Глоссарий
Алгоритм (закон) управления – совокупность правил, по которым информация, поступающая в систему управления, перерабатывается в сигналы управления
Аттрактор (от лат. attraho – притягиваю к себе) – В математике аттрактор – некоторые характерные точки и траектории устойчивых систем. Применительно к организационным структурам аттрактор – предпочтительная "траектория" развития компании, обеспечивающая ее устойчивое положение на рынке
Аудит (учет) человеческих ресурсов – исследование численности, умений, структуры и других аспектов, характеризующих персонал организации
Бенчмаркинг – метод исследования, заключающийся в сравнении свойств одной компании с такими же свойствами других компаний
Блоки-анализаторы – элементы (структуры) синергетической системы управления, трансформирующие данные, поступающие в систему по каналам футурсвязей, в информационные образы тенденций развития внешних процессов
Валовый доход – разница между конечной стоимостью и общими затратами
Внешняя среда или окружение – множество тех элементов системы (и их существенных свойств), которые не являются частями системы, но изменения в любом из которых может повлечь за собой изменение в состоянии системы
Возможные исходы (отклики) – зависимые переменные в задачах управления, которые зависят как от выбора, так и от неуправляемых переменных
Выбор, то есть принятие решения, – процесс нахождения линий поведения (стратегий), определяемых значениями одной или большого числа управляемых переменных
Выборка – подмножество элементов (наблюдений) генеральной совокупности, позволяющее делать выводы обо всем множестве элементов (наблюдений). Выборку получают в результате специальной процедуры отбора
Выборочная совокупность – непосредственно обследуемая часть элементов генеральной совокупности, отобранная при помощи специальных методов
Выполнение программы – вид управления, когда заданные значения управляемых величин y0 изменяются во времени заранее известным образом
Декомпозиция – разделение системы на подсистемы по определенным признакам и различными способами
Дивергенция – расширение границ рассматриваемой ситуации с целью обеспечения достаточно обширного – и достаточно плодотворного – пространства для поиска решения
Добавленная стоимость товара или услуг – разница между финансовой стоимостью конечного продукта и финансовой стоимостью сырья
Задача системы – описание способа (технологии) достижения цели, содержащее указание на цель с желаемыми конкретными числовыми (в том числе временными) характеристиками
Иерархия – деление системы на подсистемы по уровням и рангам
Институциональный сегмент – часть макросреды организации, связанная как с физической, так и с интеллектуальной инфраструктурой, а также с институтами, входящими в них
Инструментальные ценности – ценности, которые являются средством достижения целей
Интервью - метод сбора социологической информации, заключающийся в том, что специально обученный интервьюер, как правило, в непосредственном контакте с респондентом устно задает вопросы, предусмотренные программой исследования
Информационный образ объекта – модель объекта (проект), предшествующая любому реальному изменению искусственной среды, происходящему в событийном пространстве. Информационный образ возникает в результате целенаправленной деятельности субъектов массовых информационных процессов, являясь нематериальным артефактом, закрепленным на материальном носителе
Инъекционные каналы – каналы связи синергетической системы управления, призванные передавать во внешнюю среду целенаправленную информацию J (инъекции) для требуемого изменения бизнес-ландшафта
Каналы футурсвязей – каналы связей, обеспечивающие синергетическую систему управления информацией об изменяющихся параметрах внешней среды
Компетенция – свойство или ряд свойств, присущих всем или большинству компаний отрасли. Лишь обладая данными свойствами, компания может стать участником отрасли или выжить в ней. Компетенция порождается ресурсами и воплощает в себе навыки, технологию или ноу-хау
Конвергенция – сокращение поля возможных вариантов до единственного избранного решения с минимальными затратами времени и средств и без необходимости совершать непредвиденные отступления
Конечные продукты деятельности системы – элементы, передаваемые системой во внешнюю среду
Критические факторы успеха – одна или несколько причин, по которым лидер отрасли добивается высокого положения.
Методология структурного анализа – совокупность методов и средств для исследования структуры и деятельности организации. Она определяет основные принципы и приемы использования моделей (алгоритмов свойств)
Моделирование – основной специфический метод исследования, применяемый для анализа и синтеза систем управления – особый познавательный прием, когда вместо непосредственного исследования объекта познания субъект исследования выбирает или создает сходный с ним вспомогательный объект – информационный образ, или модель, исследует его, а полученные новые знания переносит на объект - оригинал
Модель – информационный образ реального объекта, воспроизводящий данный объект (систему) с определенной степенью точности и в форме, отличной от формы самого объекта (системы)
Наука – система знаний об объективных законах существования, движения и развития природы, общества и мышления, сложившаяся вследствие ее необходимости для общественной практики
Негэнтропия – некоторое, изначально локальное, состояние нарушения устойчивости процесса возрастания энтропии в определенным образом структурированной материи (информационные структуры), приводящее к лавинообразному процессу уменьшения энтропии
Негергия– возникающее в сложных системах явление, состоящее в том, что результат деятельности объединенных в систему элементов уменьшает сумму результатов, получаемых каждым из элементов отдельно.
Нотации – система условных обозначений, принятая в конкретной модели
Общая теория систем – наука, являющаяся упорядоченной теоретической основой для описания общих взаимосвязей реального мира
Объект (элемент, компонент) – часть системы, выделенная по какому-либо признаку, сформулированному лицом, принимающим решение
Объект проблемы – характеристика, соответствующая объекту управления, с которым связана проблема и для которого решение проблемы означает переход из одного состояния в другое (это может быть, организация или ее часть, город, регион, экономика и т.д.)
Оптимальное управление – выбор и реализации таких управлений иÎU, которые являются наилучшими с точки зрения эффективности достижения цели управления
Организационная структура – структура, элементами которой являются подразделения организации разного уровня иерархии, а отношениями – отношения входимости и руководства-подчинения
Отрицательная обратная связь – компонент системы управления, под действием которого первоначальное отклонение управляемой величины у, вызванное входными воздействиями, уменьшается
Подсистема – выделенное из системы подмножество взаимосвязанных элементов, объединенных некоторым целевым назначением. Разделение системы на подсистемы, а подсистемы – на более мелкие можно продолжать до тех пор, пока остаются элементы (минимум два), объединенные общим признаком и целью
Положительная обратная связь – компонент системы управления, под действием которого первоначальное отклонение управляемой величины у, вызванное входными воздействиями, увеличивается
Проблема (от греч. problёma – преграда, задача) в широком смысле – это сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения. В науке проблема – это противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для ее разрешения
Производственная структура – часть организации, выполняющая задачи оперативного управления производством и обеспечивающая выпуск продукции и/или предоставление услуг
Процессы - это связанный набор повторяемых действий (функций), которые преобразуют исходный материал и/или информацию в конечный продукт (услугу) в соответствии с предварительно установленными правилами
Ресурсы – (от франц. resource – вспомогательное средство) – это все то, чем располагает компания в своей деятельности по производству товаров (услуг)
Самоорганизующаяся система – система, имеющая гибкие критерии различения сигналов и гибкие реакции на воздействия, приспосабливающиеся к заранее неизвестным сигналам и воздействиям
- И.И. Бажин
- Введение
- Глава 1. Роль преобразований в деятельности организаций
- Объективный характер процессов изменений
- 1.2. Изменения – основа стабильности организации и путь к лидерству
- Признак 1. Ориентация на знания. Новое общество – общество знаний.
- Признак 2. Цифровая форма представления объектов. Новое общество – это цифровое общество.
- Признак 3. Виртуальная природа объектов
- Признак 4. Молекулярная структура бизнес-пространства
- Признак 5. Интеграция. Межсетевое взаимодействие
- Признак 6. Устранение посредников
- Признак 7. Конвергенция
- Признак 8. Инновационная природа. В новом обществе экономика основана на инновациях.
- Признак 9. Трансформация отношений изготовитель-потребитель
- Признак 10. Динамизм бизнес-процессов
- Признак 11. Глобализация экономики
- Признак 12. Наличие противоречий
- 1.3. Возможности дизайна бизнес-ландшафта
- 1.4. Поиск синергии как инструмент эффективного преобразования бизнес-ландшафта
- Глава 2. Выявление потребности в изменениях
- 2.1. Диагностический анализ макросреды организации
- Направляющие вопросы для сканирования и мониторинга
- Типичные вопросы для прогнозирования некоторых базовых явлений макроэкономики
- 2.2. Исследование отраслевого бизнес-ландшафта
- 2.3. Внутренний анализ системы управления и ее подсистем
- Категории, классы и типы активов
- Определение запасов активов
- 2.4. Социально-психологические аспекты в потребности изменений
- Глава 3. Разработка стратегии изменений
- 3.1. Целеполагание в процессах изменений
- Закон позитивной динамики Вселенной
- 3.2. Идентификация и разработка стратегических альтернатив
- 3.2. Родовые стратегические альтернативы
- 3.4. Стратегия ключевых компетенций
- Технология
- Обучение
- Распространение знаний
- 3.5. Корпоративная стратегия
- 3.6. Стратегия глобализации
- 3.7. Оценивание стратегических альтернатив
- Сопоставление потребительских сегментов компанией-производителем
- Глава 4. Методы поиска стратегий преобразования
- 4.1. Состав и выбор методов поиска стратегий изменений
- 4.2. Методы исследования ситуаций и поиска идей
- 1.Прежде чем приступить к разработке новой конструкции, следует проконсультироваться с опытными и неопытными потребителями аналогичного оборудования и провести соответствующие наблюдения.
- 3.Изучить путем наблюдения или моделирования особенно важные аспекты поведения как малоискушенных, так и опытных потребителей предлагаемого изделия.
- 1.Тщательно подобрать группу специалистов в качестве самостоятельного "отдела разработок".
- 2.Предоставить этой группе возможность попрактиковаться в использовании аналогий для ориентирования спонтанной деятельности мозга и нервной системы на решение предложенной проблемы.
- 3.Передать группе сложные проблемы, которые не может решить основная организация, и предоставить ей достаточное время для их решения.
- 4.Представить результаты работы группы основной организации для оценки и внедрения.
- 4.3. Методы исследования структуры проблемы
- 1.Выявить существенные функции какого-либо устройства, которое способствовало бы достижению поставленной задачи.
- 3.Выявить знания, выходящие за предполагаемые границы проблемы, которые можно было бы использовать при трансформации проблемы.
- 4.Найти сопоставимые промежуточные решения проблемы, которые сделали бы возможным частичное или полное использование знаний из смежных областей.
- 1.Выявить функции каждого конкретного элемента существующего решения.
- 4.4. Готовые стратегии и методы оценки
- 1.Определить входы и выходы системы.
- 2.Найти систему функций, при помощи которых входы можно преобразовать в выходы.
- 3.Подобрать или разработать устройства или элементы организационной структуры для осуществления каждой из этих функций.
- 4.Проверить полученную систему на внутреннюю и внешнюю совместимость.
- 2.Найти систему функций, при помощи которых входы можно преобразовать в выходы.
- 3.Подобрать или разработать устройства или элементы организационной структуры для осуществления каждой из этих функций.
- 4.Проверить полученную систему на внутреннюю и внешнюю совместимость.
- Кумулятивные этапы
- 2. Определить внешние факторы, которые могли бы помешать достижению хотя бы одной из существенных целей.
- 3. Установить критерии, позволяющие однозначно судить о приемлемости проектных решений.
- 4.Разработать методику испытаний по каждому из критериев. Эта методика должна быть такой, чтобы:
- 7.Разрешить внутренние противоречия проектного решения:
- Глава 5. Анализ потенциала изменений
- 5.1. Обобщенная модель оценки потенциала изменения
- Оценивание степени готовности организации к реализации стратегии
- 5.2. Уровни и границы изменений
- Цели: основные вопросы
- 5.3. Отношения и роли в процессах преобразований
- Контрольный список факторов самоанализа
- 5.4. Оценивание потенциала организационных рычагов изменений
- 5.5. Анализ поля сил в границах изменений
- 5.6. Организационная культура и потенциал изменений
- Глава 6. Управление стратегическими изменениями
- 6.1. Процесс управления в организационных структурах
- 6.2. Управленческие решения в синергетических системах управления
- 6.3. Этапы осуществления изменений
- Этапы осуществления изменения
- 6.4. Реконфигурация операционных процессов
- Принципы управления переходом к новым процессам
- 6.5. Реструктуризация управляющей системы
- 6.6. Управление ключевыми компетенциями
- 1. Получение доступа к новым знаниям и их усвоение
- 2. Интегрирование множества потоков знаний
- 3. Преодоление расстояния и различий в культурах
- 4. Умение забывать
- 5. Размещение компетенции в рамках границ бизнес-единицы
- 6.7. Контекстный подход к осуществлению изменений
- Определение варианта проектирования
- Совокупность стилей изменения
- 6.8.Case-технологии в процессах преобразований
- 6.9. Оценка результатов изменений
- Глоссарий
- Связи проблемы –характеристики как структурных межэлементных связей предмета проблемы, так и отношения с другими проблемами
- Литература
- Содержание
- Глава 1. Роль преобразований в деятельности 8
- Глава 1. Роль преобразований в деятельности 8
- Глава 1. Роль преобразований в деятельности 8
- Глава 1. Роль преобразований в деятельности 8
- Глава 1. Роль преобразований в деятельности 8
- Учебное издание
- Бажин Игорь Иванович
- Управление изменениями
- Редактор т. И. Арсеньева