logo
moi_GOSy

53. Организационная (корпоративная) культура. Определение, назначение, содержание, уровни, модели.

Орг. культура - это набор наиболее важных предположений, принимаемых членами организации и получающих выражение в заявляемых организацией ценностях, задающих людям ориентиры их поведения и действий, которые передаются через символические средства духовного и материального внутриорганизационного общения.

Орг. культура одно из самых эффективных средств привлечения и мотивации сотрудников. Как только человек удовлетворяет потребности первого уровня, у него возникает потребность в другом: положении в коллективе, общности ценностей, нематериальной мотивации. И здесь на первый план выходит корпоративная культура. Орг. культура имеет определённую структуру, являясь набором предположений, ценностей, верований и символов, следование которым помогает людям в организации справляться с их проблемами. Орг. культуру следует рассматривать по трём уровням.

1. поверхностный – включает такие видимые внешние факты, как применяемая технология и архитектура, использование пространства и времени, наблюдаемое поведение, лозунги.

2.подповерхностный –ценности и нормы, разделяемые членами организации.

3. глубинный –базовые предположения, которые трудно осознать даже самим членам организации.

Хар-ка орг. культуры охватывает: индивидуальную автономность, структуру, направление, интеграция, управленческое обеспечение, стимулирование, управление конфликтами.

Модели орг культуры:

1.Модель Питерса–Уотермана:

1)вера в действия даже при недостатке информации. 2) автономия и предприимчивость,3)связь с потребителем.4) производительность зависит от человека. 5) знай то, чем управляешь. 6) не занимайся тем, чего не знаешь. 7) простые структуры и мало управленцев. 8) одновременная гибкость и жестокость в организации.

2. Модель Парсонса. Ф-и: 1. Адаптация.2. Достижение целей.3. Интеграция. 4.Легитимность. Суть : для своего выживания и процветания любая организация д.б. способной адаптироваться к постоянно меняющимся условиям внешней среды, добиваться выполнения поставленных целей, интегрировать свои части в единое целое и быть признанной людьми, орг-ми.

3. Модель Квина-Рорбаха. 3 измерения: 1. интеграция – дифференциация: указывает на степень, с которой в организации делается упор либо в сторону контроля, либо гибкости. 2.внутренний – внешний фокус: внутр дела-внешняя среда. 3. средства/инструменты – результаты/показатели (концентрации на процессы,процедуры, и на окончательные результаты.

4. Модель Хофстида.1. дистанция власти: степень неравенства м/у людьми. 2. индивидуализм, коллективизм: готовность человека быть одиночкой, либо работать в коллективе.

3. принятие неопределенности –организация не даёт никаких гарантий; непринятие неопределённости –стабильность, предсказуемость. 4. мужественность, женственность (на поддержку, взаимопомощь. 5.долгосрочная и краткосрочная ориентация.