logo search
Upravlenie_izmeneniyami

4. Умение забывать

Можно убедить отдельного сотрудника или организацию учить­ся, но в равной степени нужно убеждать и в парадоксальном – в умении забывать. До­минирующая логика компании или рецепты, которыми люди при­выкли руководствоваться, со временем могут стать основным пре­пятствием для последующего обучения. Компании (и их менед­жеры) должны учиться забывать, зная, что забывать труднее, чем учиться. В большинстве организаций для кривой забывания ха­рактерно наличие длинного плоского участка; в век существова­ния разрывов, генерируемых внешней средой, этот участок становится серьезной проблемой.

Например, приходится прибегать к огромным усилиям, что­бы отойти от точки зрения на бизнес, в основе которой лежит подход "затраты плюс", и перейти к варианту "цена минус". Здесь применяются две формулы: (1) издержки + прибыль = цена и (2) цена – прибыль = издержки. Традиционно виды бизнеса, свя­занные с оборонным комплексом, характеризуются склоннос­тью, процессами, навыками и умениями, для которых типично использование формулы (1). Для других коммерческих структур привычнее формула (2). Поэтому выход на коммерческую арену компании, ориентировавшейся ранее на работу с министерством обороны, грозит ей большими трудностями. Только немногие из таких структур бизнеса добиваются успеха в новом для себя качестве. Участники, имеющие разную культуру бизнеса, должны забыть прежние образцы бизнес-отношений и заменить их новыми.

Аналогична ситуация и в отраслях, где произошло дерегули­рование. Прежде "регулятором" был традиционный рынок; некоторые утвер­ждают, что конкуренция также была своего рода "регулятором". В любом случае менеджеры высшего уровня уделяли много вни­мания регулирующим структурам, а процесс регулирования застав­лял большинство компаний в отрасли выглядеть очень похоже и действовать почти синхронно. В связи с этим родовое разли­чие было минимальным, а иногда его и вообще не существовало. При конкуренции на основе современного рынка игра ведется вокруг потре­бителей, дифференциации, соотношения цены и показателей функционирования, инноваций и способов соперничества, а это совершенно иная среда. Следовательно, чтобы добиться успеха в условиях но­вой экономики, важно уметь забывать старые образцы бизнес-поведения.