logo
Upravlenie_izmeneniyami

Объективный характер процессов изменений

Заметим, что парадоксальной особенностью непрерывно изменяющегося мира является то, что постоянно изменяются и перемены сами по себе. Об этом мож­но судить по всеобщему признанию того, что темпы перемен непрерывно возрастают. Например, за время жизни последних 2-3 поколений ско­рость, с которой транспортные средства переносят людей по планете, увеличилась больше, чем за все предшествующее время существования человечества. То же самое справедливо и в отношении скорости вычислений, сооб­щений, производства и потребления. Изменения всегда происходят с ускорением, накапливаясь как снежный ком. В этом нет ничего нового. Однако те изме­нения, которые происходят сегодня, имеют уникальные ас­пекты, вызывающие беспокойство у многих из нас.

Для описания происходящих в мире перемен изобретают все новые эпитеты и метафоры – тектонический сдвиг, революционные преобразования, новые принципы, цунами изменений. Это происходит не потому, что все вдруг воспылали любовью к красивым словам. Скорее, растерянные руководители предприятий, перепуганные ученые и изумленные журналисты придумали их, чтобы хоть как-то описать мир, в котором неизбежно предстоит жить человечеству дальше, и объяснить, чем происходящие изменения отличаются от всего, что было раньше.

Генерал в отставке, а ныне Госсекретарь администрации президента США Буша-младшего, Колин Пауэлл рассказывает, что в первые тридцать лет его тридцатипятилетней службы в армии все было ясно. Всю стратегию США можно было описать одним словом – "сдерживание". Была четкая цель – сдерживать распространение коммунизма в военной, политической и идеологической областях. Соединенные Штаты располагали понятной всем единой системной теорией мира. Имелся один враг, по словам Пауэлла, "хороший враг", возглавляемый злодеями вроде Сталина, отдававшего приказы неслыханной жестокости, или Хрущева, колотившего башмаком по трибуне в Организации Объединенных Наций. В США было произведено 30 000 ядерных ракет, Советы в ответ изготовили 30 000 своих. Войска обеих сторон расположились друг против друга по всей Европе. И вдруг все переменилось.

Генерал Пауэлл вспоминает историческую встречу с Горбачевым, который выбился из сил, пытаясь объяснить, почему старой моделью мира пользоваться больше нельзя. В конце концов, Горбачев обратился к тогдашнему Госсекретарю Шульцу: "Господин Госсекретарь, поймите, наконец, сегодня я прекращаю холодную войну", а затем к генералу Пауэллу: "А вам, генерал, придется поискать другого врага". В ту минуту, вспоминает Пауэлл, он подумал: "Ну, зачем же мне другой враг? Мне осталось несколько лет до пенсии. Лучше вас врага не найти. Нельзя же так отбрасывать все предположения, правила, системы торговли, поли­тические структуры, на которых мир держится вот уже сорок лет!" Но вскоре, в декабре 1991 г., СССР перестал существовать как государство. Советской политической системе, системе ценностей и убеждений пришел конец. Конец пришел и разделенному на два полюса миру, и политике сдерживания, и единой теории функционирования мира как системы.

После распада двухполюсного мира объединились Западная и Вос­точная Германия, но на этом перемены в мире не закончились. Нельсон Мандела, до недавнего времени личность одиозная, "коммунист", пособник Советов, вышел из тюрьмы после двадцати семи лет заключения и возглавил созданное в Южной Африке многорасовое государство. На Ближнем Востоке в войну вступила коалиция из двад­цати стран, а Соединенные Штаты и СССР выступили как союзники. Ужасные гражданские войны разразились в Югославии, Грузии, Бос­нии, Чечне, Хорватии и бог знает, где еще. Заклятые враги, Израиль и Организация Освобождения Палестины, подписали мирный договор, а их руководители пожали друг другу руки в Белом Доме, что, правда, не помешало затем разразиться новому конфликту,. который при участии мирового сообщества сегодня пытаются погасить с помощью "дорожной карты". Соединенные Штаты вторглись на Гаити. Соединенные Штаты вторглись в Сомали. Соединенные Штаты вторглись в Ирак. Соединенные Штаты вторглись...– кто следующий? Мир на всей планете сменяется войной нового типа.

Еще больше проявляются перемены в странах, образовавшихся после распада СССР. На постсоветском пространстве эти процессы обновления носят взрывоподобный характер, сметая на пути их развития не только судьбы отдельных индивидов, но и целых групп населения (достаточно вспомнить катастрофическое положение людей пенсионного возраста, растерянность и потерянность целого поколения интеллектуалов, не сумевших адаптироваться к этим переменам).

Новые обстоятельства перевернули экономику мирового общества с ног на голову. Генеральный директор концерна "АЛКОА" (ALCOA) обнаружил как-то, проснувшись поутру, что Россия завалила мировой рынок алюминием за полцены. Результаты первого крупного опроса в Китае показали, что для двух третей респондентов главная задача – работать, как следует, чтобы разбогатеть, и лишь 4% желают продол­жать революцию. Миллионы так называе­мых виртуальных иностранцев стучат по клавишам в Шанхае, Дели и Гонконге, подключенные к электронной сети и принятые на работу как члены общества США. Вот только они не живут в Соединенных Штатах и американских налогов не платят.

Двухполюсный мир превратился в многополюсное o6ществo. В 60-х годах производство в Юго-Восточнои Азии давало всего 4% продукции мирового сообщества. Теперь эта доля составляет 25%. В те годы ВНП США рос совсем неплохо – на 3% в год, но тихоокеанское побережье выдавало темпы и вдвое большие. Тайвань и Южная Корея, отличавшиеся еще недавно низкой стоимостью рабочей силы, обнаруживают, что пора переправлять часть работы хотя бы в Китай, где эта стоимость еще ниже.

С тех пор поколение не успело смениться, а новые перемены уже тут как тут. Дэвид Тиколл, президент "Союза конвергенции технологий" замечает: "Поступь нововведений и наплыв новой техники ускоряются до такой степени, что исследовательским коллективам то и дело приходится проводить совещания по определениям и непротиворечивости новых понятий и терминов". А вот так, по мнению Н. Негропонте, должна выглядеть жизнь в информационном обществе: "В начале следующего тысячелетия ваши запонки или серьги будут общаться друг с другом через спутниковую связь, а внутри них будет больше вычислительных мощностей, чем в нынешнем персональном компьютере. Телефон, вместо того чтобы звонить как попало, станет принимать звонки, сортировать их, а на некоторые и отвечать, как вышколенный дворец­кий-англичанин. Учебные заведения станут больше похожи на музеи и игровые площадки для детей, где можно будет собирать интересные мысли и общаться с детьми всего земного шара. Электронная планета с виду и на ощупь будет размером с булавочную головку".

Новое общество – это также общество умственного труда, осно­ванное на приложении человеческих знаний ко всему, что произво­дится и к тому, как это делается. В новом обществе созданием прибавоч­ной стоимости мы все больше и больше обязаны силе ума, а не кре­пости рук. Умственный труд вытесняет физический и в промышлен­ности, и в сельском хозяйстве. Почти 60% американцев уже заняты умственным трудом, а среди новых рабочих мест восемь десятых – в информационноемких отраслях экономики. На фермах рабо­тают машины, битком набитые микропроцессорами. Товары в контей­неры грузят огромные краны, которыми управляют компьютеры, а перевозят самолеты, напичканные компьютерными программами. Да и сами товары – продукт умственного труда. Появляется интеллектуальная одежда с микропроцессором в воротнике; разумный транспорт с мно­жеством микропроцессоров, которые, что ни год, учатся делать что-то новенькое; смышленые карты, которые подсказывают водителю грузо­вика, где он находится, и автоматически регулируют давление в шинах в зависимости от погоды и состояния дорожного покрытия; умные радиоприемники, запоминающие передачу о заторах на дороге, так что вы можете прослушать ее, когда захотите; наделенные электронным разумом дома, которые управляют расходом энергии, защищаются от злоумышленников, готовят ванну к приходу хозяина; сообразительные лифты, сами вызывающие мастера, когда испортятся; хитрые поздра­вительные открытки, которые могут вам спеть.

Более того, открываются новые пути, которыми знания проникают в изделия, где раньше их не бывало. Будущее нового общества видится как дополнение вещей идеями и создание новинок на основе возник­ших идей. Независимо от того, в каком качестве выступают люди – как потребители или как изготовители, – новые идеи будут главным источ­ником благосостояния. Возьмем что-то совсем простое, скажем, пиццу или хлеб. Уже появились булочные-ателье, где можно указать, из чего должен выпекаться хлеб, заказать его через компьютерную сеть и получить в тот же день к обеду. Ваши мысли, культура, знания и вкусы воплощаются в ломте хлеба или лепешке пиццы. Для производства хлеба требуется все больше знаний, и это производство из массового превращается в массово-индивидуальное: хлеб начи­нает соответствовать вкусам конкретного заказчика. При этом разрыв между вами как потребителем и вами же как изготовителем сокращается.

Происходят и структурные сдвиги в мировой экономике как в таковой. Слияние отраслей вычислительной техники (компьютеры, программы, услуги), связи (телефон, кабельное телевидение, спутниковая связь, радио) и информационного наполнения (индустрия развлечений, издательское дело, информационные услуги) порождает новую отрасль промышленности. Эта новая информационная индустрия в 1996г. уже давала около 10% ВНП США, и ее оборот достиг триллиона долларов, из которых 44% принесла вычислительная техника, 28% – связь и 28% – наполнение. По оценкам специалистов к 2005 г. оборот отрасли превысит 1,47 триллиона долларов.

Интерактивная полиморфная информационная среда стимулирует глобальные изменения. В свое время картину мира – и физическую, и социальную – изменил автомобиль. Уже сейчас производством компьютеров занято больше американцев, чем производством автомо­билей, полупроводников и строительных машин, а обработкой дан­ных – больше людей, чем переработкой нефти.

В экономике нового типа все заметнее проявляются новые явления, заставляющие фирмы задумываться о своем главном назначении. Виртуальные иностранцы и сотни других факторов оказывают влияние на структуру расходов крупных компаний. Время выхода товара на рынок становится жизненно важным, ведь конкурентная борьба может длиться год, месяц, неделю или полдня, как в случае с некоторыми финансовыми услугами. На первый план выходит не доступ к ресур­сам, производственные мощности или капиталы, a способность к нововведениям. Потребитель уже не тот: он ждет от фирм товаров выс­шего качества, экологически чистых, поставляемых без промедления по низким ценам, с наилучшим обслуживанием, с полным осознанием ответственности перед обществом... и многого другого.

Фраза, которую теперь не услышишь ни в одной фирме: "Настоящих конкурентов у нас нет". Никто не может быть в этом уверен, даже лучшие 500 фирм по журналу «Форчун» (Fortune). Из тех компаний, которые попали в этот престижный список в 1955 г., 70% прекратили свое существование. Из списка 1979 г. 40% расформированы или поглощены. Суммарная рыночная стоимость фирм "Intel" и "Microsoft" в 1993 г. была выше, чем стоимость фирмы "IBM", то есть поставщики стали дороже заказчиков.

Теряют прежний смысл даже испытанные временем штампы. Возьмите, например, старую поговорку, которой пользовалось начальство, чтобы охладить пыл новаторов: "Не сломалось – не ремонтируй". На фирме "Bell Atlantic" в Филадельфии эту пого­ворку не просто переделали, а перевернули вверх ногами и теперь говорят: "Не сломалось – смотри в оба". В крупнейшей сети магазинов США по продаже товаров для ремонта дома "Нomе Depot, Inc.", насчитывающей более 300 торговых точек; говорят по-другому: "Не будешь ремонтировать – рано или поздно сломается". Множеству компаний с короткоживущей продукцией следовало бы говорить: "Не ломается – сломай, пока не сломали конкуренты". В общем, будущее видится так: успеха добьются только те организации, которые не просто откликаются на перемены и разрабатывают соответствующую стратегию, а в состоянии оседлать эту волну, воспользоваться энергией перемен.

Широко распространено мнение о том, что развитый мир переживает сейчас переход от индустриального общества, основанного на стали, автомобилях и дорогах, к новому, построенному на кремнии, компьютерах и компьютерных сетях. Многие размышляют об изменениях экономических отношений, столь же значи­тельных, как во времена, когда промышленная эпоха пришла на смену аграрной. Новые темпы развития диктуют новые правила и определяют новые пути достижения успеха.

Смысл нового общества – в борьбе за буду­щее, в способности создавать новые товары и услуги, в возможности преобразовывать предприятия в новые структуры, о которых вчера еще никто и не помышлял, а завтра уже и думать забудут.

Принято считать, что революция – повивальная бабка новой эпохи. Новое редко встречают с энтузиазмом, чаще с насмешкой или враждебно. Те, чьи интересы затронуты, борются против перемен. Новое требует настоль­ко непривычного взгляда, что признанные лидеры часто оказываются теми, кого удается победить в лучшем случае в последнюю очередь, а то и вовсе не удается. История свидетельствует, что переход от старого общества к новому редко обходится без насилия, войны, общественных потрясений. В отличие от прежних "кровавых" смен эпох, переход к информационному обществу сопряжен с далеко идущими последствиями для руководст­ва и общества, среди которых можно выделить следующие:

Объективные процессы перемен приводит к кризису руководства в организациях, на предприя­тиях, в развитом мире в целом. Многие предприятия безнадежно отстают потому, что мыслят понятиями старого общества. Ключевым рычагом успеха любой компании в новом обществе является понимание объективных перемен, своевременное выявление несоответствий этим переменам положения дел в организации и эффективное осуществление необходимых изменений.