logo
moi_GOSy

Структура финансовой системы

В зависимости от методов формирования доходов экономических субъектов финансовую систему принято разделять на две сферы:

- централизованные (публичные) финансы;

- децентрализованные финансы.

Финансовая система также подразделяется на четыре подсистемы:

-Финансы хозяйствующих субъектов(предприятий и организаций различных форм собственности и сфер деятельности)

-Финансы домашних хозяйств

-Государственные финансы

-Муниципальные финансы

Первые две подсистемы относятся к сфере децентрализованных финансов, а вторые две - к сфере централизованных (публичных) финансов.

Государственный бюджет — важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.

Деятельность государства по формированию, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджета, а также составлению и утверждению отчёта об его исполнении (формулировка касается бюджетов всех уровней, входящих в бюджетную систему РФ) называется бюджетный проце́сс.

В бюджетную систему Российской Федерации входят бюджеты следующих уровней:

-Федеральный бюджет

-Бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты)

-бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты)

-бюджеты государственных внебюджетных фондов.

Если запланированные доходы бюджета превышают расходы бюджета, то это называется бюджетный профици́т (или профицит бюджета). Если запланированные расходы бюджета превышают доходы бюджета, то это называется бюджетный дефицит (или дефицит бюджета). Когда при исполнении бюджета уровень дефицита бюджета превышает установленный при утверждении бюджета показатель, или происходит значительное снижение ожидавшихся доходов бюджета, то представительный орган власти (на основе предложений органа исполнительной власти) принимает решение о введении установленного законом механизма уменьшения расходов. Такое «урезание» запланированных бюджетом расходов называется секве́стр.

Структура бюджета необходима для формирования иерархии бюджетообразующих статей, а именно:

- распределения ответственности между структурными подразделениями — бюджетообразующие статьи уточняются, и в дальнейшем структурные подразделения могут работать как с общим правилом, так с собственной уточняющей статьей;

- формирования совокупных доходов и расходов — формируют удобную для рассмотрения различных расчетов величин иерархию статей;

- формирования бюджета денежных средств — в структуре бюджета имеются статьи имеющие отношение к движению денежной массы.