logo
moi_GOSy

69.Факторы и показатели конкурентоспособности организации, оценка ее конкурентных позиций.

Конкурентспособность-способность орг-и функционировать в какой-либо конкур среде и осущ деят-ть на ур-не, достатчном для сохран-я позиций на рынке, а также для перспект развития орг-ии. Каждая орг-я облад определ факторами успеха и недостатками, что и определ ее позиции в конкур среде. Для удобства оценки ур-ня конурентоспособности орг-и, рекоменд ориентрир на типовой, отраслевой перечень ключевых факторов успеха (КФУ), включ в себя все возможные факторы, способные вывести любую орг-и отрасли на высокий ур-нь конкурентоспос-ти. Перечень кфу удобно формировать в разрезе неск разделов, например, кфу, основ на научно-технич превосходстве, на орг-ии произв-ва, на маркетинге, на орг-ии и упр-и, прочие кфу (хорошая репутация,гос поддержка). Из кфу выделяют факторы, кот облад исслед орг-я, но кот не облад большинство вонкурентов. Они составляют сильную сторону орг-и. их рекоменд делить на 2 ур-ня. К высшему ур-ню отноят факторы, потеря кот может резко снизить конкур позиции орг-и и возврат кот либо вообще невозможен, либо чрезвыч затруднен. Как правило,эти факторы не зависят от поведения конкурентов, они обеспечив грамотным эффект упр-ем самой орг-ей. К факторам низшего ур-ня относ факторы,потеря кот также нежелат, но переход кот от одного конкурента к другому явл достаточно свободным. К слабым сторонам орг-и относ факторы из перечня кфу, кот облад конкуренты, а сама орг-я не облад.

Для определ-я конкурентспособ-ти орг-и формир экспертная группа. В зависим-ти от целей исслед-я в ее состав могутвходить работники орг-и или представители трех незавим сторон. Экспертная группа отбирает орг-и конкурентов, кот могут быть как отечеств, так и заруб орг-и. рекомед в кач-ве конкурентов брать как мин 2 орг-и. затем из перечня кфу выбир неск факторов успеха, наиб полно характериз деят-ть любой орг-и, отрасли (не менее 7). Определ значимость каждого фактора,устанавл коэф-т весомости пофакторно. Сумма коэф-тов должна быть равно 1. Затем определ значение каждого фактора для каждой из орг-й

Для оценки ур-ня каждого фактора среди конкурентов выдел фактор, имеющий наивысшее значение, что дает возможн0ть сравнить исслед-ю орг-ю не с каким-то одним конкурентом, а с неким нсуществ конкурентом-эталоном, кот бы имел все лучшие значения параметорв. Ур-нь конкур-ти параметра: Укф=Фисслед\Фконк-этал*100%.

Если ур-нь конкур-ти орг-и больше 75%, то орг-я на исслед рынке явл конкурентоспособной, но требуется серьезные усилия для повыш ур-ня ее конкур-ти. Она отстает по многим ключевым факторам, но ур-нь ее конкур-ти может быть выше при выборе правильного направления стратегич развития. Если ур-нь больше 100%, то орг-я счит высококонкурент, но также требует выработки гармотной стратегии.