logo
Книга Ильина 1 часть

7.3. Технология разработки стратегии

Формирование конкретной стратегии фирмы - процесс доста­точно сложный и длительный. Целью этого процесса является вы­бор стратегической альтернативы, которая повысит эффектив­ность деятельности фирмы в долгосрочной перспективе.

На стратегический выбор, осуществляемый руководителями, влияют разнообразные факторы. Основные из них следующие.

1. Склонность высшего руководства к риску. Риск является фактором жизни компании. Традиционно руководство компаний стремится минимизировать риск, что служит надежной тактикой в средне- и краткосрочной перспективе. Но, заглядывая далеко впе­ред, что является целью стратегического планирования, необходи­мо отметить, что подобный подход может привести к гибели дела, так как он неизбежно ведет к сокращению масштабов дела. Сегод­ня рискует тот в бизнесе, кто не рискует. Подробно проблема рис­ка в планировании будет рассмотрена ниже.

2. Опыт применения стратегий в прошлом. Применение раз­личных стратегий в стратегическом планировании в предшеству­ющие периоды позволяет фирмам накопить как положительный, так и отрицательный опыт их использования. Это позволяет более обоснованно подойти к выбору стратегических альтернатив, избе­жать ошибок в их применении. Сознательно или бессознательно руководство фирмы всегда находится под воздействием прошлых стратегических альтернатив.

3. Реакция владельцев имущества предприятия. Следует иметь в виду, что владельцы акций, имеющие право участия в управле­нии фирмой, ограничивают гибкость решений, принимаемых при выборе конкретной стратегической альтернативы.

4. Фактор времени. Несмотря на то, что решения, предусмат­риваемые в стратегическом плане, касаются значительных отрез­ков времени (более пяти лет), время на их принятие часто измеря­ется часами. Поэтому фактор времени при составлении стратеги­ческого плана может способствовать успеху или неудаче в его реализации. Реализация даже хорошей идеи в неудачный момент может привести к ее краху.

Процесс стратегического планирования включает следующие этапы: оценку текущей стратегии; анализ портфеля продукции;

выбор стратегии; оценку выбранной стратегии, разработку страте­гического плана, разработку системы бизнес-планов (рис. 7.4).

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4