5.3. Анализ непосредственного окружения
Анализ непосредственного окружения предусматривает исследование компонентов внешней среды, с которыми фирма непосредственно контактирует в процессе хозяйственной деятельности. Важным в этом контакте является то, что фирма может оказывать существенное влияние на характер и содержание этого взаимодействия, предотвращать появление угроз и создавать некоторые преимущества. Непосредственное окружение включает: покупателей продукции и услуг фирмы; поставщиков; конкурентов и рынок рабочей силы.
Рассмотрим эти составляющие:
1. Конкуренты. Анализ конкурентов, т.е. тех, с кем фирма борется за ресурсы, которые она стремится получить из внешней среды, чтобы обеспечить свое существование, занимает особо важное место в стратегическом планировании. Данное исследование направлено на то, чтобы выявить сильные и слабые стороны конкурентов и на этой базе строить свою стратегию бизнеса.
К конкурентам относятся:
• внутриотраслевые конкуренты, т.е. фирмы, производящие аналогичную продукцию;
• фирмы, которые производят замещающий продукт;
• фирмы, которые могут войти на рынок (потенциальные конкуренты).
Кроме названных субъектов, к конкурентам можно отнести покупателей и поставщиков, которые могут заметно ослабить позицию фирмы.
Особое внимание при анализе должно быть уделено потенциальным конкурентам. Игнорирование угроз со стороны выходящих на рынок фирм зачастую является важнейшей причиной проигрыша в конкурентной борьбе. Поэтому анализ должен быть направлен на то, чтобы заранее планировать барьеры, противодействующие вхождению потенциальных конкурентов на рынок. К ним могут относиться: углубленная специализация в производстве продукта; низкие издержки за счет больших объемов выпуска продукции; контроль за каналами распределения продукции; использование местных (локальных) особенностей при производстве продукта и т.п. Однако любая из названных мер будет действенной только тогда, когда она является реальным барьером для пришельца. Поэтому очень важно знать специфику работы потенциальных конкурентов, чтобы решить вопрос о том, какие барьеры могут помешать конкуренту прорваться на рынок.
'Не меньшая опасность таится в деятельности производителей замещающей продукции. Она состоит в том, что разрушенный замещающим продуктом рынок старого продукта, как правило, не поддается восстановлению. Следовательно, чтобы бороться с конкурентами-производителями замещающей продукции в процессе стратегического планирования, нужно закладывать определенный потенциал, который бы позволил создать новый, более эффективный продукт нового типа.
Основной принцип здесь должен быть такой: ни одна фирма не может себе позволить игнорировать любую реакцию своих конкурентов.
В анализе конкурентов должны быть четыре диагностические элемента:
• анализ будущих целей конкурентов;
• оценка текущей стратегии;
• обзор среды, в которой работают конкуренты;
• углубленное изучение сильных и слабых сторон конкурентов.
Чтобы наметить соответствующие мероприятия в стратегическом плане при анализе конкурентов, необходимо ответить на четыре вопроса:
• удовлетворен ли конкурент своим настоящим положением;
• какие шаги в изменении своей стратегии может предпринять конкурент;
• в чем уязвимость конкурента;
• что может спровоцировать наиболее крупные и опасные ответные меры со стороны конкурента.
2. Покупатели. Задача данного анализа состоит в том, чтобы определить потребителей продукции данной фирмы. Это позволяет выяснить следующее: какой продукт нужен покупателю, на какой объем продаж может рассчитывать фирма; в какой мере покупатели привержены продукту фирмы; насколько можно расширить круг потенциальных покупателей; что ожидает Продукцию фирмы в будущем и т.д.
Портрет покупателя может быть составлен по следующим характеристикам:
• географическое местоположение покупателя;
• демографические характеристики покупателя (возраст, образование, сфера деятельности и т.п.);
• социально-психологические характеристики покупателя, отражающие его статус, стиль поведения, вкусы, привычки, традиции и т.п.;
• отношение покупателя к продукту (почему он покупает данный продукт, является ли он сам пользователем продукта, как он оценивает продукт и т.п.).
Фирма определяет, насколько она сильна, чтобы диктовать свои условия покупателю. Если, например, фирма является монополистом, покупатель имеет ограниченную возможность в выборе нужного ему товара. И, следовательно, его позиция по отношению к продавцу товара существенно ослаблена. И, наоборот, если у покупателя есть выбор, то позиции продавца товара более слабые и он вынужден искать замену данному покупателю другим, который имел бы меньшую возможность в выборе продавца.
Положение покупателя на рынке, учитываемое при разработке стратегии фирмы, зависит от ряда факторов, среди которых наиболее важны следующие:
• соотношение степени зависимости покупателя от продавца со степенью зависимости продавца от покупателя по широкому кругу различных показателей;
• объем закупок, осуществляемых покупателем;
• уровень информированности покупателя о состоянии рынка товара и стратегии фирмы;
• наличие и объемы выпуска замещающих товаров;
• затраты покупателя на замену продавца;
• чувствительность покупателя к цене товара, которая определяется объемом закупок данного товара, ориентацией на определенное качество товара, экономическим положением покупателя, особенностью лиц, принимающих решение о покупке и т.п.
3. Поставщики. Анализ поставщиков направлен на выявление факторов в деятельности субъектов хозяйствования, снабжающих фирму сырьем, материалами, полуфабрикатами, топливом и т.п., от которых зависят себестоимость и качество выпускаемой продукции. Влияние поставщиков на деятельность фирмы недооценивать нельзя, поскольку они могут поставить фирму в сильную зависимость от себя.
Меру влияния поставщиков как конкурентов можно оценить следующими факторами:
• уровень специализации поставщиков;
• затраты, которые может понести поставщик при замене клиентов;
• степень специализации покупателя при приобретении определенных ресурсов (возможность замены приобретаемых ресурсов);
• степень концентрации поставщиков на работе с конкретными клиентами;
• объем продаж поставщиков и т.д.
При изучении поставщиков необходимо исследовать:
• стоимость поставляемого товара и тенденции ее изменения;
• гарантии качества поставляемого товара;
• временной график поставки;
• надежность поставщиков (пунктуальность, обязательность выполнения договорных обязательств и т.п.).
4. Рынок рабочей силы. Исследование рынка рабочей силы производится для того, чтобы выявить его потенциальные возможности в обеспечении фирмы квалифицированными кадрами. Здесь важно следующее:
• наличие на рынке труда необходимых фирме кадров определенной квалификации, пола, возраста и т.п.;
• анализ политики, проводимой профсоюзами, государством, объединениями нанимателей и т.п. в области занятости и оплаты труда;
• изучение стоимости рабочей силы и динамики ее изменения.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Глава 1 предприятие как объект планирования
- 1.1. Роль и место планирования в управлении предприятием
- 1.2. Планирование как наука, вид деятельности и искусство
- 1.3. Сущность и структура объектов планирования на предприятии
- 1.4. Предмет планирования
- Глава 2 система планирования на предприятии
- 2.1. Формы планирования и виды планов
- 2.2. Факторы, влияющие на выбор формы планирования
- 2.3. Организация внутрифирменного планирования
- 2.4. Структура плановых органов
- Глава 3 средства и методы обоснования плановых решений
- 3.1. Использование различных средств и методов в планировании
- 3.2. Традиционные методы принятия плановых решений
- 1. Творчество
- 3. Система бухгалтерского учета
- 4. Предельный анализ
- 6. Дисконтирование
- 7. Традиционные методы оперативно-календарного планирования
- 8. Анализ чувствительности
- 9. Проверка устойчивости
- 10. Корректировка параметров проекта
- 3.3. Новые методы обоснования рациональных решений
- 3. Методы имитации
- Результаты имитирования реальной ситуации капитальных вложений
- Глава 4 стратегическое планирование на предприятии
- 4.1. Сущность стратегического планирования
- 4.2. Структура стратегического планирования
- 4.3. Преимущества и недостатки стратегического планирования
- Глава 5 анализ внешней и внутренней среды предприятия
- 5.1. Цели и задачи анализа внешней среды
- 5.2. Анализ макроокружения
- 5.3. Анализ непосредственного окружения
- 5.4. Анализ и оценка внутренней структуры фирмы
- 5.5. Методика анализа среды
- 1. Сильные стороны:
- 2. Слабые стороны:
- 3. Возможности:
- 4. Угрозы:
- Глава 6 определение миссии и целей фирмы
- 6.1. Понятие и сущность миссии
- 6.2. Система целей деятельности фирмы
- 6.3. Технология обоснования целей
- Глава 7 планирование стратегии фирмы
- 7.1. Деловое и стратегическое развитие предприятия
- 7.2. Типы и элементы стратегии
- 7.3. Технология разработки стратегии
- 1. Оценка текущей стратегии
- 2. Анализ портфеля продукции
- 3. Выбор стратегии
- 4. Оценка выбранной стратегии
- 5. Разработка стратегического плана
- 6. Разработка системы бизнес-планов
- Глава 8 планирование инвестиций
- 8.1. Сущность инвестиций и инвестиционного процесса
- 8.2. Состояние и факторы активизации инвестиционной деятельности
- 8.3. Методика оценки инвестиционных проектов
- 8.3.1. Показатель чистого приведенного эффекта (дисконтированного дохода)
- 8.3.2. Рентабельность инвестиций
- 8.3.3. Норма рентабельности инвестиций
- 8.3.4. Срок окупаемости инвестиций
- 8.3.5. Коэффициент эффективности инвестиций
- 8.3.6. Анализ альтернативных проектов и выбор наиболее предпочтительного
- 8.4. Порядок и методика составления плана инвестиций
- 8.4.1. Формирование стратегии предприятия
- 8.4.2. Оценка выбранной стратегии, выявление в ней "узких" мест, разработка системы мероприятий, направленных на их "расшивку"
- 8.4.3. Составление бизнес-плана
- 8.4.4. Сводное планирование инвестиций
- 1. Информационная работа
- 2. Выбор источников финансирования
- Глава 9 учет фактора риска в планировании
- 9.1. Хозяйственный риск, сущность, место и роль в планировании
- 9.2. Виды потерь и риска
- 9.3. Показатели риска и методы его оценки
- 9.4. Методы снижения риска
- 9.5. Методика анализа и планирования риска
- Глава 10 реализация стратегии развития предприятия
- 10.1. Сущность планирования проектов
- 10.2. Принципы планирования проектов
- 10.3. Жизненный цикл проекта
- 3. Стадия эксплуатации проекта
- 4. Стадия ликвидации проекта
- 10.4. Управление проектом 10.4.1. Требования к управлению проектом
- 10.4.2. Структуризация проекта
- 10.4.3. Выбор организационной структуры управления проектом
- 10.4.4. Формирование команды разработчиков
- 10.4.5. Создание благоприятного микроклимата