36. Этапы и процедуры принятия управленческого решения
Этап
| Процедуры
|
Постановка проблемы
Разработка вариантов решения Организация выполнения решения и его оценка
Выбор решения
| Сбор и изучение необходимой информации Определение целей и формулирование проблемы Выявление требований-ограничений Разработка альтернативных вариантов решения Определение критериев выбора Выбор решений, отвечающих критериям Оценка возможных последствий Выбор предпочтительного решения Составление плана реализации выбранного решения Доведение решения до сведений исполнителей Контроль за ходом реализации решения Оценка эффективности решения проблемы
|
На этапе разработки вариантов решения проблемы выдвигают максимально возможное число альтернативных вариантов с учетом конкретной ситуации и степени риска.
Следующий этап - выбор из альтернативных вариантов наилучшего. Для этого определяют ограничения и критерии допустимых решений, а из них - наиболее полезные или предпочтительные. От того, насколько обоснованно они выбраны, зависит качество управления, а оно, в свою очередь, определяет конкурентоспособность организации, быстроту ее адаптации к изменениям хозяйственной ситуации и в конечном счете - эффективность и прибыльность.
Наиболее полно система критериев оценки решений разработана для структурированных проблем, позволяющих при менять экономико-математические методы. С помощью этих методов определяются лучшие решения, например, по таким направлениям, как сроки окупаемости капиталовложений, прирост доходов или прибыли, минимизация текуших издержек или максимизация производительности труда и т. д. Нередко в качестве критерия применяют фактор времени, что особенно важно в условиях переходного периода, для которого характерна неустойчивость состояния экономики и общества в целом. Задержка с принятием решения или выбор решения, которое связано с более длительным процессом реализации, могут существенно снизить ожидаемые результаты (из-за инфляции, изменения политики и прочих факторов внешней среды).
Однако на практике часто возникает необходимость решения слабоструктурированных проблем, не дающих возможности оценивать варианты с помощью математического аппарата. В этом случае для оценки решений может применяться система взвешенных критериев, а сам процесс оценки вариантов осуществляется в три этапа. На первом этапе формируются важнейшие критерии, необходимость следования которым не вызывает сомнений. Альтернативные варианты оценивают по этим критериям (всущности являющимся критериями ограничения) и разделяют на группы: соответствующие требованиям, не соответствующие требованиям и сомнительные. На втором этапе анализируют варианты по остальным критериям, а на третьем оценивают степень риска, возникающего в результате принятия решения.
В сельскохозяйственных организациях признаками возникновения или существования проблем является снижение уровня рентабельности производства продукции, проблемы с ее реализацией, ухудшение экономического состояния предприятия в целом или отдельных его отраслей, нарастание дезорганизующих факторов.
Проблема может быть долгосрочной или краткосрочной, руководителям и специалистам необходимо это выяснить. Особого внимания и глубокого анализа требуют долгосрочные проблемы, охватывающие все предприятия отрасли (например, неблагоприятные внешние условия, приводящие сельскохозяйственные предприятия к кризису). Такие проблемы следует расчленять на подпроблемы, анализировать и решать каждую отдельно.
Когда решение принято, разрабатываются мероприятия по организации его выполнения.
Составляется проект решения. Если решение перспективное, общее, его проект, как правило, обсуждается совместно с общественными организациями, а также на заседаниях различных коллегиальных органов.
Принимается программа действий по выполнению решения, которая состоит из следующих элементов: кто, что, где, когда и как делает; кто, когда, как и кого контролирует.
Принятое решение доводится до исполнителей в виде административного акта - документа организационного регламентирования, нормирования или инструктирования (приказа, распоряжения, инструкции, протокола). Документы могут иметь различную степень директивности. Они предусматривают либо обязательное выполнение (например, приказ), либо имеют ограничения по предельным требованиям (распоряжения), либо выступают как методические указания. Решение должно быть принято и сформулировано таким образом, чтобы создавались условия и возникало желание у подчиненных быстрее его выполнить. Своевременность выполнения решения в значительной степени определяется оперативностью его доведения до исполнителей.
Реализация выбранного решения включает три взаимосвязанных операции: организацию, контроль и оценку эффективности выполнения.
Организация выполнения решения заключается в доведении его до сведения членов коллектива, расстановке исполнителей и согласовании их действий, инструктаже, определении полномочий работников, стимулировании и регулировании их деятельности.
Если решения сложные, многоцелевые, разрабатывают различные организационные планы их реализации (сетевые графики, планы-графики, целевые программы, оперограммы и т. д.). В этих планах устанавливают цели, подцели, сроки выполнения решений, исполнителей по каждой операции, распределение людей, техники, других ресурсов (рис. 18).
Организация выполнения решения неразрывно связана с контролем, который способствует высококачественной реализации поставленной цели, укреплению дисциплины, развитию деловитости и инициативы. Определяют объекты или предметы контроля, назначают работников, его осуществляющих, выбирают методы контроля; организуют контрольную службу.
И, наконец, последний этап - оценка эффективности решения проблемы.
Рассмотрим несколько примеров разработки и принятия управленческих решений.
1. Решение по выбору новой стратегии развития. В связи с низкими показателями экономической эффективности производства на сельскохозяйственном предприятии и необходимостью избежать банкротства возникла необходимость выбора новой стратегии развития.
Цели предприятия в этом случае заключаются в выживании в тяжелых кризисных условиях; сохранении и упрочении позиций на рынке конкурентоспособной продукции; создании предпосылок для дальнейшей интервенции на рынке; максимальном использовании и наращивании потенциала предприятия.
Конкретные цели можно сформулировать следующим образом: а) сконцентрировать усилия на выпуске конкурентоспособной продукции: А (зерно), Б (молоко), В (мясо), поиске различных каналов реализации;
б) разработать и реализовать программу интеграции и кооперации с другими предприятиями и организациями, прямо или косвенно связанными с производством, переработкой, хранением и реализацией продукции А, Б и В с целью привлечения деловых инвестиций;
Чтобы изменить систему и структуру управления организацией с целью повышения их гибкости, оперативности и создания максимально благоприятных условий для развития творчества и более полного использования потенциала работников.
«Дерево решений» этой проблемы. Для простоты в нем учтены всего три уровня декомпозиции: на l-м выделены три стратегические линии развития: 1 - развитие рынка сбыта, 2 - кооперация с другими компаниями, 3 - изменение менеджмента; на 2-м каждая из линий стратегий декомпозирована
на составляющие: 1.1- рынок на экспорт и 1.2 - рынок внутренний; 2.1 - единая кооперация, 2.2 - кооперация в форме вхождения в предпринимательскую технологически связанную сеть, 2.3 - кооперация в форме сети независимых компаний на условиях долевого инвестирования; 3.1 - изменение структурного состава организации, 3.2 - изменение структуры управления, 3.3 - изменение стиля руководства и культуры взаимоотношений. 3-й уровень позволяет еще более конкретизировать принятое решение. Так, рынок сбыта продукции на экспорт может быть рассмотрен по регионам или группам стран (например, 1.1.1 - страны СНГ, 1.1.2 - страны Юго-Восточной Азии ит. д.). Соответственно рынок сбыта продукции внутри страны требует детализации по экономическим регионам или субъектам Федерации (например, 1.2.1 - рынок сбыта в Центральном регионе, 1.2.2 - в Западной Сибири и т. д.). Если продолжить развертку на 4-й уровень, можно представить цели, связанные с отдельными странами на внешнем рынке и субъектами Федерации на внутреннем, на 5-м - задачи завоевания рынка сбыта по каждому из конкурентоспособных видов продукции и т. д. В конечном счете «дерево решений,) предстает в виде совокупности задач, необходимых для реализации выбранной стратегии.
Решение, позволяющее избежать банкротства предприятия. Анализ финансового состояния сельскохозяйственной коммерческой организации по итогам отчетного периода показал значительный рост кредиторской задолженности (табл.37-39).
37. Вертикальный анализ структуры баланса СПК "Нива»
| На начало отчетного | На конец отчетного | Отклонение | ||
Показатели | периода |
| периода |
| в удельном |
| тыс. руб. I | % | тыс. руб. I | % | весе (+,-) |
| Актив |
|
|
|
|
Внеоборотные активы | 82479 | 85,56 | 79861 | 85,18 | -0,38 |
Оборотные активы | 13919 | 14,44 | 13890 | 14,82 | 0,38 |
Итого | 96398 | 100 | 93751 | 100 | О |
| Пассив |
|
|
|
|
Капитал и резервы | 83250 | 86,36 | 77309 | 82,46 | -3,90 |
Долгосрочные обязательства | 5995 | 6,22 | 4461 | 4,76 | -],46 |
Краткосрочные обязательства | 7153 | 7,42 | 11981 | ]2,78 | 5,36 |
Итого | 96398 | 100 | 93751 | 100 | О |
Судя по приведенным данным, финансовое состояние организации неудовлетворительно. Об этом свидетельствуют неблагоприятные тенденции по ряду показателей.
В соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве»> (2002 г.) (далее Закон) юридическое лицо считается не способным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев, когда они должны были быть исполнены (ст.3 Закона). Ст. 6 Закона устанавливает размер минимальных неисполненных обязательств для начала процедуры банкротства организации 100 тыс. руб. В нашем случае размер просроченной свыше 3 мес. кредиторской задолженности составляет 3277 тыс. руб., что существенно выше установленного Законом минимума. Таким образом, анализируемая организация может быть признана банкротом. В сложившейся ситуации собственники должны принять стратегическое управленческое решение по дальнейшей деятельности организации.
Можно выделить несколько возможных направлении развития ситуации.
1. Должник сам обращается в арбитражный суд с заявлением о признании себя несостоятельным, если исполнение обязательств сделает невозможным дальнейшую его деятельность (ст.9 Закона).
Должник попытается улучшить свое финансовое состояние.
Кредитор(ы) подаст заявление в арбитражный суд о признании должника несостоятельным.
Направления можно разложить на несколько составляющих.
Так, первое и третье направления при водят к одинаковым последствиям и могут быть декомпозированы на два уровня: арбитражный суд принимает заявление о признании должника несостоятельным (1.] и 3.1) и не принимает такое заявление (1.2 и 3.2). В случае признания организации-должника несостоятельной вводится процедура наблюдения (ст.62 Закона), за которой могут последовать процедуры финансового оздоровления (1.].1 и 3.1.1), внешнего управления (1.1.2 и 3.1.2) и (или) конкурсного производства (1.1.3 и 3.1.3).
Направление, связанное с попытками должника улучшить свое финансовое состояние (досудебная санация), может быть разбито на несколько уровней:
2.1 - попытка улучшить финансовое состояние СПК «Нива»; 2.2 - выход членов СПК «Нива» из состава участников кооператива в соответствии с Федеральным законом «О сельскохозяйственной кооперации» (1995 г.) (ст. 16 и 18 позволяют члену кооператива выйти из состава участников и забрать свой имущественный пай в натуре). Следует знать, что в течение 6 мес все сделки организации-банкрота могут быть оспорены в судебном порядке. Тем не менее практика показывает, что такой метод используется довольно широко.
для реализации стратегии 2.1 могут быть предложены следующие управленческие решения:
2.1.1 - организация может реализовать часть собственного имущества с целью покрытия наиболее срочных и крупных долгов; 2.1.2 - организация может, используя механизм ипотечного кредитования, получить средства для покрытия задолженности и при этом не потерять возможность возврата своего имущества;
2.1.3 - организация может попытаться получить финансовую помощь в соответствии со СТ. 31 Закона. Финансовую помощь в рамках досудебной санации могут предоставить участники (2.1.3.1) и иные лица, включая кредиторов организации (2.1.3.2);
2.1.4 - кредиторам может быть предложено подписание специального соглашения о порядке закрытия задолженности; соглашение может содержать пролонгацию задолженности (2.1.4.1), ее частичное списание (2.1.4.2), покрытие части задолженности денежными средствами, а части - имуществом (2.1.4.3) или продукцией (2.1.4.4).
Дальнейшая декомпозиция направления 2.1.1 позволяет руководству организации принимать решения об объектах реализации имущества. Например, в анализируемой организации были проданы кирпичные здания склада и столовой. Склад находился в г. Долгопрудном в непосредственной близости к Москве и к вещевому рынку, что позволило выручить от его реализации большие средства в рамках досудебной санации. В организации было два склада, поэтому складское хозяйство пострадало незначительно. Было реализовано также здание столовой, но средств за него выручили значительно меньше, так как оно расположено дальше от города. Тем не менее вырученных средств хватило для покрытия задолженности. В организации рассматривался проект привлечения заемных средств коммерческого банка под залог того же склада и столовой (ипотечное кредитование), но он был отклонен, так как банк мог выдать кредит в размере не более 60 % оценочной стоимости имущества и под довольно высокие проценты.
- Эумк Управление в апк
- Вопросы к экзамену по дисциплине «Управление в апк» для студентов заочного (сокращенного) обучения специальности 080502.65 «Экономика и управление на предприятиях апк»
- Лекционный материал
- 2 Предмет и задачи науки управления, методы ее познания
- 1 Становление и развитие науки управления
- 2 Современные школы управления
- 3 Российский опыт развития науки управления
- 1 Понятие и значение функций управления
- 2 Общие (основные) функции управления
- 3 Конкретные функции управления сельскохозяйственным предприятием
- 4 Регламентация функций управления
- 1 Сущность системы управления
- 2 Формирование систем управления предприятиями
- 3 Функционирование систем управления
- 1 Понятие структуры управления
- 2 Требования к структуре управления и определяющие ее факторы
- 3 Основные типы структур управления
- 4 Типы структур управления по характеру взаимодействия с внешней средой
- Тема 1.2 Организация управления в агропромышленных формированиях
- Лекция 7 Структура и функции органов управления апк
- 1 Сущность и взаимосвязь функций и структуры управления
- 2 Федеральный уровень государственного управления
- 3 Региональный уровень государственного управления
- 4 Районный уровень государственного управления
- Лекция 8 Общие основы управления организационно-правовыми формами хозяйствования в апк
- Лекция 9 Управление в государственных унитарных предприятиях
- Лекция 10 Управление в хозяйственных товариществах и обществах
- 2 Управление в хозяйственных обществах
- Лекция 11 Управление в производственных кооперативах
- Лекция 12 Управление крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и их ассоциациями
- Тема 1.3 Хозяйственный механизм управления. Формы и методы.
- 1.3.4 Социально-психологические методы управления Лекция 13 Механизм управления на макроуровне
- Лекция 14 Организационно-распорядительные (административные) методы управления
- 2 Формы оперативно-распорядительного воздействия
- Лекция 15 Экономические методы управления
- Лекция 16 Социально-психологические методы управления
- 2 Типология личности
- 3 Личность и коллектив
- 4 Методы делового общения
- 5 Стили управления
- 6 Конфликты в коллективе и пути их преодоления
- Модуль 2.
- 2 Уровень информационного обеспечения и внутренняя система информации
- Лекция 18 документационное обеспечение системы управления План:
- 1 Понятие и нормативная база делопроизводства
- 2 Системы управленческой документации
- Лекция 19 управленческие решения План:
- 1 Сущность и классификация управленческих решений
- 2 Процесс принятия управленческих решений
- 3 Факторы, влияющие на принятие управленческих решений
- 4 Методы принятия решений
- Лекция 20 управление маркетингом План:
- 1. Сущность и принципы управления маркетингом
- 2 Функции управления маркетингом
- 3 Механизм управления маркетингом в апк
- Лекция 21 управление качеством труда и продукции План:
- 1 Сущность и функции управления качеством
- 2 Методы управления качеством
- Лекция 22 управление нововведениями План:
- 1 Понятие инновационной деятельности
- 2 Возникновение и разработка нововведений
- 3 Стратегии реализации нововведений
- 4 Особенности нововведений в апк
- Лекция 23 управление финансами План:
- 1 Сущность управления финансами
- 2. Органы управления финансами, их функции
- 3 Финансовый механизм
- 4 Финансовая политика
- Лекция 23 управление финансами План:
- 1 Сущность управления финансами
- 2. Органы управления финансами, их функции
- 3 Финансовый механизм
- 4 Финансовая политика
- Лекция 25 управление научно-техническим прогрессом План:
- 4. Экономическая оценка эффективности управления научно-техническим прогрессом в апк
- 1 Роль научно-технического прогресса в развитии апк
- 2 Управление научно-техническим прогрессом в апк россии
- 3 Управление освоением достижений науки и техники
- 4 Экономическая оценка эффективности управления научно-техническим прогрессом в апк
- Лекция 26 управление природопользованием в апк
- 1 Проблемы рационального природопользования
- 2 Методы управления охраной окружающей среды
- Лекция 27 управление внешнеэкономической деятельностью План:
- 1 Основы управления внешнеэкономической деятельностью
- 2 Прогнозирование и планирование в управлении внешнеэкономической деятельностью
- 3 Организационная структура управления внешнеэкономическими связями
- Экономические методы управления внешнеэкономическими связями
- Обеспечивающие подсистемы управления внешнеэкономическими связями
- Государственное регулирование внешнеэкономических связей
- Лекция 28 Кадры управления и их роль План:
- 1 Функции работников аппарата управления
- 13. Функции, выполняемые руководителем
- 14. Функции руководителей на различных уровнях управления
- 2 Требования к профессиональным и личным качествам руководителя
- 3 Пути совершенствования мастерства руководителя
- Лекция 29 организация управленческого труда План:
- 1 Научная организация управленческого труда
- 2 Планирование работы аппарата управления
- 3 Проведение служебных совещаний, собраний, бесед
- 4 Условия труда работников аппарата управления
- Глава 30 нормирование, мотивация и оплата управленческого труда
- § 1 Нормирование управленческого труда
- § 2 Мотивация управленческого труда
- § 3 Оплата управленческого труда
- Лекция 31 автоматизированные системы управления План:
- 1 Типы автоматизированных систем управления
- 2 Общие принципы и требования к созданию автоматизированных систем управления
- 3 Основы сетевой технологии обработки данных в автоматизированных системах управления
- 4 Техника управления
- Лекция 32 оперативное управление и диспетчеризация План:
- 1 Суть оперативного управления и пути его совершенствования
- 2 Организация диспетчерской службы и ее функции
- 3 Технические средства диспетчерской службы
- Лекция 33 эффективность управления сельскохозяйственным производством План:
- 1 Сущность эффективности управления
- Факторы, влияющие на оценку эффективности управления
- Требования и подходы к оценке эффективности управления
- 4 Методика оценки эффективности управления сельскохозяйственным производством
- Материал для практических занятий
- Цели и стратегия управления
- Анализ факторов, влияющих на организационную структуру сельского хозяйства
- Построение схемы организационной структуры предприятия
- Этапы совершенствования организационной структуры сельскохозяйственных предприятий
- Проектирование усовершенствования организационной структуры предприятия
- Размещение структурных подразделений в хозяйстве
- Размер производства в хозяйстве
- К нормативным
- 4. Отношение фактических размеров ферм к нормативным
- 5. Размеры вторичных производственных подразделений основного производства
- 6. Размещение и характер производственных связей основных и вспомогательных внутрихозяйственных подразделений
- 7. Размеры и структура основных средств вспомогательных производств
- 2. Проектирование усовершенствованной организационной структуры сельскохозяйственного предприятия
- 8. Объем ремонтов техники
- 9. Объем транспортных перевозок
- 10. Вспомогательная таблица для проектирования организационной структуры предприятия
- 1.6.1. Практическое занятие «методика анализа и проектирования структуры управления сельскохозяйственным предприятием»
- 1. Методика анализа структуры управления сельскохозяйственным предприятием
- 11. Формы соподчинения в управленческом аппарате хозяйства
- 2. Проектирование усовершенствованной структуры управления сельскохозяйственным предприятием
- 12. Вспомогательная таблица по расчету условной уборочной площади для определения численности работников агрономической службы
- 13. Вспомогательная таблица по расчету условного поголовья скота для определения численности зоотехников
- 14. Число машин с силовыми двигателями
- 15. Характеристика трудоемкости управленческого труда
- 16. Расчет числа работников аппарата управления
- 17. Эффективность совершенствования структуры аппарата управления сельскохозяйственным предприятием
- Регламентация функций управления в положениях о подразделениях (звеньях) управления и должностных инструкциях работников управления
- 1.7. Практическое занятие «разработка положения о подразделении (звене) управления»
- Общие положения (характеристика подразделения, звена)
- 1.7.2. Практическое занятие «разработка должностной инструкции для работников планово-экономической и бухгалтерской служб хозяйства»
- 18. Вспомогательная таблица для разработки должностных инструкций работников планово-экономической и бухгалтерской служб хозяйства
- 2. Функции
- Развитие отечественной и зарубежной управленческой мысли
- 1.8. Семинар «развитие управленческой мысли»
- План семинара
- Контрольные вопросы и задания по теме семинара
- Литература
- Организация управления на предприятиях апк
- 2.2. Семинар «организация управления на предприятиях апк различных организационно-правовых форм»
- План семинара
- 2.2.1. Практическое занятие «разработка типовых структур управления предприятиями апк основных организационно-правовых форм»
- 2.2.2. Тест для контроля знаний по теме «организация управления на предприятиях апк»
- Система методов управления. Экономические методы управления
- 2.3. Семинар «экономические методы в системе методов управления»
- План семинара
- Организационно-распорядительные (административные) методы управления
- 2.4. Семинар «организационно-распорядительные методы управления»
- 2.4.1. Практическое занятие «методика разработки организационно-правовых норм и нормативов»
- 2.4.2. Практическое занятие «правовое регулирование управленческой деятельности»
- 1. Дисциплинарные методы воздействия
- 3. Материальная ответственность
- 2.4.3 Практическое занятие «управление конфликтами»
- 23. Контрольная карточка по теме «Управление конфликтами»
- 24. Контрольная карточка по теме "Руководитель и коллектив»
- Опросник для определения стиля работы руководителя (главного специалиста)
- Опросник для определения стиля руководства
- Литература
- Управление персоналом
- 2.5 Семинар «кадровая политика организации»
- 2.5.1. Практическое занятие «оптимизация штатной численности аппарата управления»
- 2.5.2. Практическое занятие «управление продвижением по службе»
- Литература
- Организация управленческого труда
- 2.6 Практическое занятие «методика анализа и планирования затрат рабочего времени на выполнение управленческих работ»
- 28. Расчет структуры затрат рабочего времени на выполнение функций управления
- 2.6.1. Практическое занятие «разработка графика (распорядка) рабочего дня и рабочей недели)»
- 30. Примерный график (распорядок) рабочего дня руководителя предприятия
- Литература
- Процессы и технология управления
- 2.7. Практическое занятие по теме методика подготовки и проведения производственного совещания (деловая игра»)
- 2.7.1. Практическое занятие «сетевые графики в управлении производством»
- «Использование графиков в управлении производством»
- 2.7.2. Практическое занятие «методика апестации руководителей»
- 2.7.3. Практическое занятие «методика оценки кадров управления»
- Управленческие решения и организация их выполнения
- 3.1. Практическое занятие «методика разработки и принятия управленческих решений»
- 36. Этапы и процедуры принятия управленческого решения
- 3.1.2. Практическое занятие «организация контроля выполнения управленческого решения»
- Информационное обеспечение и делопроизводство в управлении предприятием апк
- 3.2. Семинар «информационное обеспечение и делопроизводство в управлении предприятием апк»
- План семинара
- 3.2.1. Практическое занятие «методика разработки управленческих документов»
- Порядок и методика выполнения задания.
- 1. Составление документов
- 2. Регистрация документов
- 3. Подготовка документов для сдачи в архив
- Литература
- Управление качеством труда и продукции
- 3.3. Семинар «организация управления качеством труда и продукции»
- План семинара
- 3.3.1. Практическое занятие «управление качеством сельскохозяйственной продукции»
- 40- Планируемые показатели качества продукции растениеводства
- 41. Планируемые показатели качества продукции животноводства
- 42. Причины, влияющие на качество молока
- 43. Оценка уровня подготовленности организации к выпуску качественной
- 44. Характеристика молока
- Литература
- Управление внешнеэкономической деятельностью
- 3.4. Семинар «управление внешнеэкономической деятельностью»
- План семинара
- Внешнеэкономические операции предприятия
- 3.4.1. Практическое занятие «методика составления внешнеэкономических контрактов»
- 46. Варианты базисных условий, применяемые при различных способах транспортировки товаров
- Контракт № на поставку оборудования
- 1. Предмет контракта
- 2. Сумма контракта
- 3. Сроки и условия исполнения контракта и его оплаты
- 4. Срок поставки
- 5. Приемка и качество товара
- 6. Упаковка, маркировка, отгрузка
- 8. Ответственность сторон
- 10. Прочие условия
- Литература
- Управление финансовой деятельностью на предприятиях апк
- 47. Абсолютные показатели финансово-хозяйственной деятельности спк «Нива»*
- 3.5.2. Тест для контроля знаний по теме «управление финансовой деятельностью на предприятиях апк»
- Литература
- Управление природопользованием в апк
- 3.7. Семинар «управление охраной окружающей среды в апк»
- Литература
- Календарный модуль 2 (км2) управление инфраструктурой апк
- 4.1. Семинар «принципы и основы управления инфраструктурой апк»
- 4.1.1. Практическое занятие «определение местонахождения склада»
- 4.1.2. Практическое занятие «управление персональной инфраструктурой в сельскохозяйственных организациях»
- 58. Нормативы на снятие одной копии трудовой книжки
- 59. Нормативы на составление одного отчета о численности работников по полу и возрасту и рабочих по образованию
- 60. Нормативы на составление одного отчета о численности и составе специалистов, имеющих высшее образование.
- 61. Нормативы на составление одного отчета о численности и составе специалистов, имеющих среднее профессиональное образование
- 62. Нормативы на составление одного отчета о численности, составе,
- 64. Норматив на составление одного расчета среднесписочной численности работников организации
- Тест для проверки знаний по теме «управление инфраструктурой апк»
- Литература
- Управление маркетингом
- 4.2. Семинар «основы управления маркетингом в апк»
- План семинара
- 4.3. Семинар «управление международным маркетингом в апк»
- План семинара
- 4.3.1. Деловая игра «переход к маркетинговой концепции управления организацией»
- 66. Концепции управления организацией
- 67. Функции управления при переходе к маркетинговой концепции
- 4.3.2. Практическое занятие «управление маркетинговыми исследованиями»
- 4.3.3. Практическое занятие «самооценка конкурентоспособности организации»
- 68. Результаты мониторинга
- 4.3.3. Разбор хозяйственной ситуации «проектирование системы управления маркетингом овощей»
- 4.3.4. Разбор хозяйственной ситуации «стратегия маркетинга в условиях реструктуризации»
- 4.4. Ролевой разбор ситуации «стимулирование спроса»
- 4.4.1 Тест для контроля знаний по теме «управление маркетингом»
- Литература
- Оперативное управление и диспетчеризация
- 4.5. Семинар. Сущность и значение оперативного управления»
- 69. Функции оперативного управления
- 4.5.1. Практическое занятие «методика разработки оперативного плана на отдельные периоды сельскохозяйственных работ.
- Литература
- Эффективность управления производством на предприятиях апк
- 4.6. Семинар «эффективность управления производством на предприятиях апк»
- Мероприятия по совершенствованию управления на сельскохозяйственных предприятиях
- 4.7. Практическое занятие «методика оценки эффективности управления на предприятии апк»
- Глоссарий
- Диагностические средства контроля Вопросы к зачету
- Вопросы к экзамену
- «Красноярский государственный аграрный университет»
- «Красноярский государственный аграрный университет»
- «Красноярский государственный аграрный университет»
- «Красноярский государственный аграрный университет»
- «Красноярский государственный аграрный университет»