logo
Upravlenie_izmeneniyami

1. Получение доступа к новым знаниям и их усвоение

Наиболее очевидный способ получения доступа к необходимым новым потокам знаний – это наем сотрудников, обладающих такими знаниями (например, приглашение математика в банк, генетика в традиционную фармацевтическую компанию, инже­нера по программному обеспечению в производственную ком­панию, специализирующуюся на компьютерном "железе"). Лю­бой, кто проходит через процесс получения новых знаний и уме­ний, знает, насколько трудно добиться признания организацией новых навыков и умений и их положительного восприятия. Если банкирам приходится учиться новым инструментам, которые ма­тематики вносят в их деятельность, то и математикам надо раз­бираться в сущности банковского дела.

Такая двусторонняя передача знаний становится критичной, так как без нее нового полезного сочетания не появится. Одна­ко в большинстве организаций, как правило, происходит оттор­жение новых знаний и умений, что аналогично реакции иммун­ной системы на проникновение вируса в организм. Организации, оставленные действовать по собственному усмотрению вряд ли сами абсорбируют такие навыки и умения. В связи с этим одна из важнейших ролей старших менеджеров – создание условий, благоприятных для поступления нового знания. Топ-менеджеры должны не только постоянно указывать всем сотрудникам стра­тегическое направление деятельности компании, но и выявлять новые знания, которые помогут создавать указанное будущее. Более того, учиться применять "культуру" новых знаний долж­ны несколько уровней организации, учитывая при этом, конеч­но, что культура, например, программного обеспечения отличается от куль­туры производства.

Интеллектуальное наследие ограничивает возможности ко­манды, занимающейся управлением. Например, модернизацией программного обеспечения, исполь­зуемого в автомобилях, не занимаются ввиду трудностей из-за давления прошлых подходов. Точно так же трудно людям, действующим в пол­ностью регулируемой внешней среде, понять культуру и дисцип­лину рынка капиталов. Рассказывают, как один из старших менеджеров, приехавший работать в США из бывшей стра­ны-участницы Варшавского договора, под впечатлением из­менений цен на акции, происходящих каждый день, спросил: "Какая организация устанавливает эти цены?". Понять, как это происходит в свободном рынке, ему было сложно, поскольку в его стране все цены устанавливались правительственными органами.

Однако только возникновения потребности в новых знаниях и осу­ществления направленных действий для их получения недостаточно. Поступление нового знания должно сопровождать­ся созданием соответствующей атмосферы острой востребованности и требуемой срочности получения этих зна­ний. Чтобы добиваться успехов, сле­дует постоянно подвергать мониторингу процесс получения нового знания и внедрения его в различные традиционные ин­теллектуальные культуры.