logo
ЭУМК Управление в апк

Глоссарий

А

Адаптация(аккомодация) — 1) приспособление системы к изменяющимся внешним и внутренним условиям; 2) форма развития организации, обеспечивающая сохранение основных ее функций приспособлением к изменившимся условиям внутренней и внешней среды.

Адаптация организации— форма развития организации, обеспечивающая сохранение основных ее функций приспособлением к изменившимся условиям внутренней и внешней среды.

Адаптация социально-психологическая— приспособление личности к социально-психологическим установкам среды.

Адаптативная структура управления— структура, позволяющая гибко реагировать на изменения окружающей среды.

Административная функция управления— функция управления, при выполнении которой высший приоритет имеет процедура «принятие решения» или «утверждение решения».

Активирующие функции— управленческая деятельность, направленная на реализацию текущих программ собственника организации.

Антикризисное управление— совокупность форм и методов реализации антикризисных процедур применительно к конкретной организации.

Аспекты коммуникации— 1) информационный, характеризующий процессы движения информации; 2) личностный, характеризующий взаимодействие индивидов (коммуникационные отношения).

Ассоциативные организации— альянсы: корпорации, стратегические союзы, ассоциации и др.

Ассоциации и союзы— объединения коммерческих организаций по договору между собой в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов.

Б

Бизнес-единица— временно или постоянно обособленная часть организации, ответственная за получение прибыли в ее сфере деятельности.

Большая система— система, состоящая из множества частей и элементов, связанных между собой и выполняющих разнообразные функции.

В

Вертикальная дифференциация (вертикальное разделение труда)— иерархические властные отношения в организации, определяемые нормой управляемости и лежащие в основе построения вертикальных организационных структур.

Вертикально интегрированная организация— крупная организация с линейно-функциональной организационной структурой, охватывающая весь цикл выпуска конечного продукта от получения сырьевых ресурсов до реализации готовых изделий.

Взаимодействие— совместное участие и связь систем (подсистем, элементов) организации в процессе ее функционирования. Различаются непосредственное и опосредованное (косвенное) взаимодействия.

Взаимоотношения «организация — среда» — взаимодействие организации со средой на всех уровнях (от макро до микро) в процессе ее деятельности; рассматривается в рамках ситуационной организационной теории.

Виртуальная или партнерская структура управления— линейно-функциональная структура, распределенная по местам внеофисного размещения работников.

Внешняя адаптация и выживание— процесс, связанный с поиском и нахождением организацией своей ниши на рынке, и приспособление организации к постоянно меняющемуся вешнему окружению.

Внешняя среда организации— совокупность двух относительно самостоятельных подсистем общей среды: макроокружения и непосредственного окружения.

Внутренняя оперативная коммуникация— структурированная коммуникация в пределах организации, непосредственно направленная на достижение целей организации.

Внутренняя среда— подсистема общей среды, находящаяся в рамках (границах) организации.

Выживание организации (системы)— предельная (долгосрочная) мера эффективности деятельности организации (системы) во внешней среде.

Г

Гибкая, адаптивная или органическая структура— организационная структура, способная сравнительно легко менять свою форму, приспосабливаясь к новым условиям внешней среды.

Горизонтальная коммуникация— коммуникация между различными подразделениями одного уровня организации с целью координации действий по достижению поставленных целей.

Горизонтальная организация— организация, построенная на основе горизонтальной дифференциации, отражающей степень разделения труда между ее отдельными единицами.

Д

Департаментализация— создание организационной структуры путем формирования подразделений (отделов, служб и т.д.); на каждое из них возлагается ответственность за выполнение одной или нескольких управленческих или производственных функций.

Дерево факторов— графическое и количественное отображение композиции решения общей проблемы социальной организации за счет скоординированных между собой по уровням и значениям важнейших факторов ее внешней и внутренней среды.

Дерево целей— графическое и количественное отображение композиции последовательного порядка достижения конечной цели организации за счет выполнения подцелей и задач подразделениями организации, скоординированными между собой по иерархическим уровням и значением (приоритетам).

Децентрализация— передача части функций управления от вышестоящих уровней нижестоящим с целою оптимизации синергетического эффекта в организации.

Дивизиональная (продуктовая) структура— организационная структура, в соответствии с которой деление организации на элементы и блоки происходит по видам товаров или услуг, группам покупателей или географическим регионам.

Дивизиональная структура управления — структура, управление которой осуществляется по видам товаров и услуг, группам покупателей или географическим регионам на основе линейно-функциональных связей.

Динамичность среды— скорость изменения одного или нескольких факторов среды.

Документальный информационный поток— 1) разновидность класса сложных открытых динамических систем; 2) упорядоченная совокупность тематически взаимосвязанных элементов, обладающая всеми свойствами системы (целостность, иерархичность структуры), а также свойством динамического функционирования и целесообразного поведения.

Достоверность информации— процент реальных сведений к общему объему информации. Различают три уровня достоверности: абсолютный — 100%, доверительный — более 80% , негативный — менее 80%.

Ж

Жизненный цикл организации— стадии, которые проходит организация за период своего функционирования: рождение, детство, юность, зрелость, старение (ликвидация), возрождение.

З

Закон единства систем управления— каждая организация должна обеспечивать объединение разрозненных элементов, подсистем управления, всех ее звеньев в систему на единой достоверной и доступной информационной базе.

Закон организованности— один из основных законов инвироники, который отражает устойчивую, необходимую, объективную, существенную причинно-следственную связь, направленную на структурную упорядоченность и согласованность материальных, общественных (в том числе производственно-хозяйственных) систем и их элементов с окружающей средой, а также на создание оптимальных взаимодействий развития и совершенствования технологических, экономических социальных, природно-экологических процессов.

Закон пропорциональности производства и управления — закон, реализующий поддержание оптимальных пропорций в производственной, экономической и социальной областях.

Закон развития— каждая материальная система (организация) стремится достичь наибольшего суммарного потенциала при прохождении всех этапов жизненного цикла.

Закон развития и совершенствования— один из основных законов энвироники, отражает устойчивые, необходимые, существенные причинно-следственные и количественные изменения, постоянное возникновение нового, более прогрессивного состояния производственной и хозяйственной систем, отвечающего как внутренним, так и внешним целям их развития.

Закон самосохранения— каждая материальная система (организация, коллектив) стремится сохранить себя (выжить) и использует для достижения этого весь свой потенциал (ресурс).

Закон синергии— для любой организации существует такой набор элементов, при котором ее потенциал всегда будет либо существенно больше простой суммы потенциалов входящих в нее элементов (людей, техники и т.д.), либо существенно меньше.

Законы организации— объективные законы, выражающие упорядоченные, общие, существенные, необходимые, устойчивые и повторяющиеся связи или отношения между элементами, процессами или их сторонами в организациях. В отличие от законов природы предполагают целенаправленную, сознательную деятельность людей.

Звенья организации— 1) элементы организационной структуры организации, реализующие одну или несколько конкретных функций управления или производственных функций; 2) одно или несколько подразделений, которые не обязательно объединены административно, но выполняют функцию управления, как правило, заключающуюся в планировании, регулировании и координации деятельности нескольких служб аппарата управления в целом.

И

Иерархическая структура— организационная структура, характеризующаяся многоуровневым управлением и незначительным объемом управления на каждом уровне.

Инновация (нововведение)— конечный результат инновационной деятельности, воплощенный в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке; нового или усовершенствованного технологического процесса; нового подхода к социальным услугам.

Интегрированные организации— многообразные формы горизонтального объединения организаций (горизонтальные корпорации, модификации конгломератов, консорциумов, холдингов).

Интегрированные системы— совокупность различных подсистем (подразделений), объединяющих свои усилия для достижения целей организации.

Информационная модель— схема потоков информации, используемой в процессе управления, отображающая различные процедуры выполнения функций управления организацией (предприятием) и показывающая по каждой задаче связь входных и выходных документов и показателей.

Информационная система (система информационного обеспечения) — 1) система сбора, хранения, накопления, поиска и передачи данных, применяемых в системе управления; 2) формы информационной деятельности, организационно обособленные от конечного потребителя информационных ресурсов.

Информационная среда управления— совокупность информации, информационных технологий и технических средств управления, профессионализма и культуры отношений персонала, системы документооборота, обеспечивающая доведение до конкретного работника нужной информации в нужное время.

Информация— 1) совокупность сведений о внутреннем и внешнем состоянии управляемой системы (объекта управления), используемых для оценки ситуации и выработки управленческого решения; 2) в обыденном смысле — новые, ранее неизвестные получателю сведения; все то, что устраняет неопределенность.

К

Картель— форма монополистического союза предпринимателей или их объединений, в основе которого лежит соглашение, устанавливающее обязательный для всех участников или участвующих фирм объем производства, цены на товары, условия найма рабочей силы, разграничения рынков сбыта, долю каждого участника в общем объеме производства или сбыта и т.д.

Качество продукции— совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

Команда(в адаптивных структурах) — особым образом сформированный и управляемый коллектив, самоорганизующийся и перестраивающийся, реагирующий на любую ситуацию и задачу как единое целое.

Командная (бригадная) структура— структура управления, основанная на групповой форме организации труда, формирующаяся на основе принципов автономной работы команды, предоставления прав самостоятельного принятия решений, замены жестких правил и норм на гибкие связи.

Коммерческая организация— организация, преследующая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.

Коммуникативность— механизм взаимодействия в группе, с помощью которого члены группы выражают свое отношение к происходящему.

Коммуникации— совокупность информационных каналов между элементами организации или ее частями и целым.

Коммуникации в формальной организации— коммуникации, связанные с должностным положением работника и осуществляемые в разном объеме в трех основных направлениям: восходящем, нисходящем и горизонтальном.

Коммуникационная сеть— соединение определенным образом участвующих в коммуникационном процессе индивидов с помощью информационных потоков.

Коммуникация— 1) использование слов, букв, символов или аналогичных средств для получения общей или раздельной информации об объекте или событии; 2) обмен информацией при подготовке и обеспечении реализации управленческих решений; 3) связующий процесс, необходимый для любого важного управленческого действия.

Конгломерат— организационная форма объединения предприятий, возникающая в результате слияния различных фирм вне зависимости от их горизонтальной или вертикальной общности.

Конкретная функция управления— управленческая деятельность, направленная на достижение подцели в определенной сфере деятельности организации.

Консорциум— временное соглашение между несколькими банками, предприятиями, компаниями, фирмами, научными центрами, государствами для совместного проведения крупных финансовых операций по размещению займов, акций или осуществления наукоемких и капиталоемких проектов, в том числе международных.

Конструкторская подготовка производства— совокупность взаимосвязанных процессов по созданию новых или совершенствованию действующих конструкций изделий согласно требованиям заказчика-потребителя.

Концерн— одна из наиболее сложных форм предпринимательских структур, объединяющая предприятия промышленности, транспорта, торговли и банковской сферы в целях совместного решения каких-либо общих проблем.

Критерий эффективности производства и управления— обобщающие показатели, характеризующие конечные результаты (объем производства, прибыль, рентабельность, время и др.), и частные показатели использования отдельных видов ресурсов (труда, основных фондов, инвестиций).

Л

Линейная структура управления— структура, при которой управленческие воздействия, передающиеся на другие уровни производства и управления, включают административные функции и процедуры.

Линейно-функциональная структура— структура, при которой организационные связи между подразделениями разделяются на линейные (распорядительные) и функциональные (рекомендательные).

Линейно-функциональная структура управления — структура, при которой управленческие воздействия разделяются на линейные (обязательные для выполнения) и функциональные (рекомендательные для исполнения).

Линейно-штабная структура управления— структура, предполагающая образование в помощь линейным руководителями (обычно более высокого уровня) специализированных функциональных подразделений — штабов для решения тех или иных задач (аналитических, координационных, специальных и т.п.).

М

Малые предприятия (МП)— организации и предприятия различных отраслей экономики, имеющие численность персонала, не превышающую пределы, установленные законодательством.

Матричная структура— 1) разновидность проектной структуры, построенная по функциональному принципу, при котором члены проектной команды подчиняются не только руководителю проекта, но и руководителям своих функциональных подразделений; 1) структура управления, построенная по функциональному принципу; 3) структура управления, построенная по принципу деления на функциональные службы, за каждой из которых закреплен определенный круг работ.

Методы управленческой деятельности— способы и приемы анализа и оценки управленческих ситуаций, использования правовых и организационных форм, воздействия на сознание и поведение людей в управляемых общественных процессах, отношениях и связях.

Механизм управления— 1) совокупность структуры и техники организации; 2) совокупность законов, принципов, целей, методов, функций и других категорий управления.

Миссия организации— набор концептуальных положений, в обобщенной форме раскрывающих то, чему решила посвятить себя организация; своеобразная философская, социальная установка организации, ведущее направление ее деятельности.

Мотивация— процесс побуждения человека к деятельности для достижения целей. Влияние мотивации на поведение человека зависит от множества факторов, оно очень индивидуально и может меняться под воздействием мотивов и обратной связи с деятельностью человека.

Муниципальное унитарное предприятие— одна из форм коммерческих организаций, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником.

Н

Набор процедур управленческой деятельности— типовые процедуры («подготовка решения», «принятие решения», «утверждение решения», «согласование решения», «организация выполнения решения»), выполнение которых необходимо для реализации общей функции управления.

Некоммерческая организация— организация, основной целью которой является удовлетворение общественных потребностей и использование получаемой прибыли на свое развитие.

Неформальная организация— незарегистрированная в государственном органе организация, объединяющая людей, связанных личными интересами, интересами в области культуры, быта, спорта и др., имеющая лидера и не ведущая финансово-хозяйственную деятельность, направленную на получение прибыли.

Новые информационные технологии — использование интегрированных систем телекоммуникаций, вычислительной техники и средств автоматизированной обработки информации в процессах управления.

Норма управляемости (охват контролем)— 1) оптимальный размер команды (количество подчиненных), находящейся в подчинении одного руководителя; 2) число работников, подчиненных одному руководителю, при котором суммарная трудоемкость выполняемых им функций приближается к установленному нормативу, а эффективность управленческого труда удовлетворяет требованиям организации.

О

Объект управления— 1) приемник и исполнитель всего или части управленческого воздействия, представленного в виде набора функций или задач; 2) управляемая часть (элемент) организованной системы воспринимающий управляющее воздействие со стороны другого элемента — части системы управления.

Обратные связи— реакция на управляющие воздействия, а также постановка вопроса об их создании.

Оперативно-производственное планирование(ОПП) — система мер, направленная на конкретизацию технико-экономического плана во времени и пространстве.

Операционная система— общая система производственных функций организации, состоящая из трех подсистем: перерабатывающей подсистемы, подсистемы обеспечения, планово-контрольной подсистемы.

Оптимальная модель руководства— системное единство стилей, техники и средств руководства.

Оптимизация структуры— приведение структуры организации, ее взаимодействия с рынком и внутренних взаимодействий в состояние, способствующее максимально эффективному достижению целей организации в рамках принятых стратегий.

Организаторская деятельность— создание или усовершенствование механизма управления в соответствии с целями и задачами организационных систем.

Организационная среда— совокупность внутренней и внешней среды организации.

Организационная структура— структура объекта управления (системы, организации), отражающая взаимодействие между его элементами.

Организационное проектирование— функция организации, заключающаяся в разработке таких организационных элементов и отношений в создаваемой (моделируемой) системе, при реализации которых возникшее организационное целое обладало бы свойствами высокой надежности, устойчивости и экономичности.

Организационный процесс— процесс, отражающий количественные и качественные изменения объекта управления на всех этапах и стадиях его деятельности.

Организация (организованная система)— 1) искусственная организация (объект), созданная человеком по определенному плану (проекту); 2) активный относительно независимый элемент общественной системы, через который преломляются интересы индивида и общества.

Организация (от лат. оrganizo — сообща, стройный вид, устраиваю) как процесс — совокупность действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого; как объект — это объединение элементов для реализации программы или цели по производству товаров, услуг, информации, знаний и действующих на основании определенных правил и процедур.

Оценка эффективности управления в организации— комплексное применение системы обобщающих и частных показателей, показывающих уровень реализации заданий, надежность и организованность системы управления, скорость и оптимальность принимаемых решений.

П

Поточное производство— экономически целесообразная форма организации процесса изготовления изделий и входящих в них элементов, воплощающая в себе принципы специализации, прямоточности, параллельности, непрерывности, пропорциональности и ритмичности.

Производственный процесс— совокупность взаимосвязанных процессов труда и естественных процессов, в результате которых исходное сырье и материалы превращаются в готовую продукцию.

Производственный цикл— календарный период времени с момента запуска сырья, материалов в производство до полного изготовления готовой продукции.

Принцип планирования— каждая организация должна иметь обоснованный план деятельности и развития.

Принцип приоритета субъекта управления над объектом при создании структурного подразделения (звена) — при создании организации собственник или учредители должны подбирать «под себя» персонал, выпускаемую продукцию, местоположение организации.

Принцип пропорциональности— принцип обеспечения равной пропускной способности разных рабочих мест одного процесса, пропорциональное обеспечение рабочих мест информацией, материальными ресурсами, кадрами и т.д.

Принцип прямоточности— принцип рациональной организации процессов, характеризующий оптимальность пути прохождения предмета труда, информации и т.п.

Принцип соответствия эффективности производства и экономичности— для каждой организации должно быть найдено соответствие между эффективностью и затратами.

Принцип сочетания управления и самоуправления— в любой организации управление и самоуправление должны сочетаться на каждом уровне управления.

Проектирование организации— наука определения целей деятельности и организации работ группы людей для их достижения.

Проектная структура— структура управления, под которой понимается временная организация, создаваемая для решения конкретной комплексной задачи (разработки проекта и его реализации).

Производственные функции— функции основного, вспомогательного и обслуживающего производства товаров, услуг, информации или знаний.

Процедура— некая часть процесса (набор операций), обеспечивающая эффективную реализацию процесса более высокого порядка.

Процедура управления— часть процесса управления, включающая набор конкретных операций, обеспечивающий эффективную реализацию общей функции управления.

Процесс организационного проектирования— последовательное приближение к модели рациональной структуры управления, в котором методы проектирования играют вспомогательную роль при рассмотрении, оценке и принятии к практической реализации наиболее эффективных вариантов организационных решений.

Процесс управления— часть управленческой деятельности, включающая формирование системы коммуникаций, разработку и реализацию управленческих решений, создание системы информационного обеспечения управления.

Прямые связи— преимущественно управляющие воздействия, выражающиеся в целенаправленном, организующем и регулирующем влиянии одних людей или государственных и общественных институтов на сознание, поведение и деятельность других.

Р

Рабочая группа— форма организации труда работников, определяемая численностью, квалификационным составом, сложностью выполняемых работ и уровнем их технического и технологического обеспечения, с учетом возможности совмещения профессий или отдельных функций работников.

Рациональная структура— структура организации, спроектированная по критерию рационального охвата контролем и эффективной координации и управления всеми видами ее деятельности с учетом профессионализма персонала.

Ремонтная единица— условный показатель, характеризующий нормативные затраты на ремонт оборудования первой категории сложности.

Реинжиниринг— фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование бизнес-процессов для достижения существенных улучшений таких показателей как затраты, качество, уровень обслуживания, оперативность.

С

Сертификация продукции— деятельность тех или иных органов и субъектов хозяйствования по подтверждению соответствия продукции требованиям, установленным нормативными актами и конкретными стандартами или другими нормативными документами по стандартизации.

Синергетический эффект— существенное (скачкообразное) увеличение (положительный синергетический эффект) или уменьшение (отрицательный синергетический эффект) потенциала организации при изменении потенциалов несколько ее ресурсов, при этом изменение потенциала организации существенно больше, чем простая сумма потенциалов каждого введенного ресурса.

Система — 1) целое, созданное из частей и элементов для целенаправленной деятельности и обладающее новыми свойствами, отсутствующими у элементов и частей его образующих; 2) объективная часть мироздания, включающая схожие и совместимые элементы, образующие особое целое, которое взаимодействует с внешней средой.

Система (организация) закрытая— по Бертоланфи: «Случай, когда системы не имеют входов и выходов во внешнюю среду, с которой по этой причине не происходит обмена веществом и энергией между средой и организацией».

Система (организация) открытая— система, обменивающаяся с внешней средой веществом и энергией, на основе обратных связей способна поддерживать подвижное (гомеостатическое) равновесие.

Система создания и освоения новой техники— совокупность взаимосвязанных процессов, обеспечивающих научную, конструкторскую, технологическую и организационную готовность предприятия к выпуску нового изделия заданного уровня качества.

Система стимулирования— совокупность средств, с помощью которых может осуществляться побуждение человека к направленной деятельности, ориентированной на достижение определенных целей (мотивирование).

Система управления (СУ)— совокупность всех элементов, подсистем и коммуникаций между ними, а также процессов, обеспечивающих заданное (целенаправленное) функционирование организации.

Система управления качеством— совокупность мероприятий, методов и средств, обеспечивающих скоординированные действия органов управления для достижения главной цели системы.

Ситуационные модели лидерства— модели эффективного лидерства, построенные на основе трех переменных: лидерских качеств, лидерского поведения и ситуации.

Создание (предотвращение) конфликта— переход с одной ступени противоречий на другую.

Средства коммуникации— группировка видов коммуникаций, включающая: 1) несловесные персональные коммуникации; 2) словесные устные; 3) письменные персональные; 4) письменные групповые коммуникации внутри организации и за ее пределами.

Стандарты— нормативы, являющиеся эталоном для сравнения получаемых в производстве параметров с теми требованиями к качеству продукции, которые в них закреплены.

Структура организации — совокупность внутренних устойчивых связей элементов, обеспечивающая ее целостность и тождественность самой себе. Это свойство, порождающее характерное поведение и качественное состояние или состав и соотношение элементов упорядоченности, когерентности, когда частицы — это элементы организованные в строго определенные конфигурации. Отсутствие упорядоченности означает отсутствие структуры. Структура — инвариант организации, ее подвижных форм.

Структура управления— совокупность устойчивых связей, объектов и субъектов управления организации, реализованных в конкретных организационных формах, обеспечивающих целостность управления и его тождественность самому себе, с.е. сохранение основных свойств при различных внутренних и внешних изменениях.

Структуризация системы управления организацией— этап системного анализа; вся совокупность объектов и процессов, имеющих отношение к поставленной цели, разделяются на собственно изучаемую систему и внешнюю среду, затем выделяются отдельные составляющие изучаемой системы, а возможные внешние воздействия представляются в виде совокупности элементарных взаимодействий.

Субъект управления— источник управленческого воздействия по функциям управленческой деятельности.

Т

Такт поточной линии— календарный период времени между запуском (выпуском) на линию данного объекта (детали, сборочной единицы, изделия) и следующего за ним.

Техническая подготовка производства— совокупность процессов научного, технического и организационно-экономического характера, направленных на разработку и освоение новых видов продукции, осуществляемых от начала научных исследований до введения изделия в эксплуатацию и определяющих технический уровень, качество и эффективность новой продукции как в производстве, так и в эксплуатации.

Технический уровень продукции— относительная характеристика качества продукции, основанная на сопоставлении значений показателей, характеризующих техническое совершенство оцениваемой продукции с соответствующими базовыми значениями.

Тип производства— комплексная характеристика организационно-технического уровня производства, представляющая собой совокупность номенклатуры продукции, объема производства, повторяемости продукции, выпуска однотипной продукции, характера загрузки рабочих мест, типа используемого оборудования, квалификации рабочих, себестоимости продукции.

Традиционная организационная теория— исследует и специфицирует функции подразделений организации в условиях относительно стабильности целей, технологий управления и внешней среды.

У

Унитарное предприятия— коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней имущество.

Управление корпоративной культурой— 1) заявление абстрактных и возвышенных идеалов для подъема энтузиазма в принятии вводимых ценностей и верований; 2) постоянное внимание к деталям реальной жизни в организации.

Управление производством— выбор основных параметров работы техники и применение технологий, определение объема выпуска продукции или оказания услуг, расстановка людей, организация подачи материалов и комплектующих изделий, инструментов, технической документации, обслуживание и ремонт машин и механизмов, контроль качества и т.д.

Управленческая информация— это совокупность сведений о состоянии и процессах, протекающих внутри и вне организации.

Управленческие отношения— 1) взаимосвязи и взаимозависимости элементов данной системы управления; 2) сложная социальная система связей между людьми, которая имеет место в процессе реализации функций управления.

Управленческие технологии— проявление социальных технологий, отражающее непосредственно управленческие процессы, состоящее в системном соединении научного знания, управленческих потребностей и интересов общества, целей и функций государственного управления, возможностей и элементов управленческой деятельности.

Управляемая подсистема— объект управления, исполняющий управленческое воздействие в процессе производственной деятельности организации.

Управляющая подсистема— субъект управления, вырабатывающий управленческое воздействие для управляемой подсистемы в процессе функционирования организации.

Устойчивость организации— способность организации сохранять себя и выполнять функции в состояниях, близких к равновесию, если из этого состояния она будет выведена влиянием факторов внешней и внутренней среды. Право на существование имеют только устойчивые организации, а развиваются такие, которые способны на время быть устойчивыми под влиянием соответствующих факторов или условий.

Ф

Финансово-промышленная группа— диверсифицированные многофункциональные структуры, образующиеся в результате объединения капиталов предприятий, кредитно-финансовых и инвестиционных институтов, а также других организаций с целью максимизации прибыли, повышения эффективности производственных и финансовых операций.

Фирменная цель— совокупность ценностных ориентаций и моральных норм фирмы (организации).

Формальные организации— зарегистрированные в установленном порядке общества, товарищества и т.д.; выступают как юридические или неюридические лица.

Формы интеграции хозяйствующих субъектов— вертикальные структуры (корпоративные группы), реорганизованные из отраслевых структур и созданных заново, и структуры, созданные на основе горизонтальной дифференциации.

Функции управления производственными функциями— функции по руководству производственной деятельностью рабочих и специалистов, реализуемые менеджерами (низшим звеном управления) организации.

Функции управления управленческой деятельность — функции по руководству деятельностью менеджеров организации, реализуемые ее руководителями высшего и среднего звена управления.

Функциональная структура управления— структура, при которой управленческие воздействия разделяются на линейные и функциональные и каждое из этих воздействий обязательно для исполнения.

Функционально-стоимостной анализ— метод комплексного системного исследования функций объектов, направленный на обеспечение общественно необходимых потребительских свойств объектов и минимальных затрат на их проявление на всех этапах их жизненного цикла.

Функция— относительно самостоятельные участки работы, виды работ по управлению предприятием в целом, выделившиеся в процессе разделения труда в управлении.

Функция ориентации на потребителя— учет целей, запросов, интересов потребителей, отраженный в элементах культуры и прежде всего в системе ценностей фирмы, способствующий установлению прочных и непротиворечивых отношений фирмы со своими клиентами.

Функция управления— совокупность действий, относительно однородных по некоторому признаку, направленных на достижение частной цели и подчиненных общей цели управления.

Х

Хозяйственные товарищества и общества— коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом.

Холдинг (холдинговая или держательская компания )— организация, владеющая контрольными пакетами акций других компаний с целью осуществления по отношению к ним функций контроля и управления.

Ц

Цель— прогнозируемые, планируемые и желаемые результаты, которые должны быть достигнуты организацией и на достижение которых направлена ее деятельность.

Э

Эволюция— в широком смысле — представление об изменениях в обществе и природе, их направленности, порядке, закономерностях; в более узком смысле — представление о медленных, в отличие от революционных, постепенных количественных и качественных изменениях в объекте.

Эффективность деятельности организации— совокупность количественных (экономический эффект) и качественных (социальный эффект) показателей, выраженных в производительности управленческого труда.

Эффективность объекта (организации) — результативность создания и использования объекта как отношение суммарного полезного эффекта к совокупным затратам за его жизненный цикл.

Эффективность управления (в организации)— результат функционирования организации и процесса управления в виде взаимодействия управляемой и управляющей подсистем, т.е. интегрированный результат взаимодействия компонентов управления.

G

GALS-технологии — концепция организаций и интегрированной информационной поддержки жизненного цикла продукции, основанная на безбумажном носителе обмена данными и стандартизации представления данных на каждом этапе жизненного цикла.