logo
ЭУМК Управление в апк

4 Финансовая политика

В течение длительного времени финансовая политика государства была направлена на ускоренное развитие военно-промышленного и топливно-энергетического комплексов страны, что привело к значительному отставанию развития АПК. В результате большинство предприятий агропромышленного комплекса находится в кризисном состоянии, которое проявляется в значительном недостатке средств для осуществления производственной деятельности и инвестиций; дороговизне кредитов и невозможности их достаточного использования для расширенного воспроизводства; несовершенстве налоговой системы.

В основе современной финансовой политики – признание свободы предпринимательской деятельности, разнообразных форм хозяйствования, приватизация государственной собственности.

Задачи финансовой политики состоят:

Основные направления государственной политики в области финансов АПК следующие:

Сельскохозяйственный товаропроизводитель нуждается в постоянной поддержке государства. Существование рынков сельскохозяйственного сырья и продовольствия изначально предполагает государственную защиту. Посредством экономических рычагов необходимо создать условия, при которых у сельскохозяйственных товаропроизводителей появится интерес к производству, а реализация продукции позволит не только восполнить издержки, но и обеспечит хотя бы средний уровень рентабельности.

В сельском хозяйстве требуется льготное кредитование. Основаниями для получения льготного кредита могут быть:

Производителям материально-технических ресурсов для сельского хозяйства необходимо снизить ставки налога на добавленную стоимость при прохождении комплектующих изделий по технологической цепочке.

Требует совершенствования система взаимоотношений сельскохозяйственных предприятий с банковской системой. Финансовые отношения предприятий с банками включают организацию безналичных расчетов, получение и погашение краткосрочных и долгосрочных кредитов. Банки оказывают предприятиям лизинговые, трастовые, факторинговые услуги. Однако практика безналичных расчетов примитивна. Доля заемных средств в формировании оборотных средств предприятий низка, не превышает 10 %. Долгосрочный кредит на финансирование инвестиций практически не используется.

Пути совершенствования кредитно-расчетной системы могут быть следующими:

Необходимы регулирование и контроль за проведением финансовых операций различными субъектами собственности и в первую очередь государственными унитарными предприятиями. Руководители государственных унитарных предприятий управляют финансовыми потоками практически бесконтрольно, самостоятельно принимая решения о направлениях использования прибыли. Полномочия собственника, предусмотренные действующим законодательством, в ряде случаев не дают ему возможности требовать от руководителей достижения определенных качественных показателей и даже определить эти показатели. Для государственных унитарных предприятий не предусмотрено обязательное проведение периодических аудиторских проверок. Без этого контроль за их финансово-хозяйственной деятельностью существенно затруднен.

Отсутствие действенных инструментов контроля в управлении унитарными предприятиями приводит к ряду негативных последствий. Среди них:

Чтобы предотвратить нарушения, государственные органы могут:

Контрольные вопросы и задания

1. Каковы принципы организации и управления финансами?

2. Какие финансовые отношения характерны для хозяйствующих субъектов АПК?

3. Каковы цели и задачи управления финансами?

4. Какие органы осуществляют управление финансами? Каковы их цели и за­дачи?

5. Охарактеризуйте финансовый механизм и его составляющие.

6. Каковы направления современной финансовой политики?