8.3.4. Срок окупаемости инвестиций
Срок окупаемости - это количество лет, в течение которых инвестиция возвратится инвестору в виде чистого дохода. Алгоритм расчета срока окупаемости (РР) зависит от равномерности распределения планируемых доходов, получаемых от реализации инвестиции. Здесь возможны два варианта.
Первый - доход распределяется по годам равномерно В этом случае срок окупаемости рассчитывается делением единовременных затрат на величину годового дохода:
Второй вариант предусматривает, что доход от инвестиции по годам срока окупаемости распределяется неравномерно. В этом случае срок окупаемости рассчитывается прямым подсчетом числа лет, в течение которых инвестиция будет погашена кумулятивным доходом:
Следует иметь в виду некоторые недостатки показателя "срок окупаемости".
Во-первых, он не учитывает наличие доходов за пределами срока окупаемости. Рассмотрим следующий пример (табл. 81)
Таблица 8.1 Сравнительные характеристики проектов
| ||||
Вариант
| Годовой доход, млн р.
| Объем инвестиций, млн р.
| Срок окупаемости, лет
| Срок эксплуатации проекта, лет
|
1 2
| 3,8 4,2
| 14 14
| 3,7 3,3
| 6 4
|
По сроку окупаемости варианты инвестирования 1 и 2 равноэффективны, поскольку обеспечивают возмещение затрат за 4 года. Однако вариант № 1 более предпочтителен, поскольку обеспечивает больший суммарный доход за весь период эксплуатации инвестиций.
Во-вторых, этот показатель не учитывает различия между проектами с одинаковой суммой кумулятивных доходов, но различным распределением ее по годам Так, проект А с годовыми доходами 800 600 400 млн руб. и проект Б с годовыми доходами 200 600 1000 млн руб. равноэффективны. Однако если доходы продисконтировать, то вариант А окажется при планировании более предпочтительным, поскольку обеспечивает больший доход в первые два года.
В-третьих, этот показатель не обладает свойством аддитивности. Рассмотрим следующий пример (табл. 8 2).
Таблица 8. 2 Параметры проектов
| |||||
Год
| Доходы по проектам, млн р
| ||||
А
| Б
| В
| АиВ
| БиВ
| |
0 1 2 3
| -10 0 20 5
| -10 10 0 15
| -10 0 0 15
| -20 0 20 20
| -20 10 0 30
|
Срок окупаемости
| 2
| 1
| 3
| 2
| 3
|
Проекты А и Б взаимоисключающие, а проект В независимый Это значит, что при наличии ресурсов могут быть запланированы комбинации проектов из (А и В) и (Б и В) По сроку окупаемости наиболее эффективным является проект Б, наименее эффективны проекты А и В Однако в комбинации наиболее эффективным будет сочетание наихудших проектов А и В.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Глава 1 предприятие как объект планирования
- 1.1. Роль и место планирования в управлении предприятием
- 1.2. Планирование как наука, вид деятельности и искусство
- 1.3. Сущность и структура объектов планирования на предприятии
- 1.4. Предмет планирования
- Глава 2 система планирования на предприятии
- 2.1. Формы планирования и виды планов
- 2.2. Факторы, влияющие на выбор формы планирования
- 2.3. Организация внутрифирменного планирования
- 2.4. Структура плановых органов
- Глава 3 средства и методы обоснования плановых решений
- 3.1. Использование различных средств и методов в планировании
- 3.2. Традиционные методы принятия плановых решений
- 1. Творчество
- 3. Система бухгалтерского учета
- 4. Предельный анализ
- 6. Дисконтирование
- 7. Традиционные методы оперативно-календарного планирования
- 8. Анализ чувствительности
- 9. Проверка устойчивости
- 10. Корректировка параметров проекта
- 3.3. Новые методы обоснования рациональных решений
- 3. Методы имитации
- Результаты имитирования реальной ситуации капитальных вложений
- Глава 4 стратегическое планирование на предприятии
- 4.1. Сущность стратегического планирования
- 4.2. Структура стратегического планирования
- 4.3. Преимущества и недостатки стратегического планирования
- Глава 5 анализ внешней и внутренней среды предприятия
- 5.1. Цели и задачи анализа внешней среды
- 5.2. Анализ макроокружения
- 5.3. Анализ непосредственного окружения
- 5.4. Анализ и оценка внутренней структуры фирмы
- 5.5. Методика анализа среды
- 1. Сильные стороны:
- 2. Слабые стороны:
- 3. Возможности:
- 4. Угрозы:
- Глава 6 определение миссии и целей фирмы
- 6.1. Понятие и сущность миссии
- 6.2. Система целей деятельности фирмы
- 6.3. Технология обоснования целей
- Глава 7 планирование стратегии фирмы
- 7.1. Деловое и стратегическое развитие предприятия
- 7.2. Типы и элементы стратегии
- 7.3. Технология разработки стратегии
- 1. Оценка текущей стратегии
- 2. Анализ портфеля продукции
- 3. Выбор стратегии
- 4. Оценка выбранной стратегии
- 5. Разработка стратегического плана
- 6. Разработка системы бизнес-планов
- Глава 8 планирование инвестиций
- 8.1. Сущность инвестиций и инвестиционного процесса
- 8.2. Состояние и факторы активизации инвестиционной деятельности
- 8.3. Методика оценки инвестиционных проектов
- 8.3.1. Показатель чистого приведенного эффекта (дисконтированного дохода)
- 8.3.2. Рентабельность инвестиций
- 8.3.3. Норма рентабельности инвестиций
- 8.3.4. Срок окупаемости инвестиций
- 8.3.5. Коэффициент эффективности инвестиций
- 8.3.6. Анализ альтернативных проектов и выбор наиболее предпочтительного
- 8.4. Порядок и методика составления плана инвестиций
- 8.4.1. Формирование стратегии предприятия
- 8.4.2. Оценка выбранной стратегии, выявление в ней "узких" мест, разработка системы мероприятий, направленных на их "расшивку"
- 8.4.3. Составление бизнес-плана
- 8.4.4. Сводное планирование инвестиций
- 1. Информационная работа
- 2. Выбор источников финансирования
- Глава 9 учет фактора риска в планировании
- 9.1. Хозяйственный риск, сущность, место и роль в планировании
- 9.2. Виды потерь и риска
- 9.3. Показатели риска и методы его оценки
- 9.4. Методы снижения риска
- 9.5. Методика анализа и планирования риска
- Глава 10 реализация стратегии развития предприятия
- 10.1. Сущность планирования проектов
- 10.2. Принципы планирования проектов
- 10.3. Жизненный цикл проекта
- 3. Стадия эксплуатации проекта
- 4. Стадия ликвидации проекта
- 10.4. Управление проектом 10.4.1. Требования к управлению проектом
- 10.4.2. Структуризация проекта
- 10.4.3. Выбор организационной структуры управления проектом
- 10.4.4. Формирование команды разработчиков
- 10.4.5. Создание благоприятного микроклимата