10.4.5. Создание благоприятного микроклимата
Комплектованием группы формирование команды не заканчивается. Проектировщиков необходимо объединить общей целью и едиными задачами. Без этого объединяющего фактора группа людей продолжает оставаться набором случайных личностей. Процесс "притирки" людей в проектной группе весьма сложен и обусловлен следующими особенностями проектной работы: новизна выполняемых функций и задач; уникальность выполняемой работы; риск и скоротечность; недостаточное знание друг друга; отсутствие общих ценностей, норм и традиций; разный темперамент людей; различия в ценностных ориентациях, особенностях познавательных психических процессов, способностях и многое другое.
Чтобы превратить группу людей в команду единомышленников, руководитель проектной группы должен:
• устранить основные коммуникационные барьеры, мешающие сотрудничеству;
• распределить обязанности и полномочия;
• спланировать работу группы и каждого сотрудника;
• создать условия для развития команды;
• обеспечить благоприятный имидж команды;
• назначить руководителей и ответственных за отдельные направления;
• четко объяснить цели и задачи каждому сотруднику;
• заинтересовать каждого работника группы;
• обеспечить поддержку проекта со стороны руководства;
• оценить эффективность деятельности группы и каждого сотрудника и т.п.
Успех проекта во многом зависит от создания в проектной группе творческой обстановки. Проблема состоит в том, что значительная часть ноу-хау появилась не в плановом порядке и принадлежит не тем разработчикам, от которых их ожидали, не предназначалась для планируемых потребителей. Более того, на практике часто встречаются факты сокрытия работниками фирм новых идей от руководства, враждебное отношение к нововведениям.
Поэтому важно создать условия, стимулирующие генерацию идей. Для этого необходимо создать в коллективе проектной группы организационный климат, который бы способствовал поиску нетрадиционных, новаторских решений и средств их реализации.
Например, в фирме IBM инженеры имеют возможность использовать 15 % фонда рабочего времени на поисковые работы по своему усмотрению, а также 15 % средств текущего бюджета. В ней активно проводятся конкурсы на получение субсидий.
Возможны различные подходы: перепланировка рабочих мест; проведение неформальных совещаний, семинаров, деловых игр, частичное пересечение полномочий, делегирование функций, наложение смежных сфер деятельности (например, конструктора и технолога) и пр.
Важно поощрять нововведения. Инновации включают создание потенциалов изобретений и рационализаторских предложений. Поэтому изобретательство и рационализация должны рассматриваться как единый процесс, с помощью которого достигается эффективность проектной деятельности. Необходимость инноваций может возникнуть из потребности потребителей или технологии проектирования. Проект-менеджмент реагирует на эти потребности соответствующей стратегией, которая переплетается со стратегией проектирования. Здесь возможны два варианта стратегии: технологическое лидерство (первенство) или технологическое подчинение (следование). Решающим фактором успеха для инновационной стратегии являются время на инновации и заинтересованность разработчиков в их продуцировании и внедрении.
Мотивация инноваций помимо поощрений должна включать выбор и подготовку специалистов, склонных к этому виду деятельности. Следует иметь в виду, что новаторов отличает высокая степень независимости и гибкости; способность выдерживать большие эмоциональные напряжения, особенно в стрессовых ситуациях; склонность к риску и самоуверенность; самодисциплина и исследовательский тип поведения; высокая чувствительность (реакция на проблему) и т.п.
В критических ситуациях многие зарубежные фирмы вывешивают лозунг: "Не стой на месте, делай хоть что-нибудь". У работников должно появиться убеждение, что их даже мелкие нововведения важны. Для этого создаются различные творческие организационные образования: кружки качества, центры прибыли, общественные бюро и т.п. В Японии, стране, которая является общепризнанным лидером в области инноваций, получили распространение "кружки качества" — малые рабочие группы, пытающиеся решать сообща проблемы в рабочей области. Их работа построена на неформальных, безиерархических встречах, на которых менеджер выступает только как человек, вносящий свою лепту в усовершенствование. В таких группах генерирование идей происходит посредством передачи знаний, мозговой атаки, экспертизы технических предложений и т.п. Перед осуществлением какой-либо идеи, предложенной творческой группой, проводится аналитическая проверка шансов на успех инноваций руководством фирмы. При этом используются различные аналитические методы, например, оценка полезности и размеров прибыли. Для активизации творческого потенциала работников творческих групп им передаются финансовые средства и компетенция в принятии решений для реализации их инновационных проектов. При этом сразу же за внедрением применяется стимулирующий акт, который усиливает их инновационную деятельность.
С целью предотвращения негативных явлений, самоуспокоенности и самодовольства администрация постоянно вносит изменения в формы и методы работы таких групп. При этом неизменным остается одно — чувство личной ответственности.
Зачастую на практике инновационные усилия имеют обратную реакцию. Признаками инновационного сопротивления могут быть высказывания типа: "Это выглядит очень рискованно", "На практике предложение может дать обратный эффект", "Поверьте нашему многолетнему опыту" и т.п.
Проект-менеджмент должен давать возможность своевременно распознать и устранить возможные помехи, которые возникают на основе отрицательных представлений сотрудников об инновациях. При этом менеджер должен четко представлять позицию противников той или иной инновации. Она может заключаться в полном или частичном приспособленчестве, индифферентности, активном или пассивном сопротивлении, бегстве, отречении и обособлении. Выявление этой позиции позволит менеджеру выбрать эффективные средства борьбы с противниками инноваций. При этом следует избегать радикальных мер, чтобы не подорвать чувство уверенности у сотрудников и не посеять боязнь риска. Эффективными в таких ситуациях являются технические совещания, обучение и образование, привитие чувства сопричастности к делам фирмы, моральные и материальные стимулы, в крайнем случае — увольнение.
Конфликты присущи всякой проектной работе. Конфликт — отсутствие согласия между людьми. Большинство руководителей настороженно относится к конфликту. Они стараются любыми способами избежать конфликтных ситуаций, забывая о том, что конфликты — это естественные закономерные процессы в жизнедеятельности людей и коллективов, неизбежное условие их развития. Особенно это относится к творческим коллективам. Задача менеджера сводится к умению управлять конфликтами, поскольку они могут носить конструктивную и деструктивную форму. Конструктивные конфликты связаны с разногласиями и борьбой по принципиальным проблемам научно-технической и социальной политики организации. Они способствуют предотвращению застоя, служат источником идей, сопровождают формирование новых научных направлений. Поэтому такие конфликты следует не подавлять, а плодотворно разрешать путем удовлетворения объективных требований конфликтующих сторон. Для этого менеджер должен уметь отличить непосредственный повод конфликта от его причины, которая может маскироваться конфликтующими сторонами. Важно установить, в какой мере предмет разногласия касается производственных проблем, а в какой — особенностей деловых и личных взаимоотношений участников конфликта. Необходимо также выяснить мотивы конфликтного столкновения работников, направленность действий участников конфликта.
С этой целью следует выслушать всех участников конфликта, не торопиться с выводами и обобщениями, избегать проявления личных симпатий и тенденциозности. Здесь главное - добиться взаимопонимания участников конфликта, которое предопределяет следующие возможные исходы конфликта:
• взаимное примирение на объективной основе;
• компромисс, базирующийся на частичном удовлетворении притязаний обеих сторон.
В любом случае основой примирения должны быть объективное удовлетворение требований обеих сторон, разоблачение несостоятельности ложных претензий, проведение профилактической и воспитательной работы.
Деструктивные конфликты могут возникнуть на фоне резкого расхождения взглядов, интересов и устремлений людей в результате неверного понимания окружающей их производственной реальности, а иногда в результате постановки корыстных целей. Такие конфликты характеризуются жесткостью позиций участников, недозволенными методами удовлетворения своих требований. В таких конфликтах кроме рассмотренных выше приемов разрешения следует проявить жесткость, вплоть до принятия организационных мер - расформирования группы или увольнения инициаторов конфликта.
В заключение необходимо отметить, что планирование проектной деятельности является тем мостиком, который связывает стратегическое планирование с практической деятельностью людей по реализации его целей и задач. В этом значении планирование проектов является частью стратегического планирования и носит соподчиненное значение. В то же время планирование проектов представляет собой самостоятельную область научных знаний и практической деятельности, поскольку имеет свои средства и методы разработки и реализации проектов.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Глава 1 предприятие как объект планирования
- 1.1. Роль и место планирования в управлении предприятием
- 1.2. Планирование как наука, вид деятельности и искусство
- 1.3. Сущность и структура объектов планирования на предприятии
- 1.4. Предмет планирования
- Глава 2 система планирования на предприятии
- 2.1. Формы планирования и виды планов
- 2.2. Факторы, влияющие на выбор формы планирования
- 2.3. Организация внутрифирменного планирования
- 2.4. Структура плановых органов
- Глава 3 средства и методы обоснования плановых решений
- 3.1. Использование различных средств и методов в планировании
- 3.2. Традиционные методы принятия плановых решений
- 1. Творчество
- 3. Система бухгалтерского учета
- 4. Предельный анализ
- 6. Дисконтирование
- 7. Традиционные методы оперативно-календарного планирования
- 8. Анализ чувствительности
- 9. Проверка устойчивости
- 10. Корректировка параметров проекта
- 3.3. Новые методы обоснования рациональных решений
- 3. Методы имитации
- Результаты имитирования реальной ситуации капитальных вложений
- Глава 4 стратегическое планирование на предприятии
- 4.1. Сущность стратегического планирования
- 4.2. Структура стратегического планирования
- 4.3. Преимущества и недостатки стратегического планирования
- Глава 5 анализ внешней и внутренней среды предприятия
- 5.1. Цели и задачи анализа внешней среды
- 5.2. Анализ макроокружения
- 5.3. Анализ непосредственного окружения
- 5.4. Анализ и оценка внутренней структуры фирмы
- 5.5. Методика анализа среды
- 1. Сильные стороны:
- 2. Слабые стороны:
- 3. Возможности:
- 4. Угрозы:
- Глава 6 определение миссии и целей фирмы
- 6.1. Понятие и сущность миссии
- 6.2. Система целей деятельности фирмы
- 6.3. Технология обоснования целей
- Глава 7 планирование стратегии фирмы
- 7.1. Деловое и стратегическое развитие предприятия
- 7.2. Типы и элементы стратегии
- 7.3. Технология разработки стратегии
- 1. Оценка текущей стратегии
- 2. Анализ портфеля продукции
- 3. Выбор стратегии
- 4. Оценка выбранной стратегии
- 5. Разработка стратегического плана
- 6. Разработка системы бизнес-планов
- Глава 8 планирование инвестиций
- 8.1. Сущность инвестиций и инвестиционного процесса
- 8.2. Состояние и факторы активизации инвестиционной деятельности
- 8.3. Методика оценки инвестиционных проектов
- 8.3.1. Показатель чистого приведенного эффекта (дисконтированного дохода)
- 8.3.2. Рентабельность инвестиций
- 8.3.3. Норма рентабельности инвестиций
- 8.3.4. Срок окупаемости инвестиций
- 8.3.5. Коэффициент эффективности инвестиций
- 8.3.6. Анализ альтернативных проектов и выбор наиболее предпочтительного
- 8.4. Порядок и методика составления плана инвестиций
- 8.4.1. Формирование стратегии предприятия
- 8.4.2. Оценка выбранной стратегии, выявление в ней "узких" мест, разработка системы мероприятий, направленных на их "расшивку"
- 8.4.3. Составление бизнес-плана
- 8.4.4. Сводное планирование инвестиций
- 1. Информационная работа
- 2. Выбор источников финансирования
- Глава 9 учет фактора риска в планировании
- 9.1. Хозяйственный риск, сущность, место и роль в планировании
- 9.2. Виды потерь и риска
- 9.3. Показатели риска и методы его оценки
- 9.4. Методы снижения риска
- 9.5. Методика анализа и планирования риска
- Глава 10 реализация стратегии развития предприятия
- 10.1. Сущность планирования проектов
- 10.2. Принципы планирования проектов
- 10.3. Жизненный цикл проекта
- 3. Стадия эксплуатации проекта
- 4. Стадия ликвидации проекта
- 10.4. Управление проектом 10.4.1. Требования к управлению проектом
- 10.4.2. Структуризация проекта
- 10.4.3. Выбор организационной структуры управления проектом
- 10.4.4. Формирование команды разработчиков
- 10.4.5. Создание благоприятного микроклимата