10.4.3. Выбор организационной структуры управления проектом
Наиболее важной проблемой является комплектование команды разработчиков проекта и установление организационных форм работы ее членов (проектировщиков). Необходимо выбрать организационную структуру управления (ОСУ) и разработать систему мотивации труда. Эти два направления тесно связаны между собой.
Наиболее предпочтительным типом ОСУ для проектной работы является матричная структура, которая в наибольшей мере соответствует программно-целевому характеру проектной деятельности. Матричная ОСУ базируется на функциональной структуре, отношения в которой строятся на вертикальных связях — "руководитель — подчиненный". Для решения конкретных проектных задач в этой структуре создаются временные творческие коллективы (ВТК) или временные проектные группы (ВПР), во главе которых стоят руководители проектов. Эти группы комплектуются из специалистов соответствующих функциональных отделов. Взаимодействие руководителей проектов (РП) с функциональными отделами осуществляется по горизонтали, а также оно накладывается на традиционные вертикальные связи.
Исполнитель в матричной структуре подчиняется двум руководителям: своему непосредственному руководителю структурного подразделения и руководителю проекта. В этом случае у РП отсутствует необходимость в контроле над разработчиками. Свои усилия он концентрирует на координации и методической части проекта, т.е. что и когда должно быть сделано. У функционального руководителя подразделения, наоборот, отсутствует необходимость в координации отдельных частей проекта. Его главная задача — определить, кто и каким образом будет выполнять часть проекта, закрепленную за его подразделением.
В силу названных особенностей матричная ОСУ обеспечивает высокое качество работы, малые сроки разработки, низкие издержки и высокую оперативность работы.
Временные научные (творческие) коллективы могут также создаваться вне формальной структуры организации. В этом случае они представляют собой группу научных работников и (или) специалистов, добровольно объединившихся для совместной научной и инновационной деятельности на срок, необходимый для решения поставленной задачи и получения заданного результата, без образования юридического лица [2].
Инициаторами ВНК могут выступать юридические лица, финансирующие исследования, разработку или освоение их результатов, а также работники, получившие финансовые средства. Состав ВНК формируется на организационном собрании, а его численный и персональный состав определяется в зависимости от характера, объема и сроков выполнения проекта.
Такие временные коллективы создаются на основе договора подряда, который заключается между руководителем предприятия (организации), при котором создается ВНК, и руководителем временного научного коллектива.
В договоре подряда и прилагаемых к нему документах (техническом задании, календарном плане, калькуляции затрат) оговариваются:
• содержание разрабатываемого проекта и его отдельных частей;
• требования к проекту, его частям и конечным результатам, а также к форме их представления;
• условия выполнения работы (сроки выполнения работы и ее отдельных этапов, порядок предоставления заказчиком необходимых для выполнения работы информации, оборудования, материалов, производственных и иных площадей);
• обязательства сторон и мера ответственности за соблюдение принятых каждой стороной обязательств, а также условия расторжения договора по инициативе одной из сторон;
• права собственности на результаты работы, условия конфиденциальности и защиты прав авторов на созданные ими объекты промышленной собственности, порядок передачи третьим лицам и т.п.;
• размер вознаграждения за выполненную работу и порядок его выплаты.
Следует иметь в виду, что работа по договору подряда выполняется членами ВНК в свободное от основной работы время и не является совместительством. В этом их принципиальное отличие от творческих коллективов, создаваемых в функциональных подразделениях при работе над проектом в рамках матричной структуры. Опыт работы ВНК весьма полезен при организации работы над проектами в рамках формальной структуры организации, поскольку ВНК позволяет наиболее полно использовать творческий потенциал работников и маневрировать ресурсами в процессе создания проекта нововведения.
Таким образом, в матричной ОСУ руководитель проекта является главным действующим лицом. Он отвечает за результат работы, включая издержки производства, сроки разработки и качество проекта (продукта).
К функциям руководителя проекта относятся следующие:
• консультационная помощь заказчику в разработке и реализации проекта;
• выбор проектировщиков и подрядчиков;
• составление планов работ по проекту;
• оформление актов, подтверждающих выполнение работ (этапов, подэтапов, сдачу объектов в опытную и промышленную эксплуатации);
• составление материалов для заключения контрактов с заказчиками и исполнителями (контрагентами) на проведение работ по проекту;
• координация работы всех участников проекта;
• постоянный контроль за соблюдением сроков выполнения работ по проекту; научно-техническим уровнем и качеством разработок; расходованием средств по теме;
• приемка выполненных исполнителями и контрагентами работ по созданию проекта;
• оформление отчетной документации на выполненные работы.
Руководитель проекта обязан:
• добиваться от отделов, участвующих в проекте, выполнения их задач по проекту;
• следить за тем, чтобы работа отделов велась с учетом плана-графика, сметы расходов и спецификаций;
• своевременно выявлять трудности, ошибки, недостачу ресурсов, низкое качество работ;
• своевременно вносить коррективы в проект, если это необходимо;
• информировать всех заинтересованных лиц о ходе работы над проектом.
Одной из проблем матричных организационных структур является перегрузка функциональных подразделений. В случае дисбаланса между объемом работ, который требуется выполнить для различных проектов, и возможностями в соответствующих функциональных подразделениях возникают конфликты между руководителем проекта и руководителями подразделений. В ряде случаев эту проблему можно решить с помощью более качественного планирования работ и ресурсов. Однако это возможно, как правило, при выполнении малых и средних проектов. При создании крупных проектов эти меры часто оказываются неэффективными, так как в этих случаях резко возрастает сложность коммуникационных сетей, что, в свою очередь, приводит к замедлению процессов принятия и согласования решений.
При создании крупных проектов наиболее эффективной формой становится так называемое проектное управление. В данной организационной форме управления в большей степени реализуются требования системного и программно-целевого подхода к управлению, в соответствии с которыми вся проектная деятельность рассматривается не с позиций сложившейся иерархии подчинения, а с учетом достижения конечной цели проекта.
Принципиальное отличие проектного управления от матричного состоит в том, что в нем создаются комплексные органы, наделенные всеми необходимыми полномочиями. В проектной структуре для решения конкретной задачи создается специальная рабочая группа, которая после завершения работы над проектом распускается. При этом соответствующий персонал и ресурсы, ранее привлеченные к работе, возвращаются в свои подразделения. Для решения задач перспективного развития в составе проектной организации или предприятия создается специальное подразделение, которое занимается исключительно вопросами стратегии.
Особенностью проектного управления является подчинение каждого члена группы лишь одному руководителю, то есть единоначалие. В этом типе управления, как правило, соблюдаются нормы управляемости, выраженные в численности подчиненных, приходящихся на одного руководителя. В матричной структуре этот принцип выдержать трудно. Немаловажно и рациональное распределение полномочий и ответственности между уровнями иерархии управления, что способствует установлению порядка, предотвращению дублирования и параллелизма в работе, открытому обсуждению новых идей и предложений.
Основным звеном в проектном управлении становится проектная группа (мастерская, бюро, лаборатория и т.п.). Ее численность зависит от сложности проекта. В небольших проектах численность проектной группы может насчитывать лишь 6-8 человек, что позволяет ее руководителю взаимодействовать непосредственно с каждым исполнителем. Для выполнения крупных проектов создаются многочисленные группы, имеющие двух- и трехуровневую структуру управления, в которых руководители структурных подразделений группы могут специализироваться по следующим признакам:
• функциональному признаку, например, по функциям проектирования;
• предметному признаку (отдельным разделам проекта, продуктам или специальным видам работ);
• территориальному признаку (частям проекта, размещаемым в различных районах страны при строительстве объектов).
Состав исполнителей в проектных группах может изменяться. Некоторые их них по завершении работ могут возвращаться в свои функциональные подразделения и заменяться новыми сотрудниками. Опыт показывает, что оптимальным периодом функционирования проектных групп является отрезок времени 1,5-2 года, по истечении которого наблюдается спад эффективности [18].
Проектное управление имеет следующие преимущества:
• повышается ответственность за конечные результаты работы;
• обеспечивается оперативное выполнение нескольких сложных проектов;
• обеспечивается приоритет общих, глобальных целей организации над частными, локальными целями функционального характера;
• децентрализовывается решение оперативных задач, что позволяет обеспечить гибкое и оперативное реагирование на изменение внешних и внутренних условий;
• сокращаются сроки разработки проектов;
• повышается оперативность решения текущих вопросов;
• повышается степень сбалансированности программы работ с ресурсным обеспечением проекта;
• повышается объективность оценки деятельности участников проекта и т.п.
Принципиальная схема структуры проектного управления представлена на рис. 10.3.
Выбор конкретного типа организационной структуры управления для проектных организаций - дело непростое. Специальные исследования показывают, что применение проектных и матричных структур эффективно при следующих условиях:
• разрабатываемый проект должен носить уникальный характер;
• происходит частая смена средств и методов проектирования;
• работа группы над проектом должна носить временный характер;
• наличие синергетического эффекта (решение проблемы зависит от общих усилий и способностей членов проектной группы).
Организация, специализирующаяся на разработке многочисленных, но небольших проектов со стандартной структурой, может выбрать функциональную структуру, в которой для выполнения отдельных функций выделяются специальные функциональные подразделения. С другой стороны, фирма, занимающаяся крупными, сложными, с длительными сроками разработки проектами, предпочтение отдаст проектной структуре. Для фирм, работающих по многочисленным, сложным технологиям, например в химической промышленности, предпочтительнее матричная организационная структура управления.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Глава 1 предприятие как объект планирования
- 1.1. Роль и место планирования в управлении предприятием
- 1.2. Планирование как наука, вид деятельности и искусство
- 1.3. Сущность и структура объектов планирования на предприятии
- 1.4. Предмет планирования
- Глава 2 система планирования на предприятии
- 2.1. Формы планирования и виды планов
- 2.2. Факторы, влияющие на выбор формы планирования
- 2.3. Организация внутрифирменного планирования
- 2.4. Структура плановых органов
- Глава 3 средства и методы обоснования плановых решений
- 3.1. Использование различных средств и методов в планировании
- 3.2. Традиционные методы принятия плановых решений
- 1. Творчество
- 3. Система бухгалтерского учета
- 4. Предельный анализ
- 6. Дисконтирование
- 7. Традиционные методы оперативно-календарного планирования
- 8. Анализ чувствительности
- 9. Проверка устойчивости
- 10. Корректировка параметров проекта
- 3.3. Новые методы обоснования рациональных решений
- 3. Методы имитации
- Результаты имитирования реальной ситуации капитальных вложений
- Глава 4 стратегическое планирование на предприятии
- 4.1. Сущность стратегического планирования
- 4.2. Структура стратегического планирования
- 4.3. Преимущества и недостатки стратегического планирования
- Глава 5 анализ внешней и внутренней среды предприятия
- 5.1. Цели и задачи анализа внешней среды
- 5.2. Анализ макроокружения
- 5.3. Анализ непосредственного окружения
- 5.4. Анализ и оценка внутренней структуры фирмы
- 5.5. Методика анализа среды
- 1. Сильные стороны:
- 2. Слабые стороны:
- 3. Возможности:
- 4. Угрозы:
- Глава 6 определение миссии и целей фирмы
- 6.1. Понятие и сущность миссии
- 6.2. Система целей деятельности фирмы
- 6.3. Технология обоснования целей
- Глава 7 планирование стратегии фирмы
- 7.1. Деловое и стратегическое развитие предприятия
- 7.2. Типы и элементы стратегии
- 7.3. Технология разработки стратегии
- 1. Оценка текущей стратегии
- 2. Анализ портфеля продукции
- 3. Выбор стратегии
- 4. Оценка выбранной стратегии
- 5. Разработка стратегического плана
- 6. Разработка системы бизнес-планов
- Глава 8 планирование инвестиций
- 8.1. Сущность инвестиций и инвестиционного процесса
- 8.2. Состояние и факторы активизации инвестиционной деятельности
- 8.3. Методика оценки инвестиционных проектов
- 8.3.1. Показатель чистого приведенного эффекта (дисконтированного дохода)
- 8.3.2. Рентабельность инвестиций
- 8.3.3. Норма рентабельности инвестиций
- 8.3.4. Срок окупаемости инвестиций
- 8.3.5. Коэффициент эффективности инвестиций
- 8.3.6. Анализ альтернативных проектов и выбор наиболее предпочтительного
- 8.4. Порядок и методика составления плана инвестиций
- 8.4.1. Формирование стратегии предприятия
- 8.4.2. Оценка выбранной стратегии, выявление в ней "узких" мест, разработка системы мероприятий, направленных на их "расшивку"
- 8.4.3. Составление бизнес-плана
- 8.4.4. Сводное планирование инвестиций
- 1. Информационная работа
- 2. Выбор источников финансирования
- Глава 9 учет фактора риска в планировании
- 9.1. Хозяйственный риск, сущность, место и роль в планировании
- 9.2. Виды потерь и риска
- 9.3. Показатели риска и методы его оценки
- 9.4. Методы снижения риска
- 9.5. Методика анализа и планирования риска
- Глава 10 реализация стратегии развития предприятия
- 10.1. Сущность планирования проектов
- 10.2. Принципы планирования проектов
- 10.3. Жизненный цикл проекта
- 3. Стадия эксплуатации проекта
- 4. Стадия ликвидации проекта
- 10.4. Управление проектом 10.4.1. Требования к управлению проектом
- 10.4.2. Структуризация проекта
- 10.4.3. Выбор организационной структуры управления проектом
- 10.4.4. Формирование команды разработчиков
- 10.4.5. Создание благоприятного микроклимата