logo
Upravlenie_izmeneniyami

1.2. Изменения – основа стабильности организации и путь к лидерству

Как уже отмечалось, естественным для большинства людей является желание, чтобы все оставалось, как было, люди стремятся к "равновесию" монумента, памятника, но мир, в котором они живут, становится все более динамичным и нестабильным. Можно нестись по пустынному и идеальному по качеству шоссе в хорошую погоду, не меняя направления и скорости, и не задумываться об этом, ощущая себя в полной безопасности. Но чем хуже дорога и погода, чем интенсивнее движение (а следовательно, и более непредсказуемо поведение других водителей), тем сильнее необходимо сосредоточиться на управлении автомобилем и тем чаще изменять направление и скорость, чтобы в наилучшей степени адаптироваться к изменяющимся внешним условиям.

Адаптация – это отклик на изменение (стимул), способное реально или потенциально уменьшить эффективность пове­дения системы. Иначе говоря, адаптация – это отклик системы, препятствующий ее ослабле­нию. Изменение может быть либо внутренним (внутри самой системы), либо внешним (в окружающей среде). Например, ухудшающее корпоративную эффективность изменение в персональном составе руководства стало бы внутренним сти­мулом, а изменение ценовой политики со стороны конкурен­тов – внешним.

Адаптивные отклики также бывают двух типов. Первый – пассивная адаптация, когда система изменяет свое поведение для повышения эффективности деятельности в изменяющих­ся условиях (например, человек надевает свитер, когда ему холодно, компания понижает цены вслед за конкурентами). Второй тип – активная адаптация, предполагающая воздействия системы на внешнюю среду с тем, чтобы системное поведение в настоящем и будущем стало более эффективным (например, если дома холодно, включают отопление, а во втором случае – лоббируют принятие закона, запрещающего конкурентам снижение цен). Разумеется, эти два типа адаптации можно ком­бинировать.

Изменения во внешней среде могут быть быстрыми и непродолжительными (например, ежедневное изменение по­требительского спроса) или медленными и длительными (на­пример, выпуск конкурентом новой продукции). Адаптивная система должна уметь справляться с обеими ситуациями, приспосабливаясь к обстоятельствам.

Дон Тапскотт в своем бестселлере "The digital economy" ("Электронно-цифровое общество") описывает отличия нового общества с помощью двенадцати взаимосвязанных признаков. По его мнению, понимание сути этих признаков является основой для эффективного преобразования организации.