logo
ЭУМК Управление в апк

Внешнеэкономические операции предприятия

Внешнеторго­вые операции

Экспортно-импортные

Реэкспортные

В свободных экономичес­ких зонах

Встречной торговли

Арендные операции

Лизинг

Хайринг

Рейтинг

Операции

производственной

кооперации

Подрядное кооперирование

Договорная специализация

Совместное производство

Операции по международной

торговле лицензиями

Самостоятельные операции

Операции, сопутствующие купле-продаже оборудования

Рис. 22. Классификация внешнеэкономических операций по видам деятельности

страны-импортера для производственного потребления предприя­тием-импортером.

Реэкспортные операции, или реэкспорт, — вывоз за границу ранее ввезенного товара, не подвергшегося в реэкспортирующей стране какой-либо переработке. Предметом реэкспорта чаще все­го становятся товары, продаваемые на международных аукционах и товарных биржах.

Свободные экономические зоны (СЭЗ) — это часть государ­ственной территории, на которой созданы особые для иност­ранных и национальных предпринимателей экономические ус­ловия: льготные таможенный, арендный, налоговый, валютный и трудовой режимы. На территории свободных экономических зон часто осуществляются операции по завершению процесса производства (подработка и сушка сырьевых товаров, наклейка этикеток и снабжение ключами консервных банок, фасовка и роз­лив напитков в розничную тару, подбор товаров по ассортименту и т. д.); сортировке и перегрузке товаров; отбору товарных образ­цов и т. д.

Операции встречной торговли заключаются в полной или час­тичной оплате импорта встречным экспортом. Условия сделок предусматривают обязательства экспортеров закупить у импорте­ров товары на полную или частичную стоимость экспорта.

Операции встречной торговли могут осуществляться в различ­ных формах. К операциям, осуществляемым на основе натураль­ного обмена, относится бартер. Отличие компенсационных опера­ций от бартера — в использовании в них денег и как меры стоимо­сти, и как средства платежа. Расчеты между партнерами осуществляются в денежной форме и по ценам, изменяющимся в зависимости от рыночной ситуации.

Наиболее распространенная форма встречной торговли — встречные закупки. При этом экспортер обязуется закупить (или обеспечить закупку третьей стороной) товары импортера, состав­ляющие по стоимости определенный процент от его собственной поставки. При заключении сделок по поводу встречных закупок подписываются два отдельных контракта, причем часто не указы­ваются конкретные товары, закупаемые по встречным обязатель­ствам, а фиксируются только сумма и срок поставки.

В авансовых закупках первоначальная и встречные поставки меняются местами. Сторона, заинтересованная в продаже своих товаров определенному партнеру, сначала закупает у него какие-либо товары. Экспортер тем самым освобождается от дальнейшего выполнения обязательств по встречным закупкам в рамках конк­ретной сделки.

В отличие от всех предыдущих типов сделок так называемые «джентльменские соглашения» не предусматривают юридического оформления. Экспортирующая страна соглашается закупить в стране-импортере товары на сумму, составляющую определенную долю экспортной поставки, причем эта доля часто превышает 100%.

Если в других сделках встречной торговли набор обмениваемых товаров может быть произвольным, то сделка типа «offset», как правило, связана с дорогостоящими правительственными про­граммами закупок гражданской и военной техники, оборудования для промышленных объектов и т.д., которые частично финанси­руются поступлениями от встречных поставок.

Содержание сделок типа «swith» — передача экспортером своих обязательств по встречной закупке третьей стороне, обычно спе­циализированной торговой фирме. По существу «swith»— чисто финансовая реэкспортная операция, смысл которой состоит в том, чтобы избавить фирму от создания собственного сбытового подразделения для встречных закупок товаров, не соответствую­щих основному ее профилю.

Соглашения о сотрудничестве на компенсационной основе предусматривают поставку иностранным партнерам на кредитных условиях комплексного оборудования, оказание услуг типа инжи­ниринга с последующим погашением кредита за счет выручки от встречных поставок продукции сооруженных предприятий и иных объектов.

Вторая группа внешнеэкономических операций — арендные. Наибольшее распространение среди них получил лизинг, явля­ющийся по существу специфической формой финансирования капитальных вложений. Этот вид аренды предоставляется на 3—5 лет и более, позволяет потребителям получать необходи­мые товары без значительных единовременных затрат и избе­жать потерь, связанных с моральным старением средств произ­водства.

Различают финансовый и производственный лизинг. Финансо­вый лизинг предусматривает выплату в течение периода соглаше­ния суммы, покрывающей полную стоимость амортизации обору­дования, а также прибыль арендодателя. По истечении срока дей­ствия соглашения арендатор может вернуть объект аренды, заключить новое соглашение или выкупить объект аренды по ос­таточной стоимости. Производственный (оперативный) лизинг — это соглашение на срок, который короче амортизационного пе­риода машины или оборудования. По истечении этого срока объект аренды возвращается владельцу или заключается новое со­глашение.

По экономической природе хайринг и рейтинг также арендные операции. Отличие заключается лишь в сроке аренды: хайринг предоставляется на период от 1 до 3 лет, рейтинг — от нескольких часов до 1 года.

Развитию арендной формы коммерческих связей способству­ет международная специализация производства под влиянием

научно-технического прогресса в масштабе всего мирового хо­зяйства.

Третья группа операций — производственная кооперация. Самый старый вид производственных связей в промышленности и строи­тельстве — подрядное кооперирование. Оно получило распростра­нение в машиностроении, чаше всего при производстве сложной наукоемкой техники.

Другой вид производственной кооперации —договорная спе­циализация производства. Она предполагает постоянный обмен результатами НИОКР, разграничение выполнения отдельных ча­стей и этапов производственных программ, осуществление в слу­чае необходимости перераспределения капитальных вложений и т.д.

В создании сложных видов продукции получило распростране­ние совместное производство, при котором партнеры на всех эта­пах НИОКР (освоение, производство, исследование рынков, сбыт, сервисное обслуживание) тесно взаимодействуют, чтобы до­биться более высокого конечного результата. Такое сотрудниче­ство часто оформляется в виде консорциума, то есть временного договорного объединения фирм для осуществления конкретного экономического проекта. Стороны консорциума остаются юриди­чески самостоятельными партнерами, совместно финансирующи­ми производство и сбыт продукции. Их кооперационные связи оформляются в виде контракта, хозяйственного договора, прото­кола об осуществлении производственных и научно-технических работ.

Производственная кооперация со временем может привести к образованию совместного предприятия как независимого юри­дического лица. При этом объединяются капиталы учредителей (паевые взносы), осуществляется совместное управление хозяй­ственной деятельностью, а прибыль (или убытки) распределяет­ся между учредителями пропорционально их вкладу в уставный фонд.

Четвертая группа операций — международная торговля лицензи­ями. В отличие от международной торговли материальными цен­ностями в торговле лицензиями предметом обмена являются на­учно-технические знания и опыт. Объектами продажи могут быть патенты, лицензии, товарные знаки, промышленные образцы, а также «ноу-хау». Возрастание роли научно-технического прогрес­са в международном обмене привело к обособлению международ­ной передачи технологии в самостоятельную сферу внешнеэконо­мической деятельности, функционированию мировых технологи­ческих рынков.

В международной торговле используют два метода проведения коммерческих операций:

прямой — предполагает установление прямых связей между производителем (поставщиком) и потребителем; на основе договора купли-продажи производится закупка товаров у непос­редственного производителя и поставка их конечному потреби­телю;

косвенный —покупка и продажа товаров осуществляются че­рез торгово-посредническое звено на основе заключения специ­ального договора (соглашения) с торговым посредником.

Внешнеэкономические операции осуществляются в несколько этапов: изучение конъюнктуры рынка по интересующему товару; выбор форм и методов работы на рынке; планирование внешне­торговой операции; проведение рекламной кампании; подготовка и заключение внешнеторгового контракта; исполнение контракт­ных обязательств.

Формы государственного регулирования внешнеэкономической дея­тельности. Государственное регулирование внешнеэкономичес­кой деятельности — совокупность мер, направленных на защиту интересов национальных производителей и предпринимателей и создание для них наиболее благоприятных условий на внутреннем и внешнем рынках. Оно осуществляется административными и экономическими методами.

Административные методы. Международные торговые дого­воры определяют общие направления развития экономических отношений между странами, устанавливают торгово-политический режим, предусматривают условия взаимных расчетов и т. д.

Таможенное обложение — один из самых эффективных адми­нистративных методов регулирования торговли. Таможенные по­шлины представляют собой денежные суммы, взимаемые тамо­женными органами при ввозе товара на таможенную территорию государства или вывозе с этой территории. Таможенные пошли­ны подсчитываются по действующим в стране таможенным тари­фам, установленным по каждому виду товаров или товарным группам. Если тарифы устанавливаются как нормативы к цене товаров, то начисляемые по ним пошлины называются адвалор­ными, если к единицам количества, массы, объема и т. д. — спе­циальными.

Лицензирование — система письменных разрешений, выдавае­мых государственными органами на экспорт и импорт товаров. Лицензии могут выдаваться на каждую единицу товара, партию или вид товара, предоставляться отдельным экспортерам или им­портерам, торговым организациям и ассоциациям. Лицензии мо­гут действовать в отношении всех стран, группы стран или одной страны. Их действие ограничено во времени. Путем лицензирова­ния осуществляется количественное регулирование внешнеторго­вого оборота. Ограничения на импорт (импортные квоты) обычно вводятся с целью защиты национальной промышленности от кон­куренции иностранных поставщиков, а также для ограничения расходования валюты на ввоз иностранных товаров.

Экспортные квоты устанавливаются в основном в соответ­ствии с международными товарными соглашениями (МТС), ли­митирующими долю каждой страны-участницы в мировом экс­порте определенного вида продукции, а также в связи с исполне­нием соглашений о «добровольном» ограничении экспорта (обычно навязываемом экономически более сильным партнером более слабому).

Антидемпинговые процедуры — административные и судебные разбирательства претензий, которые выдвигают национальные фирмы против иностранных поставщиков, обвиняя их в продаже товаров по заниженным (демпинговым) ценам и нанесении ущер­ба местным производителям аналогичной продукции.

Ценовые преференции — устанавливаемая в законодательном порядке минимальная разница, на которую цены иностранных по­ставщиков должны быть ниже цен национальных производителей. Преференции устанавливаются для импортеров крупных партий промышленных товаров, чаще всего машин и оборудования. Так, например, энергетические корпорации США могут размешать им­портные заказы на оборудование, если цены на него будут ниже цен американских производителей не менее чем на 6 %.

Технические барьеры — проверка соответствия импортируемой продукции требованиям международных и национальных стан­дартов, отраслевых норм и технических предписаний. Они уста­навливаются в законодательном порядке государственными орга­низациями, а также промышленными ассоциациями.

Международные стандарты устанавливают качественные ха­рактеристики товаров и применяются во взаимной торговле меж­ду странами. Общепризнанны стандарты, разработанные Между­народной организацией по стандартизации (ИСО).

Одним из наиболее распространенных технических барьеров в международной торговле является сертификация товаров, то есть получение особых свидетельств и знаков того, что товары про­шли испытания в специализированных лабораториях на соответ­ствие их характеристик определенным стандартам и другой науч­но-технической документации, действующим в импортирующей стране.

Все более важное значение приобретают требования в отноше­нии безопасности продукции. Выполнение этих требований обес­печивается системой контролирующих учреждений, выдающих документы, подтверждающие безопасность продукции для здоро­вья и жизни людей. Требования соблюдения экологических норм сводятся к тому, чтобы продукция и ее производство не наносили ущерба озоновому слою Земли, воздушному и водному бассейнам, растительному и животному миру, не служили источником чрез­мерного шума и загрязнения.

Существуют правила проведения импортных операций. В большинстве стран при государственных закупках предписывает использование международных торгов, причем правила не­редко регулируют и саму процедуру торгов. Во многих странах покупатели получают импортные лицензии при выполнении ряда требований, в том числе в отношении встречных импорт­ных операций.

Экономические методы. Прямое финансирование экспортного производства осуществляется в виде выплачиваемых компаниям дотаций из бюджета на покрытие разницы между себестоимостью продукции и экспортными ценами в целях получения гарантиро­ванных прибылей.

Косвенное финансирование экспортного производства осу­ществляется через частные банки, которым правительства выде­ляют специальные дотации на снижение кредитных ставок экс­портерам.

Снижение налогов с экспортеров осуществляется разными методами (прямое снижение налогов, создание резервных фон­дов за счет прибыли, не облагаемой налогом, отсрочка от уплаты налогов).

Кредитование экспорта — одна из самых распространенных форм его стимулирования (внутреннее и внешнее кредитование). Страхование экспорта— эффективная форма экономического стимулирования внешнеторговой экспансии (внутренней и внеш­ней).

Выделяют следующие виды внешнеэкономической стратегии го­сударства:

изоляция;

протекционизм;

свободная торговля;

наполнение дефицитного рынка.

Стратегия изоляции — исключение государства из мировых хо­зяйственных связей. Данная стратегия проводится исключительно из политических и идеологических соображений. Экономически эта стратегия не оправданна.

Стратегия протекционизма — защита внутреннего рынка от иностранной конкуренции. Обычно защита внутреннего рынка сочетается со стимулированием в той или иной степени экспорт­ного производства. Стратегия протекционизма принимается го­сударством под давлением национальных предпринимателей в том случае, если отечественное производство неконкурентоспо­собно. Протекционизм означает создание «тепличных» условий для местных предпринимателей, что не всегда дает положитель­ные результаты.

Стратегия свободной торговли — уменьшение до минимума ог­раничений во внешней торговле. Обычно такая стратегия прово­дится странами, занимающими лидирующее положение на рынке, которым нет необходимости опасаться подрыва конкурентоспо­собности своих товаров.

Стратегия наполнения дефицитного рынка —«протекционизм наоборот». Эффективна только в случае большого дефицита наци­онального рынка, на котором найдется место всем.

Условия претворения той или иной стратегии в жизнь могут быть жесткими — по всем товарам и рынкам или мягкими — по отдельным товарам и рынкам. Мягкость стратегии позволяет большинству государств сочетать в своей деятельности несколько внешнеэкономических стратегий.

Внешнеэкономическая деятельность в России регулируется наци­ональным законодательством и международными соглашениями.

Внешнеэкономические связи в АПК рассматриваются как дея­тельность государства, хозяйствующих субъектов, иных лиц но развитию сотрудничества с другими государствами в области тор­говли продукцией АПК, оказания услуг, специализации и коопе­рации сельскохозяйственного производства и научно-технических работ; информационной, селекционной, инвестиционной и кредитно-валютной политики, трудовой миграции, техники; сотруд­ничества в решении аграрных геоэкономических проблем и в дру­гих областях.