logo
Upravlenie_izmeneniyami

4.2. Методы исследования ситуаций и поиска идей

Дивергентный поиск характеризуется следующими основными чертами, признаками и положениями:

1.Цели поиска неустойчивы и условны.

2.Границы задачи неустойчивы и неопределенны.

3.Оценка откладывается на будущее: все, что может иметь отношение к решению задачи, принимается во внимание, как бы сильно одно положение не противоречило другому.

4.Техническое задание, полученное от заказчика, принимается за отправную точку исследований, но при этом считается, что это задание может подвергаться изменениям и развитию в ходе дивергентного поиска, а может быть, и на более поздних ступенях (однако не без согласия заказчика).

5.Задача лица, принимающего решение (ЛПР), заключается в сознательном увеличении своей неуверенности, в освобождении от заранее заданных решений, в изменении стратегии мыслительной деятельности на основе массива данных, которые могут иметь отношение к решению задачи.

6.Одна из целей исследований на этой стадии заключается в том, чтобы изучить реакцию заказчиков, потребителей, рынка, производства и т.п. на смещение целей и границ задачи в разных направлениях и в различном объеме. Направление исследования этой реакции во многом зависит от того, какие именно неувязки и противоречия обнаруживаются в рассматриваемой ситуации.

Среди эффективных методов дивергенции необходимо отметить следующие6:

Рассмотрим метод исследования поведения потребителей, который может успешно применяться при диагностике ближнего окружения системы управления – потребителей продукции компании.

Исследование поведения потребителей

Цель

Исследовать модели поведения потенциальных потребителей нового изделия и предсказать их предельные характеристики.

Алгоритм метода