2.4. Социально-психологические аспекты в потребности изменений
Персонал является важным ресурсом для большинства организаций. Решения относительно необходимых изменений в компании принимаются людьми, выбранные стратегии также реализуются людьми. Успех или провал избранной стратегии преобразований зависит не только от решений, принятых в прошлом, но и от того, как эти решения реализуются в настоящее время людьми, работающими в организации. Поэтому вопросы о том, кто что выполняет, как и почему выполняет то, что необходимо для реализации той или иной стратегии, являются важными для деятельности компании. Люди участвуют в создании добавленной стоимости, в управлении компанией, но они же могут и нанести крупный материальный ущерб компании, допустив серьезные ошибки.
Знание способностей отдельных личностей и групп в контексте их взаимоотношений и навыков, как и понимание характера взаимоотношений между ними, является важным этапом в выявлении потребности организации в изменениях, а основным средством этого этапа является аудит человеческих ресурсов.
Аудит (учет) человеческих ресурсов - это исследование численности, умений, структуры и других аспектов, характеризующих персонал организации. Целью аудита человеческих ресурсов является проверка способности персонала организации реализовать выбранную стратегию или ряд выбранных стратегий.
Для обеспечения постоянного контроля за финансовыми ресурсами проводится бухгалтерский аудит. Кроме того, все акционерные компании в соответствии с законом обязаны проходить официальную проверку, осуществляемую внешними аудиторами. Человеческие ресурсы – такой же важный ресурс компании, как и финансы. Без тщательного анализа финансовых средств было бы недальновидно проводить в жизнь стратегические решения; то же самое можно сказать и в отношении людей, работающих в компании.
После проведения аудита руководство организации должно оценить, способны ли человеческие ресурсы компании реализовать предложенную стратегию. Если при этом выясняется какой-либо дефицит, то для его ликвидации необходимо использовать стратегию управления человеческими ресурсами.
Дефицит человеческих ресурсовможет быть обнаружен в любой области управления людьми. Этот дефицит можно определить при помощи простой формулы:
Дефицит человеческих ресурсов = Человеческие ресурсы, необходимые для целей организации – Имеющиеся в наличии человеческие ресурсы.
Компания может испытывать дефицит определенных навыков. Например, в такой области, как бухгалтерское дело, у сотрудников может быть выявлен недостаток навыков работы с компьютером. Может случиться, аудит покажет дефицит 5 бухгалтеров, владеющих системой 1С. Это так называемое отрицательное несоответствие. Задачей структуры управления персоналом в данном случае станет набор и назначение на соответствующие должности квалифицированных сотрудников или переподготовка необходимого количества квалифицированных бухгалтеров.
Могут быть обнаружены и излишки, так называемое положительное несоответствие, т.е. избыток определенного типа сотрудников. Стратегия по управлению человеческими ресурсами в этом случае сводится к принятию мер по распределению избыточной рабочей силы.
Выявленные отклонения того или иного знака могут быть устранены путем набора новых работников, переподготовки служащих, коллективного тренинга и обучения, а также перемещения и сокращения рабочей силы. Каждое из данных решений имеет финансовые и временные ограничения.
Содержание аудита человеческих ресурсовможет быть различным в разных компаниях, оно зависит от размера и сложности организационной структуры, территориальных или демографических факторов. Однако типичные вопросы при проверке человеческих ресурсов будут включать следующие параметры:
количество служащих, определяемое по различным критериям учета - общая численность, численность по отделам, по размещению, по квалификации, по должностному рангу в иерархической структуре, по возрасту, по стажу, по половой или этнической принадлежности;
затраты на работников – обычно измеряются заработной платой и дополнительной "затратной нагрузкой" (государственное страхование, социальные гарантии и т д.);
организационная структура и место сотрудников в ней;
процедуры приема на работу и подбора кадров, эффективность этих процедур;
качество и эффективность программ подготовки и развития;
уровень мотивации и психологического состояния сотрудников;
характеристика работника или характеристика производственных отношений между администрацией и служащими;
внутренние и внешние организационные сети, созданные сотрудниками компании (их эффективность для различных целей),
мониторинг эффективности существующей политики кадров и процессов контроля.
Различают формальный и неформальный аудит человеческих ресурсов.
Информация, полученная в результате аудита, может дать администрации важные сведения о состоянии человеческих ресурсов. Некоторым типам организаций для успешной работы необходимы регулярные ревизии. Например, в профессиональном футбольном клубе, театре или музыкальном оркестре структура человеческих ресурсов абсолютно прозрачна, и проверка фактически происходит непрерывно, хотя официально аудит может никогда не проводиться. Человеческие ресурсы в футбольной команде, которая проигрывает каждый матч, или в театре, бездарно исполняющем спектакли, будут отмечены явным недостатком навыков, но формальная проверка едва ли необходима в такой ситуации.
Формальный аудитможет проводиться регулярно (например, ежегодно) или всякий раз, когда руководству необходима информация для диагностического анализа. Специалисты-практики считают, что анализ перечисленных выше вопросов во время проведения аудита – это только начало исследования. По мере того, как возникают новые вопросы, например дефицит ключевых навыков, появляется потребность изучить причины этого дефицита.
Анализ различных характеристик человеческих ресурсов предполагает разные подходы к их количественной оценке. Интуитивно мы понимаем, что такие показатели, как затраты на работника, численный состав, нехватка или избыточность навыков могут быть измерены в числовом выражении. Параметры производственных отношений можно измерить такими показателями, как число дней между требуемым и фактическим сроком исполнения приказа или количество дней, потерянных по причине забастовок, и т.д. Другие же аспекты анализа вызывают большие затруднения в плане их измерения.
Как, например, можно измерить нравственность персонала или мотивацию работника? Нравственность персонала можно определить лишь качественно – как высокую или низкую, но точные состояния нельзя измерить теми же методами, которыми измеряются затраты на рабочую силу. Такие же проблемы возникают с оценкой мотивации сотрудников и степенью их удовлетворенности работой. Вероятно, среди служащих компании можно отметить различное отношение к подобным нематериальным ценностям. Одни работники будут иметь более высокий уровень нравственности и проявлять более высокую степень мотивации, чем другие. Поэтому аудит человеческих ресурсов с помощью формализованной "карты учета" мало приемлем, так как данный подход строится, как правило, на субъективных оценках.
Важным аспектом выявления потребности организации в изменениях является бенчмаркинг ее человеческих ресурсов. По существу, бенчмаркинг - это инструмент для сравнения свойств одной компании с такими же свойствами других компаний. Этот метод особенно полезен для сравнения с лидерами отрасли. Компании, следующие за лидером отрасли, имеют возможность проанализировать, за счет каких характеристик человеческих ресурсов фирма-лидер достигла наилучшего результата.
Выбор той или иной конкретной особенности компании, исследуемой методом бенчмарк-анализа зависит от того, какие аспекты анализа интересуют топ-менеджмент организации. Если, например, организация устанавливает причины дефицита в области ключевых навыков, который трудно устранить (допустим, по причине дефицита высококлассных специалистов), то с помощью бенчмаркинга можно выяснить состояние ее конкурентов. Если известно, что в некую компанию-лидер приходят лучшие выпускники, то изучение ее политики в отношении человеческих ресурсов позволяет сравнить собственные действия с действиями лидера. Вполне вероятно, что компания-лидер предоставляет лучшие перспективы карьерного роста, самую высокую зарплату или отличные возможности для развития индивидуальных способностей. Установив причины лидирующего положения конкурента, организация имеет возможность проанализировать свои действия, чтобы определить сферы возможных изменений.
Кроме того, может быть осуществлен анализ не только методов управления внутренними человеческими ресурсами, но и способов взаимодействия компании-лидера со своими внешними поставщиками человеческих ресурсов. Многие компании, использующие высокие технологии, например, компенсируют недостаток мастерства персонала за счет использования сотрудников, работающих на контрактной основе или в качестве консультантов. Привлечение мобильных (временных) кадров так же важно, как и наем постоянных служащих.
В результате аудита человеческих ресурсов с целью определения дефицита можно выявить тех работников или те группы, которые являются решающими для стратегического успеха. Это люди, благодаря деятельности которых организация достигла успеха в прошлом и вокруг которых сосредоточены нынешние структуры компании. В одних компаниях главные человеческие ресурсы, определяющие стратегическое развитие компании в целом, находятся в совете директоров. В других они могут работать в отделах исследований и разработки новой продукции, предназначенной для будущего развития компании. Сотрудники отделов маркетинга или операционные менеджеры также могут быть определяющими факторами успеха деятельности компаний
Принято считать, что существует одна или несколько причин, по которым лидер отрасли добивается высокого положения. Эти причины называют критическими факторами успеха (КФУ). Отметим, что КФУ, безусловно, связаны со стержневыми компетенциями организации, но не полностью им идентичны. Некоторые компании имеют работников (например, высококвалифицированных программистов или ученых-исследователей), обладающих уникальными навыками. В этом случае критическими факторами успеха являются человеческие ресурсы. В других организациях критическими факторами успеха могут быть удачное месторасположение компании, имидж бренда, высокая репутация, защищенный патент или лицензия, а также уникальный в своем роде производственный процесс или технология. Это не означает, что другие подразделения организации менее важны, просто успех компании определяется именно данными КФУ.
В условиях конкурентной стратегии важно любой ценой защитить КФУ компании. Обычно защита КФУ предполагает закрытие доступа к нему со стороны конкурентов, чтобы удержать конкурентное преимущество и не дать воспользоваться преимуществами КФУ конкурирующим компаниям.
Контрольные вопросы:
В чем состоят цели диагностики системы управления?
Опишите структуру внешней среды организации.
Какие задачи призван решить анализ макросреды организации?
Опишите этапы анализа макросреды.
Что дает диагностическое исследование бизнес-ландшафта системы управления?
Опишите использование модели "пяти сил" Портера в диагностике системы управления.
Охарактеризуйте влияние каждой из пяти сил модели Портера на положение организации в рынке.
Каковы цели внутреннего анализа организации?
В чем состоит суть ресурсного анализа?
Определите понятия "компетенции" и "стержневые компетенции".
Объясните идею, рассматривающую компанию как систему добавления стоимости.
Какова цель и содержание аудита человеческих ресурсов?
Как определяется дефицит человеческих ресурсов?
Как используется бенчмаркинг в аудите человеческих ресурсов организации?
- И.И. Бажин
- Введение
- Глава 1. Роль преобразований в деятельности организаций
- Объективный характер процессов изменений
- 1.2. Изменения – основа стабильности организации и путь к лидерству
- Признак 1. Ориентация на знания. Новое общество – общество знаний.
- Признак 2. Цифровая форма представления объектов. Новое общество – это цифровое общество.
- Признак 3. Виртуальная природа объектов
- Признак 4. Молекулярная структура бизнес-пространства
- Признак 5. Интеграция. Межсетевое взаимодействие
- Признак 6. Устранение посредников
- Признак 7. Конвергенция
- Признак 8. Инновационная природа. В новом обществе экономика основана на инновациях.
- Признак 9. Трансформация отношений изготовитель-потребитель
- Признак 10. Динамизм бизнес-процессов
- Признак 11. Глобализация экономики
- Признак 12. Наличие противоречий
- 1.3. Возможности дизайна бизнес-ландшафта
- 1.4. Поиск синергии как инструмент эффективного преобразования бизнес-ландшафта
- Глава 2. Выявление потребности в изменениях
- 2.1. Диагностический анализ макросреды организации
- Направляющие вопросы для сканирования и мониторинга
- Типичные вопросы для прогнозирования некоторых базовых явлений макроэкономики
- 2.2. Исследование отраслевого бизнес-ландшафта
- 2.3. Внутренний анализ системы управления и ее подсистем
- Категории, классы и типы активов
- Определение запасов активов
- 2.4. Социально-психологические аспекты в потребности изменений
- Глава 3. Разработка стратегии изменений
- 3.1. Целеполагание в процессах изменений
- Закон позитивной динамики Вселенной
- 3.2. Идентификация и разработка стратегических альтернатив
- 3.2. Родовые стратегические альтернативы
- 3.4. Стратегия ключевых компетенций
- Технология
- Обучение
- Распространение знаний
- 3.5. Корпоративная стратегия
- 3.6. Стратегия глобализации
- 3.7. Оценивание стратегических альтернатив
- Сопоставление потребительских сегментов компанией-производителем
- Глава 4. Методы поиска стратегий преобразования
- 4.1. Состав и выбор методов поиска стратегий изменений
- 4.2. Методы исследования ситуаций и поиска идей
- 1.Прежде чем приступить к разработке новой конструкции, следует проконсультироваться с опытными и неопытными потребителями аналогичного оборудования и провести соответствующие наблюдения.
- 3.Изучить путем наблюдения или моделирования особенно важные аспекты поведения как малоискушенных, так и опытных потребителей предлагаемого изделия.
- 1.Тщательно подобрать группу специалистов в качестве самостоятельного "отдела разработок".
- 2.Предоставить этой группе возможность попрактиковаться в использовании аналогий для ориентирования спонтанной деятельности мозга и нервной системы на решение предложенной проблемы.
- 3.Передать группе сложные проблемы, которые не может решить основная организация, и предоставить ей достаточное время для их решения.
- 4.Представить результаты работы группы основной организации для оценки и внедрения.
- 4.3. Методы исследования структуры проблемы
- 1.Выявить существенные функции какого-либо устройства, которое способствовало бы достижению поставленной задачи.
- 3.Выявить знания, выходящие за предполагаемые границы проблемы, которые можно было бы использовать при трансформации проблемы.
- 4.Найти сопоставимые промежуточные решения проблемы, которые сделали бы возможным частичное или полное использование знаний из смежных областей.
- 1.Выявить функции каждого конкретного элемента существующего решения.
- 4.4. Готовые стратегии и методы оценки
- 1.Определить входы и выходы системы.
- 2.Найти систему функций, при помощи которых входы можно преобразовать в выходы.
- 3.Подобрать или разработать устройства или элементы организационной структуры для осуществления каждой из этих функций.
- 4.Проверить полученную систему на внутреннюю и внешнюю совместимость.
- 2.Найти систему функций, при помощи которых входы можно преобразовать в выходы.
- 3.Подобрать или разработать устройства или элементы организационной структуры для осуществления каждой из этих функций.
- 4.Проверить полученную систему на внутреннюю и внешнюю совместимость.
- Кумулятивные этапы
- 2. Определить внешние факторы, которые могли бы помешать достижению хотя бы одной из существенных целей.
- 3. Установить критерии, позволяющие однозначно судить о приемлемости проектных решений.
- 4.Разработать методику испытаний по каждому из критериев. Эта методика должна быть такой, чтобы:
- 7.Разрешить внутренние противоречия проектного решения:
- Глава 5. Анализ потенциала изменений
- 5.1. Обобщенная модель оценки потенциала изменения
- Оценивание степени готовности организации к реализации стратегии
- 5.2. Уровни и границы изменений
- Цели: основные вопросы
- 5.3. Отношения и роли в процессах преобразований
- Контрольный список факторов самоанализа
- 5.4. Оценивание потенциала организационных рычагов изменений
- 5.5. Анализ поля сил в границах изменений
- 5.6. Организационная культура и потенциал изменений
- Глава 6. Управление стратегическими изменениями
- 6.1. Процесс управления в организационных структурах
- 6.2. Управленческие решения в синергетических системах управления
- 6.3. Этапы осуществления изменений
- Этапы осуществления изменения
- 6.4. Реконфигурация операционных процессов
- Принципы управления переходом к новым процессам
- 6.5. Реструктуризация управляющей системы
- 6.6. Управление ключевыми компетенциями
- 1. Получение доступа к новым знаниям и их усвоение
- 2. Интегрирование множества потоков знаний
- 3. Преодоление расстояния и различий в культурах
- 4. Умение забывать
- 5. Размещение компетенции в рамках границ бизнес-единицы
- 6.7. Контекстный подход к осуществлению изменений
- Определение варианта проектирования
- Совокупность стилей изменения
- 6.8.Case-технологии в процессах преобразований
- 6.9. Оценка результатов изменений
- Глоссарий
- Связи проблемы –характеристики как структурных межэлементных связей предмета проблемы, так и отношения с другими проблемами
- Литература
- Содержание
- Глава 1. Роль преобразований в деятельности 8
- Глава 1. Роль преобразований в деятельности 8
- Глава 1. Роль преобразований в деятельности 8
- Глава 1. Роль преобразований в деятельности 8
- Глава 1. Роль преобразований в деятельности 8
- Учебное издание
- Бажин Игорь Иванович
- Управление изменениями
- Редактор т. И. Арсеньева