4.Организационная структура, необходимая для сервисных фирм
Структуру организации можно описать следующими параметрами:
стандартизация – это степень, с которой процедуры определены для обычной деятельности;
формализация – это письменные правила и нормативы;
специализация – разделение рабочей силы;
централизация – степень, с которой власть концентрируется в управлении высшего звена;
конфигурация – это степень управления, количество уровней управления, количество контролеров в общей численности штата;
гибкость – способность организации перестроиться, чтобы адаптировать свою структуру к внешним изменениям среды.
В крупных сервисных фирмах разделение на отделы может быть основано на функциях и процессах обслуживания. Если мы поближе рассмотрим структуру большинства сервисных фирм, мы обнаружим, что их структура отличается от структуры обычной производственной компании высокой контрастностью с потребителями. Рассмотрим следующие известные из организационной теории принципы, основанные на исследовании производственных фирм.
По мере усложнения задачи увеличивается степень контроля. Это имеет смысл, так как по мере того, как задачи становятся более разнообразными и сложными, у руководства остается меньше времени помогать подчиненным. Однако в сфере услуг нет жесткой связи между сложностью задачи и количеством людей, находящихся в подчинении менеджера. К тому же степень контроля услуг значительно меньше, чем степень контроля производства, вероятно потому, что даже самая простая работа в сервисной фирме (например, служащего розничной торговли) включает относительно сложные задачи, большое многообразие заданий, неопределенность ситуации с каждым отдельным потребителем и ответственность за принятие решений при каждой сделке.
По мере того как усложняются технологии, растет число людей, подчиняющихся генеральному директору. В производственных компаниях совершенствование технологий создает в организации больше самоуправляющихся групп. Это означает, что генеральный директор имеет меньше прямого влияния на эти группы и, следовательно, может их контролировать, вырабатывая директивы генеральной политики. Но для услуг верно обратное! Количество людей, отвечающих перед директором, уменьшается по мере усложнения процесса покупки услуги. В сфере услуг наиболее сложными процессами управляют сотрудники более низкого уровня. Директор работает на административном уровне, он скрыт от прямых контактов с потребителем и упорядочивает окружающую среду.
По мере того как усложняются технологии, увеличивается количество уровней управления. Это в основном обязано большому количеству поддерживающих систем, необходимых для защиты технологии в компании, ориентированной на производство. И снова в сфере услуг действительна противоположная ситуация. Количество уровней управления связано со сложностью процесса покупки обратно пропорционально. Сервисные фирмы имеют горизонтальную структуру, так как персонал, лично обслуживающий потребителей, должен обладать полномочиями и автономностью, чтобы полностью выполнить процесс обслуживания. К тому же чем больше уровней управления, тем больше необходимо времени для того, чтобы принять и выполнить решение, при этом происходят задержки в получении обратной связи, а решение становится более рискованным. Услуги по своей природе требуют от сотрудников, чтобы решения принимались на месте, а обратная связь поступала немедленно.
По мере того как увеличиваются размеры организации, ее структура становится все более сложной. Таким образом, по мере роста занятости существует тенденция, что производственные компании становятся специализированными, стандартизированными и увеличивают уровни управленческого контроля. Многие сервисные фирмы, напротив, несмотря на свои размеры, стремятся к небюрократической форме организации, менее формальной организационной структуре.
Эти противоречия традиционной организационной теории поддерживают известную точку зрения, что для того, чтобы преуспеть в сфере услуг, нужно «повернуть организацию вышеописанной схемой вниз».
Питер Друкер, хорошо известный эксперт по управленческим проблемам, предложил, что развернутая деятельность любого вида будет следовать директивам сферы услуг, значительно сокращая управленческие уровни и число менеджеров, давая при этом больше автономии рабочим передового плана. Он предсказал, что типичный бизнес ХХI в., наиболее вероятно, будет напоминать не сегодняшнюю производственную компанию, а больницу, университет или симфонический оркестр. Его предсказание кажется вполне правдоподобным.
Вопросы для самоконтроля
1. Задачи управления трудовыми ресурсами.
2. Что представляет собой и какую роль играет управление трудовыми ресурсами?
3. Функции трудовых ресурсов в сервисной организации.
4. Какие методы вознаграждения сотрудников Вам знакомы?
5. Какие преимущества и недостатки предоставления широких полномочий?
6. Какие факторы явились причиной появления команд и популярности командной работы?
7. Типы сотрудников в сфере услуг. Охарактеризуйте каждый тип.
8. Что должен учитывать руководитель для того, чтобы сохранить ценность рабочей силы?
9. Что представляет собой организационная структура сервисной организации?
10. Отличия организационной структуры и управление между производственными компаниями и сервисными организациями.
- Зачетный модуль 1. Экономическая природа непроизводственной сферы и ее роль в современной экономике см 1. Непроизводственная сфера сегодня
- 4. Сервис как услуга. Классификация видов услуг.
- См 2. Эволюция непроизводственной сферы
- 1. Теоретическое объяснение роста услуг.
- 3. Тенденции развития информационного общества.
- 4. Интернет-сервис в современном обществе.
- 5. Глобальная сетевая экономика.
- См 3. Рынок услуг и его структуризация
- 2. Структура и состав сферы услуг.
- 3. Классификация сферы услуг.
- 4. Структуризация рынка услуг.
- См 4. Роль государства в поддержке развития рынка услуг в Украине
- 1. Государственного регулирования как экономическая категория.
- 2. Развитие малого предпринимательства в экономике Украины.
- 3. Формы и методы влияния государства на сферу услуг.
- 4. Место и роль сферы услуг в условиях рыночной экономики.
- Зачетный модуль 2. Внутренняя среда непроизводственной сферы см 5. Непроизводственная сфера как система
- Рис 5.1. Основные элементы принципа «черный ящик» системного подхода
- 5. Сервисные организации как кибернетические системы.
- См 6. Миссия непроизводственной сферы.
- 2. Взаимосвязь внутренних переменных.
- 3.Миссия – основная общая цель непроизводственной сферы.
- Ценностные ориентации
- 4. Факторы, влияющие на выбор миссии.
- См 7. Технология и ее влияние на управление услугами
- 1. Технология процессов и информационные технологии.
- 2. Причины, по которым фирмы услуг инвестируют в технологии.
- 3. Технология как конкурентное преимущество.
- 4.Области применения технологий в сфере услуг
- 5. Информационные системы.
- 6. Технологии и будущее услуг.
- См 8. Персонал организации сферы услуг
- 2. Контактирующий персонал сервисной организации.
- 3. Связь отличительных характеристик услуг со степенью покупательского риска.
- 4. Цели, на которые направлен имидж сервисной организации.
- Зачетный модуль 3. Регулирование процессом предоставления услуг см 9. Клиент: ядро менеджмента услуг
- 1.Особенности отношений управления в сервисных системах.
- 2. Потребители сферы услуг.
- Понятие клиента л. Л. Бина
- 3. Поведение потребителей и модель принятия решения потребителем
- 4. Специфические аспекты покупки услуг.
- См 10. Разработка и создание услуг
- 1. Причины, побуждающие к разработке и созданию новых услуг
- См 11. Управление трудовыми ресурсами в сфере услуг
- 2. Новые задачи (изменения в сфере управления трудовыми ресурсами).
- 3. Типы сотрудников в сфере услуг
- 4.Организационная структура, необходимая для сервисных фирм
- Зачетный модуль 4. Процессы управления в непроизводственной сфере см 12. Место процесса управления в хозяйственном механизме
- 1. Элементы хозяйственного механизма
- Сфера услуг
- 2. Функции и свойства процесса управления
- 3. Типы процесса управления.
- 4. Технология процесса управления
- 5. Особенности отношений управления в сервисных системах.
- См 13. Системы управления в непроизводственной сфере
- 1. Функциональные признаки отношений управления.
- Цели и уровни структуры корпорации
- См 14. Инструменты управления непроизводственной сферой
- См 15. Организационное развитие на предприятиях сферы услуг
- 2. Теоретические основы принятия управленческих решений.
- 3. Технология принятия и реализации управленческих решений.
- 4. Принципы оптимальности принимаемых решений
- 5. Процесс выработки и реализации решений.
- Зачетный модуль 5. Функции управления в непроизводственной сфере см 16. Прогнозирование и планирование в сервисных организациях
- 2. Факторы, влияющие на выбор метода прогнозирования
- 3. Система внутрифирменного планирования
- 4. Стратегическое планирование
- См 17. Координация и мотивация в сервисных организациях
- 1. Этапы и стадии жизненного цикла сервисной организации.
- 5. Поведение потребителей и модель принятия решения потребителем.
- 6. Специфические аспекты покупки услуг.
- См 18. Контроль и корректирование в сервисных организациях
- 4. Отличия контроля традиционного от контроля благожелательного.
- Зачетный модуль 6. Менеджмент сервисной фирмы см 19. Эффективность управления сервисной фирмы
- 3. Социально-экономическая эффективность управления.
- 4.Факторы, снижающие эффективность работы сервисных организаций.
- 5. Эффективность труда руководителя.
- См 20. Конкурентоспособность сервисной фирмы
- 2. Стратегические ресурсы сервисной фирмы.
- 3. Стратегический курс сервисной фирмы.
- 4. Определение конкуретноспобности фирмы.
- См 21. Глобализация услуг: менеджмент услуг на международной арене
- 1.Международная торговля в области услуг.
- 2. Причины глобализации сервисных компаний.
- 3. Глобальная окружающая среда в сфере бизнеса услуг.
- 4.Формы глобализации.