".

Существуют разные определения управленческого решения. И. Кхолл в книге "Эффективность управленческих решений" опре­деляет его так: "Под управленческими решениями понимается внут­ренняя мыслительная деятельность субъекта управления - индивиду­ального и коллективного, - которая направлена на разрешение опре­деленной проблемы - управленческой ситуации".

"Выбор альтернативы" - самое короткое определение того, что такое решение. Есть и такое: "Решение в процессе управления пред­ставляет собой комплексный мыслительный, эмоционально-психологический и организационно-правовой акт, выполняемый ру­ководителем в пределах своих полномочий".

И то и другое определения справедливы. Однако для более глу­бокого понимания сути вопроса целесообразно пользоваться, по воз­можности, лаконичными определениями, тем более теория принятия управленческих решений тоже дает свои определения. Поэтому примем за основу следующие определения:

Принятие управленческого решения - это процесс выбора ра­зумной альтернативы решения проблемы.

Управленческое решение - это фиксированный управленческий акт, выраженный в письменной или устной форме и реализуемый для решения проблем.

Принятие решений - кульминационный момент любого управле­ния. С начала его проведения в жизнь появляются предусмотренные изменения в сервисной организации, в сервисной системе или со­ставляющих их элементах.

Чем сложнее управленческий объект, - а сервисные системы именно такими объектами и являются, - и значительнее временной период, тем труднее выработать правильное решение, наилучшее из всех возможных, а потому при его разработке, принятии и осуществлении необходимо опираться на знания и использовать объективные законы и закономерности, определяющие развитие объекта управления.

Хорошо обоснованное и своевременно принятое решение является важнейшим залогом успешной управленческой деятельности.