Связи проблемы –характеристики как структурных межэлементных связей предмета проблемы, так и отношения с другими проблемами
Синергия (от греч. syn- – компонента сложных слов-терминов, указывающего на совместность, одновременность, и греч. energeia – деятельность) – возникающее в сложных системах явление, состоящее в том, что результат совместной деятельности объединенных в систему элементов превосходит сумму результатов, получаемых каждым из элементов отдельно
Синергетика – научное направление, изучающее диссипативные системы, т.е. открытые системы, взаимодействующие с окружающей средой и сохраняющие свое существование благодаря постоянному обмену с ней веществом и энергией.
Синергетическая система управления – система управления, основанная на принципах и законах синергетики.
Система– совокупность взаимосвязанных элементов, объединенных единством цели и общими целенаправленными правилами взаимоотношений
Система – упорядоченное подмножество объектов, интенсивность взаимосвязей которых превышает интенсивность отношений с объектами, не входящими в данное подмножество, т.е. с внешней средой
Система управления – совокупность объекта управления (управляемой системы), присоединенного к нему субъекта управления (управляющей системы) и исполнительных органов (исполнительной системы), представляющая собой организованную динамическую систему с обратной связью, в которой реализуются причинно-следственные связи с помощью каналов управления и обратной связи
Система целей – совокупность взаимоувязанных целей организации
Система экономической информации – совокупность данных, отображающих экономический аспект деятельности системы управления
Системный анализ – совокупность методологических средств, используемых для подготовки и обоснования решений по сложным проблемам социального, технического и экономического характера
Системный подход – методология специального научного познания и социальной практики, а также объяснительный принцип, в основе которого лежит исследование объектов как систем
Системный подход к управлению – методология управления, характеризующаяся одновременным комплексным всесторонним рассмотрением объекта изучения, будь то процесс, явление, изделие, факт или информация
Слежение – вид управления, обеспечивающий как можно более точное соответствие между текущим состоянием системы y(t) и требуемым значением ее состояния y0 (t); возникает в тех случаях, когда изменение заданных значений управляемых величин заранее неизвестно
Средства структурного анализа – аппаратное и программное обеспечение, реализующее выбранную методологию, в том числе построение соответствующих моделей с принятой для них нотацией
Стабилизация системы – задача управления, состоящая в поддержании некоторых ее выходных величин – управляемых величин y – вблизи некоторых неизменных заданных значений y0, несмотря на действие возмущений ω, влияющих на значения y
Стержневая (ключевая) компетенция – отличительная способность, свойство или ряд свойств, специфичных для конкретной организации, которые позволяют ей производить товары качеством выше среднего, принятого в данной отрасли
Структура входов организации – совокупность материальной и нематериальной продукции, поступающей в организацию из внешней среды и используемой для осуществления деятельности организации
Структура выходов организации – совокупность материальной и нематериальной продукции, являющейся результатом деятельности организации и поставляемой ею во внешнюю (по отношению к ней) среду
Структура системы – относительно постоянный порядок внутренних пространственно-временных связей системы между ее элементами и взаимодействия их с внешней средой, определяющий функциональное назначение системы
Структурная синергия – объединение ресурсов компаний, позволяющее снизить издержки и увеличить объем продаж
Структурные математические модели – модели, предназначенные для отображения структурных свойств объекта (делятся на топологические и геометрические)
Структурный анализ – методологическая разновидность системного анализа, технология структурного анализа и проектирования
Структурный элемент (объект) – элемент, выполняющий одну из элементарных функций, связанных с моделируемым предметом, процессом или явлением
Субъект проблемы – та часть социально-экономической системы, которая инициирует проблему. Это может быть внешняя среда системы управления – природа, общество, рынок или ее внутренняя среда – персонал, материально-технические ресурсы, финансы и т.д.
Суммативные системы – это системы, у которых связи между элементами одного и того же порядка, что и связи их элементов со средой
Трансформация – стадия создания принципов и концепций при решении проблем
Управление – целенаправленное воздействие одной системы (субъекта управления) на другую (объект управления), выбранное из множества возможных воздействий на основании имеющейся для этого информации, для изменения ее состояния (поведения) в соответствии с изменяющимися условиями внешней среды и улучшающее функционирование или развитие объекта управления
Управленческая синергия – синергия, выражающаяся в улучшении показателей работы, благодаря повышению качества управления без каких-либо структурных изменений
Управляемые переменные – набор мероприятий и их параметров, которыми может управлять лицо, принимающее решение
Управляющее устройство (субъект управления, управляющая система) – совокупность элементов системы, вырабатывающая сигналы управления
Финансово-экономическая (финансовая) структура – совокупность центров учета с финансовыми потоками между ними
Функциональная структура – структура, элементами которой являются функции, реализуемые подразделениями предприятия, а отношениями – связи, обеспечивающие передачу между элементами предметов труда
Функциональные математические модели – модели, предназначенные для отображения процессов (физических или информационных), протекающих в объекте при его функционировании или изготовлении
Целенаправленность – характеристика, являющаяся одним из признаков системы и определяющая поведение системы
Цель организации – стремление к максимальному результату, выражаемому в максимизации ценности капитала, при постоянном сохранении определенного уровня ликвидности и достижении целей производства и сбыта с учетом социальных задач. Вспомогательной стоимостной целью является стремление к достижению оптимальной расчетной прибыли за определенный период времени
Цель системы – достижение и сохранение желаемого состояния или желаемого результата поведения системы
Экономика (экономическая система) – сложная целенаправленная управляемая динамическая система, осуществляющая производство, распределение и потребление материальных благ с целью удовлетворения неограниченных человеческих потребностей
Эмерджентность (от англ. emergent - неожиданно возникающий) – характеристика системы, состоящая в том, что свойство, присущее системе в целом, отсутствует у отдельно взятых ее элементов, то есть эмерджентность – это несводимость свойств системы в целом к свойствам отдельных ее частей
Энтропия – мера деградации, дезорганизованности какой-либо системы
CASE–технологии – совокупность методологий анализа, проектирования, разработки и сопровождения сложных информационных систем, поддержанная комплексом взаимоувязанных средств автоматизации
- И.И. Бажин
- Введение
- Глава 1. Роль преобразований в деятельности организаций
- Объективный характер процессов изменений
- 1.2. Изменения – основа стабильности организации и путь к лидерству
- Признак 1. Ориентация на знания. Новое общество – общество знаний.
- Признак 2. Цифровая форма представления объектов. Новое общество – это цифровое общество.
- Признак 3. Виртуальная природа объектов
- Признак 4. Молекулярная структура бизнес-пространства
- Признак 5. Интеграция. Межсетевое взаимодействие
- Признак 6. Устранение посредников
- Признак 7. Конвергенция
- Признак 8. Инновационная природа. В новом обществе экономика основана на инновациях.
- Признак 9. Трансформация отношений изготовитель-потребитель
- Признак 10. Динамизм бизнес-процессов
- Признак 11. Глобализация экономики
- Признак 12. Наличие противоречий
- 1.3. Возможности дизайна бизнес-ландшафта
- 1.4. Поиск синергии как инструмент эффективного преобразования бизнес-ландшафта
- Глава 2. Выявление потребности в изменениях
- 2.1. Диагностический анализ макросреды организации
- Направляющие вопросы для сканирования и мониторинга
- Типичные вопросы для прогнозирования некоторых базовых явлений макроэкономики
- 2.2. Исследование отраслевого бизнес-ландшафта
- 2.3. Внутренний анализ системы управления и ее подсистем
- Категории, классы и типы активов
- Определение запасов активов
- 2.4. Социально-психологические аспекты в потребности изменений
- Глава 3. Разработка стратегии изменений
- 3.1. Целеполагание в процессах изменений
- Закон позитивной динамики Вселенной
- 3.2. Идентификация и разработка стратегических альтернатив
- 3.2. Родовые стратегические альтернативы
- 3.4. Стратегия ключевых компетенций
- Технология
- Обучение
- Распространение знаний
- 3.5. Корпоративная стратегия
- 3.6. Стратегия глобализации
- 3.7. Оценивание стратегических альтернатив
- Сопоставление потребительских сегментов компанией-производителем
- Глава 4. Методы поиска стратегий преобразования
- 4.1. Состав и выбор методов поиска стратегий изменений
- 4.2. Методы исследования ситуаций и поиска идей
- 1.Прежде чем приступить к разработке новой конструкции, следует проконсультироваться с опытными и неопытными потребителями аналогичного оборудования и провести соответствующие наблюдения.
- 3.Изучить путем наблюдения или моделирования особенно важные аспекты поведения как малоискушенных, так и опытных потребителей предлагаемого изделия.
- 1.Тщательно подобрать группу специалистов в качестве самостоятельного "отдела разработок".
- 2.Предоставить этой группе возможность попрактиковаться в использовании аналогий для ориентирования спонтанной деятельности мозга и нервной системы на решение предложенной проблемы.
- 3.Передать группе сложные проблемы, которые не может решить основная организация, и предоставить ей достаточное время для их решения.
- 4.Представить результаты работы группы основной организации для оценки и внедрения.
- 4.3. Методы исследования структуры проблемы
- 1.Выявить существенные функции какого-либо устройства, которое способствовало бы достижению поставленной задачи.
- 3.Выявить знания, выходящие за предполагаемые границы проблемы, которые можно было бы использовать при трансформации проблемы.
- 4.Найти сопоставимые промежуточные решения проблемы, которые сделали бы возможным частичное или полное использование знаний из смежных областей.
- 1.Выявить функции каждого конкретного элемента существующего решения.
- 4.4. Готовые стратегии и методы оценки
- 1.Определить входы и выходы системы.
- 2.Найти систему функций, при помощи которых входы можно преобразовать в выходы.
- 3.Подобрать или разработать устройства или элементы организационной структуры для осуществления каждой из этих функций.
- 4.Проверить полученную систему на внутреннюю и внешнюю совместимость.
- 2.Найти систему функций, при помощи которых входы можно преобразовать в выходы.
- 3.Подобрать или разработать устройства или элементы организационной структуры для осуществления каждой из этих функций.
- 4.Проверить полученную систему на внутреннюю и внешнюю совместимость.
- Кумулятивные этапы
- 2. Определить внешние факторы, которые могли бы помешать достижению хотя бы одной из существенных целей.
- 3. Установить критерии, позволяющие однозначно судить о приемлемости проектных решений.
- 4.Разработать методику испытаний по каждому из критериев. Эта методика должна быть такой, чтобы:
- 7.Разрешить внутренние противоречия проектного решения:
- Глава 5. Анализ потенциала изменений
- 5.1. Обобщенная модель оценки потенциала изменения
- Оценивание степени готовности организации к реализации стратегии
- 5.2. Уровни и границы изменений
- Цели: основные вопросы
- 5.3. Отношения и роли в процессах преобразований
- Контрольный список факторов самоанализа
- 5.4. Оценивание потенциала организационных рычагов изменений
- 5.5. Анализ поля сил в границах изменений
- 5.6. Организационная культура и потенциал изменений
- Глава 6. Управление стратегическими изменениями
- 6.1. Процесс управления в организационных структурах
- 6.2. Управленческие решения в синергетических системах управления
- 6.3. Этапы осуществления изменений
- Этапы осуществления изменения
- 6.4. Реконфигурация операционных процессов
- Принципы управления переходом к новым процессам
- 6.5. Реструктуризация управляющей системы
- 6.6. Управление ключевыми компетенциями
- 1. Получение доступа к новым знаниям и их усвоение
- 2. Интегрирование множества потоков знаний
- 3. Преодоление расстояния и различий в культурах
- 4. Умение забывать
- 5. Размещение компетенции в рамках границ бизнес-единицы
- 6.7. Контекстный подход к осуществлению изменений
- Определение варианта проектирования
- Совокупность стилей изменения
- 6.8.Case-технологии в процессах преобразований
- 6.9. Оценка результатов изменений
- Глоссарий
- Связи проблемы –характеристики как структурных межэлементных связей предмета проблемы, так и отношения с другими проблемами
- Литература
- Содержание
- Глава 1. Роль преобразований в деятельности 8
- Глава 1. Роль преобразований в деятельности 8
- Глава 1. Роль преобразований в деятельности 8
- Глава 1. Роль преобразований в деятельности 8
- Глава 1. Роль преобразований в деятельности 8
- Учебное издание
- Бажин Игорь Иванович
- Управление изменениями
- Редактор т. И. Арсеньева