1.Выявить функции каждого конкретного элемента существующего решения.
2.Охарактеризовать основную функцию, для которой указанные функции являются вспомогательными.
3.Охарактеризовать изменения основной функции, которые могут привести к улучшению данной проектной ситуации.
4.Объединить решения шагов 2 и 3 для получения новой основной функции.
5.Найти альтернативные решения разделения новой основной функции на вспомогательные и закрепить каждую из них за новыми конкретными элементами.
Приведенный алгоритм метода является обобщением, основанным на результатах ретроспективного анализа ряда примеров из истории развития техники, и поэтому может быть рекомендован для использования при разработке новых стратегических решений.
Пример
Превратить торговый зал небольшой лавки в современный супермаркет.
1.Выявить функции каждого конкретного элемента существующего решения.
Конкретные элементы и соответствующие вспомогательные функции приведены в таблице.
Элементы | Вспомогательная функция |
Прилавок | Обеспечение временного хранения товаров и денег во время купли-продажи |
Полки | Хранение товаров в доступном для персонала месте |
2.Охарактеризовать основную функцию, для которой указанные функции являются вспомогательными.
Одна из возможных формулировок в приводимом примере: "Способствовать обмену товаров широкого потребления на деньги покупателей".
3.Охарактеризовать изменения основной функции, которые могут привести к улучшению данной проектной ситуации.
"Торговля без задержки по вине продавца и увеличение товарооборота на одного торгового служащего" – таков смысл превращения лавки в супермаркет.
4.Объединить решения шагов 2 и 3 для получения новой основной функции.
В рассматриваемом примере такое объединенное решение выглядит как "Способствовать быстрому обмену дешевых товаров широкого потребления на деньги покупателей".
5.Найти альтернативные решения разделения новой основной функции на вспомогательные и закрепить каждую из них за новыми конкретными элементами.
В результате исследования принято решение, представленное таблицей:
-
Новые вспомогательные функции
Новые элементы
Выбор и приобретение товаров
непосредственно потребителем
Хорошо освещенные
доступные стеллажи
Наблюдение персонала за входом и выходом покупателей и оплатой товаров
Объединенные пункты входа, выхода и оплаты товара
Реализация новых вспомогательных функций стала возможной благодаря введению фасованных товаров, не требующих дополнительной упаковки продавцом.
Алгоритм метода проектирования новых функций направлен только на формализацию поиска новых идей, поэтому он не уменьшает трудности прогнозирования практического осуществления идеи и социально-экономической реакции на нее. Однако этот метод включает на существенно важном третьем шаге алгоритма целенаправленный поиск социально приемлемых задач, включенный в "новую основную функцию" на шаге 4. Таким образом, окончательная идея должна содержать в себе как элемент изобретения, так и элемент нововведения, и быть направленной на удовлетворение практических и социальных потребностей. Описанный метод проектирования новых функций эффективно зарекомендовал себя в тех случаях, когда существующие объекты достигают пределов своего развития по сравнению со временем их создания по причинам изменения требований новой экономической, экологической или социальной ситуации. С наибольшим успехом данный метод может быть использован при сотрудничестве инженеров и представителей деловых кругов, в частности, групп разработки стратегий организации.
- И.И. Бажин
- Введение
- Глава 1. Роль преобразований в деятельности организаций
- Объективный характер процессов изменений
- 1.2. Изменения – основа стабильности организации и путь к лидерству
- Признак 1. Ориентация на знания. Новое общество – общество знаний.
- Признак 2. Цифровая форма представления объектов. Новое общество – это цифровое общество.
- Признак 3. Виртуальная природа объектов
- Признак 4. Молекулярная структура бизнес-пространства
- Признак 5. Интеграция. Межсетевое взаимодействие
- Признак 6. Устранение посредников
- Признак 7. Конвергенция
- Признак 8. Инновационная природа. В новом обществе экономика основана на инновациях.
- Признак 9. Трансформация отношений изготовитель-потребитель
- Признак 10. Динамизм бизнес-процессов
- Признак 11. Глобализация экономики
- Признак 12. Наличие противоречий
- 1.3. Возможности дизайна бизнес-ландшафта
- 1.4. Поиск синергии как инструмент эффективного преобразования бизнес-ландшафта
- Глава 2. Выявление потребности в изменениях
- 2.1. Диагностический анализ макросреды организации
- Направляющие вопросы для сканирования и мониторинга
- Типичные вопросы для прогнозирования некоторых базовых явлений макроэкономики
- 2.2. Исследование отраслевого бизнес-ландшафта
- 2.3. Внутренний анализ системы управления и ее подсистем
- Категории, классы и типы активов
- Определение запасов активов
- 2.4. Социально-психологические аспекты в потребности изменений
- Глава 3. Разработка стратегии изменений
- 3.1. Целеполагание в процессах изменений
- Закон позитивной динамики Вселенной
- 3.2. Идентификация и разработка стратегических альтернатив
- 3.2. Родовые стратегические альтернативы
- 3.4. Стратегия ключевых компетенций
- Технология
- Обучение
- Распространение знаний
- 3.5. Корпоративная стратегия
- 3.6. Стратегия глобализации
- 3.7. Оценивание стратегических альтернатив
- Сопоставление потребительских сегментов компанией-производителем
- Глава 4. Методы поиска стратегий преобразования
- 4.1. Состав и выбор методов поиска стратегий изменений
- 4.2. Методы исследования ситуаций и поиска идей
- 1.Прежде чем приступить к разработке новой конструкции, следует проконсультироваться с опытными и неопытными потребителями аналогичного оборудования и провести соответствующие наблюдения.
- 3.Изучить путем наблюдения или моделирования особенно важные аспекты поведения как малоискушенных, так и опытных потребителей предлагаемого изделия.
- 1.Тщательно подобрать группу специалистов в качестве самостоятельного "отдела разработок".
- 2.Предоставить этой группе возможность попрактиковаться в использовании аналогий для ориентирования спонтанной деятельности мозга и нервной системы на решение предложенной проблемы.
- 3.Передать группе сложные проблемы, которые не может решить основная организация, и предоставить ей достаточное время для их решения.
- 4.Представить результаты работы группы основной организации для оценки и внедрения.
- 4.3. Методы исследования структуры проблемы
- 1.Выявить существенные функции какого-либо устройства, которое способствовало бы достижению поставленной задачи.
- 3.Выявить знания, выходящие за предполагаемые границы проблемы, которые можно было бы использовать при трансформации проблемы.
- 4.Найти сопоставимые промежуточные решения проблемы, которые сделали бы возможным частичное или полное использование знаний из смежных областей.
- 1.Выявить функции каждого конкретного элемента существующего решения.
- 4.4. Готовые стратегии и методы оценки
- 1.Определить входы и выходы системы.
- 2.Найти систему функций, при помощи которых входы можно преобразовать в выходы.
- 3.Подобрать или разработать устройства или элементы организационной структуры для осуществления каждой из этих функций.
- 4.Проверить полученную систему на внутреннюю и внешнюю совместимость.
- 2.Найти систему функций, при помощи которых входы можно преобразовать в выходы.
- 3.Подобрать или разработать устройства или элементы организационной структуры для осуществления каждой из этих функций.
- 4.Проверить полученную систему на внутреннюю и внешнюю совместимость.
- Кумулятивные этапы
- 2. Определить внешние факторы, которые могли бы помешать достижению хотя бы одной из существенных целей.
- 3. Установить критерии, позволяющие однозначно судить о приемлемости проектных решений.
- 4.Разработать методику испытаний по каждому из критериев. Эта методика должна быть такой, чтобы:
- 7.Разрешить внутренние противоречия проектного решения:
- Глава 5. Анализ потенциала изменений
- 5.1. Обобщенная модель оценки потенциала изменения
- Оценивание степени готовности организации к реализации стратегии
- 5.2. Уровни и границы изменений
- Цели: основные вопросы
- 5.3. Отношения и роли в процессах преобразований
- Контрольный список факторов самоанализа
- 5.4. Оценивание потенциала организационных рычагов изменений
- 5.5. Анализ поля сил в границах изменений
- 5.6. Организационная культура и потенциал изменений
- Глава 6. Управление стратегическими изменениями
- 6.1. Процесс управления в организационных структурах
- 6.2. Управленческие решения в синергетических системах управления
- 6.3. Этапы осуществления изменений
- Этапы осуществления изменения
- 6.4. Реконфигурация операционных процессов
- Принципы управления переходом к новым процессам
- 6.5. Реструктуризация управляющей системы
- 6.6. Управление ключевыми компетенциями
- 1. Получение доступа к новым знаниям и их усвоение
- 2. Интегрирование множества потоков знаний
- 3. Преодоление расстояния и различий в культурах
- 4. Умение забывать
- 5. Размещение компетенции в рамках границ бизнес-единицы
- 6.7. Контекстный подход к осуществлению изменений
- Определение варианта проектирования
- Совокупность стилей изменения
- 6.8.Case-технологии в процессах преобразований
- 6.9. Оценка результатов изменений
- Глоссарий
- Связи проблемы –характеристики как структурных межэлементных связей предмета проблемы, так и отношения с другими проблемами
- Литература
- Содержание
- Глава 1. Роль преобразований в деятельности 8
- Глава 1. Роль преобразований в деятельности 8
- Глава 1. Роль преобразований в деятельности 8
- Глава 1. Роль преобразований в деятельности 8
- Глава 1. Роль преобразований в деятельности 8
- Учебное издание
- Бажин Игорь Иванович
- Управление изменениями
- Редактор т. И. Арсеньева