1.2. Планирование как наука, вид деятельности и искусство
Планирование как самостоятельная отрасль знаний является наукой, специализированным видом управленческой деятельности (профессией) и искусством.
Под наукой вообще понимается сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности.
Понятие наука включает:
• деятельность по получению нового знания;
• результат этой деятельности (сумму полученных к данному моменту научных знаний).
Цели науки — описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности (теоретическое отражение действительности).
Планирование как наука представляет собой совокупность систематизированных знаний о закономерностях формирования и функционирования различных хозяйственных систем. Наука планирования многоотраслевая. Отдельные ее разделы, например, оперативно-календарное планирование, всесторонне разработаны. Менее разработано тактическое и стратегическое планирование на предприятии. Это говорит о том, что наука планирования в целом находится пока в стадии формирования. Тем не менее, роль науки планирования, как и потребность в ней со стороны общественного производства, возрастает. К факторам, обусловливающим возрастающую роль науки планирования, можно отнести следующие
• рост числа управленческих кадров усиливает требования к уровню организации его работы и подготовке,
• рост масштабов общественного производства, усложнение хозяйственных связей требуют улучшения координации процессов производства, распределения, обмена и потребления;
• расширение и усложнение международных связей;
• изменение методов хозяйствования, переход к рыночным отношениям требует кардинальной перестройки системы планирования на всех уровнях управления экономикой;
• развитие научно-технического прогресса;
• морально-политические аспекты, связанные с необходимостью преодоления культов личности, застоя в общественной жизни,
повышения материальной и моральной заинтересованности работников и т.п.
Как наука планирование имеет свой предмет, объект и методы исследований.
Предмет определяет, чем занимается наука, какова сфера ее приложения.
В качестве предмета науки планирования (не путать с предметом планирования как управленческой деятельности) выступают отношения, которые складываются между участниками производственного процесса по поводу установления и реализации приоритетов, целей, пропорций и комплекса мероприятий, обеспечивающих их достижение.
Эти отношения проявляются в:
• кооперации труда различного вида и масштаба;
• производственно-хозяйственных процессах, совершающихся в экономических системах.
Планирование охватывает все сферы жизни общества. В каждой из них люди упорядочивают свою деятельность. Однако основу существования общества составляет материальное производство. Отношения по поводу производства определяют общественное бытие людей. Внутри общественного производства решающая роль принадлежит главной его сфере - непосредственному производству, которое является объектом данной науки.
Процессы планирования исследуются наукой планирования в двух разрезах:
• применительно к первичным звеньям производства (предприятиям, производственным объединениям);
• применительно к производству в масштабе всей страны. Последний момент является определяющим в теории планирования, поскольку позволяет исследовать хозяйственные процессы во взаимосвязи на народнохозяйственном уровне. Проблема состоит в том, что планирование на уровне предприятия или даже отрасли не охватывает всей совокупности экономических связей и отношений, которые выявляются на макроуровне в системе народнохозяйственного оборота.
Планирование как наука имеет собственные методы исследований. Метод дает вытекающее из теории науки описание того, как должна проявляться научная и практическая деятельность людей в сфере ее приложения. Методы науки планирования призваны выработать систему различных средств и приемов изучения и обобщения явлений действительности в области планирования в социально-экономических объектах. В состав методов науки планирования входят следующие.
7. Конкретно-исторический подход. Он предусматривает изучение отношений планирования как процессов, находящихся в стадии развития и изменения под влиянием действующих на них факторов. Все процессы планирования рассматриваются в тесной связи с конкретной исторической обстановкой той или иной страны. В этой связи можно отметить, что организация планирования в странах Запада, например, США, принципиально отличается от стран Востока, например, Японии.
2. Системный подход. Позволяет подходить к исследованию количественных и качественных параметров протекания вероятностных процессов в сложных социально-экономических системах с системных позиций.
Он предполагает, во-первых, рассмотрение системы планирования производством как единого целого, со своими законами развития. Во-вторых, возможность расчленения системы на подсистемы и исследования их взаимодействия, поскольку каждая подсистема воздействует как на все другие подсистемы, так и на систему в целом. Тем самым создается возможность вскрыть закономерности и связи подсистем, их соотношение и субординацию. Дает не только качественные, но и количественные оценки.
Суть системного подхода вытекает из его принципов:
• динамичности системы;
• взаимодействия, взаимозависимости явлений и элементов системы;
• комплексности;
• целостности;
• иерархичности;
• главного звена.
3. Комплексный подход. Так же как и системный он предполагает рассмотрение явлений в их связи и зависимости. Однако комплексный подход является более широким понятием, чем системный подход, поскольку он реализуется с помощью последнего.
Комплексный подход предусматривает:
• совместное использование методов исследований не только одной, но и нескольких наук;
• рассмотрение всей совокупности целей планирования по уровням;
• рассмотрение различных проблем планирования с точки зрения временных интервалов и т.д.
4. Эксперимент. Представляет собой метод поиска или уточнения взаимосвязи социально-экономических явлений опытным путем.
В планировании эксперимент, как и моделирование, служит для апробации намеченных решений.
Преимущества эксперимента:
• возможность специально вызвать изучаемое явление, не ожидая его естественного появления;
• возможность повторения опыта и накопления данных для количественного анализа изучаемых явлений.
Недостатки эксперимента:
• трудность искусственного создания условий, тождественных естественным;
• ограниченная возможность воздействия на социально-экономические объекты в исследовательских целях;
Необходимые условия эксперимента:
• сохранение сущности общественного и государственного строя;
• недопустимость ущемления интересов трудящихся;
• хозяйственная значимость планируемого нововведения;
• обратимость результатов (контролируемый характер эксперимента);
• возможность возврата к исходному состоянию;
• наличие контрольного объекта;
• создание экспериментальной ситуации (обеспечение чистоты эксперимента с целью выделения основного содержания эксперимента и исключение побочных обстоятельств).
5. Моделирование. Сущность моделирования заключается в создании такого аналога планируемого процесса, в котором отражены его важнейшие, с точки зрения цели исследования, свойства и опущены второстепенные черты.
В планировании моделирование применяется в следующих случаях:
• когда необходимо разработать проект системы, не строя ее в реальной жизни;
• когда необходимо совершенствовать имеющуюся систему, а эксперимент на реальной системе невозможен или экономически не оправдан, например, в силу больших затрат;
• когда эксперимент на реальной системе связан с ее разрушением.
В планировании моделирование не дает никакого решения, а только дает аналог реального процесса или объекта. Оно позволяет выбрать не оптимальный, а реальный или рациональный вариант планируемого процесса. Для этого применяются различные типы моделей: графические, числовые, логические, табличные и др.
6. Методы специальных исследований. В планировании имеются процессы, поддающиеся количественному измерению. Есть и такие, которые не поддаются количественной оценке (например, влияние моральных стимулов на рост производительности труда). Оценка таких явлений требует проведения социологических исследований. Они могут проводиться с помощью анкетирования и интервьюирования, а также других методов.
Наличие предмета, объекта и методов исследования в науке позволяет разработать соответствующую теорию науки. Наука о планировании призвана создать методологию и теорию путем выявления законов и закономерностей, определения принципов планирования и создания соответствующего категорийно-понятийного аппарата.
Задачи теории планирования:
• объяснить (исследовать) механизм отношений, возникающих в производстве в процессе планирования;
• находить пути и способы эффективного решения конкретных хозяйственных задач;
• изучать и разрабатывать пути комплексного применения методов воздействия на людей в процессе планирования производства и т.п.
Разделы теории планирования включают следующее:
• методологические основы планирования производства. Здесь раскрываются: сущность и содержание планирования; законы, закономерности и принципы планирования;
• учение о системе планирования. В этом разделе исследуются организационные формы планирования, функции и структура планирования, сочетание отдельных видов планирования;
• учение о механизме и методах планирования как о совокупности средств и рычагов воздействия;
• учение о процессе планирования. Рассматриваются свойства, динамика, типология частей, цели, методы процесса планирования; информационное, программное, техническое и информационное обеспечение планирования;
• учение о качестве и эффективности планирования. Освещаются культура и стиль планирования, научная организация планового труда, методология оценки экономической эффективности плановых решений.
Задача науки планирования состоит в том, чтобы за внешней видимостью отношений вскрыть путем теоретического анализа их сущность, определить направления развития, возможности наилучшего использования для повышения эффективности производства.
Планирование является также специализированным видом управленческой деятельности, широко распространенным в производстве.
Планирование производства, как особый вид управленческой деятельности, обеспечивает целенаправленность и согласованность работы всех участников производственного процесса. Планирование обособилось в самостоятельный вид деятельности в ходе разделения труда, возникновения кооперации и увеличения масштабов производства.
Хотя элементы планирования присущи любому процессу труда, лишь на определенной ступени развития производства планирование выделилось в самостоятельную функцию общественного труда. Однако выделение особой функции планирования как вида деятельности не совпадает по времени с возникновением науки планирования, которая оформилась в самостоятельную отрасль знаний в начале XX столетия.
В настоящее время в связи с переходом к рыночным методам хозяйствования в науке и практической работе идет переосмысление места и роли планирования в управлении экономикой. Планирование как функция может занимать в управлении различное положение. В зависимости от этого принято различать два типа управления: базирующееся на принципах централизованного планирования и основанное на рыночных механизмах регулирования.
Сущность концепции, базирующейся на принципах централизованного планирования, сводится к жесткому целенаправленному воздействию на человека, коллектив и общество. Планирование из одной, пусть даже важнейшей, функции превращается в цель и содержание процесса управления. Более того, в условиях иерархической и жестко централизованной системы управления такая трактовка придавала функции планирования и контроля гипертрофированную роль, дающую основание для усиления администрирования и укрепления исполнительского, а не творческого характера управленческого труда. В силу этого другие функции, например, активизация и стимулирование превратились в формальность, имеющую сугубо идеологическое назначение.
В роли планирования как ключевого звена в системе функций отражались особенности социалистической системы управления, подчеркивались ее отличия от капиталистического менеджмента. В то же время в системе централизованно устанавливаемых на основе единого плана целей, жестко распределяемых ресурсов и единой политики развития всего хозяйства не было необходимости развивать функции, связанные с изучением рынка и спроса. Это привело к ориентации производства не на потребителя, а исключительно на план, порой оторванный от реальной действительности. Данное обстоятельство и породило кризис концепции социалистического планирования и хозяйственных систем, построенных на его принципах.
Рыночная концепция управления основана на том, что управление является деятельностью хозяйствующего субъекта, в процессе которой происходит упорядочение его структурных элементов на основе рыночных механизмов регулирования хозяйственных процессов. Основой данной концепции является стратегическое планирование, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, обеспечивает своевременную реакцию хозяйствующего субъекта на любые изменения, происходящие во внешней среде, позволяет организации выживать и достигать своих целей в долгосрочной перспективе.
Таким образом, необходимость реформирования планирования вообще, и внутрифирменного планирования в частности, обусловлена несоответствием структуры сложившейся системы планирования рыночному механизму хозяйствования, что является важнейшей народнохозяйственной научной и практической задачей.
Планирование является также искусством. Деятельность руководителя и специалиста, занимающихся решением проблем планирования, имеет свои особенности, которые вытекают из творческого характера их труда. Процесс принятия плановых решений, как правило, сопровождается переработкой больших объемов управленческой информации, связан с решением проблем достоверности и неопределенности информации, необходимостью организации коллективного труда и поиском групповых критериев предпочтений при формировании и оценке альтернативных вариантов решений. Разработка планов происходит, как правило, в условиях дефицита времени и других ресурсов. При принятии плановых решений приходится согласовывать противоречивые интересы различных предприятий, организаций, должностных лиц. Плановая работа многими своими сторонами связана с огромным нервным напряжением, большими физическими и эмоциональными нагрузками, риском, ответственностью не только за свою личную судьбу, но и судьбу коллектива. Плановик должен уметь держать в поле зрения одновременно многие вопросы и знать, сможет ли он в критических ситуациях оперативно и обоснованно принимать плановые решения. Он должен обладать высоким профессионализмом и компетентностью. В конечном счете, деятельность планового работника должна быть направлена на поиск новых сфер выгодного вложения ресурсов, осуществление новых комбинаций ресурсов в производстве, движение на новые рынки, создание новых продуктов, обоснованный риск.
Реализовать эти требования могут руководители и специалисты, обладающие необходимыми знаниями и опытом практической работы. На эти процедуры влияют психологические особенности человека' темперамент, своеобразие познавательных психических процессов, характер и т. п. Сказанное позволяет утверждать, что принятие плановых решений - не только наука, но и искусство. Как искусство, планирование тесно связано с мыслительной деятельностью человека, и в основе своей неповторимо.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Глава 1 предприятие как объект планирования
- 1.1. Роль и место планирования в управлении предприятием
- 1.2. Планирование как наука, вид деятельности и искусство
- 1.3. Сущность и структура объектов планирования на предприятии
- 1.4. Предмет планирования
- Глава 2 система планирования на предприятии
- 2.1. Формы планирования и виды планов
- 2.2. Факторы, влияющие на выбор формы планирования
- 2.3. Организация внутрифирменного планирования
- 2.4. Структура плановых органов
- Глава 3 средства и методы обоснования плановых решений
- 3.1. Использование различных средств и методов в планировании
- 3.2. Традиционные методы принятия плановых решений
- 1. Творчество
- 3. Система бухгалтерского учета
- 4. Предельный анализ
- 6. Дисконтирование
- 7. Традиционные методы оперативно-календарного планирования
- 8. Анализ чувствительности
- 9. Проверка устойчивости
- 10. Корректировка параметров проекта
- 3.3. Новые методы обоснования рациональных решений
- 3. Методы имитации
- Результаты имитирования реальной ситуации капитальных вложений
- Глава 4 стратегическое планирование на предприятии
- 4.1. Сущность стратегического планирования
- 4.2. Структура стратегического планирования
- 4.3. Преимущества и недостатки стратегического планирования
- Глава 5 анализ внешней и внутренней среды предприятия
- 5.1. Цели и задачи анализа внешней среды
- 5.2. Анализ макроокружения
- 5.3. Анализ непосредственного окружения
- 5.4. Анализ и оценка внутренней структуры фирмы
- 5.5. Методика анализа среды
- 1. Сильные стороны:
- 2. Слабые стороны:
- 3. Возможности:
- 4. Угрозы:
- Глава 6 определение миссии и целей фирмы
- 6.1. Понятие и сущность миссии
- 6.2. Система целей деятельности фирмы
- 6.3. Технология обоснования целей
- Глава 7 планирование стратегии фирмы
- 7.1. Деловое и стратегическое развитие предприятия
- 7.2. Типы и элементы стратегии
- 7.3. Технология разработки стратегии
- 1. Оценка текущей стратегии
- 2. Анализ портфеля продукции
- 3. Выбор стратегии
- 4. Оценка выбранной стратегии
- 5. Разработка стратегического плана
- 6. Разработка системы бизнес-планов
- Глава 8 планирование инвестиций
- 8.1. Сущность инвестиций и инвестиционного процесса
- 8.2. Состояние и факторы активизации инвестиционной деятельности
- 8.3. Методика оценки инвестиционных проектов
- 8.3.1. Показатель чистого приведенного эффекта (дисконтированного дохода)
- 8.3.2. Рентабельность инвестиций
- 8.3.3. Норма рентабельности инвестиций
- 8.3.4. Срок окупаемости инвестиций
- 8.3.5. Коэффициент эффективности инвестиций
- 8.3.6. Анализ альтернативных проектов и выбор наиболее предпочтительного
- 8.4. Порядок и методика составления плана инвестиций
- 8.4.1. Формирование стратегии предприятия
- 8.4.2. Оценка выбранной стратегии, выявление в ней "узких" мест, разработка системы мероприятий, направленных на их "расшивку"
- 8.4.3. Составление бизнес-плана
- 8.4.4. Сводное планирование инвестиций
- 1. Информационная работа
- 2. Выбор источников финансирования
- Глава 9 учет фактора риска в планировании
- 9.1. Хозяйственный риск, сущность, место и роль в планировании
- 9.2. Виды потерь и риска
- 9.3. Показатели риска и методы его оценки
- 9.4. Методы снижения риска
- 9.5. Методика анализа и планирования риска
- Глава 10 реализация стратегии развития предприятия
- 10.1. Сущность планирования проектов
- 10.2. Принципы планирования проектов
- 10.3. Жизненный цикл проекта
- 3. Стадия эксплуатации проекта
- 4. Стадия ликвидации проекта
- 10.4. Управление проектом 10.4.1. Требования к управлению проектом
- 10.4.2. Структуризация проекта
- 10.4.3. Выбор организационной структуры управления проектом
- 10.4.4. Формирование команды разработчиков
- 10.4.5. Создание благоприятного микроклимата