logo search
moi_GOSy

12.Рынок, условия возникновения,функции,структура и модели.

Рынок(в узком смыле)-мех-м взаимод-я м\у покупателями и продавцами. Рынок(в шор смысле)-сложный мех-м движения благ и услуг в форме товаров и денег в рамках всего обществ воспроиз-ва на всех ур-нях эк сис.

Субъекты рынка: продавцы и покупатели. Объекты рынка: товары и деньги. Усл-я возникн-я рынка:1.потребности людей,2. Огранич-ть всех ресурсов,3.обществ разделение труда,4.наличие частной собств-ти,5.самостоят-ть товаропроизводителей. Роль рынка в эк-ке опрдел его ф-ми:1.регулир-устан пропорций м\у отраслями,2. Стимулирующая-с пом рыночных цен и конкуренции,цены вознаграждают доп прибылью тех, кто производит нужные товары, совершенств произ-во,сниж издержки.3.ценообразующая-образ-е цены по закону спроса и предлож-я, 4.интегрирующая-рынок соединяет процесс произ-ва,распределния,обмена и потребления.5.контролирующая-рынок-гл контроллер товаропроиз-ва.6. оздоровит-рынок очищет эк-ку от ненужной и неэффект хоз деят-ти.

Структура рынка-внутр строение,расположение,порядок отд эл-ов рынка,их уд вес в общем объеме рынка. Структура рынка: 1.по объектам рынка: рынок товаров и услуг,капиталов,труда,финансовый,информации. 2.по географич положению: местный,регион,национ,мировой. 3.по мех-му функционир-я: рынок свободной конкуренции, монополизированный,регулируемый,4. По степени насыщенности: равновесный,дефицитный,избыточный.5. в соотв с действ законодательством: легальный,нелегальный. 6.по объектам: тваров и услуг,раб силы,средств произ-ва(капитала),ценных бумаг,научно-технич разработок,информ-и,ср-в обращения.7. по субъектам: покупателей,продавцов,гос учреждений.8. по отраслям: автомоб,компьютерный; 9.по хар-ру продаж: оптовый,розничный. С учетом ассортимента товаров: замкнутый(товары одного производителя),насыщенный (много аналогич товаров многих производителей),широкого ассортимента (неск видов товаров связанных м\у собой),смешанный (наличие разнообр товаров не связ м\у собой).

Модели рынка:1.соверш конкуренция: 1)большое кол-во продавцов и покупателей,каждый из кот продает(покупает) малую часть продукта и не может влиять на цены. 2)свободный вход и выход из отрасли,3)товар однороден(стандартизирован),4)вся необх информ-я общедоступна (рынок с\х продукции). 2. Несоверш конкуренция: 1)монополия-один крупный продавец,кот диктует цены и объемы произва,2)монопсония-на рынке есть один крупный покупатель,кот диктует цены и объемы произ-ва(космич и военное произ-во),3)олигополия-неск крупных продавцов, кот в целях увелич-я эффекта масштаба использ тайный сговор или лидерство в ценах. 4)монополистич конкуренция: большое кол-во продавцов и покупателей, свободный вход и выход из отрасли, товар разнородный, потребитель приобретает товар по торг марке.