logo
Книга Ильина 1 часть

2.2. Факторы, влияющие на выбор формы планирования

В практической деятельности предприятия используют раз­личные виды планирования, чаще всего их комбинацию. Совокуп­ность различных видов планирования, применяемая одновремен­но на конкретном хозяйствующем субъекте, называется формой планирования.

Выбор той или иной формы планирования зависит от многих факторов. Доминирующее положение среди них занимает специфика фирмы. Например, фирма, занимающаяся изготовлением одежды, планирует свою продукцию не более периода в один-два года, а судостроительная верфь - не менее 5-10 лет.

Среди множества факторов, влияющих на форму планирова­ния, можно выделить три группы основных факторов:

а) факторы, обусловленные спецификой фирмы, например, концентрация капитала, уровень механизации и автоматизации управления фирмой, географическое расположение фирмы и т.п.

б) факторы внешней среды, например, характер государст­венного регулирования экономики, уровень и характер конкурен­ции и т.п.

в) критерии, обусловленные спецификой самого процесса пла­нирования, например, полнота, детализация, точность, ясность, эластичность и гибкость, экономичность и полезность планирова­ния и т.п.

Рассмотрим указанные группы факторов.

1. Факторы, обусловленные спецификой фирмы.

Социальное и экономическое содержание плана принимает различные формы в зависимости от общих условий воспроизвод­ства, научно-технологического развития, от методов и особеннос­тей управления фирмой.

Важнейшим из факторов, определяющих формы внутрифир­менного планирования, является концентрация капитала. Напри­мер, минимальный размер основных производственных фондов в ряде отраслей американской промышленности составляет сотни миллионов долларов. Концентрация капитала усиливается за счет процессов диверсификации и интернационализации капитала. Круп­нейшие зарубежные фирмы - это гигантские международные кон­церны, которые вкладывают капиталы в самые различные отрасли и имеют свои предприятия в десятках стран мира. Концентрация капитала обусловила необходимость расширить горизонты плани­рования на десятки лет вперед.

Влияние научно-технического прогресса на производствен­ный процесс и управление им выражается в усложнении разделе­ния труда и выпускаемого изделия и, как результат, усложнении организационно-технической структуры предприятия и объедине­ния. В структуре крупнейших компаний имеются десятки научных лабораторий, сотни производственных подразделений, сложная система материально-технического обеспечения и сбыта готовой продукции, включающая многочисленных агентов по сбыту и предприятия технического обслуживания потребителей их про­дукции. Сказанное выдвигает жесткие требования к координации участников производства, необходимости планирования их сов­местных усилий.

Научно-технологическая революция обусловила чрезвычай­ный размах научно-технического соперничества, ускорила про­цесс морального старения продукции, повысила темпы обновле­ния ассортимента и номенклатуры выпускаемой продукции. Нап­ример, по данным американских исследователей около 30% продукции обновляется в течение 5 лет. В то же время освоение новой продукции в условиях роста ее научно-технического уровня и сложности является длительным процессом, продолжающимся нередко 7—10 лет, что немыслимо без эффективной системы пла­нирования.

Немаловажное значение имеет тот факт, что в последнее время в экономике многих стран наблюдается значительное отставание темпов роста платежеспособности населения от темпов роста про­изводственных мощностей. Данное обстоятельство приводит к усилению роли сбыта в деятельности компаний. Происходит пере­ориентация структуры компаний, форм взаимосвязи сбыта и про­изводства. Маркетинг становится важнейшим объектом планиро­вания на предприятии.

Существенное влияние на внутрифирменное планирование оказал процесс механизации и автоматизации управления, что нашло свое отражение в формах и методах планирования. Автома­тизация процедур планирования позволяет повысить качество плановых решений за счет их оптимизации на ЭВМ, повышения степени согласованности и сбалансированности планов различ­ных функциональных областей производственно-хозяйственной деятельности и структурных подразделений предприятия, осво­бождения плановых работников от выполнения рутинных операций сбора, регистрации, приема-передачи и обработки информа­ции и сосредоточения их усилий на творческих операциях, повы­шения общей культуры плановой работы и т.п.

2. Факторы внешней среды.

Внешняя среда влияет на форму планирования через две груп­пы факторов: прямого и косвенного воздействия.

Группа факторов прямого воздействия включает такие факто­ры, которые оказывают непосредственное влияние на принимае­мые плановые решения в форме различных условий и ограниче­ний. Субъектами такого влияния могут быть поставщики и потре­бители, конкуренты, профессиональные союзы, центральные и местные органы государственной власти и т.п.

В группу косвенного воздействия входят факторы, которые не оказывают однозначного влияния на плановое решение. Но тем не менее они могут сказаться на реализации решения посредством косвенного воздействия на интересы участников выполнения ре­шения, изменения условий его реализации и т.п. Сюда можно от­нести Состояние экономики, международные события, политичес­кие факторы, научно-технический прогресс, социально-культур­ные факторы и т.п.

Число факторов, на которые субъекты хозяйствования обязаны реагировать, а также уровень вариантности каждого фактора со­ставляют сложность внешней среды, которая может иметь раз­личную динамику изменения. Подвижность среды - это скорость изменений в окружении предприятия. Для различных субъектов хозяйствования эти изменения могут быть различной интенсив­ности. Например, для предприятий электронной, фармацевтичес­кой и химической промышленности внешняя среда изменяется бо­лее быстрыми темпами, чем для кондитерской промышленности или предприятий по производству запасных частей к автомоби­лям. Особенно интенсивные изменения во внешней среде про­исходят во время экономических и политических реформ, что име­ет место в нашей действительности. Наиболее сильным фактором является экономическая политика государства. Государство в ли­це соответствующих законодательных, исполнительных и судеб­ных органов регламентирует производственную, хозяйственную, социальную и иные виды деятельности субъектов хозяйствования всех форм собственности. Объектами государственного воздей­ствия могут быть: права собственности; взаимоотношения между производителями и потребителями, работодателями и наемными работниками; защита конкуренции и борьба с монополизмом; рас­пределительные отношения; финансы, кредит, налоги; ценообра­зование; использование экономического потенциала; внешнеэко­номическая деятельность; научно-техническая политика и т.п. Состояние экономики также определяет стратегию субъектов хо­зяйствования, поскольку влияет на стоимость всех вводимых ре­сурсов и способность потребителей покупать определенные това­ры и услуги, на возможность получения инвестиций, субсидий, на­логовых льгот, кредитов.

Среди факторов данной группы наибольшее влияние на выбор формы планирования оказывают господствующие в государстве формы собственности. Негосударственные формы собственности, такие как акционерная, коллективная, арендная и т.п., породили специфическую систему органов управления хозяйствующими субъектами и разные формы планирования. Например, акционер­ная и государственная собственность обусловливают необходи­мость отчетности, планирования, выплаты дивидендов, необходи­мого минимального уровня эффективности и т.п., чего нет на час­тных предприятиях.

Характер государственного регулирования экономики накла­дывает свой отпечаток и на выбор формы планирования. Жесткие формы государственного воздействия, носящие директивный ха­рактер, суживают возможности системы внутрифирменного пла­нирования в формировании стратегии своего развития. Мягкое же индикативное государственное регулирование позволяет хозяй­ствующим субъектам более активно искать многовариантные пути развития. Например, выполнение государственных заказов накла­дывает определенный отпечаток на организацию деятельности фирмы вообще и на планирование в частности. Работа по госзака­зам, с одной стороны, способствует стабилизации хозяйственной деятельности, а с другой, требует увязки текущей и перспективной деятельности фирмы, ориентации всей работы на определенного потребителя.

3. Критерии, обусловленные спецификой процесса планирования. В каких бы хозяйствующих субъектах процесс планирования не осуществлялся, он всегда имеет одну и ту же структуру, должен соответствовать типовым требованиям, что также сказывается на выборе конкретных форм планирования. Например, при выборе формы планирования решающую роль могут играть следующие критерии:

а) полнота планирования, предполагающая, что при составлении плана должны быть учтены все события и факторы, имеющие значе­ние для принятия решения. Наличие таких условий позволяет соста­вить полный план, сопряженный с системой частных планов;

б) детализация планирования, означающая необходимость оп­ределения с достаточной степенью подробности всех планируе­мых показателей;

в) точность планирования должна быть достаточно высокой для достижения поставленной цели;

г) эластичность и гибкость планирования. Данные требования означают возможность плана приспосабливаться к изменению ус­ловий. В противном случае появляется опасность его отрыва от ре­альных условий, в которых идет реализация плана. Принцип элас­тичности плана предполагает:

• наличие плановых резервов;

• наличие альтернативных вариантов плановых решений, ко­торые могут быть введены в действие в случае необходимости;

• наличие и задействование в экстренных случаях аппарата эвентуального планирования;

• применение перекрывающегося планирования;

• использование отсрочки планирования в ситуациях, когда по истечении определенного времени отсутствует информацион­ная определенность и т.д.

д) экономичность планирования. В соответствии с этим требо­ванием расходы на планирование должны находиться в соразмер­ном отношении с получаемым эффектом. Наличие средств у фир­мы позволяет ей выбрать адекватные формы планирования, кото­рые характеризуются различным уровнем затрат;

е) полезность планирования, означающая улучшение качества принимаемых внутрифирменных решений.

Критерием эффективности внутрифирменного планирования является степень его использования на практике как руководство к действию. Многие руководители и специалисты часто отмечают, что планы предприятий "не работают". При тщательном анализе выясняется, что они и не могут работать, а происходит это глав­ным образом потому, что эти планы охватывают слишком дли­тельный период, распространяются на очень большие системы и сталкиваются с огромным числом случайных процессов и собы­тий. Поэтому в системе внутрифирменного планирования необ­ходимо иметь организационную структуру, обеспечивающую пос­тоянную корректировку планов в соответствии с изменениями внешней среды и внутренних условий. С этой целью могут разра­батываться автоматизированные системы управления предприя­тиями и объединениями, автоматизирующие процедуры корректи­ровки планов и ослабляющие влияние неопределенности на ре­зультативность хозяйственной деятельности.

Несомненно, что элементы неопределенности существуют не только в рыночной экономике, но и в плановой. Природа этого эле­мента определяется случайным характером развития науки и тех­ники, процессов организации производства, труда, управления и т.п. Элементы случайности в планировании могут быть компен­сированы использованием средств математической статистики в экономических расчетах для учета вероятностного характера на­учно-технического прогресса.

Эти, а также другие, не названные здесь факторы, оказывают существенное влияние на методы и организацию внутрифирмен­ного планирования, что находит свое проявление в следующем.

1. Появляется необходимость разделения функций в управле­нии предприятием и планировании его деятельности. Разделение труда осуществляется в направлении отделения функций стратеги­ческого планирования от оперативной текущей плановой работы, отделения планирования НИОКР от разработки и осуществления планов производства и реализации продукции и т.д.

В организации планирования и контроля за выполнением пла­нов все в большей степени действуют принципы разделения труда и иерархии управления, ступени которой определяются организационной структурой управления предприятием (ОСУ). Орга­низационная структура управления предприятием — ключ к по­ниманию методики, задач и организации внутрифирменного пла­нирования.

2. Повышается сложность плана. План становится комплексом различных показателей, мероприятий, различных по характеру, срокам, исполнителям. Растет плановый период, в который можно уложить начало и конец работы по разработке и освоению нового изделия, приобретение и использование новой техники. В связи с этим возрастает роль длительных перспективных планов и необхо­димость координации их со среднесрочными и текущими планами.

3. Планирование превращается в особую сферу хозяйственной деятельности, которая может осуществляться при определенных экономических, материальных условиях. Она становится необхо­димым условием функционирования фирмы при сложившемся уровне обобществления производства. Но усложнение процесса планирования приводит к тому, что его может осуществлять лишь крупная фирма, обладающая для этого соответствующими специа­листами, техникой и информацией. Службы внутрифирменного планирования превращаются в своеобразный инструмент концен­трации и контроля капитала. Таким образом, планирование, буду­чи во многом результатом концентрации капитала, превращается в важнейший фактор централизации капитала.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4