Глоссарий
А
Адаптация(аккомодация) — 1) приспособление системы к изменяющимся внешним и внутренним условиям; 2) форма развития организации, обеспечивающая сохранение основных ее функций приспособлением к изменившимся условиям внутренней и внешней среды.
Адаптация организации— форма развития организации, обеспечивающая сохранение основных ее функций приспособлением к изменившимся условиям внутренней и внешней среды.
Адаптация социально-психологическая— приспособление личности к социально-психологическим установкам среды.
Адаптативная структура управления— структура, позволяющая гибко реагировать на изменения окружающей среды.
Административная функция управления— функция управления, при выполнении которой высший приоритет имеет процедура «принятие решения» или «утверждение решения».
Активирующие функции— управленческая деятельность, направленная на реализацию текущих программ собственника организации.
Антикризисное управление— совокупность форм и методов реализации антикризисных процедур применительно к конкретной организации.
Аспекты коммуникации— 1) информационный, характеризующий процессы движения информации; 2) личностный, характеризующий взаимодействие индивидов (коммуникационные отношения).
Ассоциативные организации— альянсы: корпорации, стратегические союзы, ассоциации и др.
Ассоциации и союзы— объединения коммерческих организаций по договору между собой в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов.
Б
Бизнес-единица— временно или постоянно обособленная часть организации, ответственная за получение прибыли в ее сфере деятельности.
Большая система— система, состоящая из множества частей и элементов, связанных между собой и выполняющих разнообразные функции.
В
Вертикальная дифференциация (вертикальное разделение труда)— иерархические властные отношения в организации, определяемые нормой управляемости и лежащие в основе построения вертикальных организационных структур.
Вертикально интегрированная организация— крупная организация с линейно-функциональной организационной структурой, охватывающая весь цикл выпуска конечного продукта от получения сырьевых ресурсов до реализации готовых изделий.
Взаимодействие— совместное участие и связь систем (подсистем, элементов) организации в процессе ее функционирования. Различаются непосредственное и опосредованное (косвенное) взаимодействия.
Взаимоотношения «организация — среда» — взаимодействие организации со средой на всех уровнях (от макро до микро) в процессе ее деятельности; рассматривается в рамках ситуационной организационной теории.
Виртуальная или партнерская структура управления— линейно-функциональная структура, распределенная по местам внеофисного размещения работников.
Внешняя адаптация и выживание— процесс, связанный с поиском и нахождением организацией своей ниши на рынке, и приспособление организации к постоянно меняющемуся вешнему окружению.
Внешняя среда организации— совокупность двух относительно самостоятельных подсистем общей среды: макроокружения и непосредственного окружения.
Внутренняя оперативная коммуникация— структурированная коммуникация в пределах организации, непосредственно направленная на достижение целей организации.
Внутренняя среда— подсистема общей среды, находящаяся в рамках (границах) организации.
Выживание организации (системы)— предельная (долгосрочная) мера эффективности деятельности организации (системы) во внешней среде.
Г
Гибкая, адаптивная или органическая структура— организационная структура, способная сравнительно легко менять свою форму, приспосабливаясь к новым условиям внешней среды.
Горизонтальная коммуникация— коммуникация между различными подразделениями одного уровня организации с целью координации действий по достижению поставленных целей.
Горизонтальная организация— организация, построенная на основе горизонтальной дифференциации, отражающей степень разделения труда между ее отдельными единицами.
Д
Департаментализация— создание организационной структуры путем формирования подразделений (отделов, служб и т.д.); на каждое из них возлагается ответственность за выполнение одной или нескольких управленческих или производственных функций.
Дерево факторов— графическое и количественное отображение композиции решения общей проблемы социальной организации за счет скоординированных между собой по уровням и значениям важнейших факторов ее внешней и внутренней среды.
Дерево целей— графическое и количественное отображение композиции последовательного порядка достижения конечной цели организации за счет выполнения подцелей и задач подразделениями организации, скоординированными между собой по иерархическим уровням и значением (приоритетам).
Децентрализация— передача части функций управления от вышестоящих уровней нижестоящим с целою оптимизации синергетического эффекта в организации.
Дивизиональная (продуктовая) структура— организационная структура, в соответствии с которой деление организации на элементы и блоки происходит по видам товаров или услуг, группам покупателей или географическим регионам.
Дивизиональная структура управления — структура, управление которой осуществляется по видам товаров и услуг, группам покупателей или географическим регионам на основе линейно-функциональных связей.
Динамичность среды— скорость изменения одного или нескольких факторов среды.
Документальный информационный поток— 1) разновидность класса сложных открытых динамических систем; 2) упорядоченная совокупность тематически взаимосвязанных элементов, обладающая всеми свойствами системы (целостность, иерархичность структуры), а также свойством динамического функционирования и целесообразного поведения.
Достоверность информации— процент реальных сведений к общему объему информации. Различают три уровня достоверности: абсолютный — 100%, доверительный — более 80% , негативный — менее 80%.
Ж
Жизненный цикл организации— стадии, которые проходит организация за период своего функционирования: рождение, детство, юность, зрелость, старение (ликвидация), возрождение.
З
Закон единства систем управления— каждая организация должна обеспечивать объединение разрозненных элементов, подсистем управления, всех ее звеньев в систему на единой достоверной и доступной информационной базе.
Закон организованности— один из основных законов инвироники, который отражает устойчивую, необходимую, объективную, существенную причинно-следственную связь, направленную на структурную упорядоченность и согласованность материальных, общественных (в том числе производственно-хозяйственных) систем и их элементов с окружающей средой, а также на создание оптимальных взаимодействий развития и совершенствования технологических, экономических социальных, природно-экологических процессов.
Закон пропорциональности производства и управления — закон, реализующий поддержание оптимальных пропорций в производственной, экономической и социальной областях.
Закон развития— каждая материальная система (организация) стремится достичь наибольшего суммарного потенциала при прохождении всех этапов жизненного цикла.
Закон развития и совершенствования— один из основных законов энвироники, отражает устойчивые, необходимые, существенные причинно-следственные и количественные изменения, постоянное возникновение нового, более прогрессивного состояния производственной и хозяйственной систем, отвечающего как внутренним, так и внешним целям их развития.
Закон самосохранения— каждая материальная система (организация, коллектив) стремится сохранить себя (выжить) и использует для достижения этого весь свой потенциал (ресурс).
Закон синергии— для любой организации существует такой набор элементов, при котором ее потенциал всегда будет либо существенно больше простой суммы потенциалов входящих в нее элементов (людей, техники и т.д.), либо существенно меньше.
Законы организации— объективные законы, выражающие упорядоченные, общие, существенные, необходимые, устойчивые и повторяющиеся связи или отношения между элементами, процессами или их сторонами в организациях. В отличие от законов природы предполагают целенаправленную, сознательную деятельность людей.
Звенья организации— 1) элементы организационной структуры организации, реализующие одну или несколько конкретных функций управления или производственных функций; 2) одно или несколько подразделений, которые не обязательно объединены административно, но выполняют функцию управления, как правило, заключающуюся в планировании, регулировании и координации деятельности нескольких служб аппарата управления в целом.
И
Иерархическая структура— организационная структура, характеризующаяся многоуровневым управлением и незначительным объемом управления на каждом уровне.
Инновация (нововведение)— конечный результат инновационной деятельности, воплощенный в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке; нового или усовершенствованного технологического процесса; нового подхода к социальным услугам.
Интегрированные организации— многообразные формы горизонтального объединения организаций (горизонтальные корпорации, модификации конгломератов, консорциумов, холдингов).
Интегрированные системы— совокупность различных подсистем (подразделений), объединяющих свои усилия для достижения целей организации.
Информационная модель— схема потоков информации, используемой в процессе управления, отображающая различные процедуры выполнения функций управления организацией (предприятием) и показывающая по каждой задаче связь входных и выходных документов и показателей.
Информационная система (система информационного обеспечения) — 1) система сбора, хранения, накопления, поиска и передачи данных, применяемых в системе управления; 2) формы информационной деятельности, организационно обособленные от конечного потребителя информационных ресурсов.
Информационная среда управления— совокупность информации, информационных технологий и технических средств управления, профессионализма и культуры отношений персонала, системы документооборота, обеспечивающая доведение до конкретного работника нужной информации в нужное время.
Информация— 1) совокупность сведений о внутреннем и внешнем состоянии управляемой системы (объекта управления), используемых для оценки ситуации и выработки управленческого решения; 2) в обыденном смысле — новые, ранее неизвестные получателю сведения; все то, что устраняет неопределенность.
К
Картель— форма монополистического союза предпринимателей или их объединений, в основе которого лежит соглашение, устанавливающее обязательный для всех участников или участвующих фирм объем производства, цены на товары, условия найма рабочей силы, разграничения рынков сбыта, долю каждого участника в общем объеме производства или сбыта и т.д.
Качество продукции— совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.
Команда(в адаптивных структурах) — особым образом сформированный и управляемый коллектив, самоорганизующийся и перестраивающийся, реагирующий на любую ситуацию и задачу как единое целое.
Командная (бригадная) структура— структура управления, основанная на групповой форме организации труда, формирующаяся на основе принципов автономной работы команды, предоставления прав самостоятельного принятия решений, замены жестких правил и норм на гибкие связи.
Коммерческая организация— организация, преследующая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.
Коммуникативность— механизм взаимодействия в группе, с помощью которого члены группы выражают свое отношение к происходящему.
Коммуникации— совокупность информационных каналов между элементами организации или ее частями и целым.
Коммуникации в формальной организации— коммуникации, связанные с должностным положением работника и осуществляемые в разном объеме в трех основных направлениям: восходящем, нисходящем и горизонтальном.
Коммуникационная сеть— соединение определенным образом участвующих в коммуникационном процессе индивидов с помощью информационных потоков.
Коммуникация— 1) использование слов, букв, символов или аналогичных средств для получения общей или раздельной информации об объекте или событии; 2) обмен информацией при подготовке и обеспечении реализации управленческих решений; 3) связующий процесс, необходимый для любого важного управленческого действия.
Конгломерат— организационная форма объединения предприятий, возникающая в результате слияния различных фирм вне зависимости от их горизонтальной или вертикальной общности.
Конкретная функция управления— управленческая деятельность, направленная на достижение подцели в определенной сфере деятельности организации.
Консорциум— временное соглашение между несколькими банками, предприятиями, компаниями, фирмами, научными центрами, государствами для совместного проведения крупных финансовых операций по размещению займов, акций или осуществления наукоемких и капиталоемких проектов, в том числе международных.
Конструкторская подготовка производства— совокупность взаимосвязанных процессов по созданию новых или совершенствованию действующих конструкций изделий согласно требованиям заказчика-потребителя.
Концерн— одна из наиболее сложных форм предпринимательских структур, объединяющая предприятия промышленности, транспорта, торговли и банковской сферы в целях совместного решения каких-либо общих проблем.
Критерий эффективности производства и управления— обобщающие показатели, характеризующие конечные результаты (объем производства, прибыль, рентабельность, время и др.), и частные показатели использования отдельных видов ресурсов (труда, основных фондов, инвестиций).
Л
Линейная структура управления— структура, при которой управленческие воздействия, передающиеся на другие уровни производства и управления, включают административные функции и процедуры.
Линейно-функциональная структура— структура, при которой организационные связи между подразделениями разделяются на линейные (распорядительные) и функциональные (рекомендательные).
Линейно-функциональная структура управления — структура, при которой управленческие воздействия разделяются на линейные (обязательные для выполнения) и функциональные (рекомендательные для исполнения).
Линейно-штабная структура управления— структура, предполагающая образование в помощь линейным руководителями (обычно более высокого уровня) специализированных функциональных подразделений — штабов для решения тех или иных задач (аналитических, координационных, специальных и т.п.).
М
Малые предприятия (МП)— организации и предприятия различных отраслей экономики, имеющие численность персонала, не превышающую пределы, установленные законодательством.
Матричная структура— 1) разновидность проектной структуры, построенная по функциональному принципу, при котором члены проектной команды подчиняются не только руководителю проекта, но и руководителям своих функциональных подразделений; 1) структура управления, построенная по функциональному принципу; 3) структура управления, построенная по принципу деления на функциональные службы, за каждой из которых закреплен определенный круг работ.
Методы управленческой деятельности— способы и приемы анализа и оценки управленческих ситуаций, использования правовых и организационных форм, воздействия на сознание и поведение людей в управляемых общественных процессах, отношениях и связях.
Механизм управления— 1) совокупность структуры и техники организации; 2) совокупность законов, принципов, целей, методов, функций и других категорий управления.
Миссия организации— набор концептуальных положений, в обобщенной форме раскрывающих то, чему решила посвятить себя организация; своеобразная философская, социальная установка организации, ведущее направление ее деятельности.
Мотивация— процесс побуждения человека к деятельности для достижения целей. Влияние мотивации на поведение человека зависит от множества факторов, оно очень индивидуально и может меняться под воздействием мотивов и обратной связи с деятельностью человека.
Муниципальное унитарное предприятие— одна из форм коммерческих организаций, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником.
Н
Набор процедур управленческой деятельности— типовые процедуры («подготовка решения», «принятие решения», «утверждение решения», «согласование решения», «организация выполнения решения»), выполнение которых необходимо для реализации общей функции управления.
Некоммерческая организация— организация, основной целью которой является удовлетворение общественных потребностей и использование получаемой прибыли на свое развитие.
Неформальная организация— незарегистрированная в государственном органе организация, объединяющая людей, связанных личными интересами, интересами в области культуры, быта, спорта и др., имеющая лидера и не ведущая финансово-хозяйственную деятельность, направленную на получение прибыли.
Новые информационные технологии — использование интегрированных систем телекоммуникаций, вычислительной техники и средств автоматизированной обработки информации в процессах управления.
Норма управляемости (охват контролем)— 1) оптимальный размер команды (количество подчиненных), находящейся в подчинении одного руководителя; 2) число работников, подчиненных одному руководителю, при котором суммарная трудоемкость выполняемых им функций приближается к установленному нормативу, а эффективность управленческого труда удовлетворяет требованиям организации.
О
Объект управления— 1) приемник и исполнитель всего или части управленческого воздействия, представленного в виде набора функций или задач; 2) управляемая часть (элемент) организованной системы воспринимающий управляющее воздействие со стороны другого элемента — части системы управления.
Обратные связи— реакция на управляющие воздействия, а также постановка вопроса об их создании.
Оперативно-производственное планирование(ОПП) — система мер, направленная на конкретизацию технико-экономического плана во времени и пространстве.
Операционная система— общая система производственных функций организации, состоящая из трех подсистем: перерабатывающей подсистемы, подсистемы обеспечения, планово-контрольной подсистемы.
Оптимальная модель руководства— системное единство стилей, техники и средств руководства.
Оптимизация структуры— приведение структуры организации, ее взаимодействия с рынком и внутренних взаимодействий в состояние, способствующее максимально эффективному достижению целей организации в рамках принятых стратегий.
Организаторская деятельность— создание или усовершенствование механизма управления в соответствии с целями и задачами организационных систем.
Организационная среда— совокупность внутренней и внешней среды организации.
Организационная структура— структура объекта управления (системы, организации), отражающая взаимодействие между его элементами.
Организационное проектирование— функция организации, заключающаяся в разработке таких организационных элементов и отношений в создаваемой (моделируемой) системе, при реализации которых возникшее организационное целое обладало бы свойствами высокой надежности, устойчивости и экономичности.
Организационный процесс— процесс, отражающий количественные и качественные изменения объекта управления на всех этапах и стадиях его деятельности.
Организация (организованная система)— 1) искусственная организация (объект), созданная человеком по определенному плану (проекту); 2) активный относительно независимый элемент общественной системы, через который преломляются интересы индивида и общества.
Организация (от лат. оrganizo — сообща, стройный вид, устраиваю) как процесс — совокупность действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого; как объект — это объединение элементов для реализации программы или цели по производству товаров, услуг, информации, знаний и действующих на основании определенных правил и процедур.
Оценка эффективности управления в организации— комплексное применение системы обобщающих и частных показателей, показывающих уровень реализации заданий, надежность и организованность системы управления, скорость и оптимальность принимаемых решений.
П
Поточное производство— экономически целесообразная форма организации процесса изготовления изделий и входящих в них элементов, воплощающая в себе принципы специализации, прямоточности, параллельности, непрерывности, пропорциональности и ритмичности.
Производственный процесс— совокупность взаимосвязанных процессов труда и естественных процессов, в результате которых исходное сырье и материалы превращаются в готовую продукцию.
Производственный цикл— календарный период времени с момента запуска сырья, материалов в производство до полного изготовления готовой продукции.
Принцип планирования— каждая организация должна иметь обоснованный план деятельности и развития.
Принцип приоритета субъекта управления над объектом при создании структурного подразделения (звена) — при создании организации собственник или учредители должны подбирать «под себя» персонал, выпускаемую продукцию, местоположение организации.
Принцип пропорциональности— принцип обеспечения равной пропускной способности разных рабочих мест одного процесса, пропорциональное обеспечение рабочих мест информацией, материальными ресурсами, кадрами и т.д.
Принцип прямоточности— принцип рациональной организации процессов, характеризующий оптимальность пути прохождения предмета труда, информации и т.п.
Принцип соответствия эффективности производства и экономичности— для каждой организации должно быть найдено соответствие между эффективностью и затратами.
Принцип сочетания управления и самоуправления— в любой организации управление и самоуправление должны сочетаться на каждом уровне управления.
Проектирование организации— наука определения целей деятельности и организации работ группы людей для их достижения.
Проектная структура— структура управления, под которой понимается временная организация, создаваемая для решения конкретной комплексной задачи (разработки проекта и его реализации).
Производственные функции— функции основного, вспомогательного и обслуживающего производства товаров, услуг, информации или знаний.
Процедура— некая часть процесса (набор операций), обеспечивающая эффективную реализацию процесса более высокого порядка.
Процедура управления— часть процесса управления, включающая набор конкретных операций, обеспечивающий эффективную реализацию общей функции управления.
Процесс организационного проектирования— последовательное приближение к модели рациональной структуры управления, в котором методы проектирования играют вспомогательную роль при рассмотрении, оценке и принятии к практической реализации наиболее эффективных вариантов организационных решений.
Процесс управления— часть управленческой деятельности, включающая формирование системы коммуникаций, разработку и реализацию управленческих решений, создание системы информационного обеспечения управления.
Прямые связи— преимущественно управляющие воздействия, выражающиеся в целенаправленном, организующем и регулирующем влиянии одних людей или государственных и общественных институтов на сознание, поведение и деятельность других.
Р
Рабочая группа— форма организации труда работников, определяемая численностью, квалификационным составом, сложностью выполняемых работ и уровнем их технического и технологического обеспечения, с учетом возможности совмещения профессий или отдельных функций работников.
Рациональная структура— структура организации, спроектированная по критерию рационального охвата контролем и эффективной координации и управления всеми видами ее деятельности с учетом профессионализма персонала.
Ремонтная единица— условный показатель, характеризующий нормативные затраты на ремонт оборудования первой категории сложности.
Реинжиниринг— фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование бизнес-процессов для достижения существенных улучшений таких показателей как затраты, качество, уровень обслуживания, оперативность.
С
Сертификация продукции— деятельность тех или иных органов и субъектов хозяйствования по подтверждению соответствия продукции требованиям, установленным нормативными актами и конкретными стандартами или другими нормативными документами по стандартизации.
Синергетический эффект— существенное (скачкообразное) увеличение (положительный синергетический эффект) или уменьшение (отрицательный синергетический эффект) потенциала организации при изменении потенциалов несколько ее ресурсов, при этом изменение потенциала организации существенно больше, чем простая сумма потенциалов каждого введенного ресурса.
Система — 1) целое, созданное из частей и элементов для целенаправленной деятельности и обладающее новыми свойствами, отсутствующими у элементов и частей его образующих; 2) объективная часть мироздания, включающая схожие и совместимые элементы, образующие особое целое, которое взаимодействует с внешней средой.
Система (организация) закрытая— по Бертоланфи: «Случай, когда системы не имеют входов и выходов во внешнюю среду, с которой по этой причине не происходит обмена веществом и энергией между средой и организацией».
Система (организация) открытая— система, обменивающаяся с внешней средой веществом и энергией, на основе обратных связей способна поддерживать подвижное (гомеостатическое) равновесие.
Система создания и освоения новой техники— совокупность взаимосвязанных процессов, обеспечивающих научную, конструкторскую, технологическую и организационную готовность предприятия к выпуску нового изделия заданного уровня качества.
Система стимулирования— совокупность средств, с помощью которых может осуществляться побуждение человека к направленной деятельности, ориентированной на достижение определенных целей (мотивирование).
Система управления (СУ)— совокупность всех элементов, подсистем и коммуникаций между ними, а также процессов, обеспечивающих заданное (целенаправленное) функционирование организации.
Система управления качеством— совокупность мероприятий, методов и средств, обеспечивающих скоординированные действия органов управления для достижения главной цели системы.
Ситуационные модели лидерства— модели эффективного лидерства, построенные на основе трех переменных: лидерских качеств, лидерского поведения и ситуации.
Создание (предотвращение) конфликта— переход с одной ступени противоречий на другую.
Средства коммуникации— группировка видов коммуникаций, включающая: 1) несловесные персональные коммуникации; 2) словесные устные; 3) письменные персональные; 4) письменные групповые коммуникации внутри организации и за ее пределами.
Стандарты— нормативы, являющиеся эталоном для сравнения получаемых в производстве параметров с теми требованиями к качеству продукции, которые в них закреплены.
Структура организации — совокупность внутренних устойчивых связей элементов, обеспечивающая ее целостность и тождественность самой себе. Это свойство, порождающее характерное поведение и качественное состояние или состав и соотношение элементов упорядоченности, когерентности, когда частицы — это элементы организованные в строго определенные конфигурации. Отсутствие упорядоченности означает отсутствие структуры. Структура — инвариант организации, ее подвижных форм.
Структура управления— совокупность устойчивых связей, объектов и субъектов управления организации, реализованных в конкретных организационных формах, обеспечивающих целостность управления и его тождественность самому себе, с.е. сохранение основных свойств при различных внутренних и внешних изменениях.
Структуризация системы управления организацией— этап системного анализа; вся совокупность объектов и процессов, имеющих отношение к поставленной цели, разделяются на собственно изучаемую систему и внешнюю среду, затем выделяются отдельные составляющие изучаемой системы, а возможные внешние воздействия представляются в виде совокупности элементарных взаимодействий.
Субъект управления— источник управленческого воздействия по функциям управленческой деятельности.
Т
Такт поточной линии— календарный период времени между запуском (выпуском) на линию данного объекта (детали, сборочной единицы, изделия) и следующего за ним.
Техническая подготовка производства— совокупность процессов научного, технического и организационно-экономического характера, направленных на разработку и освоение новых видов продукции, осуществляемых от начала научных исследований до введения изделия в эксплуатацию и определяющих технический уровень, качество и эффективность новой продукции как в производстве, так и в эксплуатации.
Технический уровень продукции— относительная характеристика качества продукции, основанная на сопоставлении значений показателей, характеризующих техническое совершенство оцениваемой продукции с соответствующими базовыми значениями.
Тип производства— комплексная характеристика организационно-технического уровня производства, представляющая собой совокупность номенклатуры продукции, объема производства, повторяемости продукции, выпуска однотипной продукции, характера загрузки рабочих мест, типа используемого оборудования, квалификации рабочих, себестоимости продукции.
Традиционная организационная теория— исследует и специфицирует функции подразделений организации в условиях относительно стабильности целей, технологий управления и внешней среды.
У
Унитарное предприятия— коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней имущество.
Управление корпоративной культурой— 1) заявление абстрактных и возвышенных идеалов для подъема энтузиазма в принятии вводимых ценностей и верований; 2) постоянное внимание к деталям реальной жизни в организации.
Управление производством— выбор основных параметров работы техники и применение технологий, определение объема выпуска продукции или оказания услуг, расстановка людей, организация подачи материалов и комплектующих изделий, инструментов, технической документации, обслуживание и ремонт машин и механизмов, контроль качества и т.д.
Управленческая информация— это совокупность сведений о состоянии и процессах, протекающих внутри и вне организации.
Управленческие отношения— 1) взаимосвязи и взаимозависимости элементов данной системы управления; 2) сложная социальная система связей между людьми, которая имеет место в процессе реализации функций управления.
Управленческие технологии— проявление социальных технологий, отражающее непосредственно управленческие процессы, состоящее в системном соединении научного знания, управленческих потребностей и интересов общества, целей и функций государственного управления, возможностей и элементов управленческой деятельности.
Управляемая подсистема— объект управления, исполняющий управленческое воздействие в процессе производственной деятельности организации.
Управляющая подсистема— субъект управления, вырабатывающий управленческое воздействие для управляемой подсистемы в процессе функционирования организации.
Устойчивость организации— способность организации сохранять себя и выполнять функции в состояниях, близких к равновесию, если из этого состояния она будет выведена влиянием факторов внешней и внутренней среды. Право на существование имеют только устойчивые организации, а развиваются такие, которые способны на время быть устойчивыми под влиянием соответствующих факторов или условий.
Ф
Финансово-промышленная группа— диверсифицированные многофункциональные структуры, образующиеся в результате объединения капиталов предприятий, кредитно-финансовых и инвестиционных институтов, а также других организаций с целью максимизации прибыли, повышения эффективности производственных и финансовых операций.
Фирменная цель— совокупность ценностных ориентаций и моральных норм фирмы (организации).
Формальные организации— зарегистрированные в установленном порядке общества, товарищества и т.д.; выступают как юридические или неюридические лица.
Формы интеграции хозяйствующих субъектов— вертикальные структуры (корпоративные группы), реорганизованные из отраслевых структур и созданных заново, и структуры, созданные на основе горизонтальной дифференциации.
Функции управления производственными функциями— функции по руководству производственной деятельностью рабочих и специалистов, реализуемые менеджерами (низшим звеном управления) организации.
Функции управления управленческой деятельность — функции по руководству деятельностью менеджеров организации, реализуемые ее руководителями высшего и среднего звена управления.
Функциональная структура управления— структура, при которой управленческие воздействия разделяются на линейные и функциональные и каждое из этих воздействий обязательно для исполнения.
Функционально-стоимостной анализ— метод комплексного системного исследования функций объектов, направленный на обеспечение общественно необходимых потребительских свойств объектов и минимальных затрат на их проявление на всех этапах их жизненного цикла.
Функция— относительно самостоятельные участки работы, виды работ по управлению предприятием в целом, выделившиеся в процессе разделения труда в управлении.
Функция ориентации на потребителя— учет целей, запросов, интересов потребителей, отраженный в элементах культуры и прежде всего в системе ценностей фирмы, способствующий установлению прочных и непротиворечивых отношений фирмы со своими клиентами.
Функция управления— совокупность действий, относительно однородных по некоторому признаку, направленных на достижение частной цели и подчиненных общей цели управления.
Х
Хозяйственные товарищества и общества— коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом.
Холдинг (холдинговая или держательская компания )— организация, владеющая контрольными пакетами акций других компаний с целью осуществления по отношению к ним функций контроля и управления.
Ц
Цель— прогнозируемые, планируемые и желаемые результаты, которые должны быть достигнуты организацией и на достижение которых направлена ее деятельность.
Э
Эволюция— в широком смысле — представление об изменениях в обществе и природе, их направленности, порядке, закономерностях; в более узком смысле — представление о медленных, в отличие от революционных, постепенных количественных и качественных изменениях в объекте.
Эффективность деятельности организации— совокупность количественных (экономический эффект) и качественных (социальный эффект) показателей, выраженных в производительности управленческого труда.
Эффективность объекта (организации) — результативность создания и использования объекта как отношение суммарного полезного эффекта к совокупным затратам за его жизненный цикл.
Эффективность управления (в организации)— результат функционирования организации и процесса управления в виде взаимодействия управляемой и управляющей подсистем, т.е. интегрированный результат взаимодействия компонентов управления.
G
GALS-технологии — концепция организаций и интегрированной информационной поддержки жизненного цикла продукции, основанная на безбумажном носителе обмена данными и стандартизации представления данных на каждом этапе жизненного цикла.
- Эумк Управление в апк
- Вопросы к экзамену по дисциплине «Управление в апк» для студентов заочного (сокращенного) обучения специальности 080502.65 «Экономика и управление на предприятиях апк»
- Лекционный материал
- 2 Предмет и задачи науки управления, методы ее познания
- 1 Становление и развитие науки управления
- 2 Современные школы управления
- 3 Российский опыт развития науки управления
- 1 Понятие и значение функций управления
- 2 Общие (основные) функции управления
- 3 Конкретные функции управления сельскохозяйственным предприятием
- 4 Регламентация функций управления
- 1 Сущность системы управления
- 2 Формирование систем управления предприятиями
- 3 Функционирование систем управления
- 1 Понятие структуры управления
- 2 Требования к структуре управления и определяющие ее факторы
- 3 Основные типы структур управления
- 4 Типы структур управления по характеру взаимодействия с внешней средой
- Тема 1.2 Организация управления в агропромышленных формированиях
- Лекция 7 Структура и функции органов управления апк
- 1 Сущность и взаимосвязь функций и структуры управления
- 2 Федеральный уровень государственного управления
- 3 Региональный уровень государственного управления
- 4 Районный уровень государственного управления
- Лекция 8 Общие основы управления организационно-правовыми формами хозяйствования в апк
- Лекция 9 Управление в государственных унитарных предприятиях
- Лекция 10 Управление в хозяйственных товариществах и обществах
- 2 Управление в хозяйственных обществах
- Лекция 11 Управление в производственных кооперативах
- Лекция 12 Управление крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и их ассоциациями
- Тема 1.3 Хозяйственный механизм управления. Формы и методы.
- 1.3.4 Социально-психологические методы управления Лекция 13 Механизм управления на макроуровне
- Лекция 14 Организационно-распорядительные (административные) методы управления
- 2 Формы оперативно-распорядительного воздействия
- Лекция 15 Экономические методы управления
- Лекция 16 Социально-психологические методы управления
- 2 Типология личности
- 3 Личность и коллектив
- 4 Методы делового общения
- 5 Стили управления
- 6 Конфликты в коллективе и пути их преодоления
- Модуль 2.
- 2 Уровень информационного обеспечения и внутренняя система информации
- Лекция 18 документационное обеспечение системы управления План:
- 1 Понятие и нормативная база делопроизводства
- 2 Системы управленческой документации
- Лекция 19 управленческие решения План:
- 1 Сущность и классификация управленческих решений
- 2 Процесс принятия управленческих решений
- 3 Факторы, влияющие на принятие управленческих решений
- 4 Методы принятия решений
- Лекция 20 управление маркетингом План:
- 1. Сущность и принципы управления маркетингом
- 2 Функции управления маркетингом
- 3 Механизм управления маркетингом в апк
- Лекция 21 управление качеством труда и продукции План:
- 1 Сущность и функции управления качеством
- 2 Методы управления качеством
- Лекция 22 управление нововведениями План:
- 1 Понятие инновационной деятельности
- 2 Возникновение и разработка нововведений
- 3 Стратегии реализации нововведений
- 4 Особенности нововведений в апк
- Лекция 23 управление финансами План:
- 1 Сущность управления финансами
- 2. Органы управления финансами, их функции
- 3 Финансовый механизм
- 4 Финансовая политика
- Лекция 23 управление финансами План:
- 1 Сущность управления финансами
- 2. Органы управления финансами, их функции
- 3 Финансовый механизм
- 4 Финансовая политика
- Лекция 25 управление научно-техническим прогрессом План:
- 4. Экономическая оценка эффективности управления научно-техническим прогрессом в апк
- 1 Роль научно-технического прогресса в развитии апк
- 2 Управление научно-техническим прогрессом в апк россии
- 3 Управление освоением достижений науки и техники
- 4 Экономическая оценка эффективности управления научно-техническим прогрессом в апк
- Лекция 26 управление природопользованием в апк
- 1 Проблемы рационального природопользования
- 2 Методы управления охраной окружающей среды
- Лекция 27 управление внешнеэкономической деятельностью План:
- 1 Основы управления внешнеэкономической деятельностью
- 2 Прогнозирование и планирование в управлении внешнеэкономической деятельностью
- 3 Организационная структура управления внешнеэкономическими связями
- Экономические методы управления внешнеэкономическими связями
- Обеспечивающие подсистемы управления внешнеэкономическими связями
- Государственное регулирование внешнеэкономических связей
- Лекция 28 Кадры управления и их роль План:
- 1 Функции работников аппарата управления
- 13. Функции, выполняемые руководителем
- 14. Функции руководителей на различных уровнях управления
- 2 Требования к профессиональным и личным качествам руководителя
- 3 Пути совершенствования мастерства руководителя
- Лекция 29 организация управленческого труда План:
- 1 Научная организация управленческого труда
- 2 Планирование работы аппарата управления
- 3 Проведение служебных совещаний, собраний, бесед
- 4 Условия труда работников аппарата управления
- Глава 30 нормирование, мотивация и оплата управленческого труда
- § 1 Нормирование управленческого труда
- § 2 Мотивация управленческого труда
- § 3 Оплата управленческого труда
- Лекция 31 автоматизированные системы управления План:
- 1 Типы автоматизированных систем управления
- 2 Общие принципы и требования к созданию автоматизированных систем управления
- 3 Основы сетевой технологии обработки данных в автоматизированных системах управления
- 4 Техника управления
- Лекция 32 оперативное управление и диспетчеризация План:
- 1 Суть оперативного управления и пути его совершенствования
- 2 Организация диспетчерской службы и ее функции
- 3 Технические средства диспетчерской службы
- Лекция 33 эффективность управления сельскохозяйственным производством План:
- 1 Сущность эффективности управления
- Факторы, влияющие на оценку эффективности управления
- Требования и подходы к оценке эффективности управления
- 4 Методика оценки эффективности управления сельскохозяйственным производством
- Материал для практических занятий
- Цели и стратегия управления
- Анализ факторов, влияющих на организационную структуру сельского хозяйства
- Построение схемы организационной структуры предприятия
- Этапы совершенствования организационной структуры сельскохозяйственных предприятий
- Проектирование усовершенствования организационной структуры предприятия
- Размещение структурных подразделений в хозяйстве
- Размер производства в хозяйстве
- К нормативным
- 4. Отношение фактических размеров ферм к нормативным
- 5. Размеры вторичных производственных подразделений основного производства
- 6. Размещение и характер производственных связей основных и вспомогательных внутрихозяйственных подразделений
- 7. Размеры и структура основных средств вспомогательных производств
- 2. Проектирование усовершенствованной организационной структуры сельскохозяйственного предприятия
- 8. Объем ремонтов техники
- 9. Объем транспортных перевозок
- 10. Вспомогательная таблица для проектирования организационной структуры предприятия
- 1.6.1. Практическое занятие «методика анализа и проектирования структуры управления сельскохозяйственным предприятием»
- 1. Методика анализа структуры управления сельскохозяйственным предприятием
- 11. Формы соподчинения в управленческом аппарате хозяйства
- 2. Проектирование усовершенствованной структуры управления сельскохозяйственным предприятием
- 12. Вспомогательная таблица по расчету условной уборочной площади для определения численности работников агрономической службы
- 13. Вспомогательная таблица по расчету условного поголовья скота для определения численности зоотехников
- 14. Число машин с силовыми двигателями
- 15. Характеристика трудоемкости управленческого труда
- 16. Расчет числа работников аппарата управления
- 17. Эффективность совершенствования структуры аппарата управления сельскохозяйственным предприятием
- Регламентация функций управления в положениях о подразделениях (звеньях) управления и должностных инструкциях работников управления
- 1.7. Практическое занятие «разработка положения о подразделении (звене) управления»
- Общие положения (характеристика подразделения, звена)
- 1.7.2. Практическое занятие «разработка должностной инструкции для работников планово-экономической и бухгалтерской служб хозяйства»
- 18. Вспомогательная таблица для разработки должностных инструкций работников планово-экономической и бухгалтерской служб хозяйства
- 2. Функции
- Развитие отечественной и зарубежной управленческой мысли
- 1.8. Семинар «развитие управленческой мысли»
- План семинара
- Контрольные вопросы и задания по теме семинара
- Литература
- Организация управления на предприятиях апк
- 2.2. Семинар «организация управления на предприятиях апк различных организационно-правовых форм»
- План семинара
- 2.2.1. Практическое занятие «разработка типовых структур управления предприятиями апк основных организационно-правовых форм»
- 2.2.2. Тест для контроля знаний по теме «организация управления на предприятиях апк»
- Система методов управления. Экономические методы управления
- 2.3. Семинар «экономические методы в системе методов управления»
- План семинара
- Организационно-распорядительные (административные) методы управления
- 2.4. Семинар «организационно-распорядительные методы управления»
- 2.4.1. Практическое занятие «методика разработки организационно-правовых норм и нормативов»
- 2.4.2. Практическое занятие «правовое регулирование управленческой деятельности»
- 1. Дисциплинарные методы воздействия
- 3. Материальная ответственность
- 2.4.3 Практическое занятие «управление конфликтами»
- 23. Контрольная карточка по теме «Управление конфликтами»
- 24. Контрольная карточка по теме "Руководитель и коллектив»
- Опросник для определения стиля работы руководителя (главного специалиста)
- Опросник для определения стиля руководства
- Литература
- Управление персоналом
- 2.5 Семинар «кадровая политика организации»
- 2.5.1. Практическое занятие «оптимизация штатной численности аппарата управления»
- 2.5.2. Практическое занятие «управление продвижением по службе»
- Литература
- Организация управленческого труда
- 2.6 Практическое занятие «методика анализа и планирования затрат рабочего времени на выполнение управленческих работ»
- 28. Расчет структуры затрат рабочего времени на выполнение функций управления
- 2.6.1. Практическое занятие «разработка графика (распорядка) рабочего дня и рабочей недели)»
- 30. Примерный график (распорядок) рабочего дня руководителя предприятия
- Литература
- Процессы и технология управления
- 2.7. Практическое занятие по теме методика подготовки и проведения производственного совещания (деловая игра»)
- 2.7.1. Практическое занятие «сетевые графики в управлении производством»
- «Использование графиков в управлении производством»
- 2.7.2. Практическое занятие «методика апестации руководителей»
- 2.7.3. Практическое занятие «методика оценки кадров управления»
- Управленческие решения и организация их выполнения
- 3.1. Практическое занятие «методика разработки и принятия управленческих решений»
- 36. Этапы и процедуры принятия управленческого решения
- 3.1.2. Практическое занятие «организация контроля выполнения управленческого решения»
- Информационное обеспечение и делопроизводство в управлении предприятием апк
- 3.2. Семинар «информационное обеспечение и делопроизводство в управлении предприятием апк»
- План семинара
- 3.2.1. Практическое занятие «методика разработки управленческих документов»
- Порядок и методика выполнения задания.
- 1. Составление документов
- 2. Регистрация документов
- 3. Подготовка документов для сдачи в архив
- Литература
- Управление качеством труда и продукции
- 3.3. Семинар «организация управления качеством труда и продукции»
- План семинара
- 3.3.1. Практическое занятие «управление качеством сельскохозяйственной продукции»
- 40- Планируемые показатели качества продукции растениеводства
- 41. Планируемые показатели качества продукции животноводства
- 42. Причины, влияющие на качество молока
- 43. Оценка уровня подготовленности организации к выпуску качественной
- 44. Характеристика молока
- Литература
- Управление внешнеэкономической деятельностью
- 3.4. Семинар «управление внешнеэкономической деятельностью»
- План семинара
- Внешнеэкономические операции предприятия
- 3.4.1. Практическое занятие «методика составления внешнеэкономических контрактов»
- 46. Варианты базисных условий, применяемые при различных способах транспортировки товаров
- Контракт № на поставку оборудования
- 1. Предмет контракта
- 2. Сумма контракта
- 3. Сроки и условия исполнения контракта и его оплаты
- 4. Срок поставки
- 5. Приемка и качество товара
- 6. Упаковка, маркировка, отгрузка
- 8. Ответственность сторон
- 10. Прочие условия
- Литература
- Управление финансовой деятельностью на предприятиях апк
- 47. Абсолютные показатели финансово-хозяйственной деятельности спк «Нива»*
- 3.5.2. Тест для контроля знаний по теме «управление финансовой деятельностью на предприятиях апк»
- Литература
- Управление природопользованием в апк
- 3.7. Семинар «управление охраной окружающей среды в апк»
- Литература
- Календарный модуль 2 (км2) управление инфраструктурой апк
- 4.1. Семинар «принципы и основы управления инфраструктурой апк»
- 4.1.1. Практическое занятие «определение местонахождения склада»
- 4.1.2. Практическое занятие «управление персональной инфраструктурой в сельскохозяйственных организациях»
- 58. Нормативы на снятие одной копии трудовой книжки
- 59. Нормативы на составление одного отчета о численности работников по полу и возрасту и рабочих по образованию
- 60. Нормативы на составление одного отчета о численности и составе специалистов, имеющих высшее образование.
- 61. Нормативы на составление одного отчета о численности и составе специалистов, имеющих среднее профессиональное образование
- 62. Нормативы на составление одного отчета о численности, составе,
- 64. Норматив на составление одного расчета среднесписочной численности работников организации
- Тест для проверки знаний по теме «управление инфраструктурой апк»
- Литература
- Управление маркетингом
- 4.2. Семинар «основы управления маркетингом в апк»
- План семинара
- 4.3. Семинар «управление международным маркетингом в апк»
- План семинара
- 4.3.1. Деловая игра «переход к маркетинговой концепции управления организацией»
- 66. Концепции управления организацией
- 67. Функции управления при переходе к маркетинговой концепции
- 4.3.2. Практическое занятие «управление маркетинговыми исследованиями»
- 4.3.3. Практическое занятие «самооценка конкурентоспособности организации»
- 68. Результаты мониторинга
- 4.3.3. Разбор хозяйственной ситуации «проектирование системы управления маркетингом овощей»
- 4.3.4. Разбор хозяйственной ситуации «стратегия маркетинга в условиях реструктуризации»
- 4.4. Ролевой разбор ситуации «стимулирование спроса»
- 4.4.1 Тест для контроля знаний по теме «управление маркетингом»
- Литература
- Оперативное управление и диспетчеризация
- 4.5. Семинар. Сущность и значение оперативного управления»
- 69. Функции оперативного управления
- 4.5.1. Практическое занятие «методика разработки оперативного плана на отдельные периоды сельскохозяйственных работ.
- Литература
- Эффективность управления производством на предприятиях апк
- 4.6. Семинар «эффективность управления производством на предприятиях апк»
- Мероприятия по совершенствованию управления на сельскохозяйственных предприятиях
- 4.7. Практическое занятие «методика оценки эффективности управления на предприятии апк»
- Глоссарий
- Диагностические средства контроля Вопросы к зачету
- Вопросы к экзамену
- «Красноярский государственный аграрный университет»
- «Красноярский государственный аграрный университет»
- «Красноярский государственный аграрный университет»
- «Красноярский государственный аграрный университет»
- «Красноярский государственный аграрный университет»