5.3. Отношения и роли в процессах преобразований
В целом отношение к изменениям всегда неоднозначно: некоторые люди с большим энтузиазмом говорят об изменениях, в то время как другие видят в этом угрозу. У многих участников преобразований складывается двойственное впечатление об изменении: оно зачастую вводит в замешательство, имея положительные и отрицательные стороны одновременно. Стремление к земле обетованной смешивается с боязнью ввергнуться в хаос и неразбериху. В принципе, изменения могут поддерживаться, но в то же время и вызывать беспокойство в связи с неясностью, в каком направлении все это движется. Обычно изменения означают риск, неопределенность и перемещение. Они могут происходить, не прибавляя людям уверенности, результаты изменения могут не вполне соответствовать ожиданиям и поневоле приводить к мысли о том, а стоило ли вообще все это затевать.
В нашем понимании и отношении к изменению многое, по всей видимости, зависит от уровня контроля, который мы имеем над конкретным изменением. Если мы являемся или воспринимаем себя в качестве пассивных проводников изменения, пешек в чьей-то игре, то вряд ли оно покажется нам увлекательным; разговор об "интересной проблеме", "возможностях" и "нововведениях" будет звучать без особого энтузиазма. Если мы осознаем себя хозяевами своей собственной судьбы и воодушевляемся чувством движения вперед и прогресса, то мы будем менее милосердны к тем, кто "плетется в хвосте", "застрял на дороге" и кому "не хватает ответственности ".
Некоторые люди вполне могут переносить неопределенность и обычно имеют оптимистическое мировоззрение. Они склонны считать, что изменение - это хорошо (оно ведет вперед и вверх), и могут полагать, что управление изменением является одним из самых вдохновляющих и интересных аспектов в их работе. Для них изменение означает новую возможность. Другие же, напротив, могут скептично относиться к выгодам, связанным с изменением, и хуже переносят неопределенность. Они склонны рассматривать изменение, скорее, как нечто навязанное (изнутри или извне), то, что отвлекает от основной работы, как необходимое зло или период, который нужно пережить, пока все вновь не встанет на свои места (и как можно быстрее). Для таких людей изменение более проблематично.
Организации необходимы оба типа людей или, по крайней мере, люди или отделы, которые могут и хотят взять на себя оба типа ролей, т. к. эти роли являются взаимодополняющими. Энтузиасты жизненно необходимы для того, чтобы стимулировать изменение и осуществлять его. Скептики хороши тем, что они оказывают сопротивление неправильным предложениям и подвергают тщательному рассмотрению и усовершенствованию здравые в своей основе идеи. Оба типа выступают в качестве оппонентов, но нужны друг другу, чтобы избежать нестабильности или застоя.
Таким образом, учет отношения к преобразованиям и ролей, которые играют в этих изменениях отдельные сотрудники, организационные структуры или внешние заинтересованные стороны, является весьма важным фактором эффективности реализации выбранных стратегий.
Основа для реализации стратегии понятна – это общее понимание стратегических задач бизнеса. Стратегические задачи, выраженные предельно просто, – это заявление о том, что бизнесу надо сделать для создания или удержания конкурентного преимущества на рынке.
Стратегические задачи могут уточняться на любом организационном уровне. На производственном предприятии выполнение стратегической задачи по повышению качества продукции требует скоординированных усилий со стороны различных отделов и подразделений этого предприятия. Корпоративные стратегические задачи выполняются также в ходе рабочих процессов, включающих множество видов бизнеса.
Одним из ключевых вопросов при выяснении отношений и ролей состоит в том, чтобы понять, в какой степени руководству понятны стратегические задачи, и какова степень их согласия с постановкой задачи. Во многих организациях, несмотря на огромные временные затраты на разработку стратегических планов, согласия между членами команды руководителей в отношении стратегических задач бизнеса не существует. В документах по стратегическому планированию отражается ход обсуждения долгосрочных трендов в технологии и покупательского поведения потребителей, приводится всесторонний анализ сильных и слабых сторон соперников. Однако в них мало говорится, что поможет сотруднику в ходе его повседневной работы понять, какие виды деятельности, которыми он занимается, способствуют успешному бизнесу.
Часто вместо четко сформулированных задач предлагается список количественных целей бизнеса: по рентабельности, росту продаж, доходам на активы, рыночной долг и/или список программ или проектов для их достижения. Это очень отличается от понимания общих задач, которые организация должна решить, если намерена добиться успеха на рынке.
Основная причина, по которой стратегические задачи не формулируются лучше, состоит в том, что команды из руководителей высшего звена при принятии жестких решений, связанных с выбором варианта, чувствуют себя некомфортно. Функциональные руководители, входящие в состав группы, в первую очередь исходят из того, что они сами выиграют или потеряют от таких решений. Акцент на снижение издержек продукции приведет к изменению баланса сил в сторону производства; ставка на инновации позволит получить большую силу отделу исследований и разработок; ставка на качество будет способствовать усилению роли отделов надежности продукции, а акцент на продажах особенно интересен для увеличения рыночной доли.
Как правило, многие команды топ-менеджеров сглаживают эти различия: вместо конфликтов друг с другом они стараются отыскать компромиссные варианты. Результатом такого "миролюбивого" подхода становятся пространные утверждения, охватывающие слишком много стратегических задач или страдают от избытка цифр, но дающие мало пользы для структуры, в которую входит бизнес-единица. Неудивительно, что итоговой реакцией в организации на подобные заявления становится стратегическая неразбериха.
Не менее важным является выяснение, понятны ли стратегические задачи остальным сотрудникам (не руководителям) организации, и какова степень их согласия с этими задачами. Доведение стратегических задач бизнеса до сотрудников, участвующих в их реализации, позволяет им согласованно действовать в рамках единых стратегических координат. Не понимая стратегии, работающие на более низких уровнях не имеют никакого выбора и занимаются тем, что им скажут. И наоборот, когда понимание существует, у линейных менеджеров появляется основа для собственных суждений и действий предпринимательского характера, работающих на цели всей организации.
Четко сформулированные стратегические задачи не устраняют и не должны устранять конфликтов. Обсуждения могут носить характер споров, в ходе которых разные стороны высказывают мнения, каким образом стратегия будет проявляться в конкретных обстоятельствах. Предполагается, что в ходе подобных обсуждений формулирование стратегических задач и их доведение до участников создает потенциал для изменения основных отношений между подразделениями организации.
Сделать стратегию понятной – необходимый первый шаг, но его, конечно, недостаточно. Успешная реализация стратегии требует наличия определенных top-характеристик. Знание стратегии просто указывает поле, на котором осуществляется конкурентная игра, но не определяет, сможет ли организация в этой игре выиграть. Победа зависит от трех критичных организационных top-характеристик: координации, компетенции и вовлеченности.
Выявление потенциала координации связано с определением уровня координации и командной работы между отдельными сотрудниками и их группами, а также с выяснением важности роли в решении стратегической задачи того или иного сотрудника или подразделения организации. В рамки одной функции можно включить только несколько источников устойчивого конкурентного преимущества. Знания и опыт можно купить, однако способность организации реализовать стратегию в ходе командной работы, происходящей в разных частях организации, приобрести нельзя. Более того, все больше требуется командная работа, не ограничиваемая рамками компании и требующая привлечения потребителей, поставщиков и отраслевых партнеров. Нередко разработка продукции тормозится именно потому, что в командной работе не участвовали отделы инженерных проработок, производства и маркетинга, а также потому, что такая командная работа отсутствовала и у руководителей подразделений.
Не менее важным является ответ на вопрос, имеет ли организация доступ к необходимым техническим и управленческим компетенциям для выполнения задачи. Успешная реализация стратегии требует наличия двух типов компетенций: технических/функциональных и управленческих. Эти компетенции могут быть либо разработаны в самой компании, или получены через союзы с внешними партнерами. Однако привлечения только компетентных инженеров недостаточно. Чтобы эффективно координировать усилия, требуются управленческие и межличностные компетенции на высших и более низких уровнях. Иногда требуется разрабатывать новые компетенции, без которых конструктивно решить возникающие конфликты невозможно. К таким компетенциям, например, могут быть отнесены навыки, умения и методы, позволяющие задавать приоритеты программам и распределять ресурсы между программами. Для реализации программ сотрудникам на более низших уровнях требуется получить навыки и умения в области управления проектами и группового принятия решений.
Неотъемлемой компонентой потенциала изменений является уровень вовлеченности сотрудников в решение стратегической задачи. Эффективная командная работа на более низких уровнях не может происходить по приказу сверху. Сотрудники должны понимать, что именно поможет компании добиться ее важных целей; они должны хотеть работать совместно, чтобы "делать то, что нужно", а не то "что умеем сегодня", и не стремится удовлетворять собственные частные интересы. Во многих отраслях, например, компьютерной и телекоммуникационной, компании при согласовании интересов и стимулов внешних партнеров, которые также могут быть по каким-то позициям и соперниками, все чаще сталкиваются с дополнительными трудностями. В одной из американских фирм инженерам пришлось узнать, как удовлетворять запросы потребителей, вместо того чтобы заниматься технологическим усовершенствованием своей продукции. Это было связано с необходимостью обеспечить должную мотивацию работников, занятых в сфере производства, чтобы они эффективно идентифицировали возможности по повышению качества и снижению издержек и сообщать о них инженерам и другим заинтересованным подразделениям.
Для реализации стратегии необходимы координация, вовлеченность и компетенции. Недостаток хотя бы в одной из этих составляющих рано или поздно приведет к неудаче. В какой-то мере это ситуация похожа на проблему, с которой сталкивается каждый тренер баскетбольной команды. Такой команде необходимы игроки, имеющие соответствующие навыки (компетенция), но они должны также понимать, как следует играть командно (координация), и должны стремиться к победе (вовлеченность).
Когда реализация стратегии происходит неудачно, анализ показывает, что причиной является отсутствие, по крайней мере, одной из трех указанных составляющих отношений и ролей. Например, компании, стремящиеся сократить время выхода своей новой продукции на рынок, часто создают межфункциональные команды, занимающиеся разработкой такой продукции. Однако после создания таких команд обнаруживается, что на эффективность их работы негативно влияет низкая вовлеченность руководителей функциональных подразделений, чья власть оказывается под угрозой.
Роли, которые выполняет тот или иной менеджер в организационных изменениях, зависят не просто от отношения к изменению. Эффективно управлять изменением - это не просто относиться к преобразованию положительно и быть предприимчивым (в действительности, если менеджера воспринимают как энтузиаста с широко раскрытыми глазами, то это может только ухудшить положение дел). Для менеджера важно понимать факторы, которые могут формировать его роль, помогая или препятствуя активно управлять изменением. В этом отношении полезной может оказаться приведенный ниже контрольный список факторов самоанализа, который может быть в виде анкеты распространен в организации, чтобы точнее оценить потенциал изменений. Эта анкета показывает, как каждый сотрудник оценивает себя в качестве менеджера, управляющего изменением, и дает возможность понять преимущества и недостатки оценки изменений взглядом "изнутри".
- И.И. Бажин
- Введение
- Глава 1. Роль преобразований в деятельности организаций
- Объективный характер процессов изменений
- 1.2. Изменения – основа стабильности организации и путь к лидерству
- Признак 1. Ориентация на знания. Новое общество – общество знаний.
- Признак 2. Цифровая форма представления объектов. Новое общество – это цифровое общество.
- Признак 3. Виртуальная природа объектов
- Признак 4. Молекулярная структура бизнес-пространства
- Признак 5. Интеграция. Межсетевое взаимодействие
- Признак 6. Устранение посредников
- Признак 7. Конвергенция
- Признак 8. Инновационная природа. В новом обществе экономика основана на инновациях.
- Признак 9. Трансформация отношений изготовитель-потребитель
- Признак 10. Динамизм бизнес-процессов
- Признак 11. Глобализация экономики
- Признак 12. Наличие противоречий
- 1.3. Возможности дизайна бизнес-ландшафта
- 1.4. Поиск синергии как инструмент эффективного преобразования бизнес-ландшафта
- Глава 2. Выявление потребности в изменениях
- 2.1. Диагностический анализ макросреды организации
- Направляющие вопросы для сканирования и мониторинга
- Типичные вопросы для прогнозирования некоторых базовых явлений макроэкономики
- 2.2. Исследование отраслевого бизнес-ландшафта
- 2.3. Внутренний анализ системы управления и ее подсистем
- Категории, классы и типы активов
- Определение запасов активов
- 2.4. Социально-психологические аспекты в потребности изменений
- Глава 3. Разработка стратегии изменений
- 3.1. Целеполагание в процессах изменений
- Закон позитивной динамики Вселенной
- 3.2. Идентификация и разработка стратегических альтернатив
- 3.2. Родовые стратегические альтернативы
- 3.4. Стратегия ключевых компетенций
- Технология
- Обучение
- Распространение знаний
- 3.5. Корпоративная стратегия
- 3.6. Стратегия глобализации
- 3.7. Оценивание стратегических альтернатив
- Сопоставление потребительских сегментов компанией-производителем
- Глава 4. Методы поиска стратегий преобразования
- 4.1. Состав и выбор методов поиска стратегий изменений
- 4.2. Методы исследования ситуаций и поиска идей
- 1.Прежде чем приступить к разработке новой конструкции, следует проконсультироваться с опытными и неопытными потребителями аналогичного оборудования и провести соответствующие наблюдения.
- 3.Изучить путем наблюдения или моделирования особенно важные аспекты поведения как малоискушенных, так и опытных потребителей предлагаемого изделия.
- 1.Тщательно подобрать группу специалистов в качестве самостоятельного "отдела разработок".
- 2.Предоставить этой группе возможность попрактиковаться в использовании аналогий для ориентирования спонтанной деятельности мозга и нервной системы на решение предложенной проблемы.
- 3.Передать группе сложные проблемы, которые не может решить основная организация, и предоставить ей достаточное время для их решения.
- 4.Представить результаты работы группы основной организации для оценки и внедрения.
- 4.3. Методы исследования структуры проблемы
- 1.Выявить существенные функции какого-либо устройства, которое способствовало бы достижению поставленной задачи.
- 3.Выявить знания, выходящие за предполагаемые границы проблемы, которые можно было бы использовать при трансформации проблемы.
- 4.Найти сопоставимые промежуточные решения проблемы, которые сделали бы возможным частичное или полное использование знаний из смежных областей.
- 1.Выявить функции каждого конкретного элемента существующего решения.
- 4.4. Готовые стратегии и методы оценки
- 1.Определить входы и выходы системы.
- 2.Найти систему функций, при помощи которых входы можно преобразовать в выходы.
- 3.Подобрать или разработать устройства или элементы организационной структуры для осуществления каждой из этих функций.
- 4.Проверить полученную систему на внутреннюю и внешнюю совместимость.
- 2.Найти систему функций, при помощи которых входы можно преобразовать в выходы.
- 3.Подобрать или разработать устройства или элементы организационной структуры для осуществления каждой из этих функций.
- 4.Проверить полученную систему на внутреннюю и внешнюю совместимость.
- Кумулятивные этапы
- 2. Определить внешние факторы, которые могли бы помешать достижению хотя бы одной из существенных целей.
- 3. Установить критерии, позволяющие однозначно судить о приемлемости проектных решений.
- 4.Разработать методику испытаний по каждому из критериев. Эта методика должна быть такой, чтобы:
- 7.Разрешить внутренние противоречия проектного решения:
- Глава 5. Анализ потенциала изменений
- 5.1. Обобщенная модель оценки потенциала изменения
- Оценивание степени готовности организации к реализации стратегии
- 5.2. Уровни и границы изменений
- Цели: основные вопросы
- 5.3. Отношения и роли в процессах преобразований
- Контрольный список факторов самоанализа
- 5.4. Оценивание потенциала организационных рычагов изменений
- 5.5. Анализ поля сил в границах изменений
- 5.6. Организационная культура и потенциал изменений
- Глава 6. Управление стратегическими изменениями
- 6.1. Процесс управления в организационных структурах
- 6.2. Управленческие решения в синергетических системах управления
- 6.3. Этапы осуществления изменений
- Этапы осуществления изменения
- 6.4. Реконфигурация операционных процессов
- Принципы управления переходом к новым процессам
- 6.5. Реструктуризация управляющей системы
- 6.6. Управление ключевыми компетенциями
- 1. Получение доступа к новым знаниям и их усвоение
- 2. Интегрирование множества потоков знаний
- 3. Преодоление расстояния и различий в культурах
- 4. Умение забывать
- 5. Размещение компетенции в рамках границ бизнес-единицы
- 6.7. Контекстный подход к осуществлению изменений
- Определение варианта проектирования
- Совокупность стилей изменения
- 6.8.Case-технологии в процессах преобразований
- 6.9. Оценка результатов изменений
- Глоссарий
- Связи проблемы –характеристики как структурных межэлементных связей предмета проблемы, так и отношения с другими проблемами
- Литература
- Содержание
- Глава 1. Роль преобразований в деятельности 8
- Глава 1. Роль преобразований в деятельности 8
- Глава 1. Роль преобразований в деятельности 8
- Глава 1. Роль преобразований в деятельности 8
- Глава 1. Роль преобразований в деятельности 8
- Учебное издание
- Бажин Игорь Иванович
- Управление изменениями
- Редактор т. И. Арсеньева