logo
moi_GOSy

27. Процесс ценообразования на предприятии, его основные этапы, факторы, влияющие на установление цены. Виды цен.

Цена - денежное выражение стоимости товара - продукции (изделий, работ, услуг), т.е. то количество (сумма) денег, которое покупатель платит за товар.

Процесс ценообразования складывается из ряда последовательных этапов: 1)Выявление факторов внешней среды, влияющих на уровень цен (конъюнктура рынка, конкуренция, спрос). 2)Постановка целей ценообразования. 3)Выбор метода ценообразования. 4) Формирование ценовой стратегии предприятия. 5)Разработка тактики ценообразования. 6)Установление первоначальной цены на товар. 7)Рыночная корректировка цены. 8)Страхование цены от неблагоприятных внешних воздействий.

К факторам внешней среды влияющих на процесс ценообразования на предприятии относятся:

потребители , рыночная среда, государство, участники каналов товародвижения.

Внутр факторы связаны непоср с деят-ю самого предприятия (фирмы) к ним относятся: особые свойства товара; вид и способ производства; мобильность производства; себестоимость продукции; рекламное обеспечение; ориентация на сегменты рынка; жизненный цикл товара; длительность цикла товародвижения; организация сервиса; репутация предприятия (фирмы) на рынке.

Цены классифицируют по следующим основным признакам.

1) по стадиям ценообразования:

1)оптовая цена изготовителя = с/с производства +прибыль производителя;

2)оптовая отпускная цена (цена реализации) =оптовая цена изготовителя +косвенные налоги;

3)оптовая цена закупки = оптовая отпускная цена +посредническая надбавка (это издержки посредника, прибыль посредника, косвенные налоги)

4)розничная цена = оптовая цена закупки +торговая надбавка (это издержки торговли, прибыль торговли, косвенные налоги)

2. по характеру обслуживаемого оборота:

а)оптовые цены на продукцию промышленности, по которым предприятия реализуют произведенную продукцию другим предприятиям и сбытовым организациям;

б) Закупочные цены, по которым производители с/х продукции реализуют её фирмам, промышленным предприятиям для дальнейшей переработки;

в)Цены не строительную продукцию, включающие сметную стоимость, усредненную сметную стоимость, договорные цены.

г)Розничные цены, по которым торговые организации реализуют продукцию населению, предприятиям, организациям;

д)Тарифы грузового и пассажирского транспорта;

е)Тарифы на платные услуги населению;

ж)Цены, обслуживающие внешнеторговый оборот.

3. по степени участия государства в ценообразовании:

А)рыночные цены- складываются в процессе взаимоотношений субъектов ценообразования на рыке под влиянием конъюнктуры. По условиям формирования делятся на: свободные; монопольные; демпинговые (для подавления конкурентов);

Б)регулируемые- складываются в процессе прямого гос воздействия. По условиям формирования бывают: фиксированные; предельные;

4. В зависимости от метода включения транспортных расходов в цену товара выделяют:

А)«франко-склад поставщика» =цена продукции на складе поставщика;

Б)«франко-станция отправления» =«франко-склад поставщика +расходы по доставке продукции на станцию отправления;

В)«франко-вагон станция отправления» =«франко-станция отправления» +расходы по погрузке продукции в вагоны на станции отправления;

Г)«франко-вагон станция назначения» =«франко-вагон станция отправления» +расходы по транспортировке до станции назначения;

Д)«франко-станция назначения» =«франко- вагон станция назначения» +расходы по выгрузке продукции из вагона на станции назначения);

Е)«франко-склад потребителя» =«франко-станция назначения» +расходы по доставке от станции назначения до склада потребителя).

5. по характеру ценовой информации: аукционные цены; биржевые цены; цены фактических сделок; справочные цены; ценовые индексы , которые делятся на : ценовой индивидуальный индекс; ценовой сводный индекс.

6. в зависим-ти от приобрет партии: оптовые,розничные, закупочные.

7. в зависим-ти от гос регулир-я: твердые (устанвл гос-вом), регулируемые (гос-во устанавл пределы наценок), договорные,свободные.

2 подхода к определ-ю цены: 1)марксисткий(затратный) Р=изд+прибыль,

2)рыночный (по закону спроса и предлож-я).