7.1. Деловое и стратегическое развитие предприятия
В экономике под стратегией понимается комплекс долгосрочных мер или подходов. В стратегическом планировании под стратегией понимается комплекс целей и основных задач по их достижению. В более узком смысле стратегия представляет собой план наиболее эффективного распределения ресурсов для достижения целей.
Выбор стратегии и ее реализация составляют основную часть стратегического планирования. Конкретная стратегия является инструментом делового развития, т.е. каждый тип делового развития имеет свою стратегию. Стратегия и деловое развитие соотносится как содержание и форма.
Понятие делового развития используется в экономике для характеристики комплексного подхода к деятельности в сфере бизнеса, который учитывает как структуру ресурсов, так и потребительскую полезность продукции. И в этом значении деловое развитие представляет собой определенного рода стратегию, которая используется для обозначения:
• процесса увеличения бизнеса;
• усилий, направленных на удовлетворение рыночного спроса;
• процесса создания новых сфер бизнеса;
• стимулирования в фирме творчества и инициативы, направленных на развитие бизнеса.
Как процесс деловое развитие решает два класса задач. Первый предполагает ряд действий, которые в отличие от мер, направленных на снижение текущих издержек производства, преследует цель расширения операций компании. При этом разумеется, что в долгосрочной перспективе они должны быть рентабельными. Тем не менее деловое развитие, как любая перспективная программа, например, программа повышения качества, в текущий момент может оказать отрицательное влияние на рентабельность.
Второй класс задач предусматривает решение проблемы оживления основной деятельности фирмы за счет активизации ее внутренних источников. Проблема состоит в том, что многие компании затрачивают значительные усилия и средства на сохранение внутренней структуры и организации. Обеспечение стабильности может незаметно привести к бюрократизации управления, что, в свою очередь, может стать причиной потери компанией конкурентоспособности. Сосредоточение аппарата управления на внутренних проблемах, как правило, сопровождается снижением восприимчивости к изменениям во внешней среде, например потребительскому спросу.
В экономической литературе существуют два противоположных взгляда на понимание сути стратегии.
Первая трактовка стратегии вытекает из концепции централизованного планирования. Данная трактовка стратегии предусматривает разработку системы целей, характеризующих результаты производственно-хозяйственной деятельности, которые должны быть достигнуты за длительный промежуток времени. После этого составляется план мероприятий, реализация которого должна обеспечить выполнение поставленных целей. В таком понимании стратегия означает план достижения конкретной долгосрочной цели, а выработка стратегии заключается в нахождении цели и составлении долгосрочного плана. Такое понимание стратегии базируется на том, что все изменения во внешней среде и внутренней структуре фирмы детерминированы, управляемы и поддаются полному контролю со стороны аппарата управления фирмой. Опыт показывает, что данная предпосылка неверна даже для плановой экономики, тем более она не отражает процессы, происходящие в рыночной экономике. Поэтому данная концепция не может реализовать преимущества от изменений во внешней среде и порождаемых ими возможностей.
Примером данного типа стратегии может служить долгосрочный план производства продукции, устанавливающий номенклатуру и объемы производства, распределенные по плановым периодам.
При второй трактовке стратегия рассматривается как траектория движения фирмы в перспективном периоде, определяющая направление развития, сферы деятельности, систему взаимоотношений фирмы с другими субъектами хозяйствования, и приводящая фирму к ее целям. Если цели фирмы определяют количественные и качественные параметры хозяйственной деятельности, к которым стремится фирма, что она хочет получить в результате осуществления своей миссии, то стратегия устанавливает, каким способом, с помощью каких средств и методов планируется достичь эти цели в условиях изменяющегося конкурентного окружения.
В таком понимании стратегии исключается детерминизм в окружающей среде, а сама стратегия предусматривает свободу выбора участников хозяйственной деятельности с учетом изменяющейся ситуации. В данной трактовке стратегию можно охарактеризовать как долгосрочную задачу поведения фирмы в изменяющейся среде, решение которой должно привести фирму к достижению стоящих перед ней целей.
Примерами стратегий второго типа могут быть следующие: увеличение доли объема продаж на рынке до определенного процента, без снижения цены; организация производства конкретного изделия при одновременном сокращении производства другого изделия; увеличение объема продаж за счет изменения рекламной политики и т.п.
Рассмотренные различия между двумя трактовками стратегий носят формальный характер. Принципиальные отличия состоят в следующем.
Первая или традиционная трактовка стратегии во главу угла ставит эффективность использования ресурсов. Именно на это направлены все модели, применяющиеся в планировании до 70-х годов. Подобный подход сформировался в условиях, когда во многих отраслях ощущался недостаток товаров и спрос рассматривался как нечто, не/вызывающее сомнений.
После экономических потрясений середины 70-х годов в стратегии корпораций возникло направление, ориентированное на потребительскую ценность производимой продукции, что привело к появлению комплексного подхода к деловому развитию. Однако при этом возникла серьезная проблема, состоящая в том, что ориентация производства на потребительскую полезность вступает в противоречие с требованиями эффективного использования ресурсов. Расширение производства данной продукции и снижение издержек на единицу продукции позволяют более эффективно использовать ресурсы, но вместе с тем часто ведут к снижению потребительских качеств и привлекательности товара для потребителя. Например, авиакомпаниям гораздо выгоднее применять крупные авиалайнеры потому, что это снижает их удельные затраты. Но у пассажиров это вызывает неудобства, поскольку сокращается количество рейсов и удлиняются интервалы между ними. Подобные противоречия наблюдаются во всех без исключения отраслях. Поэтому вторая трактовка стратегии направлена на разрешение отмеченного противоречия за счет оптимального сочетания цены и полезности.
На рис. 7.1 представлена шкала полезности товара, которая охватывает все стороны потребительской ценности производимых благ. Вместе с поддающимися учету материальными слагаемыми она включает также и другие, менее осязаемые элементы, оценка которых выходит из области рациональных мотивов.
Компании должны стремиться к тому, чтобы их продукция характеризовалась значениями переменных, расположенными в заштрихованной зоне. В этом случае цена товара соответствует его полезности.
С термином "деловая стратегия" тесно связан термин "функциональная стратегия", который часто применяется в стратегическом планировании и служит для обозначения конкретной функции фирмы, направления деятельности конкретного звена аппарата управления в рамках общей стратегии предприятия (базовой стратегии).
Понятие функциональной стратегии отражает степень проникновения идеи стратегического планирования с высшего уровня управления фирмой до низовых структурных подразделений, которые до недавнего времени находились под жестким управленческим воздействием.
Распространение сферы стратегического планирования на более низкие уровни управления способствует формированию в фирме совершенно нового предпринимательского подхода к хозяйственной деятельности.
Разработка функциональной стратегии подразумевает поиск таких решений в рамках заданной функциональной области деятельности, которые бы обеспечили реализацию целей долгосрочного стратегического плана. Связь между деловой и функциональной стратегией представлена на рис. 7.2. Понимание деловой стратегии справедливо только для верхнего уровня управления организацией.
Для более низких уровней стратегия верхнего уровня превращается в цель, хотя на верхнем уровне она является средством. Так, стратегия поведения на рынке, разработанная для фирмы в целом, для службы маркетинга выступает в качестве целей и должна быть реализована соответствующей функциональной стратегией.
Функциональные стратегии содержат в себе огромный резерв повышения эффективности хозяйственной деятельности. С их помощью можно воздействовать как на величину вклада того или иного функционального подразделения в конечные результаты деятельности фирмы, так и на величину затрат на финансирование этого подразделения.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Глава 1 предприятие как объект планирования
- 1.1. Роль и место планирования в управлении предприятием
- 1.2. Планирование как наука, вид деятельности и искусство
- 1.3. Сущность и структура объектов планирования на предприятии
- 1.4. Предмет планирования
- Глава 2 система планирования на предприятии
- 2.1. Формы планирования и виды планов
- 2.2. Факторы, влияющие на выбор формы планирования
- 2.3. Организация внутрифирменного планирования
- 2.4. Структура плановых органов
- Глава 3 средства и методы обоснования плановых решений
- 3.1. Использование различных средств и методов в планировании
- 3.2. Традиционные методы принятия плановых решений
- 1. Творчество
- 3. Система бухгалтерского учета
- 4. Предельный анализ
- 6. Дисконтирование
- 7. Традиционные методы оперативно-календарного планирования
- 8. Анализ чувствительности
- 9. Проверка устойчивости
- 10. Корректировка параметров проекта
- 3.3. Новые методы обоснования рациональных решений
- 3. Методы имитации
- Результаты имитирования реальной ситуации капитальных вложений
- Глава 4 стратегическое планирование на предприятии
- 4.1. Сущность стратегического планирования
- 4.2. Структура стратегического планирования
- 4.3. Преимущества и недостатки стратегического планирования
- Глава 5 анализ внешней и внутренней среды предприятия
- 5.1. Цели и задачи анализа внешней среды
- 5.2. Анализ макроокружения
- 5.3. Анализ непосредственного окружения
- 5.4. Анализ и оценка внутренней структуры фирмы
- 5.5. Методика анализа среды
- 1. Сильные стороны:
- 2. Слабые стороны:
- 3. Возможности:
- 4. Угрозы:
- Глава 6 определение миссии и целей фирмы
- 6.1. Понятие и сущность миссии
- 6.2. Система целей деятельности фирмы
- 6.3. Технология обоснования целей
- Глава 7 планирование стратегии фирмы
- 7.1. Деловое и стратегическое развитие предприятия
- 7.2. Типы и элементы стратегии
- 7.3. Технология разработки стратегии
- 1. Оценка текущей стратегии
- 2. Анализ портфеля продукции
- 3. Выбор стратегии
- 4. Оценка выбранной стратегии
- 5. Разработка стратегического плана
- 6. Разработка системы бизнес-планов
- Глава 8 планирование инвестиций
- 8.1. Сущность инвестиций и инвестиционного процесса
- 8.2. Состояние и факторы активизации инвестиционной деятельности
- 8.3. Методика оценки инвестиционных проектов
- 8.3.1. Показатель чистого приведенного эффекта (дисконтированного дохода)
- 8.3.2. Рентабельность инвестиций
- 8.3.3. Норма рентабельности инвестиций
- 8.3.4. Срок окупаемости инвестиций
- 8.3.5. Коэффициент эффективности инвестиций
- 8.3.6. Анализ альтернативных проектов и выбор наиболее предпочтительного
- 8.4. Порядок и методика составления плана инвестиций
- 8.4.1. Формирование стратегии предприятия
- 8.4.2. Оценка выбранной стратегии, выявление в ней "узких" мест, разработка системы мероприятий, направленных на их "расшивку"
- 8.4.3. Составление бизнес-плана
- 8.4.4. Сводное планирование инвестиций
- 1. Информационная работа
- 2. Выбор источников финансирования
- Глава 9 учет фактора риска в планировании
- 9.1. Хозяйственный риск, сущность, место и роль в планировании
- 9.2. Виды потерь и риска
- 9.3. Показатели риска и методы его оценки
- 9.4. Методы снижения риска
- 9.5. Методика анализа и планирования риска
- Глава 10 реализация стратегии развития предприятия
- 10.1. Сущность планирования проектов
- 10.2. Принципы планирования проектов
- 10.3. Жизненный цикл проекта
- 3. Стадия эксплуатации проекта
- 4. Стадия ликвидации проекта
- 10.4. Управление проектом 10.4.1. Требования к управлению проектом
- 10.4.2. Структуризация проекта
- 10.4.3. Выбор организационной структуры управления проектом
- 10.4.4. Формирование команды разработчиков
- 10.4.5. Создание благоприятного микроклимата