10.1. Сущность планирования проектов
Рыночная концепция управления экономикой, перенесение акцентов с ситуационного управления на стратегическое планирование производственно-хозяйственной деятельности предприятий потребовали использования новых форм и методов реализации стратегии. Важнейшее место среди них занимает объектно-ориентированное или проектное управление. Известно, что реализация любых нововведений (технических, организационных, экономических и т.п.), направленных на изменение как стратегии, так и тактики предприятия, требует управления этими процессами. Испытанным средством управления любыми инновационными процессами является программно-целевой метод. Он может применяться как на уровне управления национальной экономикой, например, при решении задач 'разгосударствления и приватизации государственной собственности, так и на уровне субъектов хозяйствования, например, при решении задач реструктуризации предприятий. Как в первом, так и в другом случае подход к решению соответствующих задач должен быть выполнен в виде конкретных хозяйственных решений в форме проекта.
Потребность в разработке проектов в экономике возникает тогда, когда необходимо мобилизовать и сконцентрировать в короткие сроки ограниченные ресурсы для вывода определенного направления экономики на качественно новый уровень, существенно превышающий общий экономический уровень. Основа этого процесса— проект, под которым понимается увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам комплекс научно-исследовательских, проектно-конструкторских, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, соответствующим образом оформленный и направленный на изменение исходного состояния управляемого объекта и обеспечивающий эффективное решение целевых задач. Таким образом, проект— это то, что изменяет исходное состояние управляемого объекта. В этом состоит принципиальное отличие проекта, принятого в стратегическом планировании, от распространенного в практике хозяйствования, где под проектом понимается план сооружения или конструкции.
Методология стратегического планирования различает такие понятия, как "инвестиционный проект", "бизнес-план", "технико-экономическое обоснование".
Инвестиционный проект — это совокупность документов, характеризующих проект от его замысла до достижения заданных показателей эффективности и охватывающий, как правило, прединвестиционную, инвестиционную, эксплуатационную и ликвидационную стадии его реализации.
Бизнес-план — это детальное изложение целей и путей достижения создаваемого производства (услуги), предназначенное для обоснования инвестиций. Бизнес-план проекта (предприятия) может входить в инвестиционный проект как его составная часть, заменять инвестиционный проект или включать несколько инвестиционных проектов (при расширении, модернизации, реконструкции и реструктуризации предприятия).
Технико-экономическое обоснование инвестиций содержит предпроектную проработку инженерно-конструкторских, технологических и строительных решений, сравнение альтернативных вариантов и обоснование выбора конкретного способа осуществления проекта.
Технико-экономическое обоснование проекта содержит углубленную и детальную проработку, а также всестороннюю оценку выбранного способа реализации проекта.
Указанный комплект документов является необходимым условием для прохождения государственной комплексной экспертизы проектов, осуществляемых с участием средств республиканского бюджета, требующих мер государственной поддержки, а также реализуемых с привлечением иностранных кредитов по гарантии Правительства Республики Беларусь.
В ряде отраслей народного хозяйства нововведения могут быть настолько сложными, что их разработка ведется не в рамках проекта, а в составе программы, которая может включать несколько относительно самостоятельных проектов. Программы являются основной формой реализации наиболее важных технических, экономических, социальных и других проблем по приоритетным направлениям научно-технической деятельности, концентрации ресурсов научно-технического и производственного комплексов на указанных направлениях и ускорения на этой основе развития наукоемких отраслей народного хозяйства республики и социальной сферы.
Конечными целями программы и проекта являются создание и освоение в производстве новой техники, технологий и материалов, содействующих выходу отечественной продукции на мировой уровень, решению первоочередных задач развития социальной и экономической сферы.
Управление проектами в развитых странах получило название проект-менеджмента, оно стало признанной методологией инвестиционной деятельности и включает следующие функции:
• прогнозирование и планирование проектной деятельности;
• организацию работы;
• координацию и регулирование процессов разработки и реализации проекта;
• активизацию и стимулирование труда исполнителей;
• учет, контроль и анализ хода разработки и реализации проекта.
Эти функции могут выполняться с помощью экономических, административных, социально-психологических и идеологических методов управления.
Планирование проектов позволяет:
• определить цели проекта и провести его обоснование;
• разработать структуру проекта (цели, задачи и основные этапы работы);
• рассчитать необходимые объемы и источники финансирования;
• сформировать на конкурсной основе коллектив исполнителей;
• подготовить и заключить контракты с исполнителями и контрагентами работ;
• определить сроки выполнения работ, составить график работы над проектом, рассчитать потребность в ресурсах;
• составить смету и бюджет проекта;
• спланировать и учесть возможный риск;
• обеспечить контроль за выполнением проекта и т.п.
В зависимости от состава и содержания выполняемых проектных работ, сроков проектирования и реализации принято различать малые, средние и крупные проекты.
К малым проектам относятся научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки на промышленных предприятиях, включая конструкторскую, технологическую и организационно-экономическую подготовку производства, изготовление опытно-промышленных образцов новой продукции, реконструкцию, техническое перевооружение и модернизацию производства. В американской практике к таким проектам относят нововведения с капитальными затратами до 10-15 млн. долл. и трудозатратами до 40-50 тыс. человеко-часов. Такие проекты, как правило, выполняются силами самих предприятий, допускают ряд упрощений при разработке и реализации проекта, координируются одним менеджером (руководителем проекта или продукта), имеют гибкую структуру временного творческого коллектива исполнителей, содержат простой план работы в форме сетевого графика. Пусконаладочные работы в этом случае выполняют разработчики проекта. Сроки разработки таких проектов не выходят за пределы одного-двух лет. Такой подход упрощает отчетность и процедуру согласований проектных решений, сводит к минимуму изменения, вносимые в проектно-техническую документацию по результатам испытаний, создает эффективную систему стимулирования труда исполнителей, делегирует часть полномочий с правом принятия решений от руководителя проекта к исполнителям, что повышает заинтересованность и ответственность исполнителей за качество и сроки работ.
Средние проекты включают работы по проектированию и строительству предприятий, освоению и обустройству небольших месторождений полезных ископаемых (нефтяных, газовых, угольных), если их проектирование ведется на основе типовых проектных решений, а строительство осуществляется комплектно-блочным методом.
Под типовыми проектными решениями (ТПР) понимаются проверенные на практике прототипы основных решений по параметрам предприятия для аналогичных объектов. Процесс проектирования предприятия в этом случае состоит в проведении изыскательских работ и "привязке" ТПР к местным условиям.
Суть комплектно-блочного метода (КЕМ) состоит в том, что большая часть строящегося объекта изготавливается не на строительной площадке, а на мощностях подрядчика (изготовителя конструкций). После изготовления конструкции доставляются и монтируются на месте будущей эксплуатации. Такие проекты имеют широкий состав участников и достаточно сложные процедуры разработки и реализации.
Крупные проекты (мегапроекты) выполняются по целевым народно-хозяйственным программам и содержат множество мультипроектов, объединенных общей целью, используемыми ресурсами и единым планом-графиком разработки и реализации. Такие программы могут быть национальными, международными, региональными, отраслевыми, межотраслевыми и т.п. Они формируются и координируются на макроуровне, как правило, с участием государства.
Крупные проекты характеризуются высокими затратами (например, в американской практике - более 1 млрд долл.), различными источниками финансирования, огромной трудоемкостью разработки проекта (более 2 млн человеко-часов) и строительства (15-20 млн. человеко-часов). Длительность реализации крупного проекта выходит за пределы 5-7 лет.
Крупные проекты требуют соответствующей организации работ, в частности: выявления характера и степени влияния на экономическую и социальную среду региона; дополнительных затрат на инфраструктуру; необходимости специальных процедур координации деятельности участников проекта; постоянной корректировки проекта и плана разработки и реализации; учета оригинального характера принимаемых решений и т.п.
В качестве примера крупных проектов можно назвать проекты создания магистральных трубопроводов, строительства атомных электростанций, комплексного освоения крупных месторождений полезных ископаемых.
Нередко для решения таких задач создаются крупные объединения субъектов хозяйствования — консорциумы, картели, тресты, международные корпорации.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Глава 1 предприятие как объект планирования
- 1.1. Роль и место планирования в управлении предприятием
- 1.2. Планирование как наука, вид деятельности и искусство
- 1.3. Сущность и структура объектов планирования на предприятии
- 1.4. Предмет планирования
- Глава 2 система планирования на предприятии
- 2.1. Формы планирования и виды планов
- 2.2. Факторы, влияющие на выбор формы планирования
- 2.3. Организация внутрифирменного планирования
- 2.4. Структура плановых органов
- Глава 3 средства и методы обоснования плановых решений
- 3.1. Использование различных средств и методов в планировании
- 3.2. Традиционные методы принятия плановых решений
- 1. Творчество
- 3. Система бухгалтерского учета
- 4. Предельный анализ
- 6. Дисконтирование
- 7. Традиционные методы оперативно-календарного планирования
- 8. Анализ чувствительности
- 9. Проверка устойчивости
- 10. Корректировка параметров проекта
- 3.3. Новые методы обоснования рациональных решений
- 3. Методы имитации
- Результаты имитирования реальной ситуации капитальных вложений
- Глава 4 стратегическое планирование на предприятии
- 4.1. Сущность стратегического планирования
- 4.2. Структура стратегического планирования
- 4.3. Преимущества и недостатки стратегического планирования
- Глава 5 анализ внешней и внутренней среды предприятия
- 5.1. Цели и задачи анализа внешней среды
- 5.2. Анализ макроокружения
- 5.3. Анализ непосредственного окружения
- 5.4. Анализ и оценка внутренней структуры фирмы
- 5.5. Методика анализа среды
- 1. Сильные стороны:
- 2. Слабые стороны:
- 3. Возможности:
- 4. Угрозы:
- Глава 6 определение миссии и целей фирмы
- 6.1. Понятие и сущность миссии
- 6.2. Система целей деятельности фирмы
- 6.3. Технология обоснования целей
- Глава 7 планирование стратегии фирмы
- 7.1. Деловое и стратегическое развитие предприятия
- 7.2. Типы и элементы стратегии
- 7.3. Технология разработки стратегии
- 1. Оценка текущей стратегии
- 2. Анализ портфеля продукции
- 3. Выбор стратегии
- 4. Оценка выбранной стратегии
- 5. Разработка стратегического плана
- 6. Разработка системы бизнес-планов
- Глава 8 планирование инвестиций
- 8.1. Сущность инвестиций и инвестиционного процесса
- 8.2. Состояние и факторы активизации инвестиционной деятельности
- 8.3. Методика оценки инвестиционных проектов
- 8.3.1. Показатель чистого приведенного эффекта (дисконтированного дохода)
- 8.3.2. Рентабельность инвестиций
- 8.3.3. Норма рентабельности инвестиций
- 8.3.4. Срок окупаемости инвестиций
- 8.3.5. Коэффициент эффективности инвестиций
- 8.3.6. Анализ альтернативных проектов и выбор наиболее предпочтительного
- 8.4. Порядок и методика составления плана инвестиций
- 8.4.1. Формирование стратегии предприятия
- 8.4.2. Оценка выбранной стратегии, выявление в ней "узких" мест, разработка системы мероприятий, направленных на их "расшивку"
- 8.4.3. Составление бизнес-плана
- 8.4.4. Сводное планирование инвестиций
- 1. Информационная работа
- 2. Выбор источников финансирования
- Глава 9 учет фактора риска в планировании
- 9.1. Хозяйственный риск, сущность, место и роль в планировании
- 9.2. Виды потерь и риска
- 9.3. Показатели риска и методы его оценки
- 9.4. Методы снижения риска
- 9.5. Методика анализа и планирования риска
- Глава 10 реализация стратегии развития предприятия
- 10.1. Сущность планирования проектов
- 10.2. Принципы планирования проектов
- 10.3. Жизненный цикл проекта
- 3. Стадия эксплуатации проекта
- 4. Стадия ликвидации проекта
- 10.4. Управление проектом 10.4.1. Требования к управлению проектом
- 10.4.2. Структуризация проекта
- 10.4.3. Выбор организационной структуры управления проектом
- 10.4.4. Формирование команды разработчиков
- 10.4.5. Создание благоприятного микроклимата