10.3. Жизненный цикл проекта
Под жизненным циклом проекта понимается промежуток времени от момента его замысла до момента ликвидации. Следует иметь в виду, что для различных участников проекта события "начало проекта — окончание проекта" будут различными. Так, для инвесторов начало проекта связано с вложением денежных средств в предприятие, а для проектировщика проекта началом работы будет уяснение замысла стратегического плана и обоснование концепции идеи.
Точно также будет выглядеть и окончание проекта. Для инвестора окончанием проекта будет вывод объекта из эксплуатации и прекращение получения прибыли от вложенных в дело средств. Для других исполнителей и соисполнителей проекта его окончанием будет прекращение выполнения отдельных этапов работ и завершение работ над его реализацией (ввод в действие объектов, начало их эксплуатации, использование результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в производстве).
Под началом проекта понимается момент рождения идеи и ее соответствующее оформление, а окончанием проекта могут быть:
завершение работ над его реализацией; перевод разработчиков проекта на другую работу; достижение заданных проектом результатов; прекращение финансирования проекта; момент корректировки проекта, не предусмотренный первоначальным замыслом;
вывод реальных объектов, предусмотренных проектом, из эксплуатации.
Создание проекта представляет собой совокупность работ с момента начала проекта до его окончания, которые необходимо выполнить, чтобы получить запланированный результат. В практике проектирования все работы определенным образом упорядочиваются. Принято выделять стадии и этапы создания проекта.
Стадия проекта — одна из последовательно выполняемых частей создания проекта, установленная нормативными документами, и заканчивающаяся получением заданного результата. В качестве результата могут быть: выпуск соответствующего комплекса документации или строительство и ввод в эксплуатацию реального объекта.
Стадии создания проекта делятся на этапы. Этап — часть стадии проекта, установленная нормативными документами для рационального планирования и разработки и реализации крупных проектов.
Кроме стадий и этапов могут выделяться очереди создания. Очередь — одна из последовательно вводимых в действие частей проекта, для которой срок ввода в действие и набор выполняемых функций предусмотрен проектом. Выделение очередей связано с большой продолжительностью строительства и необходимостью тесного взаимодействия всех исполнителей.
В международной практике управления проектами принято выделять четыре стадии разработки и реализации проекта:
• предынвестиционную;
• инвестиционную;
• эксплуатационную;
• ликвидационную.
Этапы работ, выполняемых на этих стадиях, представлены на рис. 10.1.
Создание проекта на предприятии является одной из основных областей деятельности, которая призвана повышать организационно-технический уровень производства, труда и управления в соответствии с новейшими достижениями научно-технического прогресса и передового опыта. Поэтому часто в системе управления предприятием создается специальная функциональная подсистема, которая называется "Управление проектами". Для описания объекта управления в подсистеме формируется набор параметров, характеризующий, в соответствии со специализацией подсистемы, состояние ее компонентов на всех стадиях и этапах жизненного цикла проекта: проектирования, производства, обращения, реализации и эксплуатации продукции.
Такими параметрами в подсистеме будут основная деятельность и обеспечение проекта. Основная деятельность включает набор специальных функций управления, осуществляемых в процессе создания проекта, а обеспечение проекта содержит комплекс средств и методов, с помощью которых эти функции реализуются.
К основной деятельности принято относить:
• предпроектные, включая маркетинговые исследования;
• планирование проекта;
• разработка проектной документации;
• согласование решений с заказчиком;
• проведение тендеров и заключение контрактов;
• строительно-монтажные работы;
• пусконаладочные работы;
• сдача проекта заказчику;
• проведение опытной и промышленной эксплуатации;
• выпуск продукции;
• организация технического обслуживания производства;
• снятие изделия с производства;
• демонтаж и реализация оборудования;
• закрытие проекта.
Представленные работы носят укрупненный характер и в практике управления проектами применительно к конкретным предприятиям и нововведениям могут быть детализированы. Средства и методы обеспечения проектной деятельности также разнообразны.
Основные виды обеспечения проектов:
• организационное;
• информационное;
• техническое;
• программное;
• лингвистическое;
• правовое;
• математическое;
• эргономическое;
• кадровое;
• финансовое;
• материально-техническое;
• коммерческое.
Каждая стадия проекта имеет свои цели и задачи, вытекающие из концепции (идеи) нововведения. Они в совокупности должны быть направлены на обеспечение конечной цели проекта — улучшение показателей, характеризующих предприятие в рыночной среде.
Рассмотрим содержание стадий проекта на промышленном предприятии.
7. Предынвестиционная стадия
На этой стадии анализируется замысел (идея) инвестора и разрабатывается концепция проекта. Появление замысла происходит в процессе стратегического планирования как его конечный результат и элемент стратегии фирмы.
Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для эффективного достижения фирмой конечных целей существования. Четкая проработка стратегии представляет собой тщательную, систематическую подготовку к будущим изменениям как внутренней структуры предприятия, так и внешней рыночной среды. Ее реализация через отдельные тактические и стратегические нововведения - главная цель создания проекта. На данной стадии должны появиться конечные цели проекта. Выразить цель проекта в одной цели невозможно. Поэтому целесообразно формулировать систему показателей, в которой цели деятельности всех уровней и звеньев управления должны быть увязаны между собой.
Формируя систему целей любого проекта, следует иметь в виду, что предприятие никогда не достигнет результатов производственно-хозяйственной деятельности в своих собственных стенах. Проект и система управления им могут создать лишь центры, способствующие созданию потенциальной прибыли, однако результаты достигаются лишь вовне предприятия. При этом важно создать альтернативный набор целей и структурировать их на подцели или задачи, обеспечив возможность их количественной оценки с точки зрения влияния на размеры и сроки получения прибыли. В качестве основных подцелей проекта можно выделить: получение дохода или прибыли; создание потенциала для будущего развития; обеспечение безопасности фирмы; создание условий для творческого развития персонала и т.п.
На предынвестиционной стадии с целью обоснования концепции проекта должны быть изучены прогнозы и направления развития данной области инновационной деятельности, направления развития региона; города, страны, затрагивающие интересы предприятия. Особое внимание должно быть уделено анализу условий для реализации первоначального замысла проекта и предпроектному обоснованию инвестиций, оценке жизнеспособности проекта, а также выбору и согласованию места размещения объекта, включая экологическую безопасность, если замыслом предполагается новое строительство или реконструкция действующих производств. По результатам работ, выполненных на данной стадии, должно быть принято предварительное инвестиционное решение и разработан предварительный план проекта.
План проекта представляет собой перечень работ с указанием сроков, предполагаемых исполнителей, формы завершения (результатов), которые ведут к получению намеченного концепцией проекта комплекса показателей. Данный план является основой для проведения тендеров и заключения контрактов с разработчиками проекта и исполнителями всех предусмотренных проектом работ, составления подробного сетевого графика работы над проектом и оценки стоимости планируемых работ. План, как правило, составляется с участием всех заинтересованных сторон, что способствует его реальности.
Состав и содержание работ предынвестиционной стадии зависит от характера проекта. Так, если речь идет о выпуске нового товара, производитель должен выполнить следующие процедуры:
• выяснить потребности клиентов. Какой товар нужен? Когда и где он будет нужен?
• выяснить, сколько потребитель желает заплатить; достаточно ли этого для покрытия издержек? Как изменится количество продаваемого товара при изменении цены?
• разработать способ информирования потребителей о товаре (услуге) и условиях его приобретения;
• выбрать форму транспортировки товара от производителя к потребителю и вид транспорта;
• удостовериться в том, что потребитель будет удовлетворен товаром. Что потребитель может посоветовать для усовершенствования товара?
Если проект направлен на совершенствование системы управления фирмой, то на данной стадии необходимо выполнить следующее:
• провести комплекс научно-исследовательских работ и организационно-технических мероприятий по обследованию системы управления предприятием, позволяющих определить производственные возможности предприятия по повышению объема и качества выпускаемой продукции, снижению затрат;
• произвести оценку применимости типовых проектных решений и пакетов прикладных программ, имея в виду использование новых, более эффективных методов планирования, учета, организации, координации и регулирования;
• проанализировать имеющиеся на предприятии информационную базу, материальные потоки и документацию, оценив возможности их адаптации к новым методам управления;
• изучить производственную и организационную структуру управления предприятием, оценить степень ее соответствия целям и задачам предприятия;
• разработать предложения по изменению методов управления, информационной базы и организационной структуры управления.
Чаще всего работы на предынвестиционной стадии заканчиваются разработкой бизнес-плана, представляющего собой конкретный план действий предпринимателя (субъекта хозяйствования) по реализации своей идеи. Бизнес-план представляет собой весьма сложную систему технико-экономических расчетов, оценок и обоснований, что на данной стадии с достаточной степенью детализации не всегда удается сделать. Тем не менее, все разделы бизнес-плана должны быть тщательно продуманы, а остальное уточнено на инвестиционной стадии.
2. Инвестиционная стадия
Инвестиционная стадия проекта включает разработку проектно-сметной документации и подготовку к строительно-монтажным работам, проведение тендеров, конкурсов, аукционов, заключение контрактов, организацию закупок и поставок материальных ценностей, необходимых для реализации проекта, проведение строительно-монтажных работ и пусконаладочных работ, опытную и промышленную эксплуатацию созданного объекта.
Наиболее ответственной частью работ, выполняемых на этой стадии, является разработка проектно-сметной документации, поскольку в процессе ее создания принимаются все решения по проекту, выполняются технические и экономические расчеты, составляются чертежи, схемы, макеты, сметы, калькуляции, эксплуатационная документация и т.п. Характер этой документации зависит от объекта инвестирования и цели разработки проекта.
Если целью проекта является разработка нового изделия, то в конструкторско-технологической документации, разрабатываемой на данной стадии, указываются: назначение новой конструкции изделия, основные эксплуатационные показатели (производительность, мощность, надежность и т.п.); кинематические, электрические и другие необходимые схемы; чертежи общих видов изделия; спецификации сборочных единиц; чертежи деталей; расчеты на прочность, надежность, жесткость всех деталей и сборочных единиц; межцеховые технологические маршруты изготовления деталей и сборочных единиц; подробные технологические процессы; различные инструкции, нормы и правила.
Состав и содержание проектно-сметной документации строительных проектов устанавливаются в соответствии с системой проектной документации для строительства зданий и сооружений, действующей в стране. Наиболее важным документом, являющимся основанием для финансирования строительных работ и расчетов между заказчиком и подрядчиком, служит сводный сметный расчет стоимости строительства. Он характеризует объем затрат, общую сметную стоимость строительства и завершает проектные работы. В сводном сметном расчете средства на финансирование распределяются по видам затрат на подготовку территории строительства, основные объекты строительства, объекты подсобного и обслуживающего назначения, энергетического хозяйства и связи, благоустройство и озеленение территории и т.д.
Под реализацией проекта понимается ввод в действие отдельных элементов проекта. Для инноваций в области управления реализация проекта представляет собой процесс постепенного перехода от существующих методов управления к методам, предусмотренным проектом. Для проектов освоения новой продукции реализация заключается в переходе к выпуску и продаже новой продукции. Для проектов строительства зданий и сооружений реализация означает окончание строительно-монтажных и пусконаладочных работ.
Стадия реализации является наиболее ресурсоемкой и по этой причине рискованной. С целью снижения риска на этой стадии, как правило, проводится большое число различных согласований, уточнений и корректировок проектной документации. Здесь же осуществляется:
• закупка строительных материалов, изделий и конструкций;
• найм рабочих;
• аренда строительного оборудования;
• выполнение строительных, монтажных и пусконаладочных работ;
• сдача-приемка готовых объектов в эксплуатацию;
• опытная и промышленная эксплуатация сооружений, машин, оборудования, технологических линий и т.п.
Данная стадия наиболее продолжительная и может выполняться в зависимости от сложности проекта и условий его реализации в несколько очередей.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Глава 1 предприятие как объект планирования
- 1.1. Роль и место планирования в управлении предприятием
- 1.2. Планирование как наука, вид деятельности и искусство
- 1.3. Сущность и структура объектов планирования на предприятии
- 1.4. Предмет планирования
- Глава 2 система планирования на предприятии
- 2.1. Формы планирования и виды планов
- 2.2. Факторы, влияющие на выбор формы планирования
- 2.3. Организация внутрифирменного планирования
- 2.4. Структура плановых органов
- Глава 3 средства и методы обоснования плановых решений
- 3.1. Использование различных средств и методов в планировании
- 3.2. Традиционные методы принятия плановых решений
- 1. Творчество
- 3. Система бухгалтерского учета
- 4. Предельный анализ
- 6. Дисконтирование
- 7. Традиционные методы оперативно-календарного планирования
- 8. Анализ чувствительности
- 9. Проверка устойчивости
- 10. Корректировка параметров проекта
- 3.3. Новые методы обоснования рациональных решений
- 3. Методы имитации
- Результаты имитирования реальной ситуации капитальных вложений
- Глава 4 стратегическое планирование на предприятии
- 4.1. Сущность стратегического планирования
- 4.2. Структура стратегического планирования
- 4.3. Преимущества и недостатки стратегического планирования
- Глава 5 анализ внешней и внутренней среды предприятия
- 5.1. Цели и задачи анализа внешней среды
- 5.2. Анализ макроокружения
- 5.3. Анализ непосредственного окружения
- 5.4. Анализ и оценка внутренней структуры фирмы
- 5.5. Методика анализа среды
- 1. Сильные стороны:
- 2. Слабые стороны:
- 3. Возможности:
- 4. Угрозы:
- Глава 6 определение миссии и целей фирмы
- 6.1. Понятие и сущность миссии
- 6.2. Система целей деятельности фирмы
- 6.3. Технология обоснования целей
- Глава 7 планирование стратегии фирмы
- 7.1. Деловое и стратегическое развитие предприятия
- 7.2. Типы и элементы стратегии
- 7.3. Технология разработки стратегии
- 1. Оценка текущей стратегии
- 2. Анализ портфеля продукции
- 3. Выбор стратегии
- 4. Оценка выбранной стратегии
- 5. Разработка стратегического плана
- 6. Разработка системы бизнес-планов
- Глава 8 планирование инвестиций
- 8.1. Сущность инвестиций и инвестиционного процесса
- 8.2. Состояние и факторы активизации инвестиционной деятельности
- 8.3. Методика оценки инвестиционных проектов
- 8.3.1. Показатель чистого приведенного эффекта (дисконтированного дохода)
- 8.3.2. Рентабельность инвестиций
- 8.3.3. Норма рентабельности инвестиций
- 8.3.4. Срок окупаемости инвестиций
- 8.3.5. Коэффициент эффективности инвестиций
- 8.3.6. Анализ альтернативных проектов и выбор наиболее предпочтительного
- 8.4. Порядок и методика составления плана инвестиций
- 8.4.1. Формирование стратегии предприятия
- 8.4.2. Оценка выбранной стратегии, выявление в ней "узких" мест, разработка системы мероприятий, направленных на их "расшивку"
- 8.4.3. Составление бизнес-плана
- 8.4.4. Сводное планирование инвестиций
- 1. Информационная работа
- 2. Выбор источников финансирования
- Глава 9 учет фактора риска в планировании
- 9.1. Хозяйственный риск, сущность, место и роль в планировании
- 9.2. Виды потерь и риска
- 9.3. Показатели риска и методы его оценки
- 9.4. Методы снижения риска
- 9.5. Методика анализа и планирования риска
- Глава 10 реализация стратегии развития предприятия
- 10.1. Сущность планирования проектов
- 10.2. Принципы планирования проектов
- 10.3. Жизненный цикл проекта
- 3. Стадия эксплуатации проекта
- 4. Стадия ликвидации проекта
- 10.4. Управление проектом 10.4.1. Требования к управлению проектом
- 10.4.2. Структуризация проекта
- 10.4.3. Выбор организационной структуры управления проектом
- 10.4.4. Формирование команды разработчиков
- 10.4.5. Создание благоприятного микроклимата