logo
moi_GOSy

51. Власть и лидерство. Типология власти. Стили руководства.

Власть – возможность органов управления или отдельного рук-ля в силу своего положения в системе формальных отношений в иерархической структуре организации влиять на поведение подчиненных. Власть в организации связана с такими факторами как сила, влияние, авторитет, манипулирование. Власть необходима как средство осуществления миссии организации, ее политики достижения поставленных целей.

Лидерство - один из механизмов интеграции групповой деят-ти, когда отдельный член группы объединяет, направляет действия всей группы. Лидерство - возникновение особого статуса у руководителя(менеджера). В основе этого статуса лежит авторитет, признание, доверие, личные симпатии.

Типология власти в зависимости от используемых средств влияния:

1)экономическая- опирающаяся на экономические ресурсы, материальные ценности; 2)социальная– статусы, назначения на должности, выдача льгот, привилегий; 3)культурно-информационная -с помощью научных знаний, культурных традиций, религии и морали, информации; 4) политическая власть - власть государства, власть органов местного самоуправления, партий, политических лидеров, средств массовой информации.

В зависимости от субъекта власти:

1) автократическая (самодержавие, абсолютная монархия – власть одного человека);

2)олигархическая – власть узкой группы лиц в государстве;

3)плутократическая – власть крупных собственников (экономически господствующего класса);

4) самоуправленческая – власть всех членов общества, народовластие.

Типология власти в зависимости от сферы управления: государственная; партийная; профсоюзная; органов местного самоуправления.

По функциям, которые выполняют ее органы:

1)законодательная –приним властные решения;

2) исполнительная –реализ решение;

3)судебная –контролир реализацию властного решения на конституционной основе.

Стиль руководства - это привычная манера поведения руководителя по отношению к своим подчиненным с целью повлиять на них или побудить к действию. Стили руководства: 1. Авторитарный - вся полнота власти находится у руководителя и все решения принимаются им единолично, не учитывая мнения подчиненных. Командный метод управления. Необходим в кризисной ситуации.Положительные:не требует особых материальных затрат, позволяет быстрее наладить взаимодействие между сотрудниками и подразделениями. Отрицательные: подавляет инициативу; громоздкая системы контроля; повышает степень бюрократизма.

2. Демократический - делегирование руководителем части своих полномочий подчиненным и принятие решений на коллегиальной основе. Положительные:стимулирует творческую деятельность; снижает недовольство сотрудников от принятых решений, так как они принимаются совместно; повышает мотивацию труда; улучшает психологический климат. Отрицательные:нет жесткого централизованного контроля; ответственность может перекладываться; затягивается процесс принятия решений.

3. Либеральный - управление без участия руководителя. Работники предоставлены сами себе, приходится рассчитывать на их дисциплинированность. Данный стиль можно использовать при высокой квалификации работников и низком уровне подготовки руководителя. Свобода может привести к анархии.