logo
moi_GOSy

59. Жизненный цикл товара: этапы жцт и их основное содержание. Ценовая стратегия фирмы и жцт.

Жизненный цикл товара – это время существования товара на рынке. Концепция ЖЦТ исходит из того, что любой товар рано или поздно вытесняется с рынка другим, более совершенным или. дешевым товаром. Могут быть товары-долгожители, но вечного товара, нет. Концепция ЖЦТ может применяться в отношении вида продукции, типа продукции, конкретной модели и торговой марки. Тип и особенно конкретная модель продукции обычно более четко следуют традиционному жизненному циклу, чем вид продукции или торговая марка. Фазы ЖЦТ делят обычно на внедрение (введение), рост, зрелость, насыщение и спад. Цель фазы внедрения – создать рынок для нового товара. Темп роста продаж обычно относительно невелик, их объем незначителен, торговля нередко убыточна, маркетинговые расходы невелики, конкуренция ограничена.

Фаза роста – признание товара покупателями и быстрое увеличение спроса на него, заметное увелич-е прибыльности его реализ-и, массовая реклама.

Фаза зрелости – этап постепенного замедления темпов роста объема продаж, т к товар уже получил признание большинства покупателей, прибыль достигает мах значения и начинает уменьш ввиду увелич-я затрат на маркетинг с целью укрепления конкурентоспособности товара.

Фаза насыщения – прекращение роста продаж при некотором росте прибыльности, если достигается значительное снижение издержек производства.

Фаза спада – у производителя происходит устойчивое снижение спроса, объема продаж и прибыли.

Ценовая стратегия-обоснов выбор из неск вариантов цены (или перечня цен), направл на достижение мах (нормативной) приыбли для фирмы на рынке в рамках планируемого периода.

При выпуске нового товара предприятие выбирает, как правило, одну из следующих ценовых стратегий:

1.Стратегия «снятия сливок». Суть - с самого начала появления нового товара на рынке на него устанавливается максимально высокая цена в расчете на потребителя, готового купить товар по такой цене. Снижение цен имеет место после того, как спадет первая волна спроса. Это позволяет расширить зону продажи – привлечь новых покупателей.

2. Стратегия проникновения (внедрения) на рынок. Для привлечения максимального числа покупателей предприятие устанавливает значительно более низкую цену, чем цены на рынке на аналогичные товары конкурентов. Это способствует завоеванию рынка.

3. Стратегия психологической цены основана на установлении такой цены, которая учитывает психологию покупателей, особенности их ценовосприятия.

4. Стратегия следования за лидером в отрасли или на рынке : цена на товар устанавливается исходя из цены, предлагаемой главным конкурентом, обычно ведущей фирмой отрасли, предприятием, доминирующим на рынке.

5. Нейтральная стратегия ценообразования : определение цены на новую продукцию осуществляется на основе учета фактических издержек ее производства включая среднюю норму прибыли на рынке или в отрасли по формуле:

Ц = С + А + Р (С+А),

где С – издержки производства; А – административные расходы и расходы по реализации; Р– средняя норма прибыли на рынке или в отрасли.

    1. Стратегия установления престижной цены : установлении высоких цен на изделия очень высокого качества, обладающие уникальными свойствами.

Выбор одной из перечисленных стратегий осуществляет руководство предприятия в зависимости от факторов: 1) скорости внедрения на рынок нового товара; 2) доли рынка сбыта, контролируемой данной фирмой; 3) характера реализуемого товара (степень новизны, взаимозаменяемость с другими товарами); 4) периода окупаемости капитальных вложений; 5) конкретных условий рынка (степень монополизации, ценовая эластичность спроса, круг потребителей); 6) положения фирмы в соответствующей отрасли (финансовое положение, связи с другими производителями).