4 Типы структур управления по характеру взаимодействия с внешней средой
В последние годы наблюдается активный процесс перестройки организационных структур управления предприятиями. Важнейшие факторы, вызывающие необходимость проведения структурной перестройки, следующие: ускоренная разработка новых видов продуктов под воздействием научно-технического прогресса;
рост конкуренции;
интенсивное внедрение передовых технологий;
внедрение новых методов организации и управления на базе компьютерной техники.
Организационные структуры управления производством в рыночных условиях ориентированы на выполнение следующих задач: создание условий для производства и сбыта высококачественной продукции и услуг при одновременном повышении уровня эффективности производства; обеспечение разработки, освоения и поставки на рынок новых видов продуктов и услуг. Это заставляет каждого работника аппарата управления в первую очередь ориентироваться на удовлетворение запросов потребителей.
Основными направлениями совершенствования структур управления, форм и методов руководства производственно-сбытовыми процессами являются: децентрализация производственных и сбытовых операций; инновационная политика, поиск новых рынков, диверсификация деятельности; повышение творческой отдачи персонала путем распределения акций и образования предприятий, находящихся в коллективной собственности их работников; отказ от административных методов и рычагов контроля; создание структур с минимальным числом уровней управления, а также организация взаимодействия предприятия (организации) с внешней средой. Немаловажное место занимает структура организации, через которую это взаимодействие осуществляется.
Согласно существующей теории и практике управления это взаимодействие может осуществляться с помощью механического и органического подходов, соответственно организация может получить одну из этих характеристик. Механический подход к построению организации характеризуется высокой степенью разделения труда, развитой иерархией управления, цепью команд, наличием многочисленных формальных правил и норм поведения управленческого персонала, подбором кадров по их деловым и профессиональным качествам. Многие считают механические организации синонимом бюрократии. Немецкий социолог М. Вебер сформулировал в начале века следующие характеристики бюрократии как организации:
четкое разделение труда приводит к появлению высококвалифицированных специалистов на каждой должности;
иерархичность — каждый уровень контролируется вышестоящим и подчиняется ему;
взаимоувязанная система правил и стандартов, обеспечивающих скоординированность задач;
формальная обезличенность — работник подчиняется должности, а не личности, ее занимающей;
найм на работу осуществляется в строгом соответствии с квалификационными требованиями.
Такую структуру управления часто называют классической или традиционной. Большинство современных предприятий представляют собой варианты бюрократии, поскольку ее характеристики соответствуют их относительно постоянной технологии и нединамичному внешнему окружению. Слово «бюрократия» нередко ассоциируется с плохой работой, волокитой, однако необходимо четко различать то, как должна работать организация и как она работает в ряде предприятий.
Данная модель построения предприятия имеет положительные стороны, но ее нельзя применять без детальной проработки и совершенствования всех составляющих, которые строятся на использовании разных вариантов организационного обособления (департаментализации) — от простой линейной до сложной матричной.
Существует множество подходов к группировке специализированных работ на предприятии, например по численности, времени, территории, функциям и т. д.
Линейная структура и ее производные предполагает относительную автономность в работе, поэтому она широко используется в низовых звеньях (бригадах, фермах или мелком бизнесе). Со специализацией работ вокруг получения и распределения ресурсов на предприятиях возникла функциональная структура управления: организация делится на блоки, каждый из которых имеет конкретную задачу (функцию) и обязанности. Традиционные функциональные блоки — отделы производства, маркетинга и финансов (конкретные названия отделов могут варьировать).
Преимущества функциональной структуры — в компетентности специалистов, конкретизации видов деятельности, расширении возможностей руководителей по оперативному управлению производством за счет высвобождения их от функциональной деятельности. К недостаткам структуры этого типа можно отнести трудности координации, удлинение процедуры принятия решения, отсутствие единства действий между работниками функциональных служб разных производственных подразделений, снижение ответственности за общий результат вследствие обезличивания в выполнении исполнителями обязанностей, поскольку у подчиненного несколько руководителей, дублирование и несогласованность действий функциональных руководителей, ибо каждый из них свои проблемы ставит на первое место, нарушение принципа единоначалия.
Опыт показывает, что функциональную структуру целесообразно использовать на небольших предприятиях с относительно ограниченным ассортиментом продукции, действующих в стабильных условиях.
Для крупных организаций с широким товарным ассортиментом и быстро меняющимися потребительскими и технологическими потребностями наиболее подходит дивизиональная структура, при которой работы сосредоточиваются на достижении общего результата, а разделение на элементы осуществляется по видам товаров или услуг, группам покупателей или географическим регионам (региональная структура) и т. д. К дивизиональной структуре можно отнести продуктовую; структуру, ориентированную на определенный сегмент рынка; структуру по региональному принципу.
Продуктовая структура наиболее распространена на предприятиях, которые за счет диверсификации увеличивают ассортимент производимой и реализуемой продукции. При этой структуре полномочия по руководству производством и сбытом какого-либо продукта или услуги передаются одному руководителю, который несет ответственность за данный товар, то есть четко определено, кто отвечает за получение прибыли, несет ответственность за затраты, снабжение и сбыт продукции. Такая структура способна быстрее, чем функциональная, реагировать на изменения условий конкуренции, покупательского спроса, технологии. Кроме того, все процессы — от производства до реализации продукции — координируются из одного центра.
К недостаткам продуктовой структуры можно отнести увеличение затрат вследствие дублирования одних и тех же видов работ по различной продукции, ибо в каждом подразделении есть свои функциональные специалисты, но численность их не настолько велика, чтобы максимально эффективно использовать необходимые технические средства.
Некоторые предприятия производят продукцию или услуги, которые отвечают запросам нескольких крупных групп потребителей или рынков. Каждая группа имеет специфические потребности, и если два таких потребителя или более становятся особенно важными для предприятия, оно может использовать дивизиональную структуру, ориентированную на сегмент рынка, при которой все ее отделы, подразделения группируются вокруг определенных сегментов рынка или групп покупателей. Цель состоит в том, чтобы удовлетворить потребности этих потребителей как можно лучше.
Чаще всего структура, ориентированная на покупателя, ассоциируется с предпринимательством, поэтому ее используют сельскохозяйственные предприятия, активно занимающиеся бизнесом. Изучение спроса и создание новых групп «потребителей» могут составить основной источник доходов.
Концентрация усилий вокруг конечного результата не может не повлиять на его качественные характеристики в положительном направлении, это верный путь к увеличению прибыли. Развитие функциональной иерархии улучшает координацию обслуживания в целом, а перенос центра тяжести в оперативном управлении на потребителей облегчает интеграцию внутри ответственных за них подразделений, сплачивает людей.
Повышение ответственности руководителей способствует развитию децентрализации, инициативы и автономии. В целом в рамках предприятия растет эффективность. Преимущества и недостатки структуры, ориентированной на сегмент рынка (потребителя), в общем те же, что и у продуктовой структуры, за исключением различий, связанных с разной целевой функцией.
Если деятельность предприятия охватывает большие территории, целесообразна структура по региональному принципу, то есть по месту расположения подразделений. Она облегчит решение проблем, связанных с обычаями и нуждами потребителей: упростит связь с ними, с местным законодательством. Примерами региональных структур управления могут служить крупные предприятия и их подразделения, деятельность которых охватывает большие географические зоны (например, в птицеводстве, звероводстве, перерабатывающей сфере). Иногда крупные предприятия образуют в разных регионах дочерние фирмы с другими структурами управления. Такая структура характерна для некоторых обслуживающих сельское хозяйство отраслей, например производящих сельскохозяйственные машины и технику.
Относительные преимущества и недостатки региональных организационных структур аналогичны структурам, ориентированным на потребителей, поскольку у всех дивизиональных структур одна цель — обеспечить более эффективную связь предприятия с тем или иным фактором внешней среды. Так, региональная структура учитывает запросы и потребности тех покупателей, от которых она более всего зависит, а продуктовая дает возможность разрабатывать новые виды продукции, исходя из конкуренции, удовлетворения потребностей и совершенствования технологии производства и реализации.
Выбор структуры предприятий, функционирующих на международном уровне, определяется такими факторами, как использование возможностей, имеющихся за рубежом, маркетинг продукции и особенности регионов. Цель структуры — координация деловой активности на международном уровне с зарубежными филиалами при сохранении самостоятельности. Поскольку структуры совместных предприятий сложны, рассмотрим только основные их типы.
Хозяйства, которые хотят выйти на зарубежные рынки со своим товаром, обычно вводят должность заместителя по экспорту или внешнеэкономическим связям, который подчиняется руководителю или начальнику отдела маркетинга. Если объем зарубежных продаж растет, предприятия изучают возможности создания в соответствующих странах своих подразделений, оказывая при этом помощь филиалам в вопросах производства, ресурсов и маркетинга. По мере роста деловой активности создаются специальные международные отделения, где концентрируются все функции управления, обеспечивающие деятельность на зарубежном рынке.
Наиболее широко распространены на предприятиях, действующих на международных рынках, продуктовые и региональные структуры. Первые подходят для тех предприятий, у которых различия между выпускаемыми видами продукции имеют большее значение, чем различия между регионами, в которых они реализуются.
Перечисленные виды структур подходят для предприятий, действующих в условиях, которые меняются довольно медленно, что не характерно для настоящего периода. Традиционные организационные структуры могут задерживать взаимодействие и процедуру выработки решений до такой степени, что организация не сможет эффективно реагировать на происходящие изменения. Чтобы предприятия могли внедрять новые технологии, модифицировать в соответствии со своими потребностями структуру и имели возможность быстро реагировать на изменения окружающей среды, были разработаны адаптированные структуры. В практике управления в отличие от механических структур эти более гибкие структуры называют еще органическими.
Данные структуры управления строятся на задачах и целях, радикально отличающихся от тех, что лежат в основе дивизиональных структур. Наиболее распространенные типы органических структур — проектная, матричная и конгломератная. Через такие структуры проходит гораздо больший объем информации и принятых решений, для них необходимы новые коммуникационные каналы и центры принятия решений, чтобы решать сложные задачи по интеграции различных видов деятельности. В этих целях применяют координационные элементы, целевые и комплексные коллективы, автономные группы, назначают руководителей по продукту или проекту, создают информационные сети, специальные координаты и т. д. Эти структуры отличаются сложностью, однако сегодня именно они в большей мере отвечают происходящим в обществе изменениям.
Проектная структура — это временная структура, которая создается для решения конкретной задачи с целью собрать в одну команду самых квалифицированных сотрудников для реализации сложного проекта в установленные сроки с заданным уровнем качества, не выходя за пределы сметы. Когда вопросы решены, группа распускается, ее члены могут перейти в другой проект или вернуться в свой отдел.
В обычной структуре руководитель имеет массу различных обязанностей и отвечает сразу за несколько проектов; основное преимущество проектной организации в том, что она концентрирует усилия на решение единственной задачи (проекта). Существует несколько типов проектных организаций, как чистых, так и смешанных: объектные, проблемные, проблемно-целевые, проектно-функциональные, функционально-проектные, программно-целевые и т. д.
Преимущества матричной структуры управления заключаются в дифференциации связей линейной и функциональной подчиненности, что делает ее адаптивной к изменениям окружающей среды, гибкой в использовании потенциала, профессионализма и во временной организации функционирования. В условиях рынка эти качества структуры управления становятся особенно важными. Системы матричного типа разнообразны. По приоритетности функциональных или линейно-проектных (объектных, проблемных) связей различают управление по проекту, управление по продукту, а также функционально-проектные, функционально-объектные, проектно-функциональные и т. д. структуры управления. В последнее время они получили распространение в современных организациях (фирмах).
Блок-схема матричной структуры напоминает решетку, отсюда и название. Структура впервые возникла в результате наложения проектной структуры на постоянную функциональную. В матричной структуре проектная группа подчиняется как руководителю проекта, так и руководителям функциональных отделов, где они работают постоянно. Выбор степени полномочий определяется высшим руководством. Для того чтобы проект был реализован, его руководителю передаются все материальные и финансовые ресурсы, а также планирование деятельности. Поскольку сотрудников набирают из различных функциональных отделов, по мере появления новых проектов трудовые ресурсы можно гибко перераспределять в зависимости от конкретных потребностей проекта; кроме того, создается возможность координации работы разных функциональных отделов.
Достоинства матричной структуры управления: активизация деятельности руководителей и работников за счет формирования программных подразделений, активно взаимодействующих с функциональными, усиление взаимосвязи; разделение функций управления между руководителями проектов (обеспечение результатов) и функциональных отделов (более полное использование ресурсов); вовлечение всех специалистов в сферу активной творческой деятельности.
Еще один вариант формирования адаптивных структур связан с появлением организаций конгломератного типа. В соответствии с конкретной ситуацией предприятие принимает форму, которая лучше всего подходит к ситуации. В одном подразделении может использоваться продуктовая структура, в другом — проектная, в третьем — функциональная.
Руководство высшего звена контролирует разработку политики предприятия, отвечает за долгосрочное планирование, а также координирует действия в рамках предприятия, а вопросы о том, как выполнять работу, полностью передаются на усмотрение аппарата управления соответствующей экономической единицы (независимому подразделению или фактически независимой фирме). Деятельность некоторых объединений оказалась настолько диверсифицированной, что ее не уместить в рамки какой-то одной структуры, поэтому руководство конгломерата дает возможность входящим в его состав предприятиям выбрать ту структуру управления, которая им больше всего подходит.
Особую значимость при выделении отделов приобретает вопрос, как разделить деятельность работников аппарата управления по горизонтали (то есть решить, какие задачи должна выполнять каждая единица) и по вертикали (в какой иерархической ступени должны приниматься важные решения). Все это дело высшего руководства, оно определяет форму, структуру управления и принимает решения. В практике управления существует много различных способов делегирования полномочий. Предприятия, в которых высшее звено оставляет за собой большую часть полномочий, относятся к централизованным, а предприятия, в которых полномочия распределены по нижестоящим уровням управления, называются децентрализованными. На практике обычно встречаются предприятия, где степень централизации зависит от степени делегирования прав и полномочий, размеров предприятий, числа уровней управления, выбранной стратегии.
В принципе, не существует структуры, которая была бы оптимальной во всех ситуациях, важно подобрать наиболее подходящую для данной ситуации структуру.
Контрольные вопросы и задания
1. Охарактеризуйте понятие и сущность категории «структура управления».
2. Что такое ступень и звено управления?
3. Каковы требования к структуре управления и факторы, ее определяющие?
4. В чем сущность производственной и организационной структур?
5. Назовите основные типы структур управления.
- Эумк Управление в апк
- Вопросы к экзамену по дисциплине «Управление в апк» для студентов заочного (сокращенного) обучения специальности 080502.65 «Экономика и управление на предприятиях апк»
- Лекционный материал
- 2 Предмет и задачи науки управления, методы ее познания
- 1 Становление и развитие науки управления
- 2 Современные школы управления
- 3 Российский опыт развития науки управления
- 1 Понятие и значение функций управления
- 2 Общие (основные) функции управления
- 3 Конкретные функции управления сельскохозяйственным предприятием
- 4 Регламентация функций управления
- 1 Сущность системы управления
- 2 Формирование систем управления предприятиями
- 3 Функционирование систем управления
- 1 Понятие структуры управления
- 2 Требования к структуре управления и определяющие ее факторы
- 3 Основные типы структур управления
- 4 Типы структур управления по характеру взаимодействия с внешней средой
- Тема 1.2 Организация управления в агропромышленных формированиях
- Лекция 7 Структура и функции органов управления апк
- 1 Сущность и взаимосвязь функций и структуры управления
- 2 Федеральный уровень государственного управления
- 3 Региональный уровень государственного управления
- 4 Районный уровень государственного управления
- Лекция 8 Общие основы управления организационно-правовыми формами хозяйствования в апк
- Лекция 9 Управление в государственных унитарных предприятиях
- Лекция 10 Управление в хозяйственных товариществах и обществах
- 2 Управление в хозяйственных обществах
- Лекция 11 Управление в производственных кооперативах
- Лекция 12 Управление крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и их ассоциациями
- Тема 1.3 Хозяйственный механизм управления. Формы и методы.
- 1.3.4 Социально-психологические методы управления Лекция 13 Механизм управления на макроуровне
- Лекция 14 Организационно-распорядительные (административные) методы управления
- 2 Формы оперативно-распорядительного воздействия
- Лекция 15 Экономические методы управления
- Лекция 16 Социально-психологические методы управления
- 2 Типология личности
- 3 Личность и коллектив
- 4 Методы делового общения
- 5 Стили управления
- 6 Конфликты в коллективе и пути их преодоления
- Модуль 2.
- 2 Уровень информационного обеспечения и внутренняя система информации
- Лекция 18 документационное обеспечение системы управления План:
- 1 Понятие и нормативная база делопроизводства
- 2 Системы управленческой документации
- Лекция 19 управленческие решения План:
- 1 Сущность и классификация управленческих решений
- 2 Процесс принятия управленческих решений
- 3 Факторы, влияющие на принятие управленческих решений
- 4 Методы принятия решений
- Лекция 20 управление маркетингом План:
- 1. Сущность и принципы управления маркетингом
- 2 Функции управления маркетингом
- 3 Механизм управления маркетингом в апк
- Лекция 21 управление качеством труда и продукции План:
- 1 Сущность и функции управления качеством
- 2 Методы управления качеством
- Лекция 22 управление нововведениями План:
- 1 Понятие инновационной деятельности
- 2 Возникновение и разработка нововведений
- 3 Стратегии реализации нововведений
- 4 Особенности нововведений в апк
- Лекция 23 управление финансами План:
- 1 Сущность управления финансами
- 2. Органы управления финансами, их функции
- 3 Финансовый механизм
- 4 Финансовая политика
- Лекция 23 управление финансами План:
- 1 Сущность управления финансами
- 2. Органы управления финансами, их функции
- 3 Финансовый механизм
- 4 Финансовая политика
- Лекция 25 управление научно-техническим прогрессом План:
- 4. Экономическая оценка эффективности управления научно-техническим прогрессом в апк
- 1 Роль научно-технического прогресса в развитии апк
- 2 Управление научно-техническим прогрессом в апк россии
- 3 Управление освоением достижений науки и техники
- 4 Экономическая оценка эффективности управления научно-техническим прогрессом в апк
- Лекция 26 управление природопользованием в апк
- 1 Проблемы рационального природопользования
- 2 Методы управления охраной окружающей среды
- Лекция 27 управление внешнеэкономической деятельностью План:
- 1 Основы управления внешнеэкономической деятельностью
- 2 Прогнозирование и планирование в управлении внешнеэкономической деятельностью
- 3 Организационная структура управления внешнеэкономическими связями
- Экономические методы управления внешнеэкономическими связями
- Обеспечивающие подсистемы управления внешнеэкономическими связями
- Государственное регулирование внешнеэкономических связей
- Лекция 28 Кадры управления и их роль План:
- 1 Функции работников аппарата управления
- 13. Функции, выполняемые руководителем
- 14. Функции руководителей на различных уровнях управления
- 2 Требования к профессиональным и личным качествам руководителя
- 3 Пути совершенствования мастерства руководителя
- Лекция 29 организация управленческого труда План:
- 1 Научная организация управленческого труда
- 2 Планирование работы аппарата управления
- 3 Проведение служебных совещаний, собраний, бесед
- 4 Условия труда работников аппарата управления
- Глава 30 нормирование, мотивация и оплата управленческого труда
- § 1 Нормирование управленческого труда
- § 2 Мотивация управленческого труда
- § 3 Оплата управленческого труда
- Лекция 31 автоматизированные системы управления План:
- 1 Типы автоматизированных систем управления
- 2 Общие принципы и требования к созданию автоматизированных систем управления
- 3 Основы сетевой технологии обработки данных в автоматизированных системах управления
- 4 Техника управления
- Лекция 32 оперативное управление и диспетчеризация План:
- 1 Суть оперативного управления и пути его совершенствования
- 2 Организация диспетчерской службы и ее функции
- 3 Технические средства диспетчерской службы
- Лекция 33 эффективность управления сельскохозяйственным производством План:
- 1 Сущность эффективности управления
- Факторы, влияющие на оценку эффективности управления
- Требования и подходы к оценке эффективности управления
- 4 Методика оценки эффективности управления сельскохозяйственным производством
- Материал для практических занятий
- Цели и стратегия управления
- Анализ факторов, влияющих на организационную структуру сельского хозяйства
- Построение схемы организационной структуры предприятия
- Этапы совершенствования организационной структуры сельскохозяйственных предприятий
- Проектирование усовершенствования организационной структуры предприятия
- Размещение структурных подразделений в хозяйстве
- Размер производства в хозяйстве
- К нормативным
- 4. Отношение фактических размеров ферм к нормативным
- 5. Размеры вторичных производственных подразделений основного производства
- 6. Размещение и характер производственных связей основных и вспомогательных внутрихозяйственных подразделений
- 7. Размеры и структура основных средств вспомогательных производств
- 2. Проектирование усовершенствованной организационной структуры сельскохозяйственного предприятия
- 8. Объем ремонтов техники
- 9. Объем транспортных перевозок
- 10. Вспомогательная таблица для проектирования организационной структуры предприятия
- 1.6.1. Практическое занятие «методика анализа и проектирования структуры управления сельскохозяйственным предприятием»
- 1. Методика анализа структуры управления сельскохозяйственным предприятием
- 11. Формы соподчинения в управленческом аппарате хозяйства
- 2. Проектирование усовершенствованной структуры управления сельскохозяйственным предприятием
- 12. Вспомогательная таблица по расчету условной уборочной площади для определения численности работников агрономической службы
- 13. Вспомогательная таблица по расчету условного поголовья скота для определения численности зоотехников
- 14. Число машин с силовыми двигателями
- 15. Характеристика трудоемкости управленческого труда
- 16. Расчет числа работников аппарата управления
- 17. Эффективность совершенствования структуры аппарата управления сельскохозяйственным предприятием
- Регламентация функций управления в положениях о подразделениях (звеньях) управления и должностных инструкциях работников управления
- 1.7. Практическое занятие «разработка положения о подразделении (звене) управления»
- Общие положения (характеристика подразделения, звена)
- 1.7.2. Практическое занятие «разработка должностной инструкции для работников планово-экономической и бухгалтерской служб хозяйства»
- 18. Вспомогательная таблица для разработки должностных инструкций работников планово-экономической и бухгалтерской служб хозяйства
- 2. Функции
- Развитие отечественной и зарубежной управленческой мысли
- 1.8. Семинар «развитие управленческой мысли»
- План семинара
- Контрольные вопросы и задания по теме семинара
- Литература
- Организация управления на предприятиях апк
- 2.2. Семинар «организация управления на предприятиях апк различных организационно-правовых форм»
- План семинара
- 2.2.1. Практическое занятие «разработка типовых структур управления предприятиями апк основных организационно-правовых форм»
- 2.2.2. Тест для контроля знаний по теме «организация управления на предприятиях апк»
- Система методов управления. Экономические методы управления
- 2.3. Семинар «экономические методы в системе методов управления»
- План семинара
- Организационно-распорядительные (административные) методы управления
- 2.4. Семинар «организационно-распорядительные методы управления»
- 2.4.1. Практическое занятие «методика разработки организационно-правовых норм и нормативов»
- 2.4.2. Практическое занятие «правовое регулирование управленческой деятельности»
- 1. Дисциплинарные методы воздействия
- 3. Материальная ответственность
- 2.4.3 Практическое занятие «управление конфликтами»
- 23. Контрольная карточка по теме «Управление конфликтами»
- 24. Контрольная карточка по теме "Руководитель и коллектив»
- Опросник для определения стиля работы руководителя (главного специалиста)
- Опросник для определения стиля руководства
- Литература
- Управление персоналом
- 2.5 Семинар «кадровая политика организации»
- 2.5.1. Практическое занятие «оптимизация штатной численности аппарата управления»
- 2.5.2. Практическое занятие «управление продвижением по службе»
- Литература
- Организация управленческого труда
- 2.6 Практическое занятие «методика анализа и планирования затрат рабочего времени на выполнение управленческих работ»
- 28. Расчет структуры затрат рабочего времени на выполнение функций управления
- 2.6.1. Практическое занятие «разработка графика (распорядка) рабочего дня и рабочей недели)»
- 30. Примерный график (распорядок) рабочего дня руководителя предприятия
- Литература
- Процессы и технология управления
- 2.7. Практическое занятие по теме методика подготовки и проведения производственного совещания (деловая игра»)
- 2.7.1. Практическое занятие «сетевые графики в управлении производством»
- «Использование графиков в управлении производством»
- 2.7.2. Практическое занятие «методика апестации руководителей»
- 2.7.3. Практическое занятие «методика оценки кадров управления»
- Управленческие решения и организация их выполнения
- 3.1. Практическое занятие «методика разработки и принятия управленческих решений»
- 36. Этапы и процедуры принятия управленческого решения
- 3.1.2. Практическое занятие «организация контроля выполнения управленческого решения»
- Информационное обеспечение и делопроизводство в управлении предприятием апк
- 3.2. Семинар «информационное обеспечение и делопроизводство в управлении предприятием апк»
- План семинара
- 3.2.1. Практическое занятие «методика разработки управленческих документов»
- Порядок и методика выполнения задания.
- 1. Составление документов
- 2. Регистрация документов
- 3. Подготовка документов для сдачи в архив
- Литература
- Управление качеством труда и продукции
- 3.3. Семинар «организация управления качеством труда и продукции»
- План семинара
- 3.3.1. Практическое занятие «управление качеством сельскохозяйственной продукции»
- 40- Планируемые показатели качества продукции растениеводства
- 41. Планируемые показатели качества продукции животноводства
- 42. Причины, влияющие на качество молока
- 43. Оценка уровня подготовленности организации к выпуску качественной
- 44. Характеристика молока
- Литература
- Управление внешнеэкономической деятельностью
- 3.4. Семинар «управление внешнеэкономической деятельностью»
- План семинара
- Внешнеэкономические операции предприятия
- 3.4.1. Практическое занятие «методика составления внешнеэкономических контрактов»
- 46. Варианты базисных условий, применяемые при различных способах транспортировки товаров
- Контракт № на поставку оборудования
- 1. Предмет контракта
- 2. Сумма контракта
- 3. Сроки и условия исполнения контракта и его оплаты
- 4. Срок поставки
- 5. Приемка и качество товара
- 6. Упаковка, маркировка, отгрузка
- 8. Ответственность сторон
- 10. Прочие условия
- Литература
- Управление финансовой деятельностью на предприятиях апк
- 47. Абсолютные показатели финансово-хозяйственной деятельности спк «Нива»*
- 3.5.2. Тест для контроля знаний по теме «управление финансовой деятельностью на предприятиях апк»
- Литература
- Управление природопользованием в апк
- 3.7. Семинар «управление охраной окружающей среды в апк»
- Литература
- Календарный модуль 2 (км2) управление инфраструктурой апк
- 4.1. Семинар «принципы и основы управления инфраструктурой апк»
- 4.1.1. Практическое занятие «определение местонахождения склада»
- 4.1.2. Практическое занятие «управление персональной инфраструктурой в сельскохозяйственных организациях»
- 58. Нормативы на снятие одной копии трудовой книжки
- 59. Нормативы на составление одного отчета о численности работников по полу и возрасту и рабочих по образованию
- 60. Нормативы на составление одного отчета о численности и составе специалистов, имеющих высшее образование.
- 61. Нормативы на составление одного отчета о численности и составе специалистов, имеющих среднее профессиональное образование
- 62. Нормативы на составление одного отчета о численности, составе,
- 64. Норматив на составление одного расчета среднесписочной численности работников организации
- Тест для проверки знаний по теме «управление инфраструктурой апк»
- Литература
- Управление маркетингом
- 4.2. Семинар «основы управления маркетингом в апк»
- План семинара
- 4.3. Семинар «управление международным маркетингом в апк»
- План семинара
- 4.3.1. Деловая игра «переход к маркетинговой концепции управления организацией»
- 66. Концепции управления организацией
- 67. Функции управления при переходе к маркетинговой концепции
- 4.3.2. Практическое занятие «управление маркетинговыми исследованиями»
- 4.3.3. Практическое занятие «самооценка конкурентоспособности организации»
- 68. Результаты мониторинга
- 4.3.3. Разбор хозяйственной ситуации «проектирование системы управления маркетингом овощей»
- 4.3.4. Разбор хозяйственной ситуации «стратегия маркетинга в условиях реструктуризации»
- 4.4. Ролевой разбор ситуации «стимулирование спроса»
- 4.4.1 Тест для контроля знаний по теме «управление маркетингом»
- Литература
- Оперативное управление и диспетчеризация
- 4.5. Семинар. Сущность и значение оперативного управления»
- 69. Функции оперативного управления
- 4.5.1. Практическое занятие «методика разработки оперативного плана на отдельные периоды сельскохозяйственных работ.
- Литература
- Эффективность управления производством на предприятиях апк
- 4.6. Семинар «эффективность управления производством на предприятиях апк»
- Мероприятия по совершенствованию управления на сельскохозяйственных предприятиях
- 4.7. Практическое занятие «методика оценки эффективности управления на предприятии апк»
- Глоссарий
- Диагностические средства контроля Вопросы к зачету
- Вопросы к экзамену
- «Красноярский государственный аграрный университет»
- «Красноярский государственный аграрный университет»
- «Красноярский государственный аграрный университет»
- «Красноярский государственный аграрный университет»
- «Красноярский государственный аграрный университет»