6.1. Процесс управления в организационных структурах
Смыслом осуществляемых стратегических преобразований является стремление изменить текущее состояние дел, чтобы достигнуть определенной цели. Для увеличения шансов на благоприятный исход такого вмешательства необходимо активное воздействие на ход событий и структуру наших отношений с этими событиями, иными словами, нельзя не говорить об управлении. Инструментом управления в организационных структурах является, как известно, управленческое решение7.
Используя применительно к разработке управленческих решений кибернетический подход, следует иметь в виду, что кибернетика как наука об управлении изучает не все системы вообще, а только управляемые системы. Вместе с тем область применения кибернетики распространяется на системы разнообразной природы: технические, биологические, экономические, в которых осуществляется управление.
Одной из характерных особенностей управляемой системы является способность изменять свое движение, параметры, переходить в различные состояния под влиянием различных управляющих воздействий. Так, автомобиль может занимать различные положения в пространстве, может двигаться в различных направлениях и с различной скоростью в зависимости от того, как им управляют. Воинское соединение под воздействием определенных команд выполняет определенный маневр, отличный от маневров, которые оно способно выполнять под влиянием других команд. Температура в холодильном шкафу может понижаться или повышаться в зависимости от того, включен или выключен холодильный агрегат.
Всегда существует некоторое множество состояний системы, из которого производится выбор предпочтительного состояния, если речь идет об управляемой системе. Где нет выбора, там нет и не может быть управления.
Поскольку все объекты, явления и процессы в мире взаимосвязаны и влияют друг на друга, выделяя какой-либо объект, мы должны учесть влияние среды на этот объект и его влияние на окружающую среду. Поэтому изучение поведения любой управляемой системы также должно производиться с учетом ее связей с внешней средой.
Каждая кибернетическая система характеризуется, таким образом, свойствами тех объектов, которые составляют эту систему, и связями, отражающими взаимозависимость данной системы и среды. Конкретная кибернетическая система состоит из конкретных объектов (например, машин, природных ресурсов, людей и т. п.), а ее связи с окружающей средой выражаются в виде определенных параметров (сил, потоков энергии или материи, и т. п.).
Требуемое поведение управляемой системы достигается при помощи управляющих воздействий, под влиянием которых система принимает лучшее (в определенном смысле) состояние, чем она принимала бы при отсутствии управляющих воздействий.
Так, если речь идет об искусственной управляемой системе, созданной человеком и используемой в его целях, поведение системы оценивается ее создателем. В таком случае понятие "лучшее" имеет смысл лучшего по отношению к целям субъекта – создателя системы. Биологические управляемые системы сформировались в процессе эволюционного развития живой природы, и при их рассмотрении практически невозможно указать субъект, имеющий определенные цели, ради достижения которых осуществляется управление. Однако и для биологических систем понятие лучшее поведение имеет смысл. Он состоит в том, что характер поведения организма в окружающей его природной среде оказывает существенное влияние на его выживание и размножение. Поэтому оценка поведения организма как управляемой системы определяется взаимоотношениями его со средой, и лучшим является такое поведение, которое повышает шансы данного организма выжить и произвести потомство.
Некоторые внешние воздействия на систему, а именно те, которыми можно распоряжаться при управлении ею, являются управляющими воздействиями. Воздействие на поведение системы может достигаться как путем воздействий на ее входы, так и путем изменения параметров самой управляемой системы – объекта управления. Так, например, увеличение прибыли производства может быть достигнуто закупкой более дешевого сырья (входной материальный поток) или оптимизацией объемов выпускаемой продукции (управляющее воздействие менеджмента организации). Вместе с тем, увеличение прибыли может быть получено и при изменении структуры производства, включая замену оборудования более совершенным, что представляет собой изменение параметров, внутренних свойств самой организации.
Возможности управления тем шире, а управление может осуществляться тем эффективнее, чем шире диапазон значений, которые могут принимать управляющие воздействия в процессе управления. Однако необходимо считаться с тем обстоятельством, что в реальных системах диапазон изменения каждого управляющего воздействия ограничен. В приведенном примере управления цены закупок сырья ограничены, как ограничены ресурсами и объемы производства; не безграничны и возможности совершенствования структуры производства.
Поскольку управление каким-либо объектом может осуществляться при помощи нескольких управляющих воздействий, каждое из которых ограничено некоторыми предельными значениями, то в пространстве управляющих воздействий Z1 Z2, ..., Zm может быть выделена область Q, внутри которой лежат точки, изображающие все возможныe совокупности управляющих воздействий. Эту область будем называть областью возможных воздействий.
Часто управляющие воздействия могут принимать только конечное число фиксированных значений или по условиям задачи должны рассматриваться как такие величины. Тогда область возможных управляющих воздействий будет содержать конечное число возможных совокупностей управляющих воздействий, которые будем называть множеством возможных воздействий.
Температура в холодильном шкафу, например, может поддерживаться близкой к заданному ее значению путем включения и выключения холодильного агрегата. Множество возможных воздействий такой системы состоит из двух управляющих воздействий "включено" и "выключено".
Для того чтобы управлять каким-либо объектом, нужно определенным образом изменять управляющие воздействия на этот объект. Такое изменение управляющих воздействий может осуществляться при помощи сигналов управления, несущих сообщения о требуемых значениях управляющих воздействий. Совокупность элементов системы, вырабатывающая сигналы управления, называется управляющим устройством (субъектом управления, управляющей системой). Если заранее известны требуемое поведение, условия работы объекта, а также его свойства, то в управляющее устройство может быть заранее введена информация о последовательности управляющих воздействий в виде программы управления. В других случаях, когда отсутствуют сведения, необходимые для предварительного составления программы управления, формирование управляющих воздействий может быть организовано в управляющем устройстве на основании информации об обстановке, складывающейся в процессе функционирования системы. Такой информацией могут служить данные о состоянии управляемой системы, о требуемом ее состоянии, о возмущающих воздействиях, о характеристиках управляемой системы. Переработка этой информации в системе управления по определенным правилам может служить для формирования управляющих воздействий. Совокупность правил, по которым информация, поступающая в систему управления, перерабатывается в сигналы управления, называется алгоритмом (законом) управления.
Необходимо отметить, что управление бывает нужно не только для нормального функционирования системы, но также и для обеспечения ее развития в требуемом направлении: для развития организма из зародыша, для развития предприятия, для развития транспортной системы и т. п. Управление развитием состоит в формировании плана развития объекта и в реализации этого плана. План развития живых организмов заложен в наследственной информации, выраженной в виде структуры ДНК, входящей в состав ядра клетки. План развития какой-либо экономической системы представляет собой документ, содержащий информацию о воздействиях (в виде капиталовложений, преобразований объектов и т. п.), приводящих к требуемому изменению во времени ее функций и структуры.
Наличие управления является существенным признаком сложной системы, обеспечивающим одно из главных ее свойств – целостность.
Итак, можно следующим образом определить понятие "управление". Управление – это целенаправленное воздействие одной системы (субъекта управления) на другую (объект управления), выбранное из множества возможных воздействий на основании имеющейся для этого информации, для изменения ее состояния (поведения) в соответствии с изменяющимися условиями внешней среды и улучшающее функционирование или развитие объекта управления.
Понятие управления является базовым в кибернетике, поскольку определяет предмет исследования этой науки. Любую систему, которая является объектом кибернетического исследования, можно представить в виде системы управления.
Система управления
Объект управления и присоединенное к нему управляющее устройство образуют систему управления.
Пусть x характеризует вход, определяющий цель функционирования системы управления S. Управляющая система (субъект управления) Sу вырабатывает сигналы управления (систему команд) m, направленные на управление объектом управления – системой Sо. На систему S оказывают влияние возмущающие воздействия ω. Для того чтобы сигналы управления m, вырабатываемые управляющим устройством на основании обработки информации x, могли изменять управляющие воздействия Z, необходимы органы, изменяющие управляющие воздействия в соответствии с сигналами управления – исполнительные органы (исполнительная система) Sи.
Результаты работы системы у по каналу обратной связи поступают на вход Sу, анализируются и используются для выработки последующих управляющих воздействий (рис.6.1).
Итак, система управления, состоящая из объекта управления (управляемой системы), субъекта управления (управляющей системы) и исполнительных органов (исполнительной системы), – это организованная динамическая система с обратной связью, в которой реализуются причинно-следственные связи с помощью каналов управления и обратной связи.
Вышеизложенное позволяет выполнить формализацию, которая определяет правила функционирования системы управления S.
В начале процесса управления: Sу вырабатывает сигналы управления m=F(у), исходя из цели управления и априорной информации о законах функционирования системы во внешней среде А, если таковая имеется. Исполнительные органы трансформируют сигналы управления в управляющее воздействие Z. Реакция объекта управления под действием управления Z и возмущающих воздействий ω состоит в отклике y.
На следующем шаге: подсистема Sу при принятии решений использует данные об у (фактическом) и прогнозные значения ω.
В системах управления решаются четыре основных типа задач управления: стабилизация, выполнение программы, слежение и оптимизация.
Задачами стабилизации системы являются задачи поддержания некоторых ее выходных величин – управляемых величин y вблизи некоторых неизменных заданных значений y0, несмотря на действие возмущений ω, влияющих на значения y. Так, для нормальной жизнедеятельности организма теплокровного животного должны быть стабилизированы такие величины, как температура тела, состав крови, давление крови, несмотря на изменения внешней среды. В системах энергоснабжения должны быть стабилизированы напряжение и частота тока в сети вне зависимости от изменения потребления энергии.
Задача выполнения программы возникает в случаях, когда заданные значения управляемых величин y0 изменяются во времени заранее известным образом. Например, при управлении баллистической ракетой ее вывод на заданную траекторию должен происходить по заранее известной программе y0(t) изменения ее положения в пространстве и скорости. При управлении положением трубы телескопа с целью компенсации вращения Земли также нужно перемещать ее по определенной программе. Аналогичная задача возникает в производстве при выполнении работ согласно заранее намеченному графику. В биологии яркими примерами действий "выполнение программы" являются развитие организма из яйцеклетки, сезонные перелеты птиц, метаморфоза насекомых.
Задача слежения, т.е. как можно более точного соблюдения соответствия между текущим состоянием системы y(t) и значением y0 (t), возникает в тех случаях, когда изменение заданных значений управляемых величин заранее неизвестно. Необходимость в слежении возникает, например, при управлении производством товара в условиях непредвидимых изменений спроса, ритм и глубина дыхания должны следовать за изменениями физической нагрузки на организм, антенна радиолокатора должна следить за непредвидимыми движениями маневрирующего самолета.
В ряде случаев задача управления не может быть сформулирована как задача обеспечения соответствия состояния системы заданному ее состоянию (постоянному или изменяющемуся), поскольку сведения о заданном состоянии не могут быть ни заранее введены в систему управления, ни получены в процессе ее работы. Такая ситуация возникает, например, при управлении энергетическим агрегатом, работающим в сложных изменяющихся условиях, когда цель управления состоит в том, чтобы обеспечивать оптимальное (максимально возможное) значение коэффициента полезного действия агрегата в любых режимах его работы.
Задачи оптимизации – установления оптимального, в определенном смысле, режима работы управляемого объекта встречаются довольно часто. К ним относятся: управление экономической системой с целью максимизации прибыли, управление технологическими процессами с целью минимизации потерь сырья и полуфабрикатов и многие другие.
Поскольку субъект управления Sу является системой, отметим главные условия ее существования.
Организованность: в системе управления выделяются элементы, которые относятся либо к управляющей, либо к управляемой подсистеме, либо к исполнительным органам:
S = Sу Sу Sо
Разнообразие: каждая из двух выделенных подсистем должна допускать возможность появления нескольких (многих) состояний:
xX, yY, тМ, ZZo, Х , Y , М , Zo
Проблема оценки разнообразия управляющей системы и ее соотношения с разнообразием управляемого объекта имеет важное теоретическое и практическое значение.
Закон необходимого разнообразия формулируется У.Р.Эшби следующим образом: "Количество исходов управляемой системы, если оно минимально, может быть еще уменьшено только за счет соответствующего увеличения разнообразия управляющей системы". Это значит, что для решения задачи управления необходимо, чтобы информационная мощность управляющей системы (или ее собственное информационное разнообразие) была не меньше разнообразия объекта управления (т е. решаемой задачи управления).
Если разнообразие задачи управления, измеряемой количеством информации, определить как V, а информационную мощность управляющей системы W, то для осуществления перехода управляемого объекта из состояния в некоторое состояние u(t+1): u(t) u(t+1) необходимо, чтобы в каждый момент времени t выполнялось условие W(t) V(t).
В реальных системах управления "полное" разнообразие объекта управления и воздействий внешней среды настолько велико, что последнее условие, вообще говоря, не выполняется. Поэтому управляющая система формирует гомоморфную модель, использует принцип управления воздействием на "главный" фактор, прибегая к агрегированию, линеаризации связей, аппроксимируя стохастические зависимости детерминированными и пр.
К перечисленным условиям существования системы управления следует добавить:
динамичность, выражающуюся в зависимости всех параметров (управления, отклика, возмущений) от времени;
наличие прямых и обратных связей, обеспечивающих причинно-следственные зависимости в системе управления;
наличие цели управления, которая формализуется в виде макрофункции управляемой системы Ф = Ф(y);
управляемость, состоящую в том, что можно найти такое управляющее воздействие m, которое за конечное число шагов переводит систему в искомое состояние, обеспечивающее достижение цели.
Поскольку система управления имеет обратную связь, закон (алгоритм) управления, характеризующий значение в любой момент времени управляющего воздействия m(t), может быть определен через состояния системы в соответствующий момент времени.
Принцип, в соответствии с которым входные воздействия должны вычисляться через состояния, был сформулирован Р.Беллманом, указавшим на его первостепенную значимость. В этом принципе заключена важнейшая идея теории управления. Это научная интерпретация принципа "обратной связи", составляющего основу любого управления.
Существенно, что в текущем состоянии системы содержится вся информация, необходимая для определения требуемого управляющего воздействия, поскольку, по определению динамической системы будущее поведение системы полностью определяется его нынешним состоянием и будущими управляющими воздействиями.
Оптимальное управление заключается в выборе и реализации таких управлений иU, которые являются наилучшими с точки зрения эффективности достижения цели управления.
Степень достижения цели управления характеризует критерий эффективности. Виды критериев эффективности и способы их формирования описаны в цитированном учебнике автора "Разработка управленческих решений".
Виды связей в системах управления
Вид соединения элементов, при котором выходное воздействие одного элемента передается на вход другого элемента, называется прямой связью. Прямая связь между двумя элементами системы может осуществляться непосредственно или через другие ее элементы. В случае опосредованного воздействия выходной сигнал одного элемента поступает на вход другого с передаточным коэффициентом промежуточного элемента.
Вид соединения элементов, при котором выходное воздействие одного элемента передается на вход того же самого элемента, называется обратной связью. Обратная связь может осуществляться либо непосредственно от выхода элемента системы на его вход, либо через другие элементы данной системы. Обратная связь бывает двух видов – внешняя и внутренняя. Внешней, или главной, называется такая связь, посредством которой осуществляется передача части выходного сигнала всей системы управления на ее вход. Внутренние, или местные, обратные связи соединяют выход отдельных элементов или групп последовательно соединенных элементов с их входом.
Различают положительную и отрицательную обратную связь. Если под действием обратной связи первоначальное отклонение управляемой величины у, вызванное входными воздействиями, уменьшается, то считают, что имеет место отрицательная обратная связь. В противном случае говорят о положительной обратной связи. Следовательно, положительная обратная связь усиливает действие входного сигнала отрицательная - ослабляет.
Положительная обратная связь используется во многих технических устройствах для увеличения коэффициента передачи. В экономике на принципе положительной обратной связи основаны системы материального стимулирования. Положительными являются обратные связи в схеме межотраслевого баланса. Примером использования отрицательной обратной связи является термостат.
Обычно положительная обратная связь приводит к неустойчивой работе системы, т.к. соответствует увеличению возникшего в системе отклонения. Отрицательная обратная связь способствует восстановлению равновесия в системе. Поэтому системы с отрицательной обратной связью являются относительно устойчивыми.
Если сигнал обратной связи пропорционален установившемуся значению входной величины и не зависит от времени и скорости изменения, то такая обратная связь называется жесткой. Сигналы гибкой обратной связи пропорциональны скорости изменения входной величины. Мерой величины обратной связи служит коэффициент обратной связи.
Обратная связь является одним из важнейших понятий кибернетики, оно помогает понять многие явления, происходящие в системе управления любой природы. В организационных системах обратные связи, поддерживаемые подсистемой контроллинга, используются для выработки управляющих сигналов, для выработки критерия эффективности управления и оценки качества управления. В биологических системах обратная связь обеспечивает поддержание в нормальном состоянии основных показателей жизнедеятельности: температуры и массы тела, уровень сахара и гемоглобина в крови, другие. В экономических системах обратная связь, обеспечиваемая социологическим мониторингом, играет важную роль в создании и поддержании эффективного управления.
Иерархические системы управления. Важный класс систем управления образуют системы произвольной природы (технические, экономические, биологические, социальные) и назначения, имеющие многоуровневую структуру в функциональном, организационном или каком-либо ином плане. Характерными признаками иерархических систем управления (ИСУ) являются: вертикальная декомпозиция системы на подсистемы, приоритет подсистем верхнего уровня по отношению к нижележащим, наличие обратных связей между уровнями. Следует иметь в виду, что при декомпозиции на любых уровнях иерархии можно выделить описанную ранее триаду: управляющую систему (субъект управления), управляемую систему (объект управления) и исполнительную систему (исполнительные органы).
Широкое использование и универсальность ИСУ обусловлены рядом преимуществ по сравнению с системами радиального (централизованного) управления:
свобода локальных действий в рамках наложенных ограничений;
возможности целесообразного сочетания локальных критериев функционирования отдельных подсистем и глобального критерия оптимальности системы в целом;
возможности сжатого, агрегированного предоставления по каналам обратной связи актуальной информации о результатах управления;
повышенная надежность системы управления, наличие управляемости, адаптивности, организованности и ряда других свойств, специфичных для конкретных систем;
универсальность концепции управления и подходов к решению задач управления в ИСУ;
экономическая целесообразность по сравнению с системами управления иной структуры. Последнее качество требует обоснования в каждом конкретном случае.
Теория управления ИСУ включает следующие основные разделы:
структурный анализ и синтез ИСУ;
проблема координации в ИСУ;
оптимизация функционирования ИСУ.
Принцип иерархичности управления является выражением целостности систем; он, предопределяя организованность, позволяет найти способы управления сложными системами. Если организованность системы отсутствует, невозможно определить задачи управления даже для простых объектов.
Этот принцип предусматривает способ расчленения системы на элементы и взаимодействующие подсистемы и многоступенчатого построения управляющих систем, в которых функции управления распределяются между соподчиненными частями. В расчлененной системе одна часть оказывается "вложенной" в другую и является ее структурной составляющей. В такой системе существует взаимосвязь подсистем по одним отношениям и их свойствам и независимость по другим.
- И.И. Бажин
- Введение
- Глава 1. Роль преобразований в деятельности организаций
- Объективный характер процессов изменений
- 1.2. Изменения – основа стабильности организации и путь к лидерству
- Признак 1. Ориентация на знания. Новое общество – общество знаний.
- Признак 2. Цифровая форма представления объектов. Новое общество – это цифровое общество.
- Признак 3. Виртуальная природа объектов
- Признак 4. Молекулярная структура бизнес-пространства
- Признак 5. Интеграция. Межсетевое взаимодействие
- Признак 6. Устранение посредников
- Признак 7. Конвергенция
- Признак 8. Инновационная природа. В новом обществе экономика основана на инновациях.
- Признак 9. Трансформация отношений изготовитель-потребитель
- Признак 10. Динамизм бизнес-процессов
- Признак 11. Глобализация экономики
- Признак 12. Наличие противоречий
- 1.3. Возможности дизайна бизнес-ландшафта
- 1.4. Поиск синергии как инструмент эффективного преобразования бизнес-ландшафта
- Глава 2. Выявление потребности в изменениях
- 2.1. Диагностический анализ макросреды организации
- Направляющие вопросы для сканирования и мониторинга
- Типичные вопросы для прогнозирования некоторых базовых явлений макроэкономики
- 2.2. Исследование отраслевого бизнес-ландшафта
- 2.3. Внутренний анализ системы управления и ее подсистем
- Категории, классы и типы активов
- Определение запасов активов
- 2.4. Социально-психологические аспекты в потребности изменений
- Глава 3. Разработка стратегии изменений
- 3.1. Целеполагание в процессах изменений
- Закон позитивной динамики Вселенной
- 3.2. Идентификация и разработка стратегических альтернатив
- 3.2. Родовые стратегические альтернативы
- 3.4. Стратегия ключевых компетенций
- Технология
- Обучение
- Распространение знаний
- 3.5. Корпоративная стратегия
- 3.6. Стратегия глобализации
- 3.7. Оценивание стратегических альтернатив
- Сопоставление потребительских сегментов компанией-производителем
- Глава 4. Методы поиска стратегий преобразования
- 4.1. Состав и выбор методов поиска стратегий изменений
- 4.2. Методы исследования ситуаций и поиска идей
- 1.Прежде чем приступить к разработке новой конструкции, следует проконсультироваться с опытными и неопытными потребителями аналогичного оборудования и провести соответствующие наблюдения.
- 3.Изучить путем наблюдения или моделирования особенно важные аспекты поведения как малоискушенных, так и опытных потребителей предлагаемого изделия.
- 1.Тщательно подобрать группу специалистов в качестве самостоятельного "отдела разработок".
- 2.Предоставить этой группе возможность попрактиковаться в использовании аналогий для ориентирования спонтанной деятельности мозга и нервной системы на решение предложенной проблемы.
- 3.Передать группе сложные проблемы, которые не может решить основная организация, и предоставить ей достаточное время для их решения.
- 4.Представить результаты работы группы основной организации для оценки и внедрения.
- 4.3. Методы исследования структуры проблемы
- 1.Выявить существенные функции какого-либо устройства, которое способствовало бы достижению поставленной задачи.
- 3.Выявить знания, выходящие за предполагаемые границы проблемы, которые можно было бы использовать при трансформации проблемы.
- 4.Найти сопоставимые промежуточные решения проблемы, которые сделали бы возможным частичное или полное использование знаний из смежных областей.
- 1.Выявить функции каждого конкретного элемента существующего решения.
- 4.4. Готовые стратегии и методы оценки
- 1.Определить входы и выходы системы.
- 2.Найти систему функций, при помощи которых входы можно преобразовать в выходы.
- 3.Подобрать или разработать устройства или элементы организационной структуры для осуществления каждой из этих функций.
- 4.Проверить полученную систему на внутреннюю и внешнюю совместимость.
- 2.Найти систему функций, при помощи которых входы можно преобразовать в выходы.
- 3.Подобрать или разработать устройства или элементы организационной структуры для осуществления каждой из этих функций.
- 4.Проверить полученную систему на внутреннюю и внешнюю совместимость.
- Кумулятивные этапы
- 2. Определить внешние факторы, которые могли бы помешать достижению хотя бы одной из существенных целей.
- 3. Установить критерии, позволяющие однозначно судить о приемлемости проектных решений.
- 4.Разработать методику испытаний по каждому из критериев. Эта методика должна быть такой, чтобы:
- 7.Разрешить внутренние противоречия проектного решения:
- Глава 5. Анализ потенциала изменений
- 5.1. Обобщенная модель оценки потенциала изменения
- Оценивание степени готовности организации к реализации стратегии
- 5.2. Уровни и границы изменений
- Цели: основные вопросы
- 5.3. Отношения и роли в процессах преобразований
- Контрольный список факторов самоанализа
- 5.4. Оценивание потенциала организационных рычагов изменений
- 5.5. Анализ поля сил в границах изменений
- 5.6. Организационная культура и потенциал изменений
- Глава 6. Управление стратегическими изменениями
- 6.1. Процесс управления в организационных структурах
- 6.2. Управленческие решения в синергетических системах управления
- 6.3. Этапы осуществления изменений
- Этапы осуществления изменения
- 6.4. Реконфигурация операционных процессов
- Принципы управления переходом к новым процессам
- 6.5. Реструктуризация управляющей системы
- 6.6. Управление ключевыми компетенциями
- 1. Получение доступа к новым знаниям и их усвоение
- 2. Интегрирование множества потоков знаний
- 3. Преодоление расстояния и различий в культурах
- 4. Умение забывать
- 5. Размещение компетенции в рамках границ бизнес-единицы
- 6.7. Контекстный подход к осуществлению изменений
- Определение варианта проектирования
- Совокупность стилей изменения
- 6.8.Case-технологии в процессах преобразований
- 6.9. Оценка результатов изменений
- Глоссарий
- Связи проблемы –характеристики как структурных межэлементных связей предмета проблемы, так и отношения с другими проблемами
- Литература
- Содержание
- Глава 1. Роль преобразований в деятельности 8
- Глава 1. Роль преобразований в деятельности 8
- Глава 1. Роль преобразований в деятельности 8
- Глава 1. Роль преобразований в деятельности 8
- Глава 1. Роль преобразований в деятельности 8
- Учебное издание
- Бажин Игорь Иванович
- Управление изменениями
- Редактор т. И. Арсеньева