logo search
Экономика фирмы УМК

Стратегия фирмы

Стратегия это генеральный план или программа развития фирмы, осуществляемая его руководством. Важной составной частью развития является рост, повышение ее размеров и числа объектов (подразделений). Однако ограничение роста не означает отсутствия развития. Другой его составной частью является рост качественных параметров хозяйственной деятельности.

Обеспечение того и (или) другого призвано обеспечить стратегическое планирование. Ответственность за его реализацию прежде всего лежит на руководстве фирмы и ее персонале.

Рост является следствием нескольких факторов. Увеличиваясь в размерах, фирма осуществляет экономию на масштабах, может лучше регулировать цены, легче использовать выгоду от специализации работы и оборудования. При больших размерах легче брать ссуды в банках в больших количествах и под более выгодные проценты, легче прибегать к альтернативным источникам финансирования (выпуск облигаций). Своим поставщикам большая фирма может диктовать более выгодные цены, снижая тем самым себестоимость продукции. Ей легче привлекать более квалифицированный персонал, предложив лучшую оплату труда.

На рынке большие размеры позволяют контролировать или задерживать появление конкурентов при помощи активной ценовой политики и рекламы. Крупная фирма обладает значительными преимуществами в области исследовательской деятельности. Она способно финансировать инновации, что позволяет воспользоваться стратегическим преимуществом над своими конкурентами.

Фирма вырабатывает свою стратегию, чтобы выжить в конкурентной борьбе и расширить свою долю рынка. Это своего рода меры, которые (опираясь на исходный диагноз) должны привести ее из данной ситуации к поставленной цели. Таким образом, стратегия фирмы требует изучения ее сильных и слабых сторон в отношении как рынка, так и выпускаемой продукции. Этот анализ ведется с учетом внешней среды, поведения имеющихся (или готовящихся выйти на рынок) структур, их ценообразования, диверсификации продукции, инвестирования для получения преимуществ перед конкурентами. Затем фирма отбирает мероприятия, соединяя имеющиеся средства с целями, которые она стремится осуществить.