logo
moi_GOSy

67. Стратегические единицы бизнеса. Основные подходы к формированию товарного портфеля предприятия.

Стратегическая единица бизнеса (СЕБ) – это внутрифирменная организационная единица, отвечающая за выработку стратегии фирмы в одной или нескольких сегментах целевого рынка.

В основе выделения СЕБ лежит концепция сегментации рынка. Сегмент – это определенным образом выделенная часть рынка, где может быть реализована продукция предприятия. Объекты, входящие в сегмент, должны обладать общими признаками. Чаще всего выделяют сегменты, ориентированные на определенную группу показателей.

Критерии выбора СЕБ: 1) СЕБ имеет определенный круг клиентов и заказчиков, 2) СБЕ – самостоятельно планирует и осуществляет производственно-сбытовую деятельность, материально-техническое снабжение. 3) деятельность СЕБ оценивается на основе учета прибыли и убытков.

Совокупность бизнес-единиц, принадлежащих одному и тому же владельцу, в стратегическом менеджменте называют портфелем. Иногда такой же портфель называют корпоративным.

Основой при подборе продукции в товарный портфель является жизненный цикл товара (ЖЦТ) и этап, на кот. находится продукт в конкретный момент времени. Этапы ЖЦТ: 1) латентный (объект для потребителя не проявляется) 2)Рост (пробное вхождение на рынок) 3)Насыщение (продвижение) 4)Зрелость (идея доходит до своего конечного состояния) 5)Стагнация (стабильное состояние) 6)Старение 7)Выбытие в реликт.

Наиболее популярный метод формирования товарного портфеля – анализ продукции на основе матрицы БКГ (Бостонской косалтинговой группы) – товарный портфель делится на 4 продуктовые группы: «Дикие кошки» (младенцы) - товары, только выходящие на рынок. Этап ЖЦ – 1,2,3. Эти товары требуют к себе повышенного внимания, при проведении правильной стратегии, может плавно перейти в категорию «звезд», поэтому необходимо приложить максимум усилий для выведения этих товаров на крупные рынки сбыта, что требует дополнительных финансовых вложений. «Звезды»-этап ЖЦ–4,5. Данная позиция наиболее перспективна с точки зрения инвестирования, т.к. обещает большие доходы в будущем. Эти товары занимают лидирующее положение, и спрос на них растет высокими темпами. «Звезда» дает большую прибыль, но требует больших объемов ресурсов для финансирования продолжающегося роста. Долю на рынке можно поддерживать или увеличивать. По мере того как развитие отрасли замедляется, «звезда» превращается в «дойную корову» (этап 5,6) и становится основным изделием предприятия. «Коровы» - объем реализации больше, чем у других товаров, но спрос на эти изделия не растет - стабилен или уменьшается. Самая привлекательная позиция с точки зрения получения прибыли. Нет необходимости тратиться на разработки. Она сама себя обеспечивает и, за счет поступлений от продаж частично финансирует другие группы. Однако у этих товаров нет будущего, и со временем они перейдут в группу «собаки на сене» (этап 6,7)- Спрос практически не растет, объем реализации упал почти в три раза. От этих товаров надо по возможности отказаться, если нет веских причин для их сохранения.

Матрица McKincey –те же параметры, что и в БКГ, но особ-ть в том, что в ней впервые сатли рассматривать факторы: рынок описыв не только темпами роста, но и с пом пок-ля «привлекательность рынка», а относит долю рынка «конкурентный статус».