Введение
Человечество переживает сегодня первые бурные дни революции, пожалуй, самой важной в новейшей истории. Появляются новые средства общения людей и, похоже, тем средствам, которым мы обязаны прежними революциями, – печатному станку, телефону, телевидению, вычислительной машине, далеко до них по влиянию на экономику и общественную жизнь. Интерактивная полиморфная информационная среда создает возможности построения нового общества, основанного на объединении в мировую электронную сеть человеческого интеллекта. В этом информационном обществе отдельные личности и предприятия создают материальные блага посредством применения знаний, посредством сосредоточенного в сети интеллекта, а также труда в промышленном производстве, сельском хозяйстве и сфере услуг. На приграничных землях нового информационного общества все постоянно меняется – игроки, ход событий, правила и требования, благодаря выполнению которых удается выжить и преуспеть.
Изменения такого глобального масштаба в экономических и общественных отношениях случались прежде на нашей планете всего несколько раз. Мощь сдвигов во всех сферах жизни ведет к тому, что теперь каждой компании приходится задумываться о том, как перестроиться, не ограничиваясь "косметическим ремонтом". Зарождается организация нового типа – предприятие с межсетевым взаимодействием, отличающееся от корпорации двадцатого века ничуть не меньше, чем та – от мануфактуры феодальных времен.
Если в 80-е годы ХХ столетия все решало качество, а в 90-е – реинжиринг бизнеса, то ключевая компетенция первого десятилетия XXI века – скорость. Это и скорость изменения характера бизнеса; это и вопросы оперативности управления бизнес-процессами; здесь и динамика изменения образа жизни потребителей и их запросов под влиянием все большей доступности информации. Скорость роста качества продукции и скорость совершенствования бизнес-процессов будут и дальше нарастать, в связи с чем произойдет изменение характера самого бизнеса. Если компания, выпускающая или распространяющая продукцию, способна отреагировать на изменившуюся рыночную ситуацию не за несколько недель, а за несколько часов, то, по сути, именно она (а не какая-либо другая) уже становится компанией, занимающейся деятельностью по предложению этой продукции.
Огромное значение для любой компании имеют хорошие бизнес-рефлексы, которые позволяют ей направлять усилия на разрешение кризисных ситуаций и быстро реагировать на любую неожиданность. Всегда может позвонить лучший клиент компании, чтобы сообщить о переходе к ее главному конкуренту, или новый продукт одного из конкурентов может завоевать чрезвычайную популярность, подрывая стабильно положение компании на рынке. Конечно, незапланированные события, требующие оперативной реакции, могут быть и приятными. Например, можно неожиданно получить возможность заключить важное партнерское соглашение или выгодную сделку.
Наконец, помимо рефлекторных реакций, компания должна сознательно управлять своими "мускулами" в любом виде ее деятельности – будь то создание рабочих групп по подготовке нового продукта, открытие новых офисов или передислокация сотрудников на местах для поиска новых клиентов. Для успеха таких плановых мероприятий необходима продуманная подготовка, стратегический анализ, собственно выполнение работ и оценка достигнутых результатов. Необходимо анализировать фундаментальные проблемы бизнеса компании и разрабатывать долгосрочную деловую стратегию их решения, а также использования тех скрытых возможностей, которые выявит проведенный анализ. Затем руководство компании должно донести разработанную стратегию и связанные с ее реализацией рабочие планы до всех сотрудников компании, ее партнеров и других людей вне компании, имеющих отношение к решению этих задач.
Однако самое важное – это наладить тесные взаимосвязи с клиентами и постоянно извлекать уроки из поступающей от них информации. На обеспечение этой главной потребности должен направляться весь потенциал компании – эффективность рабочих процессов и системы сбора данных, рефлексивная обратная связь и координация, разработка стратегических планов и их реализация.
Во все времена люди стремились и стремятся к стабильности и в попытке ее обрести объединяются в группы, организации, институты и общества. Им хочется, чтобы все оставалось, как было, но мир, в котором они живут, становится все более динамичным и нестабильным. Вследствие все возрастающей взаимосвязи и взаимозависимости индивидуумов, групп, организаций, институтов и обществ, вызванных изменениями в средствах связи и транспорта, внешняя среда расширилась и продолжает расширяться, становясь более сложной и менее предсказуемой. Иными словами – более турбулентной. Единственный вид равновесия, которого может достичь в турбулентной среде находящийся в ней предмет, – динамическое равновесие, подобное равновесию морского судна в штормовой среде.
В прошлом, когда перемены не столь сильно донимали человечество, на них не очень обращали внимание. Сегодня они затрагивают жизнь практически каждого человека, и игнорировать их невозможно. Их темпы в настоящее время столь высоки, что запоздалая реакция на изменения может обойтись слишком дорого, вплоть до катастрофических последствий. Каждый день компании и правительства "выходят из игры", потому что не сумели адаптироваться к переменам или приспосабливались к ним слишком медленно. Адаптация к быстрым изменениям предполагает частые и решительные трансформации того, что мы делаем, и того, как мы это делаем. Как удачно выразился выдающийся исследователь менеджмента Питер Друкер, современным менеджерам приходится управлять дискретным хаосом, и головной болью всех, кто связан с управлением, становятся изменения в менеджменте, необходимые для того, чтобы справиться с этим хаосом.
Научно-техническая революция привела к росту темпов морального старения товаров и средств их производства. По некоторым оценкам, темпы научно-технического прогресса возрастают вдвое каждые пять лет. Непрерывные изменения во времени внешних условий, внутренней среды предприятия естественным образом приводят к появлению проблем в работе систем управления предприятиями, вызывают кризисы и в других типах социально-экономических и общественных систем (государство, область, холдинг и др.).
Стремление к своевременной адаптации (приспособлению) и обеспечению живучести предприятий, организаций, социально-экономической системы в целом в быстро изменяющихся внешних и внутренних условиях диктует необходимость дальнейшей интеграции функций развития маркетинга, менеджмента и контроля в деятельности всех систем управления различных уровней и рангов. Такая интеграция требует от общественных деятелей, предпринимателей, менеджеров расширения и системного использования в их деятельности познаний не только по конкретным методам управления.
Главной и конечной целью всех без исключения руководителей организаций, менеджеров является процветание их бизнеса на рынке. Для достижения этой цели необходимо создать предложения, которые высоко оценят потребители, а также быть способным оставить позади конкурентов по ключевым параметрам.
Для успешного решения проблем, вызванных быстро изменяющимся миром, все организации вынуждены жить и работать одновременно в двух временных измерениях – в настоящем и в будущем. Будущее формируется сегодня, и во многих случаях этот процесс формирования необратим. Поэтому менеджерам сегодня необходимо уметь управлять обоими состояниями – сегодняшней ситуацией, которую многие считают основной, и будущим, которое должно обеспечить устойчивый успех. Во времена бурных перемен менеджеры не могут полагать, что завтра – это просто продолжение сегодняшнего дня. Напротив, они должны управлять изменениями – изменениями как новой возможностью и изменениями как возможной угрозой.
Зарождающееся информационное общество породило и новый жаргон киберпространства, отвечающий сегодняшним требованиям быстрых изменений. Применительно к управленческим проблемам возник жаргонный термин луддит (от англ. luddites) – так называют начальника, не понимающего разницы между стабильностью и параличом. И действительно, любой руководитель, стремящийся сохранить стабильность своей организации, цепляясь за старое, стремясь любой ценой сохранить существующий порядок, несмотря на вызовы окружающей среды, обрекает руководимую им структуру на подлинный паралич, приводящий в конечном итоге к смерти организации.
Как заметил американский социолог Э.Тоффлер, мы либо вовсе не реагируем на происходящие вокруг нас изменения, либо реагируем недостаточно быстро и эффективно. Он назвал наш паралич перед лицом перемен, требующих все новых изменений, шоком перед будущим, футурошоком. Одна из задач изучения управления изменениями – научиться преодолевать этот шок.
Вторая уникальная особенность изменений, с которыми сталкивается человечество, является менее заметной но, возможно, более опасной: по мере ускорения темпов перемен возрастает сложность возникающих проблем. Чем сложнее эти проблемы, тем больше времени требуется для их решения. Чем больше растет темп изменений, тем быстрее изменяются проблемы, которые необходимо решать, и тем меньше времени будут верны найденные решения. Следовательно, к тому времени, как будут найдены решения стоящих перед компанией проблем, обычно самых важных, сами проблемы изменятся настолько, что решения утратят релевантность и эффективность, а то и вовсе окажутся мертворожденными. Иными словами, многие решения будут относиться к проблемам, которые уже потеряли свою актуальность – возникает все большее запаздывание.
Нет ничего удивительного в том, что многие специалисты по изменениям считают крайне необходимым научиться заранее как можно более точно прогнозировать изменения, готовиться к ним как можно лучше и реагировать на них как можно скорее. Они видят решение задач, возникающих вследствие ускорения темпов изменений, в улучшении прогнозирования, обучении и приспособлении к ним.
Как считает Р.Акофф, такой подход в какой-то мере уменьшил бы социальное напряжение, вызываемое ускорением темпов перемен, но это не единственный и, по его мнению, не самый лучший способ: "Уж лучше развивать в себе иммунитет к изменениям, управлять которыми мы не в состоянии, и сосредоточить наши усилия на изменениях, которые мы способны контролировать. Многие происходящие изменения не должны были происходить, а многие изменения, которые не происходят, могли бы произойти. Большая часть изменений, которые беспокоят людей, – это последствия их собственной деятельности или бездеятельности (часто – непреднамеренной)".
Ускорение изменений происходит не только в окружающей нас среде, но и в сознании людей (причем в равной степени высокими темпами). Несомненно, люди стали более чувствительными к внешним переменам и замечают даже те из перемен, на которые прежде не обращали внимания. Вероятно, современный человек более тонко приспособлен к восприятию изменений, чем представитель любого из предшествующих поколений.
Хотя изменения вообще могут быть неизбежными, отдельные перемены таковыми отнюдь не являются. Необходимо научиться как можно быстрее и эффективнее адаптироваться к неизбежно происходящим изменениям. Поэтому во всем мире сегодня особое внимание уделяется проблемам обучения и приспособления. Однако, поскольку управлять изменениями лучше, чем откликаться на них, более эффективным представляется иное – уделять больше внимания управлению.
Значимость управленческой деятельности может быть подтверждена следующими данными: по мнению авторитетных международных экспертов в области экономики, 75% расходов в структуре себестоимости ВНП (валового национального продукта) стран со стабильной экономикой сосредоточено в организации управления ресурсами. Оптимизация этих расходов за счет эффективной организации управления позволяет высвободить до 80% суммарной составляющей. Тем самым за счет повышения эффективности управления ресурсами можно на 60% снизить себестоимость ВНП, давая экономике, по сути, двойное ускорение. Необходимо заметить, что эти данные справедливы для благополучных стран Европы и Америки, где успешна экономика и имеют место сложившиеся традиции в рыночных отношениях. Что же касается государств постссоветского пространства, где вопрос эффективности ресурсов практически не стоит на повестке дня и недостаточны вложения в решение управленческих проблем, то здесь совершенствование процессов управления может давать еще больший эффект. В связи с этим заявление Президента России В.Путина о претензиях российской экономики на двукратное увеличение ВНП к 2010 году не выглядит слишком амбициозным.
Заметим, что в первую очередь эффективность управления связана с умением руководителя вовремя улавливать вызовы внешней среды и адекватно реагировать на них изменениями, осуществляемыми в организации. Как остроумно заметил Альфред Вайтхэд, искусство прогресса заключается в поддержании порядка среди изменений и продолжении изменений среди порядка.
Возрастающая важность управления изменениями вызывает сегодня необходимость соответствующей подготовки менеджеров, обладающих как теоретическими знаниями в области анализа, диагностики изменений, процессов управления изменениями, так и практическими навыками в подготовке, организации и проведении соответствующих изменений конкретных систем управления.
Этим задачам и посвящен настоящий компакт-учебник, структурно охватывающий все аспекты деятельности управленца, связанные с проблемами изменений: сканирование изменений внешней среды; выявление необходимости соответствующих изменений в организации; разработка адекватных стратегических альтернатив; анализ потенциала, способности организации к изменениям; грамотное воплощение в жизнь требуемых изменений, а также оценка их результатов.
Объектом изучения в рассматриваемых проблемах являются тенденции изменений внешней среды, влияние их на деятельность организации, процессы управления, позволяющие организации адекватно адаптироваться к изменяющимся внешним условиям.
Предметом изучения в управлении изменениями являются методы диагностического анализа макросреды, отрасли, внутреннего анализа организации, методы поиска стратегий преобразования, технологии управления преобразованиями.
Соответствующая дисциплина "Управление изменениями", учитывая важность объекта и предмета ее изучения, может занять достойное место в образовательно-профессиональной программе направления "Менеджмент" при подготовке как специалистов, так и магистров.
- И.И. Бажин
- Введение
- Глава 1. Роль преобразований в деятельности организаций
- Объективный характер процессов изменений
- 1.2. Изменения – основа стабильности организации и путь к лидерству
- Признак 1. Ориентация на знания. Новое общество – общество знаний.
- Признак 2. Цифровая форма представления объектов. Новое общество – это цифровое общество.
- Признак 3. Виртуальная природа объектов
- Признак 4. Молекулярная структура бизнес-пространства
- Признак 5. Интеграция. Межсетевое взаимодействие
- Признак 6. Устранение посредников
- Признак 7. Конвергенция
- Признак 8. Инновационная природа. В новом обществе экономика основана на инновациях.
- Признак 9. Трансформация отношений изготовитель-потребитель
- Признак 10. Динамизм бизнес-процессов
- Признак 11. Глобализация экономики
- Признак 12. Наличие противоречий
- 1.3. Возможности дизайна бизнес-ландшафта
- 1.4. Поиск синергии как инструмент эффективного преобразования бизнес-ландшафта
- Глава 2. Выявление потребности в изменениях
- 2.1. Диагностический анализ макросреды организации
- Направляющие вопросы для сканирования и мониторинга
- Типичные вопросы для прогнозирования некоторых базовых явлений макроэкономики
- 2.2. Исследование отраслевого бизнес-ландшафта
- 2.3. Внутренний анализ системы управления и ее подсистем
- Категории, классы и типы активов
- Определение запасов активов
- 2.4. Социально-психологические аспекты в потребности изменений
- Глава 3. Разработка стратегии изменений
- 3.1. Целеполагание в процессах изменений
- Закон позитивной динамики Вселенной
- 3.2. Идентификация и разработка стратегических альтернатив
- 3.2. Родовые стратегические альтернативы
- 3.4. Стратегия ключевых компетенций
- Технология
- Обучение
- Распространение знаний
- 3.5. Корпоративная стратегия
- 3.6. Стратегия глобализации
- 3.7. Оценивание стратегических альтернатив
- Сопоставление потребительских сегментов компанией-производителем
- Глава 4. Методы поиска стратегий преобразования
- 4.1. Состав и выбор методов поиска стратегий изменений
- 4.2. Методы исследования ситуаций и поиска идей
- 1.Прежде чем приступить к разработке новой конструкции, следует проконсультироваться с опытными и неопытными потребителями аналогичного оборудования и провести соответствующие наблюдения.
- 3.Изучить путем наблюдения или моделирования особенно важные аспекты поведения как малоискушенных, так и опытных потребителей предлагаемого изделия.
- 1.Тщательно подобрать группу специалистов в качестве самостоятельного "отдела разработок".
- 2.Предоставить этой группе возможность попрактиковаться в использовании аналогий для ориентирования спонтанной деятельности мозга и нервной системы на решение предложенной проблемы.
- 3.Передать группе сложные проблемы, которые не может решить основная организация, и предоставить ей достаточное время для их решения.
- 4.Представить результаты работы группы основной организации для оценки и внедрения.
- 4.3. Методы исследования структуры проблемы
- 1.Выявить существенные функции какого-либо устройства, которое способствовало бы достижению поставленной задачи.
- 3.Выявить знания, выходящие за предполагаемые границы проблемы, которые можно было бы использовать при трансформации проблемы.
- 4.Найти сопоставимые промежуточные решения проблемы, которые сделали бы возможным частичное или полное использование знаний из смежных областей.
- 1.Выявить функции каждого конкретного элемента существующего решения.
- 4.4. Готовые стратегии и методы оценки
- 1.Определить входы и выходы системы.
- 2.Найти систему функций, при помощи которых входы можно преобразовать в выходы.
- 3.Подобрать или разработать устройства или элементы организационной структуры для осуществления каждой из этих функций.
- 4.Проверить полученную систему на внутреннюю и внешнюю совместимость.
- 2.Найти систему функций, при помощи которых входы можно преобразовать в выходы.
- 3.Подобрать или разработать устройства или элементы организационной структуры для осуществления каждой из этих функций.
- 4.Проверить полученную систему на внутреннюю и внешнюю совместимость.
- Кумулятивные этапы
- 2. Определить внешние факторы, которые могли бы помешать достижению хотя бы одной из существенных целей.
- 3. Установить критерии, позволяющие однозначно судить о приемлемости проектных решений.
- 4.Разработать методику испытаний по каждому из критериев. Эта методика должна быть такой, чтобы:
- 7.Разрешить внутренние противоречия проектного решения:
- Глава 5. Анализ потенциала изменений
- 5.1. Обобщенная модель оценки потенциала изменения
- Оценивание степени готовности организации к реализации стратегии
- 5.2. Уровни и границы изменений
- Цели: основные вопросы
- 5.3. Отношения и роли в процессах преобразований
- Контрольный список факторов самоанализа
- 5.4. Оценивание потенциала организационных рычагов изменений
- 5.5. Анализ поля сил в границах изменений
- 5.6. Организационная культура и потенциал изменений
- Глава 6. Управление стратегическими изменениями
- 6.1. Процесс управления в организационных структурах
- 6.2. Управленческие решения в синергетических системах управления
- 6.3. Этапы осуществления изменений
- Этапы осуществления изменения
- 6.4. Реконфигурация операционных процессов
- Принципы управления переходом к новым процессам
- 6.5. Реструктуризация управляющей системы
- 6.6. Управление ключевыми компетенциями
- 1. Получение доступа к новым знаниям и их усвоение
- 2. Интегрирование множества потоков знаний
- 3. Преодоление расстояния и различий в культурах
- 4. Умение забывать
- 5. Размещение компетенции в рамках границ бизнес-единицы
- 6.7. Контекстный подход к осуществлению изменений
- Определение варианта проектирования
- Совокупность стилей изменения
- 6.8.Case-технологии в процессах преобразований
- 6.9. Оценка результатов изменений
- Глоссарий
- Связи проблемы –характеристики как структурных межэлементных связей предмета проблемы, так и отношения с другими проблемами
- Литература
- Содержание
- Глава 1. Роль преобразований в деятельности 8
- Глава 1. Роль преобразований в деятельности 8
- Глава 1. Роль преобразований в деятельности 8
- Глава 1. Роль преобразований в деятельности 8
- Глава 1. Роль преобразований в деятельности 8
- Учебное издание
- Бажин Игорь Иванович
- Управление изменениями
- Редактор т. И. Арсеньева